Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Прославление Серафима Вырицкого

Вновь прославленный святой становится Небесным покровителем Северной Пальмиры.


Прославлением преподобного Серафима Саровского начался полный тяжких испытаний XX век, заканчивается же он прославлением преподобного Серафима Вырицкого, столь же пламенного молитвенника за родную землю. Русская Голгофа XX века принесла обильный плод — многочисленный сонм новомучеников и исповедников, подобного которому еще не знала история Церкви, и среди них яркой путеводной звездой сияет для нас жизненный подвиг преподобного Серафима Вырицкого.
«Радость моя, посреди лета запоют Пасху», — с такими словами обратился к своему «служке», Александру Мотовилову, преподобный Серафим Саровский, прозревая свое собственное прославление в июле 1903 года.
Такой же Пасхой, только осенней, стало для всех православных петербуржцев 1 октября 2000 года — день долгожданного прославления в лике святых преподобного Серафима Вырицкого, в тяжелейшие для России годы правления безбожной власти продолжившего подвиг преподобного Серафима Саровского, подвиг служения русскому народу и Церкви.

Кто бывал в часовне святой блаженной Ксении в Петербурге — видел неоскудевающий поток молящихся внутри и вне ее стен. Традиционные три круга в обход часовни обязательно совершают даже малоцерковные люди, часто подолгу останавливаясь у ее стен, с верой и любовью прижимаясь лицом к холодному камню, вымаливая милость Божию для себя, своих родных и близких у великой угодницы Божией, давным-давно зажегшей в самом центре северной столицы огонек сострадательной любви, и поныне согревающий холодное сердце Петербурга. Некоторые из молящихся, не удовольствуясь устной мольбой, спешат запечатлеть тайную скорбь или благодарность своего сердца на бумаге и положить записочку в щели камней часовни. Умиротворенные, с радостной надеждой на то, что молитва будет услышана, люди уходят домой. А записочки остаются, своей материальностью свидетельствуя о той вере и любви, которые имеет православный народ к угоднице Божией.
Подобное мне довелось увидеть и в Вырице, у часовни над мощами преподобного Серафима Вырицкого. Те же любовь и вера светились на лицах паломников, так же горячо припадали они к стенам часовни, а некоторые оставляли в щелях между бревнами, будто специально предназначенными для этого, свои записочки с просьбами о помощи или благодарностью за нее.
Это место — как бы маленький Саров в преддверии большого каменного города, которому нужно столько тепла и света, чтобы осветить и согреть его холодные, сумрачные дома и улицы.
Такими теплом и светом, жизненно необходимыми Петербургу, стали подвиги веры, любви и молитвы святой блаженной Ксении — внутри города, и преподобного Серафима Вырицкого — вне его.
После Божественной Литургии и торжественного молебна перед часовней над мощами преподобного Серафима, отслуженными Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении Архиепископа Ульяновского и Мелекесского Прокла, словно к живоносному источнику потянулась к часовне безконечная череда паломников — приложиться к гробнице над мощами преподобного.
Тем временем вокруг стен часовни — то у одной ее стены, то у другой, — начали служиться молебны: не успевал закончиться один, начинался следующий. И так продолжалось до самого вечера. В окна часовни, состоящие из маленьких застекленных квадратиков, кто-то вставил фотографии Батюшки: он словно сам глядел оттуда, внимая словам молебного пения. По словам известного петербуржского священника отца Геннадия Беловолова, настоятеля Свято-Иоанно-Богословского храма (бывшего Леушинского подворья), такие окна — окна в горний мир — есть по всей России, и с таким же состраданием и любовью глядит из них Батюшка на народ Божий, во множестве притекающий к нему в молитве и благодарении.

Вечером, когда отзвучали слова последних молебнов, по милости Божией и молитвам батюшки Серафима мне удалось побеседовать с Валерием Павловичем Филимоновым, главным писателем жития преподобного.
— Известно, что в Великую Отечественную войну преподобный Серафим Вырицкий особенно предстательствовал за Россию.
— К радости нашей, открылись новые сведения о преподобном Серафиме. Спрашиваем Маргариту Николаевну — его внучку — молился ли дедушка на камне? «Молился, — отвечает, — в войну дедушка на камне, водили мы его молиться...» И вдруг отыскалась еще одна свидетельница, Анна Геннадьевна Шувалова, которая ныне здравствует, ей 92 года, она прекрасно помнит отца Серафима еще по Александро-Невской Лавре, когда он (до принятия схимы) был иеромонахом Варнавой. И вот она рассказывает, что тетя говорила ей, указывая на отца Варнаву: «Вот этот иеромонах — прозорливый». Анна Геннадьевна стала духовной дочерью старца Серафима, когда он был еще в Александро-Невской Лавре, и ездила к нему постоянно, когда он переехал в Вырицу, потому что жила здесь неподалеку, в Царском Селе.
«Однажды, — рассказывает Анна Геннадьевна, — у меня заболел сынок — ему было 3 года — заболел туберкулезом в очень тяжелой форме. Врачи, естественно, ничем помочь не могут, только руками разводят. Я поехала к батюшке, батюшка выслушал меня внимательно и говорит: «Ну что ж, можно помочь твоему сыночку, а ты в Саров-то сходи». Ну, в то время такие слова было услышать... Вы же понимаете, в 30-е-то годы. Я спрашиваю: «Батюшка, а как это, в Саров?» — «У нас тут, — говорит, — свой Саров есть, вон, сходи в сад, там есть камень, на котором преподобный Серафим молился». Тут-то я и поняла, что на этом камне сам батюшка Серафим молится». Я спрашиваю (В.П.Ф. — ред.): «Матушка, а в каком году это было?» — «Да в 1935-м. Сын родился в 32-м, в 3 года он заболел. То есть в 35-м году отец Серафим уже нес подвиг моления на камне».

— Знаете ли Вы о случаях молитвенной помощи, заступничества преподобного Серафима в других пределах России, в других городах?
— Безусловно, и таких примеров немало. Четвертая книга, которую я готовлю к изданию, будет называться «К преподобному Серафиму в Вырицу», потому что из многих градов и весей я получаю как отклики на первую книгу, так и сообщения совершенно разнообразного характера: тут и исцеления, и случаи благодатной помощи.
— Духовная связь и духовное родство между двумя подвижниками преподобным Серафимом Саровским и преподобным Серафимом Вырицким очень глубоки. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?
— В семье Муравьевых очень почитали преподобного Серафима Саровского, и в 1903 году в ту пору благочестивый петербуржский купец Василий Николаевич Муравьев (будущий Серафим Вырицкий) со своей супругой присутствовал на саровских торжествах вместе с другими героями моих книг, — отцом Философом Орнатским, митрополитом — в то время архимандритом — Серафимом (Чичаговым), и в схиме-то имя Серафим принято как раз в честь преподобного Серафима Саровского. А подвиг отца Серафима — моление на камне — ведь мы тоже видим, что он молится именно Серафиму Саровскому, просит его небесного заступления и помощи.
Можно привести множество случаев, когда, например, приходит женщина благодарить батюшку Серафима за невиданный случай исцеления, а батюшка ей и говорит: «Ты не меня, ты преподобного Серафима Саровского теперь всю жизнь благодари». То есть действительно, старец Серафим Вырицкий — продолжатель дела преподобного Серафима Саровского и его его духовный брат. Россия обрела необыкновенно высокого Святого, потому что подвиг-то он совершил — надо задуматься над этим — в далеко не спокойные времена. Это всем надо помнить. В 20-е годы он принял монашество, в 27-м он начал старчествовать, и так до 49-го. 20 с лишним лет. И когда? В самые тяжелые для России времена: период кровавого богоборчества, период открытых гонений, период, когда было уничтожено почти все русское священство, почти весь русский епископат. К 37-му году на кафедре оставалось официально 4 архиерея на всю Россию и действовало около ста храмов, при том как к 1917 году в одном только Петербурге было 495 храмов, а к периоду сталинских гонений их осталось всего 20. То есть преподобный Серафим Вырицкий один был предстателем и молитвенником в таком громадном регионе, где было уничтожено практически все священство.

Вечерело. Резче становились очертания деревьев, часовни и храма, тени — темнее и глубже, все напоминало о том, что пора возвращаться назад, в Петербург. Но не оторваться было от источника живительной радости и силы.
Вместе с заходящим солнцем все тише, приглушеннее делался жар пасхального веселья в душе, одновременно уходя куда-то вглубь, преобразуясь в нетленную пищу и питие не только души, но и тела.
Напоследок Господь утешил еще раз, сподобив увидеть человека из уже житийного прошлого: к храму подъехала машина, из которой выбрался старенький священник с добрыми-предобрыми смеющимися глазами, со светящимся во всех его движениях детским восторгом Пасхи, радостно благословивший немногих запоздалых паломников, — как оказалось, протоиерей Василий Швец, келейник преподобного Серафима Вырицкого.
«Веселыми ногами» возвращались мы домой, не ощущая усталости после многих часов, проведенных в гостях у Батюшки, унося в сердцах залог вечного со-радования со Святыми Божиими и Ангельскими Силами в Небесных чертогах Божественной славы.

Ксения Смирнова
10.11.2000
1223
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_7842): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262