Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

В Самаре был Серафимовский храм

К столетию со дня канонизации Преподобного Серафима Саровского.


В редакцию «Благовеста» позвонила Софья Поликарповна Бортник, единственная представительница в Самаре старшего поколения знаменитого купеческого рода Шихобаловых. «Считаю, что нужно восстановить крест домовой церкви богадельни и странноприимного дома Шихобаловых и открыть фрески с изображением Серафима Саровского», — сказала она.
Речь идет о доме, который был построен в Самаре почетным гражданином города Антоном Николаевичем Шихобаловым в 1894 году на углу улиц Алексеевской и Уральской, ныне Красноармейской и Братьев Коростелевых. Последние четыре года это коррекционная школа-интернат «Преодоление».
Софья Поликарповна рассказывает: «Шихобалов хотел, чтобы люди, идущие на богомолье, имели возможность в Самаре где-то остановиться на сутки или двое. Построил для них дом и сам содержал его. Но так как богомольцев было мало, то туда стали брать на постоянное жительство бедных людей, у которых не было жилья. Почти никто сейчас не заботится о бездомных, а обездоленных людей так много. Я воспитывалась по принципам семьи Шихобаловых, и мне очень жаль всех людей, брошенных сейчас.
В одной из комнат домовой церкви на втором этаже сохранились фрески с событиями из жизни Преподобного Серафима Саровского, но они заклеены обоями и закрашены краской. Я ходила к директору школы, разговаривала с ней, она мне сказала, что ничего не может сделать, потому что у них нет средств, и она не знает, как посмотрят на это местные власти. В комнате, где фрески, сейчас спальня мальчиков, и можно было бы по христианскому обычаю открыть фрески. Над богадельней была колокольня и крест. Мое желание — восстановить этот крест и фрески».
Вот что писалось о богадельне и домовой церкви в книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», Москва, 1912 г: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках — приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития. Поднявшись по каменной лестнице на второй этаж, мы войдем в церковь богадельни. Она окрашена в краску сероватого тона и расписана фресками преимущественно из жизни Преподобного отца Серафима Саровского. Фрески принадлежат кисти местного художника Белоусова. В трудах этого мастера, замечательных по выдержанности тона, видно глубокое знание жизни святого. Художник вложил в свой благочестивый труд столько трогательной простоты, которой была также окружена и подвижническая жизнь Преподобного отца Серафима, так прекрасно передал ее духовную красоту, что, кажется, вы стоите не в церкви, а в той прекрасной, тихой пустыни Саровской Нижегородской губернии, которую полюбил святой отшельник. Одна из фресок, написанная на стене противоположной алтарю, изображает моление Преподобного отца Серафима на камне. Тихая пустыня, ясное небо, песок. Очи святого преисполнены кроткой радости, он беседует с Богом. Две фрески написаны на стенах же по обоим клиросам. На правом клиросе изображена кончина Преподобного отца Серафима, на левом клиросе — явление Богородицы Преподобному отцу Серафиму в день Благовещения. Божия Матерь, окруженная сонмом светлых ангелов, предстоит перед повергнувшимся смиренно на землю старцем и возвещает ему благодать и милость Господню.
Церковь, просторная и светлая, устроена по чину благолепному. Она вмещает до пятисот человек молящихся, число, в шесть раз превышающее полный штат призреваемых и прислуги богадельни. С 1894 года по 1910 год в богадельне призревалось 149 лиц обоего пола. В странноприимном отделении ежегодно находят приют от 250 до 300 богомольцев. Содержание богадельни обезпечено процентами с капитала в 65 370 рублей, пожертвованных Антоном Николаевичем. Почему он выстроил богадельню, а не кабак, трактир или что-нибудь в этом роде? Почему он насаждает приюты для сирот, школы строит, украшает храмы Божии? Потому что дела эти были доступны, понятны его душе, жаждущей послужить людям во имя заповедей Божиих, несомненно, отвечали его понятиям об обязанностях христианина».
Софьи Поликарповна пояснила: «К сожалению, у меня самой нет возможности помочь восстановить крест и открыть фрески, потому что у нашей семьи самарских купцов все было отнято. И у меня возникла такая мысль. В Самаре организована фирма по производству муки, которая взяла себе имя Шихобаловых. Фирма производит муку «по рецепту Шихобаловых». Мои предки имели земли, делали муку, у них была торговля со всем миром, мука была высшего сорта, мама называла ее крупчаткой. Английская королева покупала у Шихобаловых муку для булочек к завтраку. И я подумала, может быть, эта фирма поможет открыть и восстановить фрески».
Поможет ли фирма, взявшая себе знаменитое имя Шихобаловых для успеха в делах, сделать что-то реальное во имя памяти Антона Николаевича Шихобалова, сказать трудно. Маловероятно сегодня и вернуть зданию его первоначальное назначение — богадельни с домовой церковью, хотя подобная богадельня сегодня не менее, чем сто лет назад, нужна Самаре. Шихобаловы построили в Самаре много церквей: Покровский кафедральный собор, Воскресенский кафедральный собор, Троицкую, Ильинскую, Крестовоздвиженскую, Всехсвятскую церкви, храм в Свято-Никольском мужском монастыре, Свято-Троицкий собор в Тихвинском женском монастыре Бузулукского уезда Самарской губернии. К сожалению, почти все они были уничтожены. Но здание богадельни с домовой церковью Серафима Саровского на втором этаже в целости сохранилось доныне! Красивое, построенное на века старинное здание, с толстыми стенами, с большими светлыми комнатами с высокими окнами. Просторно, душевно тут было жить тем, для кого этот дом стал последним приютом, да еще находиться рядом с храмом. С трепетом захожу в спальню мальчиков на втором этаже, где и располагался храм. Большой просторный зал, в нем 40 двухъярусных коек, мальчики укладываются спать после обеда. Знают ли они, где находится их спальня? Здесь тебя окутывает какая-то особая тишина и благодать. Намоленные еще сто лет назад стены. Тут священник приносил Безкровную Жертву, собирались на службу до полутысячи молящихся. В алтарной части расставлены столы, за которыми дети готовят уроки и играют. На восточной стене алтаря над батареей — икона Божией Матери и символически скрытая занавеской икона Преподобного Серафима. Чтобы ее сфотографировать, прошу разрешения отодвинуть занавеску. Спрашиваю у преподавателей, молятся ли перед этими иконами, и получаю отрицательный ответ. На стенах под слоем желтой краски и обоев, возможно, сохранились замечательные фрески Белоусова, на котрых изображены фрагменты из жизни Преподобного Серафима. Можно ли их восстановить? На этот вопрос могут дать ответ только специалисты. Школа в этом здании существует уже 75 лет, и ремонт проводился не раз. Эркер, где располагалась алтарная часть, и главка под крест сохранились в целости. А, может быть, надо восстановить и саму церковь Преподобного Серафима? Сохранив и школу в этом здании, которое приютило теперь вместо старушек -детей с дефектами речи. Ведь церковь находилась хотя в самом здании, но и в какой-то степени автономно от него. Сохранилась даже та высокая лестница, по которой верующие с улицы поднимались в храм. Запустение на этом святом месте больно ранит сердце. Софья Поликарповна поведала мне, что в роду Шихобаловых очень чтили Батюшку Серафима. Многие члены семьи носили, а сейчас их потомки носят вместе с нательным крестом образок Преподобного Серафима Саровского. Нынешний 2003 год — это год столетнего юбилея канонизации Батюшки Серафима. Не долг ли самарцев, свято чтущих память великого Саровского подвижника, восстановить некогда поруганную святыню.

На фото: Здание богадельни и домовой церкви (на втором этаже) во имя Преподобного Серафима Саровского. На главке давно уже нет креста… В Серафимовском храме теперь спальня мальчиков школы-интерната. В алтарной части стоят столы для занятий. А на стене все же висят иконы.
Знаменитый купец Антон Николаевич Шихобалов построил на свои средства в Самаре и губернии много церквей, в их числе — богадельню с домовой церковью Преподобного Серафима Саровского.

Людмила Белкина
14.02.2003
1264
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru