‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Зарубки на память

Своими сокровенными мыслями делится с читателями профессор Владимир Мельник.


Ограда

Святая Русь начиналась, как всякий дом или храм, — с ограды, защищающей от злой силы. Храмы и монастыри окружали Москву в несколько колец. Кресты видны были один другому на громадном расстоянии. И нигде не прерывалась эта линия. И не прерывался колокольный звон, отпугивающий не только ворон. Это мы сегодня, не задумываясь, произносим: «Золотое Кольцо». А смысл был — чисто духовный. И нелегко через эту ограду было нечистой силе перешагнуть.
Враги Святой Руси с ограды и начали. Сначала стали рушить монастыри и храмы. Сбрасывать наземь кресты, вырывать языки у колоколов. Потом тоннами, квадратными и кубическими метрами повезли на запад благодать — намоленные иконы, церковную утварь, сосуды. Убрали живой щит, живую ограду — убили тысячи священников. А когда воздух проредился, — шагнул в пространство Святой Руси враг — и загулял на просторе. Что теперь в нашей жизни вместо святой ограды — просто не перечислить. Остался у людей свой маленький храм — как горушечное зерно: собственная душа. И одна ограда — крестное знамение. Но это и есть главное, ради чего идет вся борьба. Сюда и добирается враг. Сколько оград уже убрано — осталась самая маленькая, но и самая важная. Тяжко спасаться ныне. А другого пути нет. Поэтому говорит Святитель Игнатий: «Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время».

Простой рецепт

Вопрос из студенческой аудитории:
— А как спасти сегодня Русь?
Отвечаю:
— Делай все наоборот, — наперекор лукавым советованиям наших врагов. Помни: желают тебе зла, и только зла. Не должно быть никаких иллюзий на этот счет. На войне как на войне. Реклама кричит: «Бери от жизни все» — не бери все, это и невозможно, и не нужно. Врачи предлагают совершить аборт — рожайте, не бойтесь. В подворотне предлагают: «Уколись!» — не колись. Предлагают пиво для «умных» — не пей. Ссорят тебя с «дремучими» родителями, напоминают, что у тебя много «прав» — помни, что родители — твоя естественная и самая сильная защита от окружающей среды. Соблазняют не идти в армию — знай, что какая-то армия всегда должна быть в стране: не будет нашей — будет чужая. И так далее. Делай все наоборот!
Рецепт простой, а выполнить трудно: все призывы обращены к животной природе человека, которой так хочется потакать. Без Божией помощи — осилить ли такую ложь, такой соблазн?

Покаяния двери

Разговор в храме:
— Вчера на исповеди батюшка меня лентяйкой назвал.
— За что?
— Призналась, что телевизор смотрю. «Делать тебе, — говорит, — нечего, — вот ты и смотришь».
— Ну, и правильно обличил.
— Нет, несправедливо. Я люблю, чтобы меня обличили, но не так. Вот я в другом храме у своего батюшки, бывает, прошу: «Батюшка, обличите меня!»
— А он?
— Молчит.
— Ну и правильно делает. Ты потерпи, когда обличают без просьбы.
— Так ведь несправедливо же!
— Так ты телевизор смотрела или нет?
— Смотрела.
— Исповедовала как грех?
— Как грех. Ну, грех у меня такой!

«Время правде посмотреть в глаза…»

Раньше много переводили с русского языка на иностранные наших писателей. Кого только не переводили, особенно внутри соцлагеря. Трудно сказать, какая из всего этого вышла польза. Знаю только, что «иных уж нет, а те далече»: нет уже ни соцлагеря, нет даже в наших библиотеках книг многих писателей, которых переводили. И вот недавно блеснуло, как солнечный луч: переводят, переводят с русского на многие европейские языки! Кого? — Святителя Игнатия Брянчанинова! Его и в советское время переводили, да мы его не знали. Да, и масштабы востребованности, правду сказать, были не те. «Как нам реорганизовать Рабкрин», — хотели знать от моря и до моря миллионы делавших в своих странах партийную карьеру. А о «памяти смертной» хотели знать единицы.

Мама и Святитель Николай

Мама родилась в день зимнего Николая Угодника на Сахалине, на угольном руднике под названием Дуэ. Она вспоминает, что жизнь ее в детстве была очень тяжкая, что даже солнышка ей не хватало — и она болела рахитом. Теперь ей 82 года — и живет она почему-то в солнечной Италии, недалеко от Бари, где покоятся мощи святителя Николая. По приезде в Италию она съездила на поклонение его святым мощам. У его мощей она простояла больше двух часов — и все это время плакала навзрыд. Кстати, как только она пришла в храм, настоятель велел открыть проход к мощам Святителя: «Православные пришли!» Все католики почтительно дают место Православным в храме Николая Угодника. Мама уверена, что это св. Николай Чудотворец провел ее через сиротство, детский дом, немецкую оккупацию на Украине, голод, самые различные жизненные трудности, а теперь вот дает немного отдохнуть недалеко от себя. И вправду, когда, лет 6 назад мама уезжала на жительство в Италию, она чувствовала себя очень плохо. Мало было надежды, что она проживет хоть пару лет. А теперь она почти не болеет. Мама всегда помнит, что она родилась на Николая Угодника, всегда его благодарит и славит.

Не досаждай!

Царствие Небесное матушке Александре! Сколько советов она при жизни дала мне — пусть иногда и в «ершистой» манере. Однажды, помню, сказала:
— Главное в отношении к другим для христианина — что? — не досаждать другим. Можешь сделать сам — сделай, можешь не тревожить вопросом — не тревожь, можешь обойтись без посещения — обойдись. Да и к батюшке каждый раз за благословением — нечего бегать. Не послушание это, а суета. Батюшка тебя уже однажды благословил на христианскую жизнь. Надо самому прилагать усилия, думать, соображать.
Как много она знала, а ведь была без образования! Часто вспоминаю ее в московской суете, глядя, как мечутся знакомые Православные за очередным благословением любимого батюшки. Стоят часами, пока батюшка чуть не к ночи отпустит всех и размашистым жестом благословит. Теперь пару часов еще в метро и на автобусе — ночью дома. А не суета ли это? Тем более, что кроме восторженности ничего за этим нет. А видно это по плодам:
— Дайте мне, пожалуйста, денег.
— Сколько?
— Сколько сможете: батюшка благословил собирать у знакомых на квартиру. А вы у своих знакомых спросите для меня.
На квартиру — в Москве! Нет, права была матушка Александра — прежде всего не досаждай! А то вместо Православной жизни — один грех выйдет.

Вечеря и вечеринка

С языком происходит в России что-то ненормальное. Его всячески засоряют. Но и логика какая прослеживается в этом как бы случайном процессе! Сейчас в Москве модное есть выражение: «корпоративная вечеринка». Узнал я о таких вечеринках за неделю до Нового года. С шумом влетели во двор почти в 12 ночи несколько иномарок. Повыходили из автомобилей солидные люди: мужчины в длиннополых черных пальто и в белых шарфах, молодые дамы в манто. Шумно установили китайские хлопушки — и в небо очередями, с хлопками и взрывами, на полчаса — не менее. Денег на хлопушки солидные люди не жалели. Сработали сигнализации всех автомобилей во дворе. Когда какой-то дед взмолился с балкона, чтобы не терроризировали двор, его без всякого стеснения отправили куда-то далеко. Я спросил у дочки: что это такое? Вот она мне и сказала, что это — «корпоративная вечеринка». А я почему-то вспомнил о великой тишине, которой отзывается слово «вечер», «вечеря».
Тайная вечеря — какая великая Тайна совершалась там впервые: «Сие есть Тело Мое…», «Сия есть Кровь Моя Нового Завета». В шуме нынешних вечеринок тоже есть тайна, она звучит в самом названии: корпоративная. Там, на великой Вечере, единицы становились Церковью, единясь во Христе. Здесь объединяются в некую «корпорацию», противопоставляя свою «тусовку» другим, таким же. Как извратилось в наши времена представление о заложенной в душе человека потребности к единению!

Владимир Мельник
профессор филологии, член-корреспондент Академии наук, г. Москва.
21.01.2005
851
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru