Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Епископ Онуфрий

Его называют Небесным покровителем Старого Оскола.

С Юрием Викторовичем Коненко мы познакомились в Старом Осколе, районном центре Белгородской области. Он руководит воскресной школой при храме Ильи Пророка, на окраине этого кафедрального города Белгородско-Старооскольской епархии.
— Я давно хотел рассказать всем о Епископе Онуфрие; как счастливо вы оказались здесь! — обрадовался Юрий.
Немало походив по городу, наполненному, как показалось, какой — то особенной духовностью, мы оказались на квартире нашего гостеприимного провожатого. Потом я подумал, что то необычное состояние, которое мы почувствовали на улицах и в храмах города — не что иное, как отблеск надмирной славы Святителя Онуфрия над Осколом, Ангелом Церкви которого он остается и по сей день.
На земле не осталось почти никого из тех, кто лично знал Святителя Онуфрия в Старооскольский период его служения. Юрий Коненко сохранил доставшиеся ему свидетельства ушедших в вечность очевидцев той эпохи. По обезкровленной и полуголодной России катились двадцатые годы двадцатого века, сметая все сопротивлявшееся на пути. Сопротивляться злу можно было только в глубинах сердца, преданного Христу.
…Его сослали в Старый Оскол после очередного ареста, случившегося 12 октября 1926 года. Под надзор. Всякий раз, когда Владыка приходил отмечаться, встречавшие его чекисты невольно приветствовали Православного Архиерея, вставая со своих рабочих мест. А после спрашивали друг друга с недоумением: "Ты чего вставал-то?…" — "А ты чего?"— не понимал другой. Отвергнутые бойцами революции Силы Небесные внушали невольный трепет и уважение к Избраннику Божиему. Самый вид его был столь благообразен и столь светел, что тьма, казалось, отступала от него. К тому времени он стал уже широко известен как ревностный Архипастырь Православной Церкви.
Остались в прошлом побои, которые претерпел молодой иеромонах Онуфрий от махновцев, служения в Бериславле и в Кривом Роге, борьба с обновленческим расколом. В возрасте 33 лет он был хиротонисан во Епископа Елисаветградского, а через неделю после этого — арест и тюрьмы Одессы, Екатеринославля, Харькова. Несколько лет по благословению Святейшего Патриарха Тихона он управлял из Харькова Елизаветградской, а также Одесско-Херсонской епархиями, въезжать в которые ему было не велено советской властью. Позади осталась ссылка в Кудымкар, в Тобольск, этап в Сургут…
По дороге в Старый Оскол на маленькой станции Горшечное (ныне Курской области) Епископа Онуфрия вывел из поезда наряд милиции. Владыку без предъявления обвинений на трое суток посадили в погреб (дом для арестантов в Горшечном отсутствовал). Мне пришлось побывать в Горшечном, когда станцию заметала злая февральская вьюга, и проносившиеся не сбавляя скорости "товарняки" рассекали этот холод и метель с каким-то бешеным надрывом, словно бы разрывали не воздух, а время, жизнь и судьбу. Мне стало не по себе.
Когда 19/2 декабря 1929 года Епископ Онуфрий (в миру — Антон Максимович Гагалюк) вступил в управление Старооскольской епархией, шел 41-й год его жизни.

Вспоминает Мария Мастико (штат Нью-Джерси, США):
— В конце двадцатых годов я жила со своими родителями недалеко от Старого Оскола. Однажды, узнав, что мы приехали в город, моя подруга начала упрашивать меня пойти в церковь Святителя Николая (ныне разрушена), потому что сегодня служит святой иерарх. Мы пришли в Церковь, и меня поразила внешность Епископа — он был худой, высокий, с бледным, почти прозрачным лицом. Был он очень похож на Христа, изображенного на иконах. Он служил спокойно, не торопясь. Но вот что поразило меня больше всего: после Литургии, когда я подошла к Епископу вместе с другими людьми под благословение, он назвал меня по имени, хотя до сего времени никогда меня не видел.
На следующий день я оказалась свидетельницей настоящего чуда: когда Епископ поднял потир во время освящения Святых Даров, вдруг громко вскрикнул ребенок на руках у матери, стоявшей перед алтарем. Оказалось, что младенец увидел через Царские Врата Епископа, охваченного огнем. И вот что он кричал, прижимаясь к матери: "Мама, смотри, батюшка сгорит, он весь в огне!" — и долго потом не мог успокоиться… Каждый в церкви слышал крик ребенка, но кроме него, огня не видел никто.
…За четыре десятилетия до этого тоже полыхал неукротимый огонь. На опушке большого леса, в семи верстах от ближайшей деревни, горел дом лесника Максима Гагалюка. В его семье росли три сына и три дочки, Антон был самым младшим из братьев. Мать плакала, глядя на своих бездомных детишек, дети стали ее утешать, а пятилетний мальчик, забравшись к ней на колени, сказал: "Мама, ты не плачь. Когда я буду епископом, я возьму тебя к себе!… Мама, я буду епископом, я сам это знаю".
После смерти избитого порубщиками лесника его сына, пятилетнего Антошу, взяли в сиротский приют.
Потом, в одной из тюрем, Владыку Онуфрия хотел зарубить уголовник. С топором в руке он подбежал к святому.
— Что ты хочешь? — спросил Епископ.
— Убить тебя.
— Подходи, убивай…
Но уголовник вдруг бросил топор и, рыдая, сел у ног Епископа Онуфрия и Владыка начал рассказывать разбойнику о Христе. Эту сцену застали тюремщики и заключили уголовника в одну камеру с Архиереем.

Вспоминает Мария Мастико:
— Когда я жила в Старом Осколе во время второй мировой войны, я навещала женщину, которая прокляла своего больного брата, он стонал, его ноги почернели до колен и приносили больному неописуемые мучения. Я поразилась, услышав ее проклятия. Она угрожала выбросить его на улицу, как собаку, и рассказала мне, что ее брат работал палачом в НКВД, расстреливал священников и хвастался тем, что получал дополнительные 50 рублей за каждую шею (чекисты стреляли осужденному в затылок или шею). За расстрел Епископа Онуфрия он думал получить 100 рублей, но Владыка предсказал: "Он не увидит моей смерти, я умру в ссылке, но он будет страшно наказан за свои дьявольские дела". И его слова сбылись.
Сбылось и его предсказание о том, что Троицкую церковь с чудотворной Казанской иконой Божий Матери в Стрелецкой слободе Старого Оскола никогда не будут использовать под склад, хоть и очень хотели бы. Прихожане усердно просили Владыку спасти храм от осквернения. И когда представители власти пришли осмотреть церковь, подняли часть половых досок, с ужасом обнаружили кишащих под полом червей — в то время как присутствовавшие при этом прихожане ни одного червя не увидели. А власти сделали вывод о невозможности использовать храм под склад. Церковь сохранилась, хоть и была закрыта до прихода немцев.
Немного позже, в конце 30-х годов, одна набожная женщина, посещавшая храм каждый день, рассказала об удивительном исцелении по молитвам Владыки Онуфрия. Эта женщина страдала от сыпи, которая не только вызывала зуд во всем теле, но и мешала общению с людьми, потому что болезнь была заразной. В таком состоянии она не могла позволить себе посетить Епископа Онуфрия, боясь заразить его, но, услышав об исцелениях по его молитвам, она набралась смелости написать ему письмо — как святому. Она упала на колени перед иконой Пресвятой Троицы и долго со слезами молила Бога даровать ей исцеление. Устав стоять на коленях, она приклонилась к кровати и задремала. Во сне она увидела, что Владыка Онуфрий был рядом и вместе с ней молился перед иконой. Затем он снял икону со стены, благословил ею женщину трижды, повесил образ на прежнее место и исчез. Она проснулась в той же комнате. Все было как всегда, но она сразу же почувствовала себя совершенно исцеленной, не было ни зуда, ни шрамов, она была абсолютно здорова. Две заразившиеся от нее монахини тоже получили исцеление.
В начале первой мировой войны юный иеромонах Онуфрий встречался со своим братом Андреем. Заметив, что брат не носит креста, горячо помолился и надел на него свой.
— Никогда не снимай крест, он спасет тебя от смерти, — попросил он брата.
Когда в 1919 году Андрей работал на заводе близ города Черкассы, туда прискакали казаки и стали наводить свои порядки. Андрей вступился за избиваемого ими еврея-приказчика и был тут же приговорен к расстрелу. Но когда Андрей готовился к смерти, казаки увидели на его груди сияющий крест и выстрелили мимо цели.
…В старом Осколе в те годы было тринадцать храмов. Но Владыка Онуфрий получил разрешение от местной власти совершать Богослужение только в одном из них. Несмотря ни на что, служил он часто, проповедовал, постоянно распространял письма и послания, убеждая своих пасомых не отрекаться от веры отцов, пребывать в Православии, чем снискал себе огромную любовь и уважение многочисленной паствы — и лютую ненависть врагов Христовых.

Вспоминает Александра Федоровна Павлова (г. Старый Оскол):
— Описать это невозможно! Чтобы понять и воспринять, необходимо видеть и слышать. В Прощенное воскресенье 1930 года я была на архиерейском Богослужении в Успенском храме города Старый Оскол. Владыка опустился на колени перед алтарем, прося прощения у Православного народа, и все так же стали на колени с рыданиями. Это запечатлелось на всю жизнь.
Он напоминал Христа Спасителя. Когда он проходил по улицам Старого Оскола, а потом Курска, многие останавливали на Владыке свой взгляд с желанием поклониться ему. Его мама, монахиня Наталия, вместе с которой он приехал в Старый Оскол, — величественная женщина с очень скорбным лицом, — всегда молилась в наших храмах. Похоронена она в Курске… Владыка очень любил детей и был ласков с ними (я тогда была ребенком). Его беседу со мной, его благословения мне никогда не забыть.
Священномученик Онуфрий жил в Старом Осколе в маленьком одноэтажном домике, наверное, таком же стареньком, как и тот, давно сгоревший на опушке леса отчий дом. Но теперь в зловещем пламени полыхала вокруг Россия.
В его более чем скромные "архиерейские покои" устремлялись спасающиеся от великого пожара люди, которые верили: здесь можно скрыться от гееннского огня, здесь Божья благодать. Сколько тайных встреч, тайных слез и посвящений видели эти серые стены? Не знает никто, только Бог. Здесь сам Епископ Онуфрий, священномученик Колымы и Магадана, как окрестят его потомки, открывал свою душу старенькому иеросхимонаху Анатолию (Хлебникову), прошедшему суровую школу Соловецкого монастыря еще до того, как северная обитель стала тюрьмой.

Вспоминает Галина Павловна Грицких (г. Старый Оскол):
— Слава Архиепископа Онуфрия росла. Он располагал прихожан к доброте, умиротворенности, к укреплению христианской веры в душе каждого. Помню, как в День его именин благодарные прихожане усыпали цветами дорогу от храма до пролетки, в которой повезли Владыку Онуфрия домой.

Мама узнала, что многие посещают его на квартире, обращаясь за советами по волнующим вопросам и испрашивая его благословения. Однажды мама повела меня к Архипастырю. Он жил в небольшом домике на улице Пролетарской в доме 47. Комната, которую он занимал, — маленькая, в ней стол, икона, скромная железная кровать, застеленная белым покрывалом. В комнате чисто, светло, тихо. В другой комнате его мама, скромная, тихая старушка. На другой половине дома жила хозяйка со своей семьей. Владыка Онуфрий доброжелательно принял нас, очень внимательно смотрел на меня, спрашивал о семье, и на вопрос моей мамы, учиться ли мне дальше, посоветовал учиться и благословил. А его мама угостила меня пирожным. Долго я была под впечатлением этого посещения.
Потом я узнала о его страшной земной судьбе, и теперь его имя помогает нести свой жизненный крест.
Благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Зорин поделился с нами планами создания музея Владыки Онуфрия на Пролетарской улице:
— Давно хотим, да вот только недавно родственники бывших хозяев согласились передать дом во владения Белгородско-Старооскольской епархии. Надумали после того, как сына бывшей хозяйки ударил топором по голове один из квартирантов, психически больной. Раньше не отдавали, хотя сами и не жили в доме. Весной хотим начать реставрационные работы. Экспонаты для музея есть: облачения, репиды, в краеведческом музее жезл Владыки обещали отдать. А вообще должен сказать, в нашем городе Святителя Онуфрия почитают своим Покровителем, любят Владыку старооскольцы.
… После очередного ареста, узнав о его этапировании в тюрьму, Православные горожане бросились к железной дороге. Поезд медленно покидал вокзал. Святитель Онуфрий стоял у зарешеченного окна и благословлял людей. Один студент подошел ближе к вагону. Он очень удивился, что Епископ заметил его среди толпы, кивнул учтиво и благословил его. Позже этот парень уверовал во Христа. Его арестовали, отправили в ссылку и расстреляли.
Крест священномученика Онуфрия, который он пронес через всю жизнь, спас от вечной смерти многих и многих, — известных и тех, чьи имена знает только Бог. А потом была воронежская тюрьма. Титул Архиепископа Курского и Обоянского. Промерзшие трамваи и издевающиеся комсомольцы на пути в один из курских храмов, где он, по-прежнему смиряясь до зела, совершал Божественную литургию и до последней возможности причащал верных Телом и Кровью Христа Спасителя.
… И снова арест, тюрьма, этап, Дальний Восток, Магадан, Колыма.
Жизнь, уходящая в вечность.

Молитва и пост
Проповедь Епископа Онуфрия

Некогда ко Христу Спасителю подошел отец одного бесноватого юноши. Много страданий переносил бедный юноша, когда наступало полнолуние: он бросался то в огонь, то в воду. Отец просил Спасителя исцелить сына и прибавил, что Апостолы не могли исцелить его.
Милосердный Господь изгнал духа из юноши, и он стал здоров. Когда же Апостолы спросили Своего Учителя, почему они не могли исцелить несчастного, Господь сказал им: "Сей род изгоняется только молитвою и постом" (МФ. XVII, 21).
Не напоминает ли вам, возлюбленные, положение несчастного юноши, — нашего положения? Как много страданий, лишений, скорби, боли душевной и телесной переживаем мы! Откуда же эти мучения у нас? Это — мучительства сатаны и рода его.
Бывают моменты в жизни людей, как новолуние у несчастного юноши, когда сатана имеет особенную силу и мучит людей. Эти моменты — забвение Бога и Его святых заповедей. Когда люди забывают Бога, когда падает у них нравственность, тогда сатана мучит бедных людей…
Некоторые люди, отвернувшись от Бога, говорят: вот мы теперь отказались от Бога, сбросили с себя Его цепи, Его иго. Теперь стали мы действительно свободными. О, какое ослепление! Освобождая себя от Бога, мы тем самым переходим под власть противника Христа — сатаны. И это потому, что всякий человек без Бога, со своими собственными силами, — слаб в сравнении с могучим злобным духом, который только и ждет, чтобы человека оторвать от Бога и Его всесильной помощи, а тогда сатана возьмет над ним господство, как и говорит святой Апостол: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш — диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого проглотить".
Какое средство Господь указывает нам для того, чтобы освободиться нам от мучительства сатаны? Пост и молитва. Молитва к Богу, возлюбленные, это есть не только обращение нашей души к Богу с просьбой о помиловании, а о даровании нам вечных благ, — с благодарением и славословием Бога. Молитва — это постоянно и на всяком месте признание Божиего руководства во всей нашей жизни, не только личной и семейной, но и общественной и мировой, с ясным сознанием, что "если Господь не созиждет дома, напрасно бодрствует страж".
А что есть пост? Это не только воздержание от пищи, это обуздание всей нашей себялюбивой, плотской жизни, это строгая нравственность и в деле, и в словах, и в помышлениях. Пост — это постоянное внимание к себе, стояние на духовной страже от всего дурного. Чем усерднее наша молитва к Богу, чем строже наша нравственность, тем ближе к нам Бог. Тогда уже Господь является нашим Властелином, и в душу входит мир, покой и радость. О, если бы Бог был центром всей нашей жизни, если бы Его Всесвятая и благая воля творилась на нашей земле, как на небе, тогда бы действительно Царство Божие сошло на нашу грешную землю, ибо Господь как Владыка неба и земли есть виновник не только небесного вечного блаженства, но и всех земных чистых радостей и всякого земного благополучия.
"Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, — вещает нам Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое — благо, и бремя Мое — легко".
Аминь.

Евгений Муравлев, г. Курск


Фото Дмитрия Фомичева.


На снимке:
Храм Ильи Пророка в Старом Осколе.


01.03.2002
981
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru