Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Я всегда чувствовала его помощь…»

Правнучка Священномученика Александра (Трапицына) рассказывает о своем предке…


О Новомучениках Российских мы знаем порой меньше, чем о подвижниках не только XIX века, но и гораздо более далеких от нас времен. Вместо подробных «житий» — сухие (и нередко подделанные!) протоколы допросов. Вместо могилы или святых мощей — лишь дата расстрела. Вера этих людей прошла испытание мученической смертью за Христа. Порой мы мало знаем об этих избранниках Божиих из-за нашего равнодушия, теплохладности. И этому неведению не может быть извинения. Ведь мы должны помнить и знать о тех, чьим жертвенным подвигом сейчас начинает подниматься Россия. Сонм самарских новомучеников возглавляет прославленный на последнем Архиерейском соборе Священномученик Архиепископ Александр (Трапицын). День его расстрела — 14 января 1938 года, стал днем памяти самарских новомучеников. Недавно в наш город приезжала правнучка Архиепископа Александра — преподаватель Московской Духовной семинарии Нонна Андреевна Матвеева. В последние годы она занимается сбором архивных материалов о своем прадедушке.

— Архиепископ Александр сначала был «белым» священником, а когда овдовел, принял монашество, — рассказывает Нонна Андреевна Матвеева. — Его единственный сын Вячеслав — мой родной дедушка. Но о том, что у меня есть такой предок, я долгое время ничего не знала. Дедушку я не застала в живых, знаю только, что он служил провизором в аптеке. Мама мне ничего не говорила об Архиепископе Александре. Но однажды, когда у меня в жизни была трудная полоса, развод с мужем, мне вдруг приснился благообразный седой старец. Я сразу не поняла — кто это… Старец ласково улыбался, словно бы утешая меня. А потом мне сказали родственники, что мой прадед был репрессирован в тридцатые годы. Как-то само собой случилось так, что я занялась поиском архивных материалов об этом человеке. И проработала в архивах двадцать лет! Сестра моей бабушки, Зинаида Гаврилова Яхова из Сарапула, отдала мне фотографии Владыки, которые хранились у нее в доме. Она сказала, что мой прадед погиб за веру в тюрьме… На снимках изображен он сам, его супруга… Владыка Александр был родом с Вятки, его отец служил там священником. Из этой семьи выходили талантливые люди. Азарий Трапицын, брат Владыки Александра, — разница в возрасте у них была 22 года! — был художником-пейзажистом. Недавно по творчеству Азария Трапицына в Ульяновске защитил диссертацию искусствовед Владимир Губкин. Он приезжал ко мне, расспрашивал о семье Трапицыных. Об Азарии Трапицыне даже сняли фильм в Талине, он называется «Воспоминание будущей весны». Другой брат, Василий, закончил Московскую Духовную Академию и преподавал в семинарии во Владимире. Он прожил всего 23 года и умер от рака горла. Будущий Владыка Александр в то время тоже жил во Владимире.

— Как возникла мысль начать собирать архивный материал о Владыке Александре?

— Когда я еще ничего не знала про своего прадеда, известный старец Адриан (сейчас он подвизается в Псково-Печерском монастыре) увидел меня и неожиданно сказал, что я из хорошего рода… Потом была встреча со старцем Архимандритом Кириллом (Павловым). Я ему показала фотографии Владыки Александра, и он сказал, что надо потихонечку собирать материал, это нужно для Церкви. Потом он даже произнес пророчество, которое исполнилось спустя восемь лет. Он сказал, что может случиться так, что мне неожиданно встретятся потомки тех людей, у которых жил Архиепископ Александр. Может быть, это будет даже кто-то в священническом сане… И вот недавно я познакомилась с Первым проректором Самарской Духовной семинарии игуменом Вениамином (Лабутиным). Он возглавляет комиссию по канонизации Самарской епархии и очень почитает Священномученика Александра (Трапицына). В доме его бабушки в тридцатые годы Владыка Александр долго скрывался (см. об этом в № 3 за 2003 г. газеты «Благовест»). А благословение на работу в архивах ФСБ и в государственных архивах мне дал Архиепископ Саратовский и Вольский Александр, недавно умерший.

— В каких архивах вы работали? Расскажите о наиболее интересных архивных находках.

— Я работала в восьми архивах. В архиве Управления ФСБ по Самарской области ко мне очень хорошо отнеслись, дали ознакомиться с «расстрельным» делом моего прадедушки. Работала я в архиве ФСБ в Москве. В Казанском архиве я нашла богословскую диссертацию будущего Владыки Александра «Постановления против симонии в Греко-Восточной Церкви». В журналах Казанской епархии я нашла его описание паломничества на Святую Землю. Еще студентом, в 1895 году, он побывал на Святой Земле. Сейчас я ищу возможность переиздать этот рассказ о паломничестве. Есть у меня три его проповеди, одна из которых — о монархии, произнесена к празднованию 300-летия Династии Романовых. В вологодском архиве я нашла стенограмму его диспута с революционером Ветошкиным. Это было в 1921 году, когда большевики начали компанию по ликвидации святых мощей. Архиепископ Александр убеждал «пламенного революционера» не осквернять святыни. Приводил он, в частности, и такой аргумент: к телам обычных, вовсе не святых умерших людей принято относиться с должным уважением. А тут по приказу безбожников идет надругательство над телами людей, которые своей праведной жизнью стяжали святость… Речь шла о мощах преподобного Феодосия Тотемского. Недавно эту стенограмму диспута с безбожником напечатали в «Даниловском благовестнике». Еще один интересный документ связан с Архиерейской хиротонией Священномученика Александра. Подписал указ о хиротонии лично Император Николай II. А возглавил хиротонию Митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик.

— Какие документы сохранились в архивах ФСБ о последних днях Архиепископа Александра?

— Владыка Александр на допросах виновным себя не признал. Никого не оговаривал. Когда его спросили, о чем говорили за чаем в доме старосты храма Вонифатия, он ответил, что из-за глухоты не слышал, о чем был разговор. Репрессивной машине не удалось сломить его волю. Его расстреляли 14 января 1938 года вместе с несколькими самарскими священнослужителями (они также причислены к лику святых). Скорее всего, сейчас на месте их расстрела находится парк им. Гагарина. Я и приехала в Самару для того, чтобы возложить цветы на место его расстрела.

— Удалось ли вам путем сухих архивных изысканий хотя бы немного приоткрыть для себя и понять духовный мир Архиепископа Александра?

— Во время этой кропотливой работы я поняла, что он очень любил педагогический процесс, и везде, где бы ни служил, много внимания и сил уделял духовному образованию. Он присутствовал при сдаче экзаменов в семинарии, часто встречался со студентами. И еще — Архиепископ Александр (Трапицын) был очень ревностный в служении и одновременно жалостливый к людям. Сочетание этих качеств не так уж часто встречается…

— В каких городах служил до Самары Владыка Александр?

— Служил он в Вологде, во Владимире. В Калуге он был ректором Духовной семинарии. Владыка любил знаменное пение. Вместе со студентами ездил к старообрядцам, разговаривал с ними о вере. Однажды Владыка подарил им Евангелие. Откуда бы он ни уезжал на новое место служения, всегда его провожали со слезами. Верующие плакали, и сам он тоже плакал…

— Были ли случаи чудесной помощи Священномученика Александра в вашей архивной работе?

— Я всегда чувствовала его помощь в этой работе. Видимо, ему угоден мой труд. Когда я искала его диссертацию, меня направили в бывший партийный архив Казани. Я написала туда письмо с просьбой ответить: есть ли возможность ознакомиться с этими документами и когда можно приехать для этого в Казань. Ответа я ждала очень долго. Тогда я помолилась у Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве. Просила у Царицы Небесной ответа на вопрос, как мне лучше спланировать свой отпуск, чтобы попасть в казанский архив и найти все нужные документы. И вот ночью вижу во сне Владыку Александра, как будто он идет по Лавре. Я подхожу к нему, беру его за руку и говорю: «Деда, пойдем, посмотришь, какие у меня студенты, как они занимаются». Я ощутила, что рука дедушки очень мягкая, теплая. Он молча пошел вместе со мной. Мы дошли до моего класса, но там вместо класса оказался… архив! Я даже увидела в том архиве на стеллаже нужное мне «дело». А вскоре из казанского архива пришел благожелательный ответ, и я во время отпуска туда съездила. Но были и другие случаи, когда дедушка, наоборот, удерживал меня от неверного шага. Много лет назад у меня были помыслы уехать из России в Англию, а тут как раз представилась такая возможность. И вот во сне вижу Архиепископа Александра. Он грозно посмотрел на меня и сказал: « Куда ты лезешь!..» Я все поняла и осталась дома.

— Как получилось, что на известной иконе Новомучеников и Исповедников Российских, на которой в центре — Царская семья, есть изображение и вашего прадедушки?

— На этой иконе он изображен четвертым слева, в верхнем ряду, рядом с соловецким мучеником Архиепископом Сергием (Зверевым). Эта икона писалась пятью девушками с иконописного факультета Лавры. Я им отдала фотографии Владыки Александра, и они эти фотографии использовали в своей работе. Я им даже еду в мастерскую приносила, чтобы их ничто не отвлекало от этой ответственной работы. Икона эта очень большая. Находится она в Храме Христа Спасителя в Москве. На ней хорошо видны лица всех прославленных новомучеников, а вот на репродукциях изображение очень мелкое.
— Наверное, по молитвам своего предка вы посвятили всю свою жизнь Церкви?

— Я родилась и выросла в Удмуртии. В Ижевске окончила музыкальное училище по классу фортепиано. Потом окончила педагогический институт в Москве. Работала аккомпаниатором на стадионе в Лужниках, в филармонии. И вот однажды знакомая церковная певчая пригласила меня на работу в Лавру. Это было в 1976 году, когда только открыли регентский класс. И вот я в Лавре уже почти 28 лет. Я преподаю чтение хоровых партитур, рассказываю студентам о Чеснокове, Бортнянском… Наверное, все это случилось по молитвам Архиепископа Александра. Он всегда незримо участвует в моей жизни.

— Нонна Андреевна, уже почти три года прошло со времени канонизации Новомучеников Российских и в их числе Священномученика Александра (Трапицына). Но массового, народного почитания этих близких нам по времени святых в России по-прежнему нет. Вот и в Самаре даже и верующие не все знают про Владыку Александра, на нашей земле принявшего мученическую смерть от рук безбожников…

— Да. К сожалению массового почитания этих святых пока нет. Я заметила, что Владыку Александра (Трапицына) в Москве знают даже больше, чем в Самаре. В храмах я не видела его икон, икон других самарских новомучеников. А в Москве мне часто звонят верующие, расспрашивают о дедушке. Просят его фотографии для различных выставок… Мы только начинаем постигать подвиг наших новомучеников. И, думаю, массовое их почитание все же скоро начнется в России.

Мы часто забываем порой, что и мы сами, и люди, нас окружающие, живем не сами по себе, словно былинки, носящиеся здесь и там по прихоти ветра, а листики на ветвистом древе своего рода. И наша судьба, и наш характер — во многом предопределены теми, кто жил до нас. Как тяжкий грех отцов переходит на детей и отягощает потомков «до четвертого колена», так и святость — она не исчезает лишь с теми, кто стяжал ее аскетическими подвигами или мученичеством за Христа. Вот и в судьбе Нонны Андреевны присутствует ее святой предок. И мне показалось, что сквозь ее чудную, исполненную света и добра улыбку мелькнуло в лице нечто иное, не только и не столько ей одной принадлежащее. Это ее святой дедушка улыбнулся нам, давая понять, что теперь он уже навеки с нами…

Антон Жоголев
27.06.2003
1036
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru