Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Старый собор

Так называют в Самаре Вознесенский храм — первый кафедральный собор губернии.


15 августа 1993 года в возвращенном Церкви самарском Вознесенском соборе состоялась первая Божественная литургия. В этом году исполняется 10 лет с того знаменательного дня. А вскоре будет и другая дата — 160 лет со дня основания старейшего в нашем городе храма.

Первый кафедральный храм Самары

Вознесенский храм — один из самых известных храмов в городе. Когда в 1851 году Самара стала губернской, только что выстроенный Вознесенский храм стал кафедральным и был им более сорока лет. С его историей связаны славные страницы истории Самары и святые для каждого русского Православного человека имена. Здесь было освящено Самарское знамя, под которым сражались русские воины в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. за освобождение единоверной Болгарии. По плитам собора ступали три Российских Императора: Александр II, Александр III, Николай II. Здесь совершал Литургию Самарский Епископ Владимир (Богоявленский), будущий новомученик (впоследствии Митрополит Киевский). Здесь служил, в бытность ректором Самарской Духовной семинарии, будущий священномученик Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.
Когда в конце XIX века построили Воскресенский собор (разрушен большевиками в 30-е годы), статус кафедрального храма перешел к нему, и Вознесенский собор стал вроде бы обычным приходским храмом. Но может ли он быть обычным храмом, имея такую историю! Самарцы долго называли старым собором этот великолепный храм с высокими сводами — единственный сохранившийся архитектурный образец классицизма в Самаре. Сейчас, к сожалению, храм тесно окружен городской постройкой и уже не господствует над местностью, однако его новый купол и колокольня видны с Волги. Внутри храма за толстыми стенами не слышен шум города, всегда просторно и прохладно, среди намоленных еще полтора века назад стен ощущаешь неповторимый таинственный аромат прошлого.
Непостижимым Промыслом Божиим Вознесенский храм не был разрушен при советской власти. Весной 1993 года его вернули Православной Церкви. Настоятелем храма стал священник Александр Урывский. Мы просим рассказать его о том, как возрождался собор. В этом ему помогает староста храма Андрей Андреевич Савин, который вложил много трудов в возрождение собора.
А.А. Савин: Мы получили это здание от Приволжского военного округа 10 мая 1993 года. Оно было без купола и колокольни, внутри выстроено два этажа,18 комнат, в середине — кинозал. Мы его разобрали, и 15 мая 1993 года Владыка Сергий служил первый молебен. Церковь закрыли в 30-м году. Сначала тут был клуб ремесленников, потом военный склад. Господь помог, мы постепенно все расчистили, через три года восстановили три иконостаса, три престола. Все работы выполняла бригада В. К. Крутилина. Рядом с храмом — бывший детский сад, мы хлопотали, чтобы его передали нам, теперь здесь — воскресная школа, библиотека и богадельня. Всех благодарим, кто нам помогал.

Мироточащая икона Михаила Архангела

Протоиерей Александр Урывский сказал нам: «Идите за мной». Батюшка быстро поднялся в правый, Алексиевский придел храма, и вынес оттуда небольшую без оклада икону Михаила Архангела. «Мироточит, на ваше счастье!» — радостно удивился он. Из опущенного меча, из кончика белого крыла и из левой ступни Архистратига тонкими струями истекало густое миро. Мы осторожно по очереди приложились к иконе. Вблизи миро несильно благоухало свежим и терпким запахом хвои. И за что нам сие?! Неодолимо потянуло приложиться еще раз к чудотворному образу. А запах теперь скорее напоминал розовое масло. Словно победно свидетельствуя: Там, откуда оно проистекло, в Вечности, не действуют земные законы. Икона Михаила Архангела замироточила в Спасо-Вознесенском соборе города Самары на Всенощном бдении 20-го ноября 2002 года на праздник Архистратига Михаила. В ночь на 21-е ноября, по народному поверью, Архангел Михаил опускает Свое крыло во ад и вытаскивает оттуда грешников, которые зацепились за Его крыло. Если читать после 12-ти часов ночи молитвы за усопших, Архангел Михаил может их вывести ради нашей любви и молитвы из ада.
Отец Александр рассказывает:
— Придел в честь Святителя Алексия первоначально был освящен в честь Михаила Архангела. Но когда вновь открывали наш храм, в городе еще не было часовни и храма, носящих имя Святителя Алексия, а он наш Небесный покровитель, хотелось ему воздать почесть. Архиепископ Сергий благословил освятить придел в его честь.
— Я недоверчиво отнесся сначала к этому чуду, — вспоминает отец Александр. — Подумал, может, кто-то капнул что-то на икону. Но скоро опять появились струйки. Мы поставили икону на престол, чтобы она недоступной была. Однако опять появилось миро. Причем если в начале икона мироточила без запаха, то теперь такой аромат! Я пришел, думаю: духи кто-то разлил. Благоухание было по всему алтарю. И запах, и цвет миро меняется. Был прозрачно-белым, как йод, светло-желтым. Икону кто-то принес нам в храм. Простенькая икона, но благодать Божия на ней почивает. Когда все сомнения пропали, Владыке написали докладную, он велел выносить икону народу на поклонение. Теперь думаем о том, чтобы почтить Михаила Архангела, сделать этот придел одновременно в честь Святителя Алексия и Михаила Архангела.

Настоятель
— Отец Александр, как вы пришли в этот храм?
— После рукоположения в священники на Благовещение 1993 года я с мая по июль служил в Иверском монастыре. Вознесенский храм надо было восстанавливать, а священника не было. Андрей Андреевич пошел к Владыке просить священника. А тогда священников было мало, все они заняты, что ли, были, и так получилось, что я сюда попал. Все восстанавливать самим, конечно, приходилось. Слава Богу, прихожане помогали. Сейчас мы служим уже втроем: я и два отца Сергия — Денисов и Козлов, и дьякон Роман.
— Чем вы занимались до храма, в миру?
— Я окончил авиационный институт, потом аспирантуру, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал на кафедре прикладной математики. Я сам пошел покреститься в Петропавловку, а в 90-м году встретил известного самарского батюшку — протоиерея Иоанна Гончарова, который стал моим духовным отцом, он меня уговаривал рукополагаться, а я сопротивлялся. Сначала я был воинствующим материалистом и атеистом, а тут в 90-м году сдал свой партийный билет. Тогда шла борьба Ельцина с Лигачевым, и проректор подумал, что из-за этого, спрашивает: «Вы с кем — с Ельциным или с Лигачевым?» — «Я с Иисусом Христом».
— Как вы решились в одночасье все изменить?
— У меня произошла переоценка ценностей. Я всю жизнь увлекался научными исследованиями, посвящал им все время. Мне хотелось понять, как мир устроен, объективную истину хотелось найти. Конечно, было, наверное, и желание прославиться, но вот это стремление к истине сыграло, видно, свою роль. Отец мне сказал: «Ты помолись, чтобы Бог тебе открыл, что тебе надо». Я помолился, и действительно, нашел ответы на свои вопросы в журнале «Смена», где были напечатаны диалоги священника Валентина Свенцицкого с атеистом о бытии и Боге. Речь шла о том, что материальный мир подчинен принципу причинности, получается, что свободы нет. А человек чувствует, что у него есть свобода. Раз так, то человек является посланником какого-то иного мира, он соединяет в себе этот мир и иной. В 1993 году у меня состоялся разговор с Владыкой Евсевием, он сказал мне: «Увольняйся», — я за один день уволился, Владыка велел прийти вечером в Покровский собор. Это было 13-го января 1993 года, Всенощное бдение Обрезания Господня и Василия Великого. Позвали меня в алтарь, Владыка одел на меня подрясник, благословил читать Шестопсалмие, и я пошел читать. Потом мне говорит: «Готовься назавтра к рукоположению в дьяконы». Почему я тогда так решился? Видно, благодать такая бывает в начале. В священники меня рукополагал уже Владыка Сергий.

«Настоятельница»

Отец Александр рассказывает о храме и его святынях:
— Левый придел был освящен в честь Пантелеимона Целителя и преподобного Павла Комельского. В нем в 1866 году был похоронен Епископ Самарский и Сызранский Феофил (Надеждин). Особо почитаемая в храме икона — Божией Матери «Скоропослушница», ее храму передали из Покровского кафедрального собора, перед ней мы усердно молились, читали акафист, особую помощь от нее чувствовали. Иконы священномучеников Владимира и Вениамина у нас есть в алтаре и на стене храма, мы считаем их своими покровителями. Недавно в храме появилась афонская икона «Геронтиса», ее привезли из Греции, мы ее выкупили на народные пожертвования. Эта святая икона Богоматери прославилась многими чудесами. Богоматерь Настоятельница оказывает помощь тем, кто к ней обращается с верою. Безплодным женщинам дает детей, облегчает страдания раковых больных, учащимся посылает просвещение. Помогает в разных нуждах и как Скоропослушница находит скорейшие решения, является наставницей в жизни верующих. Геронтиса — старица, настоятельница. Прихожу и в первую очередь молюсь Ей — помоги, будь настоятельницей нашего храма!

Людмила Белкина
23.05.2003
1375
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru