‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Прощание с тысячелетием

Из записных книжек Николая Коняева.

Из записных книжек Николая Коняева.

Священномученик Вениамин

Встречался сегодня с киногруппой, снимающей фильм о священномученике Вениамине.

Я совсем замерз, ожидая, пока не догадался перезвонить…

Выяснилось, что девушка-администратор все перепутала, и встречаемся мы в Александро-Невской Лавре.

Киногруппа ждала меня на Никольском кладбище, почти на том самом месте, где стоял 1 июня 1922 года митрополит Вениамин, когда келейник сообщил ему о прибытии чекистов.

Теперь здесь установлен крест, на котором написано «Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский». Но это не могила. Где находится настоящее захоронение четырех новомучеников, никто не знает, а этот крест - памятник.

И вот что удивительно…

В разное время года, при разных ветрах и погодах бывал я здесь, но тепло тут было всегда… Сюда, в это духовное тепло, и идут православные люди, чтобы, осенив себя крестным знамением, произнести: «Святый священномучениче Вениамине, митрополит Петроградский, моли Бога о нас!»

Лопатин

Тетушка доделала с помощью Марины пальто и сегодня пригласила нас на лепешки. Мы ели лепешки и хвалили обновку, а тетушка, убрав пальто, вытащила куртку и начала отпарывать кнопки.

- Пуговицы надо пришить, а то не застегиваются! - объяснила она. - Старые кнопки.

- Тетушка! - засмеялся я. - Ты чего гардероб налаживаешь? Не замуж ли собралась?

- Дак Лопатин-то приедет, то чего? За него и пойду. Это жених верный будет…

- Какой Лопатин?!

- Могилу-то, Николя, чем роют? Не знаешь?

- Знаю… - сказал я. - А ты сама, тетушка, этого Лопатина придумала? Или раньше говорили так?

Тетушка задумалась. Потом вздохнула и сказала:

- А не знаю, Николя… Старая, дак вспомнишь разве чего?

Тетушка одна живет в доме.

Летом приезжают дочери, приезжают внуки, а осенью и зимой - совсем одна. Вот и появляются возле нее странные, нездешние существа. Лопатин вот этот…

Сейчас она тоже пошла пуговицы в шкафу искать, а найти не может.

- Не помню ничего… Все забываю, и Лопатин мой не едет чего-то.

И такой у нее нестрашный Лопатин этот, что, кажется, откроется дверь, войдет он - и не испугаешься…

Словно свой поселковый мужик заглянет.

Пещное действо

Принарядились к празднику чистым и пушистым снегом улочки Старой Ладоги.

По переулку, тонущему в глубоких сугробах, поднимаешься к церкви Иоанна Предтечи, и тут, на крутом берегу Волхова, перехватывает дыхание - такая синь кругом, такая мощь речной излучины!

Обжигает щеки морозный ветерок, тянущий с закованного в лед Волхова.

И в этом просторе, в этой синеве, в колющем морозце - тоже ощущение приближающегося великого праздника. Как-то очень явственно разлито на былинном кургане сосредоточенное ожидание предрождественских дней.

А в самой церкви, хотя давно уже закончилась служба, необычно много детей.

В трапезной, со стен которой строго смотрят святые и иерархи, - детские голоса. Идет репетиция «Пещного действа», создаваемого юными прихожанами под руководством настоятеля церкви иеромонаха Евстафия.

В основе действа - библейская история из Книги пророка Даниила. Навуходоносор сделал золотого истукана и заставил народ поклоняться ему. Только трое отроков не поклонились золотому идолу. Навуходоносор приказал схватить их и, связанными, бросить в огненную печь. Неминуема была гибель отроков, но сошел Ангел Господень, раздвинул огонь, и хотя на сорок девять локтей, как написано в Библии, вздымалось вверх пламя, никакого вреда не нанесло оно сохранившим веру в истинного Бога отрокам.

Чин Пещного действа - древняя и - увы! - забытая сейчас традиция церкви. Совершался он перед Рождеством в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков.

И разве не символично, что возрождается эта прерванная традиция в храме Рождества Иоанна Предтечи, возносящем свои зеленые маковки на древнем кургане над Волховом? На том самом кургане, где, согласно преданию, стоял некогда святой Нестор Летописец, размышляя, «откуда есть пошла русская земля»…

И как отрадно, что именно здесь и собрался детский приход из полузаброшенных родителями староладожских ребят, для которых церковь стала родным домом!

«Детский приход» - особая забота отца Евстафия.

Многие дети поют в церковном хоре, некоторые - за счет церкви! - учатся в музыкальной школе.

И, конечно, все они заняты в нынешнем Пещном действе.

Одни изображают Навуходоносора, его приближенных и воинов, другие - святых отроков. А вот с ангелами даже перебор получился. На эту роль сразу три девочки попросились. Пришлось расширить Действо, ввести в него еще двух ангелов.

- Что же делать, если столько желающих ангелами стать? - улыбается отец Евстафий. - Как же можно помешать этому…

Мелкие мысли

Живешь в поселке, где простые заботы - принести воды, протопить плиту, найти нужную доску - оттесняют все остальное, и ни о чем другом уже и не хочется думать.

И планы здесь тоже мелкие - починить проломанный забор, собрать яблоки, пока не унесли их…

И сам понимаешь, как мелко и ничтожно это, потому что яблокам тем грош цена, и когда привезешь их в город, так и сгниют они между оконными рамами, но все равно думаешь про яблоки, думаешь, что надо бы построить тепличку, как у соседа, а желательно - побольше…

Обдумываешь, куда это с ведрами пошла на задворки соседка…

Ага, там самосвал щебенки вывалил… Надо туда и мне сходить, принести…

И так целый день.

Ни одной большой мысли в голове, ни о политике, ни о дефолте, одна только житейская мелочь.

И так досадно становится, что хоть немедленно бросай охапку с дровами и садись думать о многострадальной Родине, как помочь ей, как пособить бедной.

И только одно мешает. Какое-то очень твердое убеждение, что все равно, что бы ни надумал, все это мельче окажется, чем то, о чем целый день напролет думаю.

О доске, о яблоках, о щебенке…

Манная каша

Из монастыря мы возвращались в автобусе с паломниками.

Впереди сидели две женщины. Разговаривали о том, что можно готовить в пост.

- Я раньше манную кашу не готовила никогда… - рассказывала одна. - Невозможно есть, когда на воде сварена…

- Ага, - сразу же откликнулась другая женщина. - У меня тоже такой случай был… Однажды в пост мы вот так же во Введено-Оятский монастырь ездили, и уже когда возвращались, перекусывать стали. А одна женщина достает поллитровую банку с манной кашей и есть начинает… Мы переглянулись только. А эта женщина как будто услышала нас. «У меня, - говорит, - по-постному каша сварена. Попробуйте…»

- Как же она ела? Ведь невкусно…

- Вот и мы думали, что на молоке у нее каша… И про себя осудили ее. Ведь и пост шел, и ездили - в монастырь. Но говорить ничего не стали. И хоть и не говорили ничего, а она как будто услышала…

- Теперь низколактозное молоко выпускают. Я спрашивала в церкви, и мне сказали, что его можно в пост употреблять. А если в кашу добавлять, вкус почти такой же, как с обычным молоком получается!

- Не, у этой женщины на воде была каша…

- А вы на этом молоке попробуйте приготовить. Низколактозное называется…

Я слушал этот разговор, и такое ощущение было, что хотя и рядом сидят женщины, и разговаривают громко, а услышать друг друга не могут, и не разговор получается, а так, какая-то манная каша…

Жигули

Сегодня подвели итоги конференции и по благословению Самарского Владыки Сергия отправились на пароходике к Жигулям.

И хотя собрались на конференции филологи, богословы, историки со всех уголков России, хотя прозвучали здесь замечательные доклады, но эта прогулка по Волге стала, пожалуй, самым ярким впечатлением, которое осталось от Самары.

И, наверное, самым грустным…

За пять часов нашего плавания от Самары к Жигулям и обратно нас не обогнало ни одно судно. Ни одно судно не встретилось нам…

По пустынной Волге плыл наш теплоход…

И можно после этого сколько угодно рассуждать о подъеме экономики…

Что значат все эти проценты роста, если пустой остается главная река России?

18 мая 2000 г.

Тихий голос

- Новый-то батюшка пришел к нам в храм, так и не слышно теперь ничего, чего говорит! - пожаловалась мне старушка в белом платочке.

- Почему? - удивился я. - Вроде голос у него громкий…

- Громкий… - согласилась старушка. - У прежнего-то батюшки не в пример тише был, а каждое словечко различалось, где ни встань. А этот, хоть и кричит, а все равно не по нашему храму. Ни одного слова не разберешь… Не подходит, видать, сюда.

- А не выдумливай, глухня старая! - перебила ее подруга в черном платочке. - Откуда тебе знать, кто подходит, а кто нет? Твоего ли ума это дело?

- И то верно… - согласилась старушка в белом платочке. - Наше дело молиться.

- Вот-вот! - похвалила подруга. - Молись, и некогда будет разбирать, слышно говорят с амвона или нет. Сердцем все разберешь.

- Так это-то так, - перекрестилась старушка. - Молитвенной теплотой все заполняется… Только молитвенники мы худые.

И она посмотрела на меня.

- Как вы думаете?

- Не знаю… - пожал я плечами. - Других-то, кроме вас, все равно нет!

24
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru