Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Храм покаяния

В Курске действует первый в России храм в следственном изоляторе.


В Курске действует первый в России храм в следственном изоляторе.

Домовой храм был освящен в следственном изоляторе г. Курска в конце девяностых годов. В те годы священники уже пришли в тюрьмы, но храм в СИЗО оказался в то время первым в России. Немалая разница между тюрьмой и следственным изолятором обусловлена тем, что в СИЗО люди ждут приговора, проводят долгие месяца в томительном ожидании окончательного решения своей судьбы, пока их “дело” ходит по судам. Сакраментальное “казнить нельзя помиловать” — и неизвестно, в каком месте будет поставлена запятая. А если осудят, каким будет срок и в каких местах заключения? Гнетущая неопределенность судьбы подследственных усиливается особыми условиями содержания, связанными с проведением дознания. “…был болен и в темнице, и не посетили Меня” (Мф. 25, 43), — говорит Господь и вменяет это в великий грех.

— В СИЗО почти все становятся верующими. Во всяком случае, очень многие приходят ко Христу на этой грани несвободы, — делится своими впечатлениями первый настоятель храма, клирик Курской епархии священник Владислав Реутов. — Иконки просят, кресты нательные разбирают, сколько их ни привезу, бывало, поначалу, — все расходятся. В Курском СИЗО содержится до тысячи человек, ждущих приговора, они нуждаются в духовном окормлении.

— Поэтому и было принято решение открыть храм в СИЗО?

— Дело в том, что церковь в бывшей городской тюрьме, где ныне располагается изолятор, была основана еще в 1834 году. Храм во имя Святителя Николая просуществовал при курской тюрьме вплоть до 1918 года. В 1998 году Курская епархия заключила договор с Управлением исполнения наказаний по Курской области о духовном окормлении подследственных. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий, еще не зная о том, что храм носил имя Николая Угодника, благословил обустроить и освятить домовую церковь в честь этого святого, который, как известно, является покровителем невинно обвиняемых и оклеветанных и наставником заблуждающихся. Потом мы подняли архивы, и выяснилось, что тюремный храм был освящен именно в его честь.

— Сложилась ли Православная община из людей — преступников и невиновных, оказавшихся на одних нарах?

— Человек находится в СИЗО по подозрению в совершении преступления до тех пор, пока не доказана его вина или невиновность, потом он отправляется в тюрьму или на свободу. Так что с юридической точки зрения в положении подследственных разницы нет. А вот с духовной… На совершившем преступление, особенно тяжкое, лежит печать греха, и эту печать невозможно скрыть от духовного взора. На исповеди многое открывается. Всех объединяет одно бедственное положение, последствия которого порой известны только одному Богу, многих объединяет надежда на смягчение приговора или на оправдательный приговор и, конечно же, объединяет общая молитва в храме.

— Какова мера покаяния у содержащихся под стражей?

— Меру покаяния, как известно, определяют плоды достойные покаяния. Приведу яркий пример. Человек (имени его я не назову по понятным причинам) невольно, в пьяной драке, совершил тягчайший грех, и этот грех оставался на его совести, никакого возмездия за него он не получал в течение нескольких лет. И вот, живя преступником Закона Божиего, он становится случайным свидетелем кражи. Как свидетель попадает в “дело” Но совесть так мучает его за совершенное несколько лет назад зло, что он оговаривает себя на суде и добровольно берет вину за несовершенное им преступление на себя. Он садится в тюрьму и видит в этом милость Божию к себе. О мере его покаяния можно спорить, однако, плод достойный — налицо.
Возмездие государственного закона за совершенное преступление является орудием милосердия Божия. Человек несет временное наказание здесь, чтобы иметь возможность быть помилованным там, в вечности. Хорошо, если человек это понимает. А если нет, случается непоправимое. Есть ведь и Божий Суд. Я знал преступника, который смог избежать уголовного наказания, вышел на свободу из СИЗО и несколько дней спустя разбился насмерть в автокатастрофе.
Находятся в изоляторе и убийцы-смертники. До введения в России моратория на смертную казнь, я видел, как одного из них выводили из СИЗО и увозили к месту казни. Он до того упал духом, что не мог одеться, и его одевали охранники перед тем как увезти. Другой убийца и насильник шестилетней девочки был помилован Президентом Б.Н. Ельциным и несказанно радовался известию о замене смертной казни тюремным заключением. Покается ли он когда-нибудь? Мне хочется надеяться на это. Каялись многие приговоренные к смерти.

Протоирей Михаил Кожух, также исповедовавший многих подследственных в Курском СИЗО, засвидетельствовал, что бывали случаи, когда совершившие тяжкие преступления еще до вынесения приговора каялись перед всем храмом — со слезами, на коленях просили прощения за содеянное зло у своих соседей по камере. Кто знает, постигли бы они Таинство Покаяния, не проведи их Промысл Божий за железную дверь с решеткой — к Алтарю Православного храма?

Фото Дмитрия Фомичева

Евгений Муравлев, г. Курск
13.06.2003
933
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru