‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Автор сам выбирает поле битвы...»

Переписка известных Православных писателей протоиерея Николая Агафонова и Юлии Вознесенской.

Переписка известных Православных писателей протоиерея Николая Агафонова и Юлии Вознесенской.

Мы публикуем переписку самарского священника Николая Агафонова и писательницы Юлии Вознесенской. Юлия Николаевна умерла 20 февраля этого года в Берлине, Германия. Бывшая советская диссидентка, высланная из Ленинграда за границу, больше трех десятилетий прожившая в Германии, она впоследствии стала одной из самых популярных Православных писательниц. А протоиерей Николай Агафонов удостоился Патриаршей литературной премии. Мы благодарим отца Николая за то, что он передал в «Благовест» для публикации эту личную переписку.

Продолжение. Начало см.

«А теперь наденьте епитрахиль...»

14 октября 2006 г.

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы, дорогой батюшка Николай!

Неужели закончили роман?! Ой, а почитать-то как хочется!

Спаси Господи за рассказ о монастыре. Как бы хотелось в таком местечке пожить, поработать. Нет, не писать даже, а просто поработать трудницей, во саду ли в огороде повозиться. Каждый день на Литургии бывать. Грешная я, нет мне благословения пожить в обители — не пускают.

Вот и сейчас сижу дома при больном сыне. Сегодня даже в храм не поехала, не захотела его одного оставлять: как бы я стояла на службе, зная, что ему дома одному плохо и тревожно? Мы даже гуляем «за ручку». Уже два месяца в Берлине, а он пока так и не смог выучить дорогу от дома до ближайшего магазина.

Пишется мне трудно и плохо. Помолитесь о нас с Андреем!

Храни Вас Господь.

С уважением Ваша Ю. Вознесенская.

15 октября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Искренне сочувствую Вашим скорбям, но Бог милостив и обязательно пошлет Вам утешение. Как только отредактирую роман, сразу пришлю. Осталось совсем чуть-чуть. Завтра иду на службу и буду молиться о Вас с Андреем.

Всегда Ваш,

недостойный прот. Н. Агафонов.

24 октября.

Спаси Господи, дорогой отец Николай!

Пока ничего хорошего. Андрюшка слабенький, лечимся все еще привезенными из России лекарствами, потому что пока не получили больничной кассы. Пишется туго, молится плохо, живется... Ну как-то все-таки живется!

А Вы как, дорогой батюшка и коллега?

С любовью

Ваша ЮВ.

24 октября.

Милая моя Юлия Николаевна!

Я Вас хорошо понимаю, какое уж тут писание, коли душа болит о другом. Чем я могу вам помочь, кроме молитвы, — может быть, какие лекарства?

Немного о себе. После того как сдал в издательство окончательный вариант романа, сел за документальное описание жизни Иоанна Дамаскина для серии ЖЗЛ. Работа идет медленно, постоянно какие-то проблемы, которые приходится решать, а это все выбивает из колеи.

С тоской вспоминаю Барятино, там я работал безо всех помех. Теперь невольно мечтаю удалиться из города на служение в какую-нибудь глухую деревню. Недавно перечитывал очень трогательные письма от учеников шестых классов Ногинской школы. Многие из них просили меня написать что-нибудь о современных школьниках. Я сел и за один вечер написал рассказ, который высылаю Вам для знакомства. Параллельно с ЖЗЛ начал писать повесть «Жало смерти» — про мальчика, попавшего в секту сатанистов.

Прочитали ли Вы мой роман или Вам сейчас не до него?

Всегда Ваш прот. Н.А.

27 октября.

Дорогой отец Николай, не серчайте на меня! Сейчас и сын болеет, и сама еле хожу, да еще и книжку срочно дописываю, а она плохо идет!

Вот сдам книгу, отпечатаю на принтере нашего любимого «Иоанна Дамаскина» и буду читать, упиваться, а потом и рецензию напишу.

С уважением и просьбой о молитвах о рр. Б. Иулии и Андрее

Ваша ЮВ.

28 октября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Бог Вам в помощь закончить Вашу книгу и сдать ее. Я тоже жду эту книгу и надеюсь, что в ней Юлия и Анна обретут себе маму.

Всегда преданный Вам прот. Н.А.

28 октября.

Вы угадали, батюшка! Они нашли себе и маму, и старшую сестру одновременно.

Вчерне я как раз закончила книжку, только сегодня. Но теперь предстоит самая ужасная и нудная работа — править. Я не умею писать сразу, пишу прежде какой-то патлатый и драный черновик, а уже потом скребу и скребу курсором по дисплею — чищу, правлю, связываю концы с концами.

Спасибо за так вовремя пришедшее Ваше благословение, теперь буду «скрести» с легким сердцем. Храни Вас Господь, дорогой батюшка и коллега!

Я Вам уже признавалась, что горжусь знакомством с Вами?

ЮВ.

17 ноября 2006 г.

Благословите, дорогой о. Николай, и поздравьте — закончила сегодня «Юлианну» и даже вчерне выправила. Посылаю Вам, как обещала.

А теперь наденьте епитрахиль — я каяться буду. Я вычистила папку «входящих» и не заметила, что не перенесла в Вашу личную папку «Дамаскина». Простите меня, недотепу, и пришлите снова! Я как раз и принтер новый купила, лазерный: выведу на принтер и сяду читать в полном комфорте.

Не сердитесь на меня, ладно?

С любовью Ваша ЮВ.

17 ноября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Поздравляю Вас от всего сердца и всей писательской души с окончанием Вашей третьей «Юлианны», буду с интересом читать.

От души посмеялся над Вашим юмором с епитрахилью, это очень оригинально — накинуть на компьютер епитрахиль. Теперь чтобы мне соблюсти тайну исповеди, необходимо стереть Ваше письмо, а оно мне дорого, не знаю, что и делать.

Посылаю «Дамаскина».

Всегда Ваш преданный друг и смиренный ученик, прот. Н. Агафонов.

23 ноября.

Дорогой о. Николай, «Иоанна» читаю и наслаждаюсь. Дивная получилась книга, как я и предрекала! Гарантирую, это будет книга года! И вообще одна из лучших наших Православных книг.

Ваша читательница и почитательница Ю. Вознесенская.

«Я не мастер, но надеюсь им стать»

25 ноября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Посылаю Вам рассказ «Очень важный поступок», он у меня новый, еще нигде не печатался.

Всегда Ваш прот. Н. Агафонов.

25 ноября.

О. Николай, я полная компьютерная идиотка, спасайте! Можете Вы сделать текст рассказа плотным, чтобы он заполнял всю страницу? Вот я посылаю Вам текст, в который внесла поправки — абзацы выделила.

ЮВ.

25 ноября.

Я очень рад, спасибо за правку рассказа, она как раз была мне очень нужна.

прот. Н.А.

P.S. Понравился ли Вам рассказ?

25 ноября в 13:09.

Очень! Это то, что я люблю: Православие через самую-самую простую жизнь! И с улыбкой! Ненавижу православное занудство в литературе. У нас с Вами этого нет! Ай да мы!

А Ваш «Дамаскин» — это все-таки чудо! Ну, теперь за Мироносиц?

25 ноября.

Да, теперь за Мироносиц, если Вы к этому готовы.

Вопреки распространенному на Западе мнению, Мария Магдалина никогда не была женщиной легкого поведения (см. Толковую Библию под ред. Лопухина). У нее была какая-то духовная болезнь (Христос изгнал из нее семь бесов). Можно смоделировать причину этой болезни как духовное потрясение Магдалины в ее детстве (юности).

Вы можете обыграть такой вариант. Маленький городок Магдала, где живет семья Магдалины. Ее братья еврейские патриоты (зелоты), борющиеся с римским владычеством. Они схвачены римскими властями и распяты на глазах Магдалины. После этого с ней и могла случиться падучая или какая иная тяжелая болезнь. Может быть, какая-то другая трагедия в семье. Вариантов много. В конце концов она приходит ко Христу, Который ее исцеляет.

Мария Магдалина, безусловно, лидер среди Жен-Мироносиц. Умная, горячо преданная Учителю и горячая характером. Естественно, роман заканчивается историей ее апостольского путешествия в Рим. Это лишь варианты, вы можете предложить свой.

Если вы не передумали о нашей соавторской работе над романом, то начинайте изучать материал (Мария Магдалина). Работу над романом планирую начать в марте 2007 года. Мы будем работать вначале самостоятельно каждый над своим образом, а потом будем согласовывать и соединять, друг друга дополнять, хвалить и критиковать, спорить и находить согласие. И все это для того, чтобы довести роман до возможного совершенства.

Всегда Ваш прот. Н. Агафонов.

25 ноября в 18:44.

Ой, я думала, Вы про меня забыли и сами уже пишете!

Отец Николай, а давайте я точно дам ответ в конце года? Чтой-то я робею. Особенно после Вашего «Дамаскина». Знаете, что будут говорить? Вот, прицепилась к мастеру!

25 ноября.

Хорошо! Время терпит, можно дать ответ и в феврале. Но я еще не мастер, хотя честно признаться, надеюсь им стать.

Сейчас работаю над повестью о Чечне.(1) Сюжет такой: в Грозный приезжает русский инженер восстанавливать нефтеперерабатывающий завод. Его крадут боевики с целью получить хороший выкуп. В плену он неожиданно встречает своего бывшего армейского друга-чеченца — полевого командира, с которым служил в армии 25 лет назад и в свое время спас его от дедовщины... Для меня это очень интересная тема.

Эпиграф к повести звучит так:

«Он враг для нашего народа,

Но друг для сердца моего...

Из рукописи, найденной на чердаке».

Остаюсь всегда Ваш поклонник и друг прот. Н. Агафонов.

25 ноября в 20:36.

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и друг друга им не понять...(2) В переводе на русский «Русь есть Русь, Кавказ есть Кавказ...»

Бог в помощь!

Труженик Вы, батюшка! А я лентяйка безпросветная.

А насчет того, кто чей поклонник, это еще надо очень и очень проверять! Мне «Дамаскина» ни в жисть не написать! Да я Вам по секрету скажу, сейчас такое вряд ли вообще кто напишет. И раньше не умели, всякие там Сенкевичи и Мережковские. Писать-то они умели, но вот писать хорошо и ПРАВОСЛАВНО — это шиш!

Так что это я Ваш друг и поклонница. ЮВ.

«Запишите нас всех в ваш синодик, батюшка!»

27 ноября.

Отче, благословите!

Дорогой о. Николай, великолепно, прекрасно, драгоценно! И как идет сюжет — как в гору Фавор! Вся последняя часть — просто восторг! И Радость Пасхальная, когда Иоанн и старец примиряются — какие чудесные строки!

Ну а как же без ложки дегтя? Ну скорее капельки? А вот она! Одна-единственная на всю книгу малюсенькая капелька дегтя: никак не можно св. Иоанну чистить в монастыре «туалеты»!(3) «Нужники», в крайнем случае «сортиры», но не эти европейские «туалеты», уж Вы простите — ну никак!

Эту книгу ждали, и теперь она есть. Слава Богу!

Святый отче Иоанне, буди и впредь руководителем и покровителем писателю твоему, протоиерею Николаю, и моли Бога о нем! И меня, грешную р.Б. Иулию, не забудь и не отрини!

ЮВ.

10 декабря 2006 г. в 06:00.

ДОБРОЕ УТРО, ДОРОГОЙ О. НИКОЛАЙ!

Молитесь о нас с Андреем!

Между прочим, у меня еще сын, младший, его зовут Адриан (Артур). И чудная невестка Надежда, и внучки Наталья и непраздная Екатерина, и старенькая моя и немощная мамочка Ольга, и брат Борис с женой (пока гражданской) Тамарой. Все верующие, все крещеные. Запишите нас всех в Ваш Синодик, дорогой батюшка! Я такая нерадивая молитвенница, что остаются надежды только на чужие молитвы. Все никак не могу придумать прошение о молитве, которое можно было бы вставлять во все мои книжки. Может, подскажете?

С уважением и любовью о Господе

Ваша ЮВ.

19 декабря.

Дорогой отец Николай!

Не знаю, когда у Вас именины, но на всякий случай поздравляю Вас от всей души с праздником и желаю больших-пребольших творческих успехов!

Ваша поклонница и почитательница недостойная р.Б. Иулия Вознесенская.

4 февраля 2007 г.

Корпорация, с которой я вел переговоры о создании Православных фильмов, возглавляется человеком, у которого духовник — отец Илий из Оптиной. Так что все складывается как нельзя удачно. Надо, чтобы Ваш режиссер вышел на меня, и я с ним встречусь в Москве (с 12 по 15 февраля). Я его сведу с этими людьми, и мы обговорим все вопросы. И согласуем с Вами дальнейшие действия.

Всегда преданный Вам прот. Н. Агафонов.

4 февраля 2007 г. в 21:54

Очень, очень тронута, батюшка! Вот такие повороты, что явно идут по воле Божией, я с радостью принимаю. Я уже переслала Ваше письмо моим издателям: они в контакте с Максимом и, надеюсь, всё ему передадут. Даешь Православный кинематограф!

Храни вас Господь, милый батюшка!

Любящая Вас ЮВ.

7 февраля.

Милая и добрая моя Юлия Николаевна!!!

Вы сами еще не знаете, какое чудо Вы написали (речь идет о повести «Жила-была старушка в зеленых башмаках»). Все остальное на сайте, я должен поделиться с форумчанами своим открытием прекрасного произведения.

Маленькое техническое замечание: «Тут из алтаря вышел отец Иаков и высоким голосом полусказал-полупропел «Благословен Бог наш!» — и этот возглас как отрезал все посторонние мысли Агнии Львовны, и уже до самого конца Литургии, до Причастия Святых Божественных Таин».

Часы, как я понял, уже прочли, значит, это возглас на Литургию, который звучит следующим образом: священник не выходит из алтаря, а прямо в алтаре берет напрестольное Евангелие и, осеняя им крестообразно Антиминс, произносит: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа...»

Ваш восторженный поклонник, прот. Н.А.

У Каина тоже были дети

18 марта 2007 г.

Дорогой о. Николай!

А почитайте, что тут у меня получается. Замахнулась на темищу — аж самой страшно! Жду Вашего комментария.

Ваша н.р.Б. Иулия.

18 марта.

Дорогая Юлия Николаевна!

Мне самому стало страшно, от того, что я не могу сказать Вам ничего хорошего и тем самым Вас огорчу. Но мы же друзья и лукавить не будем. Я скажу так: оригинально, но меня не зацепило. Может быть, я еще до этого не дорос. А может, потому что еще не знаю всего замысла в целом. Всегда Ваш искренний друг и ученик, прот. Н.А.

19 марта 2007 г. в 07:13

Да что Вы, дорогой батюшка, да за что же извинения? Я просто буду жестче смотреть на текст, только и всего — а ведь это полезно для дела. Можно я Вам пришлю потом следующий кусок?

А как у Вас работа идет над новыми книгами?

Тут на днях приходила ко мне подружка, которая Вашего «Дамаскина» читала в рукописи. Увидела у меня на столе книгу, схватила и прижала ее к груди — так обрадовалась!

Помолитесь за меня и моего Андрея. Кислые и слабые мы оба. Андрюшка закончил писать сказку, отправил ее в издательство, а новую книгу пока не начал — промежуточное, тяжелое состояние.

С неизменной любовью (чтоб чего не сочинили, Вы же писатель!) и уважением

Ваша ЮВ.

19 марта.

Ну вот, дорогая Юлия Николаевна!

Я виноват перед Вами, что не так объяснил. Все там так, с чисто литературной стороны, я просто выразил свое отношение к самой идее, что она мне лично непонятна.

Простите меня окаянного.

прот. Н.А.

19 марта.

Дорогая Юлия Николаевна!

Идея прекрасна. То, что допотопные люди были на высоком уровне цивилизации, тоже очень соответствует. Ведь заметьте, что первые города, согласно Библии, стали строить дети Каина. То есть цивилизация (от лат. «цивилиус» — город) началась с детей греха. Я жду новой главы.

Что касается моей литературной деятельности, то все это время я посвящал, да и сейчас продолжаю, созданию сценария полнометражного художественного фильма по мотивам моих рассказов.

Заканчиваю потихоньку повесть «Свет золотой луны», затем приступлю к повести о мальчике, попавшем к сатанистам.

Потом повесть о молодой монахине, поступившей в монастырь из богатой семьи накануне революции.(4)

Если можно, то пришлите мне сказку Андрея. Просто интересно ознакомиться.

Всегда Ваш искренний друг, прот. Н.А.

P.S. Поминать за службою Вас и Андрея буду, как всегда, непременно.

20 марта.

Дорогой о. Николай, посылаю Вам сказочку Андрея.

У меня тут некоторые сомнения возникли относительно исполинов: существует легенда, что это дети падших ангелов, но догматически правильнее считать, что это потомство сифитов, женившихся на каинитках. Так почему они исполины, если и те и другие — люди? У Вас есть какие-нибудь мысли на этот счет? Поделитесь!

Ваша ЮВ.

21 марта.

Дорогая Юлия Николаевна!

Вы правильно считаете, это действительно смешанные браки каиниток и сифитов. «В то время были на земле исполины» (Быт. 6, 4). Предпотопное человечество именуется «исполинами», что в подлиннике означает nephilim — «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис. 13, 33), но основное значение этого корня с древнееврейского языка: «разрушать, ниспровергать». А в форме ниф (neph) — «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому гораздо правильнее будет в этих первобытных «нефилим» видеть не столько людей, отличающихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов.

Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн. Со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились, вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев. «Это были сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 4) — здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые, в отличие от «нефилим», в подлиннике (евр.) названы «ГИББОРИМ» (сильные). В библейском словоупотреблении это означает выдающуюся личность (2 Цар. 17, 10; Дан. 11, 3), отборного воина (1 Парал. 7, 8; 2 Цар. 13, 6), человека, превосходящего других своею силой (3 Цар. 11, 28). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) далеко превосходили своих прототипов как по физическим, так и нравственным (точнее — безнравственным) свойствам.

Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Варух 3, 26-28).

В вашем первом ведерке нужно ввести еще и героя из среды «нефилим», который положил глаз на вашу героиню. Через него вы покажете среду «нефилим». Это будет уже интересно.

Всегда ваш друг, прот. Н.А.

22 марта.

Дорогая Юлия Николаевна! Добрый день!

Сейчас врачи-акушеры зачастую делают кесарево сечение без веских на то причин. Вообще у нас в медицине не редкость хамское отношение к роженицам. Тому я могу привести множество примеров из жизни. Правительство бьет тревогу о демографическом кризисе. Ищут пути его решения. Но президентские 250 тыс.(5) не исправят ситуации. У нас врач-гинеколог получает деньги за каждую операцию кесарева сечения, а за нормальные роды не получает, вот и кесарят каждую вторую. А потом запрещают им рожать.

Но и в самом обществе встречается отрицательное отношение к рождению детей. Общество стремится к «красивой жизни», а в этой жизни дети, которые требуют жертвенности со стороны родителей, являются помехой.

Недавно в роддоме лежала одна наша родственница с третьим ребенком. Она жена священника. Ее палата находилась рядом с дежурными медсестрами, и она невольно услышала их диалог:

1-я медсестра: Не понимаю я тех женщин, которые решились рожать. Надо жить для себя. Жить так, чтоб получить максимум удовольствий, ведь жизнь дается только один раз.

2-я медсестра: Тише говори, рядом лежит жена священника с третьим ребенком.

1-я медсестра: (нарочно громко) А таких я бы сразу в психбольницу отправляла.

Я думаю, дорогая Юлия Николаевна, что в своей книге Вы должны показать допотопное общество, которое убивает детей во чреве, а тех, кто рожает, кесарит. Общество, в котором поощряются однополые браки. Все, что является мерзостью в очах Божиих. Нарушается главная заповедь, данная Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь».

Всегда Ваш прот. Н.А.

«В душе зреет невидимо новое произведение»

19 апреля 2007 г. в 18:02

Помолитесь обо мне, чего-то совсем не пишется. Анемия, гипотония, а главное, ле-е-е-ень сокрушительная и несокрушимая!

Ваша ЮВ.

19 апреля.

Это у меня тоже часто бывает. На самом деле это не лень, а у Вас в душе зреет невидимо для вас самой Ваше новое произведение. Лень — это необходимое состояние для каждого художника.

Всегда Ваш прот. Н.А.

20 апреля.

Милая Юлия Николаевна!

Вас невозможно не любить.

Всегда Ваш прот. Н.А.

* * *

23 октября 2007 г.

Милая Юлия Николаевна!

Теперь, чтобы не потерялся мой адрес, я буду посылать Вам коротенькие письма, как можно чаще. Простите меня грешника. Я Вас всегда помню. Теперь я студент Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве. Работаю в кинокомпании «Мироздание» над сценарием фильма по своему рассказу «Победа над смертью». НАЧАЛ ПИСАТЬ «ЖЕН-МИРОНОСИЦ».

Всегда ваш прот. Н. Агафонов.

23 октября в 22:36.

Ура, батюшка нашелся!!!!!!!!

Благословите, о. Николай!

Поздравляю — как у Вас жизнь-то круто идет. Давайте делайте Православный кинематограф! И меня не забывайте.

А «Жен-Мироносиц» пришлете?

А вот Вам вопрос как специалисту. Тяжко болеют две подружки-старушки, Православная и католичка. Православная зовет священника, собороваться хочет, а католичка заявляет: «Раз уж мы умираем вместе, я хочу после смерти пойти туда же, куда и ты! Пусть твой батюшка переведет меня в Православие!» Батюшке передают ее просьбу. Как он поступает?

Храни Вас Господь, и молитесь обо мне!

23 октября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Я за всех батюшек не скажу. Но если бы позвали меня, то я бы честно сказал католичке, что на Небесах перегородок, отделяющих благочестивых Православных от благочестивых католиков, нет. И это вовсе не экуменизм, это просто правда, которую чувствует сердце.6

Но этой же католичке я бы сказал: если вы чувствуете сердцем, но не разумом, правду и красоту исповедания вашей подруги, то я сейчас же прочитаю над вами чин присоединения к Православию, потом вместе с вашей подругой соборую и причащу Святых Христовых Таин. Уже здесь, на земле, вы соединитесь в Святой Евхаристии, а это стоит того, чтобы вам перейти в Православное исповедание прямо сейчас.

Всегда Ваш преданный друг, прот. Н.А.

24 октября в 11:24.

Батюшка, миленький, еще вопросик можно? Пришел мой священник и перевел старушку-католичку в Православие. Теперь он соборует обеих больных подружек. Третья подруга сама еле на ногах держится от ухода за ними — может он предложить и ей собороваться?

Но дальше — хуже. Тут же присутствует некий балбес, крещенный в детстве.

— В церковь ходишь?

— Ага. Был два раза. Когда бабка меня крестила, и когда корешка моего отпевали.

Можно ему присутствовать при соборовании? Просто смотреть и слушать? Или батюшка как-то и его «отметит»?

24 октября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Третьей старушке обязательно надо предложить собороваться, чтобы Господь ей дал силы и дальше нести свое служение ближним. Мужичка вашего надо обязательно оставить. Пусть просто стоит и слушает. А когда батюшка закончит, пусть он робко попросит:

— А нельзя ли и меня помазочком вашим, на моей роже недостойной крестики нарисовать?

А батюшка скажет:

— У человека не рожа, а лицо, потому как по образу Божию создан.

— Где же вы у меня образ Божий увидели, — засмеется этот человек, — я и человеческий, кажись, потерял.

— Да Господь ради таких, как ты, и пришел на землю, ибо сказал Христос: «Не праведных пришел Я спасти, а грешных». Вот тебе пузыречек с елеем, мажься им каждый день, и произойдет чудо.

— Какое чудо? — удивится тот человек.

— Сам узнаешь, какое, — ответит батюшка и осенит его крестным знамением.

После сего дня этот человек задумается, да так и будет ходить с думою великою, но маслом освященным все же мазаться будет. А уж какое чудо произойдет, это Вы сами решите. А произойти оно должно обязательно.

Всегда любящий Вас прот. Н.А.

24 октября в 17:05.

Отец Николай, а можно Ваш адрес дать одному Вашему поклоннику? Нет, не просто поклоннику, а писателю-поклоннику. Это такой Юра Лигун из Днепропетровска. Мы с ним заочно «дружим по переписке», он пишет потрясающие детские сказки.

А когда «Мироносиц» пришлете?

25 октября 2007 г.

Конечно, давайте адрес всем, кто попросит. У меня он даже в книге есть. А «Мироносиц», первую часть, планирую прислать к Рождеству.

прот. Н.А.

27 октября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Очень добрый и хороший рассказ. Хотелось бы сказать: ни убавить, ни прибавить нечего. Но не скажу. Убавить действительно нечего, а вот прибавить надо. У вас замечательные сны двух болящих старушек, но не хватает сна их замученной благодетельницы. Вот когда она прилегла на раскладушку, пусть и ей приснится сон, как она в детстве вытаскивает из лужи или ямы двух своих подружек. Одну-то она наверняка знает, а вторая сама ей имя может сказать.

Всегда искренний поклонник Ваших дарований, любящий Вас прот. Н.А.

18 декабря 2007 г. в 08:04.

Благословите, отче Николае!

Написала Вам письмо, но его то ли сбросил комп, то ли кто-то украл. Пишу второе.

Спаси Господи за рукопись — ну конечно же, мы должны все вместе служить делу Православной литературы и помогать друг другу, как же без этого! Нас так мало, мы пока такие бедные, ведь у всех вместе у нас едва ли сотня книжных полок наберется, а надо сколько? А мир забит языческой литературой-макулатурой.

Помолитесь обо мне и моем Андрее, отче, а то все хвораем.

С любовью Ваша ЮНВ.


(1) Повесть протоиерея Николая Агафонова «Свет золотой луны» была издана в 2010 году.

(2) Неточная цитата из стихотворения Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».

(3) Когда св. Иоанн Дамаскин пришел в монастырь, его старец, решив окончательно избавить его, бывшего царедворца, от гордыни, пошел по духовно сомнительному пути — запретил ему писать. Иоанну было очень трудно выполнить такое послушание, и он тайно написал всем известные ныне погребальные стихиры («Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…»), которые стали расходиться в списках. В наказание за ослушание старец дал св. Иоанну епитимию: чистить монастырские отхожие места.

(4) Повесть протоиерея Николая Агафонова «Да исправится молитва моя» вышла в 2010 году в сборнике повестей писателя «Свет золотой луны».

(5) Материнский капитал.


«Нам выпало первыми пахать эту целину!»

13 ноября 2008 года.

Благословите, о. Николай!

Как я рада Вашему письму, отче! Соскучилась. И с нетерпением жду «Мироносиц». А я что-то застряла, совсем не пишу. За всю осень — один короткий рассказик. Зато много времени провожу на форуме «Победишь». Удивительный форум! Зайдите обязательно!

И еще форум в помощь потерявшим близких — это тоже что-то особенное! Но этот сайт еще только разворачивается. Не все люди могут сразу пойти в Церковь, многие просто не догадываются, другие не знают дороги — и эти форумы, в сущности, занимаются миссионерством, хотя на первый взгляд это только борьба за человека в кризисной ситуации. Но часы на них постоянно тикают: «К Бо-гу! К Бо-гу!» Половина тем кончается на том, что человек впервые зашел в храм, а то и дошел до первого Причастия.

Батюшка, я тут в переписке с моим другом, детским писателем Юрием Лигуном, додумалась до такой мысли. А ведь, в сущности, и до революции Православной художественной литературы как таковой в России не существовало. Были рождественские и пасхальные рассказики, был десяток назидательных книжечек, был Достоевский — отдельными местами и общим духом, ну еще Лесков... А как особого направления — не было. Не Мережковского же считать Православным писателем!

Показательно, что первые крепкие Православные книги были написаны в эмиграции. Оно и понятно: гром грянул — литературные мужики что-то осознали, испугались и закрестились. Шмелев, Никифоров-Волгин, Гусев-Оренбургский... И получается, дорогой батюшка, что нам с Вами и выпало первыми пахать эту целину. Может, оно у нас и не очень получается, но дело-то делается! А за нами придут другие. И будет явлено миру чудо: русская литература, которая и всегда-то была глубже, серьезнее и мощнее всех литератур христианского мира, первая объявит, что человеческое слово должно служить только Богу! Вот такие вот дамские размышления...

А, режиссер... Это уж не Максим ли, который получил когда-то благословение на сей счет в Оптиной? Ну все равно адрес мой давайте смело: без воли Божьей все равно никакого кино не будет. Уж столько раз эта идея проваливалась, что я уже почти уверена — Бог хранит эту книжку для серьезного фильма. И еще раз о «Мироносицах» — жду с нетерпением и обещаю, что буду сидеть и придирчиво редактировать. Уже заранее люблю эту книгу!

С великой любовью взаимная почитательница

р. Б. Иулия Вознесенская.

14 ноября.

Милая Юлия Николаевна!

Обязательно зайду на сайт, как только завершу «Жен-Мироносиц».

Вы пишете, что «застряли». Это не страшно. Даже скажу, правильно. Писатель должен иногда делать перерывы. Это не перерыв в творчестве. Творчество невидимым образом у Вас продолжается в душе. Накапливается и вскоре проявит себя. Я задумал «Жен-Мироносиц» в 2005 году. Накапливал матерьял и готовился писать. Уже с 2007 года ругал себя, что не сажусь серьезно за книгу. Но теперь понял, что меня Господь уберег от поспешности, так как до этой книги я дозрел только сейчас. Время, проведенное в неписании, — это не бездействие. Это время накопления. У Вас сейчас идет накопление, а потом сами увидите, как все пойдет легко.

С неизменным почтением и любовью Ваш прот. Н. Агафонов.

14 ноября в 22:45.

Вашими бы усами, батюшка, да мед пить! Ой! Это не острота — это опечатка — «вашими усами», но как хорошо опечаталось-то... Дарю! Спокойной ночи, и не забывайте! И просьба. Во вторник 18 ноября мой старинный друг, очень хороший писатель, идет на плановую онкологическую проверку. У него был рак мозга, но вроде вылечили. Помолитесь за р. Б. Бориса! Он Православный.

15 ноября.

Обязательно помолюсь. А Вашу оговорку я уже взял на вооружение, не дарите ее больше никому.

Всегда Ваш прот. Н.А.

«Только что закончил роман...»

20 ноября.

Дорогая Юлия Николаевна!

Только что закончил роман. Он еще не откорректирован, поэтому на ошибки не обращайте внимания, их уже правит корректор. Мне главное Ваше мнение о самом произведении.

Всегда Ваш прот. Н. Агафонов.

22 ноября.

Прекрасно, батюшка! Дошла до 12-й главы. Очень хорошо, что Вы так издалека начали повествование. На 11-й главе остро пожалела, что когда-то не согласилась на соавторство.

Маленькие замечания.

В посвящении надо бы имя и отчество супруги написать в одном ключе: либо Анна Ивановна, либо Иоанна Иоанновна.

На протяжении текста хорошо бы поразбросать какие-то точные достоверные детали — животные, растения, птицы, предметы обихода.

В 11-й главе просто НЕОБХОДИМО переписать вступление — рассвет на Генисаретском озере.

Утренняя заря еще не успела полностью вступить в свои права. Только первые робкие солнечные блики.

Ни за что не смирюсь с тем, чтобы в Вашей замечательной книге было такое затертое место!

Я не помню, низко ли над берегом расположена Магдала, но обычно утром туман лежит на озере, а не в селениях над озером. А вообще западный берег — это холмы.

При чем тут жаворонки — не поняла. Лично я помню крики чаек, цапель и пеликанов, но отнюдь не благозвучные!

Но это я придираюсь от зависти, как Вы, конечно, догадались.

Отдохну и пойду читать дальше.

А вообще — поздравляю!

Ваша ЮНВ.

Протоиерей Николай Агафонов во время миссионерской поездки на Чукотку.

23 ноября.

Спасибо, Юлия Николаевна!

Это очень ценные замечания, и я буду думать, как их исправить.

Ваш прот. Н.А.

27 ноября.

Батюшка, благословите!

Только что дочитала Вашу книгу — прекрасно, великолепно! Даже больше, чем я ожидала, честное слово, хотя я была заранее уверена, что книга будет очень хорошей. Особенно хороши заключительные главы — но так и должно быть. А эпилог — это просто чудо! Я с трудом сдержала слезы. Так что спасибо еще и за доставленное книгой наслаждение.

Я писала о конце Саломеи и Иродиады — но у Вас получилось куда грандиознее, чем мне представлялось. Вот ведь чертовка эта Саломея!

А теперь замечания, как водится.:) Вы ж мне не просто для удовольствия рукопись прислали, верно? Ну да мы все такие...:)

К сценам Голгофы я бы добавила больше толкотни, шума, стеснения, мучительной суеты вокруг страдающих женщин, чтобы подчеркнуть контраст между святыми женщинами и безсмысленной тупой толпой. Пусть им будет горько знать, что вот Господь и ЗА ЭТИХ распинается...

Остальное в приложении.

Ваша восторженная читательница-почитательница н. р. Б. Иулия.

Путешествие из Самары в Нероновку, а потом и в столицу (с книгой великой писательницы Юлии Вознесенской)

11 января 2009 г.

Дорогая Юлия Николаевна!

Восхищен и поражен до глубины души Вашей гениальной книгой «Утоли моя печали». Это уровень Л. Толстого и Достоевского. Из современных могу сравнить только с В. Распутиным «Уроки французского».

Протоиерей Иоанн Державин и схиигумен Иероним Санаксарский.

Теперь все по порядку. На Рождественские каникулы поехал к семье в Самару, чтобы встретить праздник с женой, детьми и внуками. Набрал с собою Ваших книг, а главное, аудиодиски с Вашими произведениями. На второй день Рождества с женой, младшей дочерью Еленой и племянницей Валерией поехали в деревню Нероновку. Там прошло детство моей супруги, там же захоронен ее папа, протоиерей Иоанн Державин. Сейчас в Нероновке служит младший брат жены иерей Роман Державин и, конечно, в храме молится моя милая и добрая теща матушка Лидия*, которая теперь с этим же именем пострижена в монахини знаменитым Санаксарским старцем схиигуменом Иеронимом.

Ехать сто километров по довольно-таки скучной степной дороге. Отслужили молебен путешествующим прямо в автомобиле, на ходу, это у нас такая традиция. Обычно после молебна я включаю какую-нибудь аудиокнигу, еду и слушаю, все остальные впадают в спячку, независимо от того, слушаю я русскую классику или детектив.

В этот раз я поставил диск с Вашей книгой «Утоли моя печали», которая меня захватила сразу и полностью. Искоса поглядываю на свою семью. Никто не спит, все с напряжением слушают, и видно, что переживают. Глаза мои не раз увлажнялись, хорошо, что зимой быстро темнеет и пассажиры не видели моих слез.

Вскоре я стал замечать, что катарсис охватывает их не меньше, чем меня. Когда возвращались на следующий день в Самару, то как только сели в машину, все потребовали включить рассказы «Утоли моя печали». Когда же вернулись домой, мне жена сказала, что хочет всем детям купить такие книги.

Вчера выехал из Самары в Москву. Ехал в машине один и дослушивал «Утоли моя печали». После каждого рассказа не удерживался и, бросая руль, аплодировал Вам. Крестился и говорил: «Господи! Пошли рабе Божией Юлии многая и благая лета. Даруй ей сил и вдохновения творить дальше свои удивительные книги».

Когда дослушал всю книгу, мне так не хотелось расставаться с Вами, что тут же включил «Старушку в зеленых башмаках».

Несмотря на то, что читал ее ранее, слушал с большим вниманием. Дорога до Москвы длинная, ехать 12-14 часов. За окном автомобиля метель, а со мною великая писательница Юлия Николаевна и ее герои. И так мне было хорошо ехать.

Монахиня Лидия (Державина).

Юлия Николаевна, Ваш сборник рассказов «Утоли моя печали» — это поистине гениальное произведение. Поверьте мне, эта книга будет читаться и через сто и двести лет.
И не раз читатель перекрестится и с благодарностью помянет Ваше имя.

От всего сердца благодарю Вас за доставленную радость от этой книги. Радость еще и от того, что теперь я уверен: русская классическая литература не умерла, она жива в этой удивительной по силе ее образов книге. Я просто счастлив, что хоть раз в жизни видел Вас лично.
Я сделаю всё, чтобы эту книгу читала вся Самара.

Ваш восхищенный поклонник, недостойный прот. Н. Агафонов.

13 января.

Ой, батюшка дорогой, у меня просто и слов нет... Ну перехвалил! Если хотя бы сотая часть написанного Вами о книжечке моей правда, то не зря я все еще небо копчу.

А ведь и писались-то эти рассказы, можно сказать, по случайному поводу. Есть у меня друг, кризисный психолог, и мы с ним часто беседовали о людях, попавших в кризисную ситуацию, терпящих крушение в жизни, ну я ему и рассказала кое-что из пережитого. Он завопил, что я ДОЛЖНА это все оформить в рассказы и помещать на сайты, где помогают этим несчастным людям. Пришлось послушаться. А тут мой издатель возопил: «Где обещанная книга о Потопе?» Я честно сказала, что некогда — пишу по заказам. — «Как посмели? У вас договор с нами! А ну пришлите, что вы там понаписали?» Прислала. Результат вы видели: издатель заплакал и напечатал. Я только что получила авторские экземпляры — и сама не понимаю, хорошо или плохо?

Батюшка, Вы бы все-таки заглянули на антисуицидный сайт. Наш дорогой о. Евлогий с курайника там участвует и пишет чудные сообщения.

Но в таком деле священников не может быть много, потому что война сами понимаете против кого идет...

Под конец я Вам тоже что-то приятное скажу. Одна из наших певуний с клироса подошла ко мне в конце прошлого года и спросила: «Ю.Н., я читала «Иоанна Дамаскина» протоиерея Николая Агафонова, а там в конце книги про вас написано. А у вас случайно нет еще его книг? Мне так хочется еще что-нибудь почитать!» Ну я с понтом отвечаю: «Есть, и не случайно!» Принесла ей «Преодоление земного притяжения». Восторг и благоговение! А когда на Рождество я подарила ей «Мы очень друг другу нужны» (у меня оказалось два экземпляра — один собственный, а другой Вы мне подарили с автографом) — ее благодарность была безгранична.

А как все-таки здорово, что мы встретились и подружились! Слава Богу, да?

С любовью о Господе Ваша ЮНВ.

«Мы очень друг другу нужны»

15 января.

Дорогая Юлия Николаевна! Я не перехвалил, а сказал как есть. Если мне что-то не нравится, я в лучшем случае промолчу. Вот Ваше «ведро потопа» мне не понравилось в самой идее, и всего последующего я же не хвалил. Ради Бога не пишите книги про потоп. Я все-таки не теряю надежды написать вместе с Вами книгу.

У меня есть интересная идея романа о мальчике из номенклатурной семьи 1960-х. Роман о его любви к дочке священника. Любовь на своем пути все рушит — храмы, судьбы людей, но в конце концов торжествует и все исправляет. Если бы в соавторстве с Вами, то получилось бы неплохо. Вы бы взялись за линию Анюты, дочери священника. С Вами бы получился очень хороший роман. Если Вы заинтересованы, то пишите, и я выдам сюжет романа.

Сейчас работаю над повестью о монахине.

Всегда Ваш прот. Н. Агафонов.

16 января.

Идея интересная, можно попробовать. А сколько лет будет героям?

17 января.

Дорогая Юлия Николаевна!

Я просто высылаю Вам первую главу этого романа. В следующей главе у Кирилла и Анюты будет первая детская любовь, которая явится одной из причин закрытия храма. Потом напишу подробней, всю сюжетную канву, как я ее вижу.

Ваш навсегда прот. Н. Агафонов.

18 января.

Мне нравится начало. Но у меня есть предложение: а можно я попробую переписать сцену знакомства героев по-своему?

19 января.

Мне это будет очень интересно. С нетерпением буду ждать.

22 января.

Спасибо, дорогая Юлия Николаевна!

Я всегда за Вас молюсь, но в это воскресенье я буду молиться о том, чтобы Господь послал Вам силы и вдохновение. Когда у меня будет время, я Вам пришлю весь сюжетный план романа.

Вот так с нами, писателями, и бывает: других вдохновляем, а себя не всегда можем. Я тоже чувствую себя вполсилы. Нападает сонливость, так как каждый день приходится вставать полшестого утра и ехать в Москву. Выйдешь позже и попадешь в автомобильные пробки, а когда все же доберешься до места, то обнаруживаешь, что вся парковка занята.

Обещайте мне, пожалуйста, что как только приедете в Россию, то сообщите мне по телефону, я тогда приеду в Петербург за Вами на своей машине, и мы будем попутешествовать вместе. С собой можете брать кого угодно, машина вместительная.

Ваш преданный друг и почитатель прот. Н. Агафонов.

22 января.

День добрый, батюшка!

Почитала-почитала начало Вашей книги и поняла, что ничего там переписывать мне нечего, а есть просто два моментика, которые меня слегка царапнули — ну так их Вам просто скажу, как всегда делала.

1. Не нравятся мне две косички у Анюты. Я ведь росла примерно в то самое время. Все девочки носили по две косы, кроме тех, за кем дома хорошо смотрели, у кого, например, бабушки были. Это потому, что две косички заплетать девочки быстро выучиваются, а вот одну косу себе самой заплести — это очень трудно. Мне всегда хотелось быть похожей на гимназистку и носить одну косу с большим бантом, причем наверху, а не на конце — по крайней мере по праздникам. И научилась я ее заплетать где-то только лет в десять. К чему я веду? К тому, что «сказочная девочка» Анюта, конечно же, должна носить одну толстую косу и с бантом наверху по праздникам. Одна коса — это в те годы была редкость и красота несказанная!

2. Девочка, говорящая мальчику «вы», — это очень мило. Но пусть бы это было только сначала. А потом она говорит, что незнакомых папа велит называть на «вы», а «ты» — это для родных, знакомых ровесников и друзей. А смышленый герой тут же предлагает: «Ну так давай познакомимся и подружимся!»

3. В сценку, где герой плюнул в небо, я бы вставила кусочек. Он плюет в небо, напряженно ждет, что сейчас произойдет что-то ужасное — в одну секунду он представил себе сразу два ужасных наказания: как чья-то могучая рука хватает его за шиворот, вздергивает на небо в невесть откуда взявшуюся черную тучу с громами и молниями, и наоборот — как под ним проваливается земля и он летит в глубокую пропасть, где внизу ревет и полыхает огонь. Но ничего не случилось, кроме того, что плевок смачно шлепнулся ему прямо на переносицу.

Вот и все, на что я оказалась способна.

Но Вы все равно присылайте новые главы — может, мне что-то дельное придет в голову и все-таки пригожусь.

Ох, а мне до чего не пишется! Помолитесь за меня, милый батюшка, что-то на меня зимняя хворобость и дряхлость напали...

С любовью Ваша ЮНВ.

Продолжение


* Протоиерей Иоанн Державин и матушка Лидия вырастили одиннадцать детей, а старшая из дочерей отца Иоанна — супруга отца Николая.

862
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru