Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Зосимова пустынь

Записки паломницы.

Записки паломницы.

Свято-Смоленская Зосимова пустынь.

Все началось с грозы накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила подругу, у которой гостила на даче под городом Александровом, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, раскаты грома раздавались рядом, сверкала молния, но у меня было непреодолимое желание ехать. Алена сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала Казанскую икону Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали три маленькие дочки Алены. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Свято-Смоленская Зосимова пустынь расположена в живописном месте Владимирской области, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова Ульяна Ивановна Зворыкина передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те вложили их в Троице-Сергиев монастырь, на помин душ родителей. Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине XVII века пришел сюда из Троице-Сергиевой Лавры, желая безмолвия и пустыннического жития. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом. Сохранилось предание, что «сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил безпредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине XIX века происходили случаи явления Зосимы пильщикам леса. Явления преподобного Зосимы были и в наше время.

Исповедь у отца Зосимы

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающемуся над лесом. Успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю монаха с куколем схимника на голове. Он разговаривает с женщиной и стоит лицом ко мне, но лица его не вижу, так как его загораживает женщина.

— Исповедаться хочешь? — спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет «угадывание» моего желания.

И уже через несколько минут стою на коленях на вязаном коврике у ног сидящего на стуле схимника и вижу валенки, в которые обуты его ноги. Исповедь длится долго.

— Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравится, когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудиться, помолиться и исповедаться.

— Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах и на прощание говорит:

— Всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

— Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались? — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

— Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

После службы дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду опять в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила:

— Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?

— Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

— А я бы только из-за котяток ушла в монастырь, — сказала Соня.

Беседа со схимником

Через день я позвонила своей подруге Анюте, предложила вместе потрудиться в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом, Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получили послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре трудником — это посещение полунощницы, которая начинается в шесть утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу за полчаса зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он красиво, как-то по-особенному колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и молитвы на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама-кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех Зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келью.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные, добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо словно отбеленное.

Мы говорили о себе, рассказывали схимнику свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

— Каждому человеку Господь дает право выбора. Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытянул путем жребия записку со словом «священник».

Однажды к нам в дом пришел неизвестно откуда юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает: «по столу стучать нельзя, стол это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу маме, — иеросхимонах Зосима улыбнулся. — Он ее назвал «а ты монашка», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе. Когда я нашел дом, в котором юродивый остановился на ночлег, тот вместо приветствия сложил руки и сказал: «Благословите, отец Петр», — и поцеловал мою руку. Тем самым прозревая, что я стану священником.

— Кто такой юродивый, — объяснил монах Зосима, — это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь прозорливость дает и благодать.

— Когда мы с матушкой вырастили детей, — продолжает рассказывать отец Зосима, — то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я в Зосимову пустынь, а она в женский монастырь в Александрове. Мне снится сон, вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит — «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Мы спросили отца Зосиму, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

Иеросхимонах Зосима спокойно ответил на наш вопрос:

— Я верю в Бога, — и продолжил так же спокойно: — Все, что само по себе, то ржавеет, гниет, разрушается, разлагается. Без Бога ничего хорошего не происходит. У нас цель одна, — продолжил монах Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному.

Я заметила, что иеросхимонах Зосима сидит на стуле, наклонившись в сторону, и спросила:

— Вы устали от нас?

— Нет, не устал.

— Тогда сами скажите, когда устанете. Хорошо?

— Хорошо, — улыбнулся отец Зосима, и я поняла, что он не скажет нам об этом.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил. На следующий день он благословил нам причаститься, при этом он заботливо поставил нас рядом с собой у креста, за его спиной, и всю службу направлял нас, говорил, когда читать молитвы, а перед Причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны Причастия, но оно дано нам, чтобы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были в Зосимовой пустыни единственными причастниками мирянами, и у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит, когда монах читал Евангелие: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47).

Праздник Зосимовских святых

Я купила книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято-Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами». Мы с подругой Анной читали ее друг другу, и казалось, словно с того света святые и подвижники благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви, учили нас.

Крестный ход в Зосимовой пустыни.

Схииеромонах Алексий (Соловьев). Именно ему было предназначено в жребии вытянуть из ларца записку с именем Святителя Московского Тихона, будущего Патриарха. Избрание Патриарха должно было решиться жребием перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку, и этот выбор многое определил в судьбах Русской Церкви.

Иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански».

Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах. — Стремитесь к горнему, касаясь дольнего, лишь поколику требует телесная нужда».А еще в Соборе Зосимовских святых: преподобные схимонах Зосима, игумен Владимир (Терентьев), и преподобномученик иеромонах Герасим (Мочалов), расстрелянный 4 декабря 1937 года и похороненный на Бутовском полигоне.

Будучи прихожанками московского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, что на Алексеевском кладбище, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. Посещая его могилку, чувствовали удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь — на душе смута. Постоишь, прочтешь слова старца: «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своей кроной, — и окажется, что и угомонилась, и прошла печаль. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от пьянства по молитвам к старцу-духовнику.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И родными стали все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, на вопрос, как помогает преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий и Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли своим носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, ради которого, как оказалось, мы приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим возвращаться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин, если нет поста, дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, и где котята доверчиво лижут наши руки. И права маленькая София: котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них тоже.

Галина Лебедина,
г. Санкт-Петербург. 

Окончание...

Дата: 6 января 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
11
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru