‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«У христиан должна быть ревность о Господе…”

— считает алтарник храма Святителя Николая в Пыжах, участвовавший в защите Православных святынь от кощунников.

— считает алтарник храма Святителя Николая в Пыжах, участвовавший в защите Православных святынь от кощунников.

Восемнадцатого января исполняется ровно год с тех пор, как шестеро прихожан московских храмов посетили выставку "Осторожно: религия!", размещенную в музее и общественном центре имени академика Сахарова, и были возмущены провокационным характером экспонатов, оскорбляющих религиозное чувство христиан. Чтобы прекратить противоправное действие устроителей, Православные граждане замазали краской наиболее кощунственные экспонаты, направленные против христианства и Русской Православной Церкви. В тот же день все участвовавшие в прекращении незаконной акции были задержаны сотрудниками ОВД "Таганское", и в отношении них было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство). По Божьей милости, впоследствии они были судом оправданы. А на устроителей выставки и директора центра имени Сахарова было заведено уголовное дело…
Мне удалось увидеться в Москве с двумя из этих мужественных молодых людей: Алексеем Кульбергом и Михаилом Люкшиным. После службы к Алексею, который среди алтарников московского храма Святителя Николая в Пыжах самый молодой, постоянно подходили со всякими вопросами прихожане — и стар, и млад. Он охотно согласился помочь мне встретиться с кем-то из участников прошлогодней нашумевшей истории. И через несколько дней я встретилась с Михаилом Люкшиным, который любезно согласился восстановить в памяти и поделиться с нами подробностями того события, которое некоторые Православные интернет-издания назвали в своих опросах одним из важнейших событий ушедшего года (это наряду с переговорами Московской Патриархии с представителями Зарубежной Церкви и освящением Храма-на-Крови в Екатеринбурге!). И в этом выводе, наверное, не так уж много удивительного — ведь эти молодые люди отстояли Православные святыни, сохранили «лицо» всех верующих россиян…
Михаил Люкшин служит алтарником в храме Святителя Николая, настоятелем которого является протоиерей Александр Шаргунов.
— Скажите, вы входите в Комитет «За нравственное возрождение Отечества», который возглавляет отец Александр?
— Нет. Мы просто как граждане России и верующие Православные христиане адекватно ответили на кощунство, которое происходило в то время в сахаровском центре. Мы выполнили свой христианский и гражданский долг. А у общественного комитета совсем другие задачи…
— Откуда вы узнали про выставку?
— Из «Независимой газеты», там была опубликована статья об этой выставке. Причем поместили кощунственные фотографии, из которых стало многое ясно. Мы хотели удостовериться, так ли это, и просто поехали посмотреть. То есть не было никакой организации, никто из нас предварительно не готовился к этому.
…Мой вопрос о том, советовались ли они с отцом Александром прежде чем посетить выставку, по понятной причине смущает Михаила. После нескольких сбивчивых фраз он сказал, что «это не имеет никакого значения». Я этот уклончивый вопрос поняла как естественное проявление безпокойства за то, чтобы ненароком «не подставить» отца Александра и чтобы действия алтарников не были истолкованы, как «указ сверху», со стороны священства. Молодые люди, совершившие это благородное дело, всю вину берут на себя, а не перекладывают ответственность (как это нередко случается) на чужие плечи.
— Каким же образом в ваших руках оказались баллончики с краской?
— Баллончики были в одной из машин, на которых мы приехали. Машине требовались кузовные работы, и для покраски были приготовлены эти баллончики.
— То есть взять их — было первое, что пришло в голову?
— Да. Первое, что подсказала совесть. Мы это и сделали.
— Какое было впечатление от увиденного на выставке? Это было гаже, чем вы думали?

— Фотографии в газете уже отображали полное безобразие, надругательство над верой, над святынями. И мы удостоверились в том, что эта выставка была целенаправленно посвящена надругательству над Церковью, над Христом, над Божией Матерью и всеми Православными святынями. Даже образ Христа на выставке был поруган и искажен. Это терпеть было невозможно. В выставке принял участие тот самый Тер-Оганьян, который разрубал иконы в Манеже, и который давал потом интервью об этом. Все делалось публично, то есть это не какие-то его личные извращения. Хотя я не сомневаюсь, что он какой-то духовный извращенец. Он даже, говорят, состоит на учете в психдиспансере.
Он высказывался публично о своих злых намерениях, прямо говорил: «Меня возмущает, что есть в Москве Православные храмы. Почему они вообще здесь находятся?»
— Как вы относитесь к высказыванию депутата Госдумы от СПС Л. Гозмана? 19 сентября 2003 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил о том, что выставка «не могла оскорблять чувства верующих, потому что она была расставлена не по ходу крестного хода. Здесь они это делали в закрытом помещении, они объявили, что они делают; фактически это то же самое, что делать нечто дома».
— Нет.Это публичное место, в центре Москвы. На выставку могли зайти какие угодно люди, без ограничения возраста. Могли, например, детский сад привести на экскурсию.
— И что же вы конкретно сделали на выставке?
— Когда мы оказались в этом вертепе разбойников, — а это был просто какой-то сатанинский храм, — то все, что могли закрасить, заретушировать, мы заретушировали. И свое мнение об этом месте выразили. Просто написали, например, такие слова: «Вы прокляты, потому что вы ненавидите Православие».
— Милиция приехала сразу?
— Нет, минут через десять. У нас даже было время, чтобы еще что-то приписать и подробнее «ознакомиться» с экспонатами. Кто-то из нас находил все новые и новые кощунства и говорил: «Посмотрите, что здесь!» А другой: «А посмотрите, что здесь!».
Мы бегали по этому помещению и ужасались. Какое там, например, отношение было к Достоевскому, к нашему великому классику!
— А что там было?— Был такой мерзкий триптих с изображением Достоевского. Даже не описать… Там вообще столько всего было! Не только поругание нашей веры, но и нашей культуры, литературы… Это касается всей русской культуры…
— Как вы считаете, руководители выставки и руководство центра Сахарова действовали сообща?
— Да, безусловно, это одна и та же компания, люди заинтересованные друг в друге и объединенные нелюбовью к Православной вере. Мы видели, что они говорили на пресс-конференции, и потом Самодуров (директор центра им. Сахарова, — прим. О.З.) интервью давал…
— Как вы относитесь к заявлению Юрия Самодурова о том, что он увидел экспонаты за 15 минут до открытия выставки?
— Все было известно заранее, и это отражено в интернете. К тому же, выставка открылась четырнадцатого января, а мы туда пришли восемнадцатого…
— То есть у него было время закрыть ее?
— Конечно. Ведь человек ответственный, который сдает кому-то помещения, все-таки должен знать, о чем идет речь.
— А какую роль в этой истории играет вдова А.Д. Сахарова Елена Боннер?
— Я слышал ее высказывания из Америки. Она думает, что «защищает демократию». Но эта выставка как раз была направлена против демократии в России. Устроители выставки прикрывались демократией, преследовали какие-то свои интересы. Боннер прекрасно знает, о чем идет речь, но это просто заинтересованный человек, который прикрывает эту преступную группу. Таким образом, она тоже получается косвенной соучастницей преступления.

— Может быть, это просто обыкновенный бизнес?
— Нет, это исключено. Это целенаправленная кампания, которая давно началась, которая и сейчас идет. Но деньги здесь играют не последнюю роль. Ведь Сахаровский дом финансировался Березовским. Говорят, он много денег положил на их счет. Я считаю, что Церковное Священноначалие должно жестко отреагировать на этот вызов, а не какими-то расплывчатыми фразами. Чтобы все запомнили, что мы этого так не оставим. Ведь это зло направлено против Православия. А если мы Православие не отстоим, то неотвратимые беды начнутся. Потому что, если верующие не имеют ревности о Господе, тогда это уже не вера.
— А какая-то реакция представителей Московской Патриархии на этот инцидент последовала?
— Прозвучали высказывания Митрополита Кирилла и Митрополита Сергия. Это, конечно, величайшая поддержка. И мы за это очень благодарны.
— История с этой выставкой как-то повлияла на ваши взгляды, на мировоззрение?
— Нет. Мы просто еще раз убедились, что ведется духовная брань против Православия, против нашего народа. К сожалению, за нас не вступились ни мэр столицы, который тоже является ответственным за это безобразие, ни президент России, который ездит по святым местам, с сочувствием говорит о Православии, — хотя мы обращались к нему, тысячи писем было к нему направлено…
— А почему обвинение было выдвинуто именно против вас и Анатолия Зякина?
— Нет, обвинение было против всех, просто мы разделились на несколько групп, и у каждой были свои адвокаты. Поскольку нас вызвали предательским, обманным способом — нам сказали: «Приходите, побеседуем, расскажете, что там было». А вместо этого нам предъявляют обвинительный акт. И так как один из адвокатов был в отпуске, а другой на месте, и это был наш адвокат, и мы оказались дееспособны с юридической точки зрения принять обвинительные заключения, — поэтому против нас с Анатолием дело и возбудили. То есть это не связано с тем, что мы были активнее остальных. Так получилось по воле Божией.
— Во время суда вы ожидали, что вас все-таки оправдают?
— Мы надеялись на Господа и были готовы принять любое решение.
— А страшно было?
— Мы об этом не думали. Мы же отстаивали веру, причем здесь страх Когда есть вера, то все остальные понятия уходят. Потому что мы исполняли свой долг. Мы же не свою честь и достоинство защищали. Мы защищали веру нашу. Поддержка верующих (три тысячи человек стояли у здания суда и молились) укрепляла нас.
— И если бы сейчас вновь сложилась подобная ситуация, вы бы так же поступили?
— Это долг каждого христианина. Значит, и наш тоже.

На снимках: алтарник Михаил Люкшин; в Сахаровском центре после разгрома выставки "Осторожно: религия!" (на плакате с рекламой кока-колы был кощунственно изображен лик Спасителя).

Ольга Захарьян,
г. Санкт-Петербург
16.01.2004
1336
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru