Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

В России возрождается масленичная традиция кулачных боев.


Всем «разоблачителям Православия», любящим в свободное время поразмахивать «страшным компроматом» против Церкви, что она, мол, является религией меланхоличных «миролюбов», хочется напомнить чеканную формулу Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского: «Лично своего врага — люби, врага Отечества — сокрушай, врага Божия — гнушайся»! А подставлять другую щеку — да, нужно, но только своему личному врагу, рукой которого Сам Господь врачует твои личные, нераскаянные грехи. Но если перед тобой враг Отечества — тут уже иной сказ… И не только посредством умного или сердечного молитвенного делания, но и «конкретно» — кулаком. Или высокоточной ракетой с разделяющимися боеголовками — это уже не принципиально. Ведь если вспомнить, что Русская Церковь — это Храм, а Православное государство — ограда этого Храма, то как может Церковь, благословляющая всеми средствами защищать веру Православную, при этом не благословлять на защиту своей Ограды — храмовой территории, государства Православного? Она и благословляет…

Православие — религия мужская. На том стояла и стоять будет земля Русская, Православная. И радостное подтверждение тому — великий сонм святых русских угодников Божиих — наших ратников, полководцев и князей-воинов. Понятно, что живем мы сейчас в период войн пятого поколения, когда приоритетным становится обладание не только ядерными «дубинами» гигантской мощности, способными погрузить в океан целые континенты, но и оружием «аккуратным» и почти неотразимым. Информационным — в том числе. И на фоне всех этих невеселых реалий кому-то покажется забавной сама тема статьи… Какие еще кулачные бои, «стенка на стенку», какая еще Буза! Но не будем забывать, что народ побежден окончательно лишь тогда, когда сломлен его дух. А чтобы сломить русских, одними «томагавками» не обойтись, для этого врагу придется еще и встретиться с нами лицом к лицу. Вот тогда и поговорим от души…
И в преддверии возможных грядущих испытаний нужно нам всемерно укреплять и свою веру в Живого Истинного Бога — Живоначальную Троицу, и одновременно с этим вспоминать свое боевое, воинское искусство — русскую традицию коллективного рукопашного боя под название Буза. Занятия бузой закаляют характер воина, воспитывают боевой дух, развивают тактическое мышление и приучают находить нестандартные решения в неожиданных ситуациях. Они формируют личность солдата, характер и дух армейского подразделения.
По всей Руси на Масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городков и шли «стенка на стенку». Правила по всей Руси были почти одинаковы. Каждая «стенка» могла иметь два, три, а то и больше рядов. Выигрывала та «стенка», которая прорывала другую. И ничего, духовности это отнюдь не мешало. Зато росли тогда мужики, а не кисели, не способные дать отпор обнаглевшему и зарвавшемуся незваному гостю. Сейчас эта традиция кулачных боев возрождается. На мужской праздник (не тот, что на светском календаре, — а на день святого Димитрия Солунского) несколько лет кряду в Екатеринбурге по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия проводятся кулачные бои. Есть попытки возродить кулачные бои на Масленицу и в Самаре. Видно, само время велит «почесать кулаки» — пока не всерьез, понарошку. Но опыт этот может нам пригодиться. А тут еще Никита Михалков в своем нашумевшем фильме вовремя опоэтизировал эту любимую народом забаву…
Недавно в Ульяновске прошел семинар по изучению бузы. Провел его наш гость из г. Череповца Вологодской области Виктор Германович Соловьев. Он больше пятнадцати лет отдал изучению и пропаганде этой исконно русской боевой системы. Наряду с Г.Н.Базловым из Твери, специализированный сайт www.buza.ru называет его одним из авторитетнейших хранителей традиций этого русского вида рукопашного боя. Несколько цитат оттуда: “Лучшая боевая система — русская”. Этот тезис не требует «бумажных» доказательств, он многократно утвержден штыками наших предков. Забавно, что только в России появляются люди, решающиеся оспаривать эту истину, в то время как весь остальной мир это помнит и не сомневается». «Нам кулачное побоище может показаться безсмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить — значит не знать отечественной истории, причин, породивших его. Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. Так возникла традиция стеношного боя». «Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Она передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, людям, для добра нарожденным. Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою».
— Виктор Германович, расскажите, пожалуйста, о семинаре, который вы проводили у нас в городе.
— Впервые в Ульяновске проходил такой семинар по традиционному мужскому плясу. Пригласили ребят, которые изучают традиционный рукопашный бой под названием «буза». Это — старинный боевой наигрыш жителей Тверской губернии. У нас на Вологодчине этот же наигрыш называют — «под драку». Когда мужики начинают бузиться или рьяно плясать, они просят: «Слушай, сыграй нам «под драку»!». И исполнение частушек тоже было особое — боевое, шел грозный рык. Чтобы быть бузником, человек должен уметь владеть традиционным мужским боевым плясом. В любой боевой традиции есть национальный мужской танец. Скажем, в карате есть свои особенности пластики и танца, у латиноамериканцев — своя ритмика и пластика, у нас, русских, есть свои особенности мужского пляса. А задача семинара была — показать ребятам «вхождение в ритм», как звучит гармошечный наигрыш.
— В деревнях раньше это так и обстояло — шла «стенка» на «стенку», а в это время играла гармонь?

— Совершенно правильно, под звуки гармошки. То есть смысл мужского пляса — приуготовление к опасной ситуации. Сегодня молодежь идет в спортзал, качает мышцы, занимается суставной гимнастикой… Раньше же это происходило более значимо в том плане, что звучала гармонь, и под ее звуки мужская артель, или шатия, партия, компания шла на престольный праздник в соседнюю деревню…
— …«разбираться».
— Нет, не «разбираться». Они шли на праздник. Парни шли своей компанией, немножко поодаль шли девчонки. Парни шли непременно под звуки гармони и под ее ритм «втаптывали», приплясывали. В руках у них были тростки. Ими они поднимали пыль, хлыстали о землю. А с той стороны, из деревни, наблюдали — «О, войско идет!», потому что клубы пыли поднимали, пели частушки боевые, иной раз даже с рыком. Все это шествие несло смысл устрашения. Пройдя этот путь, парни вводили себя в такое особое состояние…
— Своего рода кураж?
— Да, именно кураж! Этим они готовили себя к опасной ситуации. На любом празднике в деревнях происходили драки. Так уж было заведено.
— К сожалению.
— Да, к сожалению. Потому, что сама проходка по деревне — одной партией, другой, в один конец, в другой конец, почти неминуемо приводила к драке. Причина драка могла быть разной — кто-то кого-то задел, из-за девки, где-то гармонист играет лучше или хуже…
Еще одна цель мужской пляски — показ своей силы и ловкости. Потому что было большой ответственностью выйти на круг, на обозрение всей деревенской общины и показать свою удаль. Это сейчас на дискотеках молодежь приходит — там темно, все прикрыто и кто во что горазд… Не надо учиться плясать, сплошное дергание.
— Я слышал однажды упреки в адрес русской национальной борьбы «буза» со стороны Православных верующих, что корни ее якобы в древнерусском язычестве. И даже после Крещения Руси некоторые языческие оттенки эта борьба якобы не утратила. Так ли это?
— Это несправедливая точка зрения. Посудите сами. Все наши занятия начинаются с Православной молитвы. К тому же все, кто занимаются бузой, посещают церковь. О язычестве у нас даже и речи нет.
— Да, и в начале этого семинара в зал приходил наш батюшка и преподал каждому свое благословение на занятия. В общем, ребята более-менее воцерковленные. Я, например, знаю, что старец Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник братии Троице-Сергиевой Лавры, дал свое благословение на современное развитие этой древней русской борьбы…
— По всем вопросам, связанным с развитием бузы, мы получаем благословение у священников Православной Церкви, у своих духовников.
— Согласно Конституции России, защита Отечества — это священный долг граждан страны. А «буза» в этом отношении какую помощь может оказать?
— Самую прямую. Ведь русское воинство с Православием было связано всегда. Воспитанные Церковью, русские воины самоотверженно защищали как свое Отечество, так и свои семьи. Наивысшая добродетель нашей веры: «живот свой положить за други своя». Также значимо в нашем движении понятие «мужская культура».
— Когда я был на Вашем занятии, я ни от кого не услышал ни одного бранного слова. Меня это приятно удивило.
— Ненормативная лексика не в традициях русского рукопашного боя. Мат не красит мужчину. К сожалению, сейчас стало очень «модным» для молодежи в присутствии девушек буквально изрыгать мат! Ругаться в присутствии старших! Быть мужчиной — не значит уметь ругаться матом и пить водку «немерено». В нашем движении мы сейчас даже ставим перед собой задачу вообще обходиться без спиртного. Не всегда, правда, получается. Однако вопрос этот мы поставили у себя очень остро. Изучаем также русские традиции, развиваем умение петь русские песни, умение плясать, то есть возрождаем свою национальную ритмику, пластику. И очень многие ребята и на Вологодчине, и здесь, делают это с большим желанием. Мы сегодня, например, побывали на рынке, где звучит гармонь, где собираются истинные любители, знатоки русской гармони, русской пляски. Мы с ними пообщались — сами плясали, попели частушки… Было ощущение, что мы не просто попели, а породнились, искренне. На душе был праздник!
— Вам, конечно, известно о засилье в современной российской практике единоборств бойцовских систем восточного, оккультного толка — карате, тхэквондо, дзю-до, айкидо, ушу… Мне кажется, что пропагандисты этих стилей просто спекулируют на естественной тяге молодежи к своему физическому развитию. А нашего, русского, коренного в этой области вроде бы и нет — оно искусственно заглушено. А раз на этом «рынке единоборств» нашего ничего нет, тут же появляются все эти восточные боевые системы, которые по своим духовным корням глубоко чужды Православию, а значит, и традиционному духовному устроению русского человека. А поскольку наша молодежь воцерковлена недостаточно хорошо и зачастую не может отличить духовно-«черного» от духовно-«белого», то и хватает она то, что подается ей в более яркой обертке. Но вот возродилась русская национальная культура рукопашного боя — буза: выдержит ли она эту конкуренцию? Проще говоря, если сойдутся каратист и бузник, кто победит?
— Мы считаем так: побеждает не система — побеждает боец! Ты можешь заниматься карате, тхэквондо или бузой, но победу одержит не бойцовская система, а сам боец: его дух, его стойкость, его воля!
— Даже один вид ваш радует: русские косоворотки, кушаки, сапожки, русская гармошка. Уже одно это выгодно вас отличает от всего этого «восточного» засилья.
— Раньше народ умел трудиться, умел и отдыхать…
— Умел и воевать…
— Да, и воевать. Ребята, которые у меня в Череповце занимаются, с такой благодарностью приходят ко мне после праздников. И говорят: «Вот, зазвучала гармонь, я вышел в круг и чувствовал себя первым парнем на деревне — славутником, парнем «на славе». А почему? Сумел сплясать, сумел подать частушку, где-то и девчонок «поддеть»… У человека праздник на душе. А не просидел просто за праздничным столом, только потребляя пищу и спиртное.
— Мне довелось в вашем кругу услышать то ли рассказ, то ли легенду о так называемой психической атаке русских времен Первой мировой войны на окопы немцев. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
— Да, действительно русские воины иногда, когда нужно было любой ценой подавить врага, использовали такой вид атаки (вспомним фильм «Чапаев»). Войска выстраивались в линию, ставили по флангам гармонистов, впереди с платочком подплясывала санитарочка, и вот так — с наигрышем «под драку», с рыком, и не делая ни одного выстрела, решительно шли на врага. Результат почти всегда был один — немец в страхе бежал, причем окопы свои бросал в совершенно некрасивом санитарном состоянии… Да, и такое было… Потери же наших всегда были минимальны. Этих фактов множество, они засвидетельствованы и опубликованы.
— Какие, на ваш взгляд, есть перспективы у развития бузы?
— Понимаете, можно стать рукопашником, не зная традиционной песни, традиционной пляски, а можно стать бузником, познавая все это. Сейчас много говорят о казачестве. Но если взять их песни, предания, то в них дана история казачества — это поднимает дух народа. Ведь можно годы проводить в спортивном зале и не знать своих истоков, своей традиции. А участвуя в наших обрядах традиционных — в пляске, в шествии, которые мы сейчас всемерно возрождаем, участвуя в различных фестивалях фольклорных, духовно возвышаешься. Занимающиеся у меня ребята уже передают свои знания и навыки более младшим, они становятся по-настоящему человечными, доброжелательными, и я думаю, — как мужчины, как отцы своего семейства они состоятся, станут стойкие, крепкие, волевые. Настоящие защитники родины и Православия.

На снимках: Екатеринбург. "Стенка" готовится к обороне; Екатеринбург. "Стенка" готова к наступлению; Троицк. "Стенка" на "стенку".

Сергей Серюбин
25.02.2005
1078
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru