‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Русская Миссия в Китае

Окончание.


См. также

Скорбный путь

В 1918 году в Китае оказались десятки тысяч русских людей, выброшенных из России революцией и гражданской войной. Знаменательно, что и сам последний начальник Миссии Виктор Святин, ставший впоследствии Архиепископом (а по возвращении на Родину — Митрополитом), до принятия духовного сана был офицером отступавшей к восточным границам Белой армии.
Одним из самых печальных, но и возвышенных моментов в истории Миссии того периода стал день прибытия в Пекин останков членов Императорского Дома, казненных большевиками летом 1918 года в шахтах под Алапаевском на следующий день после убийства семьи Государя Николая II и оставшихся в истории как алапаевские мученики. Скорбный путь привел в «Северное подворье» основательницу знаменитой Марфо-Мариинской обители Великую Княгиню Елисавету Феодоровну (родную сестру Императрицы), инокиню Варвару (Яковлеву), Великого Князя Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя В.П. Палея и его камердинера Ф. Ремеза. На пути следования из Перми в Пекин останки алапаевских мучеников около полугода находились в Чите. Здесь монахини Свято-Покровского монастыря облачили тела Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в монашеские одеяния, и именно здесь обнаружилось, что тело матушки Елисаветы нетленно (в 1992 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых).
Из Читы ввиду угрозы наступления Красной армии тела алапаевских мучеников при деятельном участии атамана Г.М. Семенова были вывезены 26 февраля (11 марта) 1920 года и доставлены сначала в Харбин, а оттуда — в Пекин. Останки захоронили в склепе часовни святого Серафима Саровского на старинном Русском кладбище в районе ворот Андинмэнь (это место сохранило свое название до сегодняшних дней). Позже они были перезахоронены в Миссии, в храме Всех Святых Мучеников, рядом с прахом жертв восстания ихэтуаней 1900 года. В 1921 году нетленные мощи Великой Княгини Елисаветы были доставлены в Иерусалим и упокоились навеки в храме Святой Марии Магдалины. Посмертные же скитания остальных алапаевских мучеников на этом не закончились — в 1956 году, когда территорию «Северного подворья» готовили к размещению на ней Посольства СССР, храм Всех Святых Мучеников был уничтожен, а алапаевцев вновь перезахоронили на Русском кладбище.
В печально известные годы «культурной революции» кладбище сильно пострадало от набегов хунвэйбинов, но окончательному разрушению оно подверглось в 1987 году, когда на этом месте был разбит парк «Молодежное озеро». Старинные захоронения, включая, по-видимому, и склеп с останками членов Императорского Дома, оказались затопленными искусственным водоемом. По воспоминаниям очевидцев, еще довольно продолжительное время на задворках парка в полном небрежении можно было увидеть надгробные плиты Русского кладбища, многие из которых позже были растащены, затоплены или зарыты в землю. Говорят, что одним из самых величественных был памятник на могиле легендарного генерал-лейтенанта Д.Л. Хорвата, долгие годы служившего управляющим КВЖД. Приходилось слышать, что до наших дней сохранилось и мраморное надгробие начальника первой Духовной Миссии Архимандрита Илариона, которое находится теперь в музее каменной резьбы в одном из буддийских храмов Пекина.
Каждое из моих нескольких посещений «Молодежного озера» отзывалось в сердце болью и грустью. Да и вряд ли кто-то может испытать другие чувства, оказавшись в этом невеселом парке, стоящем на древнем погосте. Традиционный набор типовых «зон отдыха» современного Пекина — различные аттракционы под громкую музыку, неизменный ресторан и неутомимые продавцы безделушек — в этом месте воспринимается совсем иначе. Усугубляет впечатление и находящаяся в парке площадка для игры в гольф, где представители китайской молодежной элиты осваивают модный атрибут западного образа жизни. В этом парке, кстати, удивительно мало для многолюдной столицы посетителей — обычно на берегу озера можно увидеть двух-трех стариков с удочками, да отдельные стайки детворы, опекаемые сердобольными бабушками-пенсионерками, развлекаются в зоне игровых автоматов.
Должен сказать, что воды искусственного озера над русскими могилами мне никогда не приходилось видеть спокойными — время от времени, даже при полном безветрии, они приходят в движение и словно в ознобе вздрагивают быстрыми тревожными волнами. Здесь, в неприметном городском парке неподалеку от российского Посольства, укрытый толщами воды и земли, покоится прах наших соотечественников — и титулованных, и безвестных, и албазинцев, и героев китайского похода 1900 года, и мучеников Августейшего рода. Когда покидаешь это святое место, на ум и сердце всякий раз приходят только одни слова: «вечная вам память…».

Трехречье

Есть в Китае еще одно место, где вот уже несколько веков живут русские — Трехречье. Географически этот район расположен по соседству с нами — в бассейне трех рек Гана, Дербула и Хаула во Внутренней Монголии, с северо-запада его естественной границей является пограничная река Аргунь. Трехречье занимает площадь около 12 тысяч квадратных километров. Отдельные русские поселения появились здесь еще в середине XIX века (например, хутора Ернишная и Черноучиха, основанные аргунскими казаками Парамоновым и Лопатиным). В то время забайкальцы перегоняли сюда свои табуны и стада на выпас, по договору с китайскими властями за небольшую плату заготовляли сено, охотились, распахивали плодородные целинные земли. После гражданской войны в Трехречье укрылись остатки разбитых армий Колчака, Семенова и Унгерна, а во время коллективизации община пополнилась спасавшимися от репрессий забайкальскими крестьянами-«середняками».
В этот период истории в Трехречье было около двух десятков казачьих станиц с административным центром в поселке Драгоценка (китайское название — Саньхэ). Здесь находилось станичное правление, был воздвигнут главный храм, на личные средства атамана Г.М. Семенова построили школу, в которой учились все русские дети Трехречья. Была здесь даже своя электростанция и знаменитая на всю округу паровая мельница. Вторым по счету атаманом Трехреченской станицы стал Георгий Евгеньевич Мациевский (по предположению краеведа В.М. Перминова — сын Забайкальского генерал-губернатора Е.О. Мациевского), а последним — полковник Всеволод Леонидович Сергеев, которого вместе с женой зверски убили в 1945 году отступающие японцы (во время японской оккупации в Драгоценке размещался один из гарнизонов Квантунской армии).

Нужно отметить, что благодаря традиционному казачьему укладу жизни Трехречье было благополучным самодостаточным районом. Бедными здесь считались те, у кого в хозяйстве было менее тридцати голов скота (такие дворы освобождались от уплаты поселковых налогов). Некоторые хозяева имели большие отары овец (до нескольких тысяч голов), другие успешно занимались хлебопашеством. Доброй славой пользовалось местное русское масло, которое поставлялось в Харбин и другие города Китая.
Лихолетье гражданской войны не обошло и эти места, население русских станиц значительно пострадало от действий партизанских формирований Красной армии, однако самые трагические для трехреченцев события произошли осенью 1929 года, во время советско-китайского конфликта на КВЖД. Когда знакомишься с материалами, имеющими отношение к этим событиям, всякий раз убеждаешься в глубочайшей трагичности тех исторических потрясений, которые в буквальном смысле слова заставляли тогда идти брата на брата и детей поднимать руку на своих отцов. Сотни мирных жителей русских хуторов, не имевших никакого отношения к конфликту между китайским правительством и СССР, но получивших ярлык «белобандитов», были жестоко убиты их же бывшими земляками в ходе рейда в Трехречье особого карательного отряда. Как это ни прискорбно, но к «бандитам» были причислены жены и малолетние дети эмигрантов. Очень много о кровавых событиях тех дней писала издававшаяся в Харбине русская газета «Хлеб небесный», в которой публиковались свидетельства уцелевших и бежавших из Трехречья очевидцев трагедии. Так, в номере 13 этого журнала за 1929 год сообщаются леденящие душу подробности нападения на поселок Танехэ партизанского отряда, которым командовал некий Моисей Жуч. Жители поселка узнали в бойцах этого отряда многих своих бывших односельчан с другого берега Аргуни…
Но даже эти события не смогли изменить отношение трехреченцев к своей Родине. Приведу лишь один пример из времен японской оккупации. Известный своими изощренными подходами к «работе» с русскими эмигрантами майор Асано Такэси принудительно создал в Трехречье отряд численностью около ста человек под командованием есаула Ивана Александровича Пешкова. Однако в 1945 году русская сотня неожиданно для японцев выступила против самураев и героически погибла от их пулеметов.
Досталось трехреченцам и в годы «культурной революции», когда они претерпели на себе полное «раскулачивание» и репатриацию под видом «освоения новых земель». С начала 60-х годов прошлого столетия китайские власти позволили русским выезжать за пределы КНР, и очень многие трехреченцы переселились в Австралию, создав колонии в Брисбене и Джилонге.
Можно только удивляться, что после всех потрясений и трагедий прошлого века Трехречье выстояло и остается сегодня крупной русской общиной в Китае — местное русское население на территории Правоаргунского хошуна Хулунбуирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ), сосредоточенное в нескольких поселках, составляет 8 000 человек (10 процентов от общего населения хошуна). В Русском национальном уезде с центром в станице Караванная (пос. Эньхэй) его состав достигает 30 процентов. 2 500 человек (старшее поколение) крещены, остальные считают себя Православными по вере. Община хранит культуру, традиции, язык и веру своей исторической Родины. В АРВМ есть также поселки Православных тунгусов и якутов.
В 1999 году на средства правительства Хулунбуирского аймака в Лабудалине (Лабдарине) и благодаря усилиям членов русской общины Трехречья построен каменный Православный храм, который обошелся казне в 300 000 юаней (примерно 1 миллион 200 тысяч рублей). И хотя Православие не относится к официально признаваемым китайскими властями религиям, уникальное решение о строительстве Православного храма было принято на уровне Госсовета КНР — для Трехречья сделали исключение. Пока Богослужения в храме не проводятся из-за отсутствия Православных священников. Временное церковное попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в АРВМ, возложено на Преосвященного Евстафия, Епископа Читинского и Забайкальского.
В завершение своего повествования должен добавить, что еще одна крупная община этнических русских (несколько тысяч человек) проживает сегодня в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (в городах Урумчи, Тачэн, Инин, Или, Алтай). Время массового появления там русских людей с территории Туркестана ведет отсчет с середины XIX века, а дальнейшее пополнение колонии, как и в Трехречье, было обусловлено волной белой эмиграции в годы гражданской войны.

На снимках: храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского, единственный в Трехречье; на берегу «Молодежного озера», под водами которого покоится прах и членов Августейшей фамилии, многих наших именитых и безвестных Православных соотечественников. (На переднем плане — автор этих строк с супругой Наталией).

Алексей Самойленко,
Представитель МИД России в Чите, советник 2 класса
16.05.2008
1312
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru