‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Удивительный остров

Паломнические заметки.

Паломнические заметки.

Об авторе. Протоиерей Сергий Гусельников - настоятель самарского Кирилло-Мефодиевского собора. Родился в 1960 году в поселке Дальний Алексеевского района Самарской (тогда Куйбышевской) области. Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал учителем, директором сельской школы, журналистом в самарских изданиях. С 1995 по 1998 годы - заместитель редактора Православной газеты «Благовест». Член Союза журналистов России, член Союза писателей России. Автор книги о Святой Земле «Цветок Сиона» и нескольких поэтических сборников. В 2012 г. награжден медалью св. Александра Невского и дипломом лауреата Всероссийского литературного конкурса Александро-Невской Лавры (г. Санкт-Петербург).

Когда я читал прекрасный очерк Антона Евгеньевича Жоголева «Кипр - остров святых», совершенно не предполагал, что когда-нибудь окажусь на Кипре. Но, как известно, мы предполагаем, а Господь располагает. Через несколько лет меня посетила мысль поехать в такую паломническую поездку, которую можно было бы совместить с отдыхом на море. И тут со всех сторон мне стали советовать отправиться на этот удивительный остров-государство. Да и сам я захотел побывать там и прикоснуться к православным святыням, подышать соленым морским воздухом.

И вот мы с моим младшим сыном Михаилом прямым рейсом из Самары летим в Ларнаку, город святого Лазаря, а оттуда едем в маленький курортный городок Протарас, куда любят приезжать на отдых семьями, с маленькими детьми. Симпатичная девушка-гид подробно и со знанием дела рассказывает нам об истории и современном состоянии острова святых, который еще называют перекрестком всех цивилизаций.

Отель «ЕваЛена» (название состоит из имен двух его основательниц), в котором мы поселились, стоит в двух шагах от моря, но окно нашего номера выходит не на манящую вдаль водную гладь, а на город, над которым на высоком холме царствует храм пророка Божия Илии. С нашего балкончика его хорошо видно, и кажется, что он с утра до вечера неусыпно хранит Протарас «от всякого врага и супостата»…

Мы покупаем с Мишей экскурсионные туры сразу на три следующих дня. Молодой человек по имени Юлиус, родом из Литвы, любезно объясняет нам особенности сухопутных маршрутов по Кипру, дарит нам подробную карту Протараса.

Кипр разделен на несколько территорий. Северная часть острова принадлежит туркам. В 1974 году, воспользовавшись нестабильной политической ситуацией на Кипре, Турция быстро ввела сюда войска, оккупировала треть острова. Православные киприоты вынуждены были оттуда бежать. Около двух процентов территории острова занимают английские военные базы, тоже существующие автономно. Они имеют свои законы, свою полицию, свою инфраструктуру. Узкую полоску разделенного Кипра контролируют войска ООН.

Оставшаяся не оккупированной часть острова принадлежит православным киприотам. И чтобы совершить экскурсионную поездку на север острова, необходимо взять с собой паспорт, пересечь КПП англичан, затем границу турецкой республики, а, возвращаясь обратно, снова пройти паспортный контроль. Что мы и делаем во время путешествия по историческим местам северного Кипра.

* * *

Крупнейший курортный город Фамагуста теперь называют еще «городом-призраком» (Варошей на местном наречии). Построенные на побережье Средиземного моря фешенебельные отели, казино и рестораны были спешно оставлены после вторжения на остров турецких войск. Так они до сих пор и пустуют, огражденные колючей проволокой.

Главной достопримечательностью Фамагусты является огромный католический собор Святителя Николая, очень напоминающий собор Парижской Богоматери. Высокий, устремляющийся своими остроконечными шпилями в голубое небо, он кажется воздушным. В средние века здесь короновали королей Кипра. Неподалеку находились две церкви рыцарских орденов - иоаннитов и тамплиеров. После коронования в соборе новоиспеченный король садился на коня, которого под уздцы брали с двух сторон представители генуэзцов и венецианцев. Однажды между ними возник спор, кому вести королевского коня с правой почетной стороны. Никто не хотел уступать. Так между представителями Генуи и Венеции началась смертная вражда, перешедшая в кровопролитную войну. Так человеческая гордыня приводит к разрушительным последствиям…

Собор также необычен тем, что в нем с правой стороны находится большой мусульманский михраб (алтарь), чтобы турки могли молиться внутри христианского храма. Так что войти в него можно, только сняв обувь. Вообще на Ближнем Востоке, например, представители ислама не только строили мечети, переделывали в них храмы других вероисповеданий, но и, недолго думая, в христианских храмах устраивали михрабы. Даже в храме Рождества Христова в Вифлееме было устроено место моления для мусульман.

В одной из потолочных арок гиды показывают некое архитектурное чудо. Если посмотреть вверх, то можно увидеть нишу в виде ровного круга. Если отойти от этого места на 16 шагов и снова посмотреть, вместо круга увидишь сердце. А если передвинуться в другую сторону, то перед твоим взором появится эллипс. Смотря откуда взглянуть. Так и человек - внешне вроде один и тот же, а взглянешь на него с разных сторон, по-разному и открывается…

На берегу моря сохранились остатки старинной крепости. Той крепости, комендантом которой был некий Моро, и где произошла драматическая история, послужившая сюжетом для знаменитой пьесы Шекспира «Отелло». Только исторический Моро по недоразумению и по созвучию превратился у великого драматурга в мавра. Не суть важно. Зато в красивом скверике теперь стоит бюст классика мировой литературы Вильяма Шекспира. На мусульманской территории - бюст писателя-христианина! Что ни говори, а все равно приятно…

А вот рядом с крепостной стеной красуется скульптура льва с сильно истертым носом. Этот лев - молчаливый свидетель языческого мировоззрения. По поверью, если потереться своим носом об нос царя зверей и загадать желание, то желание исполнится (!). Говорю в ответ на сомнительную информацию гида по имени Эдессий:

- Если бы все было так просто, то неинтересно стало бы жить. Человек должен добиваться исполнения своих желаний, преодолевая различные преграды. А механически ничего не исполняется.

- Ну, не знаю…Люди верят, - недовольно парировал гид, слегка обидевшись на то, что я раскритиковал при всех изюминку его экскурсии по крепости.

Следующая остановка в нашей поездке по северу Кипра оказалась для нас с сыном более интересной. Недалеко от древнего приморского города Кирения высоко в горах (725 метров над уровнем моря) находится замок святого Илариона, вернее, его развалины. Конечно, святые подвижники в замках редко живут. Они живут в монастырях, скитах и пещерах. Да и замок на вершине живописной горы, откуда как на ладони открывается изумительный вид на Кирению и Средиземное море, был построен в средние века, а святой Иларион подвизался здесь в IV веке. Но слава о чудесах и подвигах древнего подвижника настолько утвердилась в этом благодатном месте, что резиденцию кипрских королей назвали его именем.

Преподобный Иларион происходил из сонма палестинских подвижников. Родился он в 291 году в селении Фавафа недалеко от города Газы. Услышав о преподобном Антонии Великом, юноша пошел к нему, чтобы научиться духовной жизни. Он поселился неподалеку от его кельи, но долго прожить там не смог по причине того, что к преподобному Антонию приходило очень много страждущих людей, и невозможно было достичь уединения и безмолвия, к чему стремился Иларион. Тогда, получив в благословение от своего учителя короткую кожаную мантию, юноша возвращается в Палестину и узнает, что его родители уже умерли. Раздав имущество, оставшееся ему в наследство, он уходит в пустыню возле города Маиюм и поселяется между морем и небольшим озером. Здесь начинается у него духовная брань с дьяволом, который всегда воюет в первую очередь с теми, кто решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу. Преподобный Иларион ходил в грубой власянице и мантии преподобного Антония. Он ископал себе тесную келью в виде гроба и по ночам в ней спал. Еще в юности святой переписал все Евангелие и всегда хранил его при себе. Господь наделил его даром изгонять нечистых духов, врачевать болезни. Обладал он и поразительной способностью посредством обоняния узнавать страсти людей. К нему, как и к преподобному Антонию, стало приходить много страждущих. Даже сам Антоний Великий направлял людей из египетской пустыни к своему ученику.

Преподобный Иларион основал монастырь не только в пустыне возле города Маиюм, но и со временем создал монашеские обители по всей Палестине.

Избегая человеческой славы, святой сел на корабль и уплыл со своим учеником Зеноном в Сицилию, надеясь, что в чужой стране его никто не узнает и он будет пребывать в молитве. Так как у святого денег не было, он хотел отдать корабельщику вместо платы Евангелие, переписанное им в юности. Но корабельщик отказался взять такую драгоценность. Прибыв на знаменитый итальянский остров, святой подвижник вскоре понял, что ошибся, ища здесь уединения. Сами бесы, трепетавшие его имени, возвестили о нем в пределах Италии. Один бесноватый пришел в собор апостола
Петра в Риме и громко воскликнул: «В нашу страну прибыл великий подвижник христианский, и я пойду к нему в Сицилию». И здесь не удалось найти покоя преподобному Илариону. Тогда он уплывает на остров Кипр. Там преподобный поселяется в окрестностях города Пафы. И вновь слава разносится о нем по всему побережью, вновь страждущие от болезней и духов нечистых потянулись к нему из окрестных селений. Святой понимает, что спокойно молиться ему можно только в труднодоступном для людей месте. В двенадцати километрах от Пафы он облюбовал высокую скалистую гору и удалился с учениками туда. Там преподобный Иларион подвизался несколько лет в суровых условиях. Местные жители очень почитали его и не хотели отдавать тело почившего подвижника его ученикам, но те все же увезли его нетленные мощи в Палестину. Во времена французского правления резиденцию кипрских монархов называли замком Купидона в связи с их любовными приключениями в этом красивейшем месте острова. Но земная любовь средневековых королей канула в лету, а любовь святого Илариона к Богу осталась в веках…

Спустившись с высокой горы мимо турецкой военной части, преодолевая с замиранием духа крутой серпантин, мы въехали в Кирению. И сразу погрузились в современную реальность: на центральной улице города образовалась пробка, в которой наш автобус безнадежно застрял, отчего водитель заметно нервничал, да и гид Эдессий тоже. Ведь нам до вечера нужно было выехать с турецкой территории и вовремя успеть к тому месту, где микроавтобус будет ждать людей, присоединившихся к нам в Ларнаке.

- В следующий раз надо будет не спускаться от замка святого Илариона пешком, а прыгать с парашютами, чтобы сэкономить время, - шутит Эдессий.

После каждой экскурсии полагается свободное время. Оно нам пригодилось для того, чтобы насладиться чудесными видами на морское побережье.

Последним пунктом нашего первого путешествия по острову оказалась венецианская крепость, как огромный корабль возвышающаяся над морем. Построена она была в седьмом веке для защиты Кирении от арабских набегов.

Если ты находишься на корабле, то хочется в первую очередь подняться на верхнюю палубу, вобрать в себя побольше свежего морского воздуха и обозреть утопающие в лазури окрестности. Что мы и делаем. В духовном смысле тоже хорошо бы подняться вверх над обыденной суетной жизнью и посмотреть на море житейское с точки зрения вечности и учения Христова…

В своеобразном музее под открытым небом можно увидеть остатки древних колонн и ступеней, вырезанные на квадратных каменных плитках византийские кресты с греческими надписями и латинские «крыжи». Это говорит о переплетении эпох и цивилизаций, различных христианских традиций и культур, отразившемся на маленьком клочке земли, омываемом Средиземным морем.

Другой музей, расположенный на противоположной стороне, открыт только для взрослых. Он не для слабонервных. В нем посетитель погружается в суровое средневековье с католической инквизицией и дворцовыми интригами. Здесь также сохраняется эффект реального присутствия, создаваемый восковыми фигурами. Вот леденящая душу сцена пыток в застенках инквизиции, где мы видим сидящего в кресле кардинала и католических монахинь, истязающих инакомыслящих… А вот из глубины глубокого колодца, освященного ярким светом прожектора, на нас смотрят застывшие от ужаса глаза молодой полуобнаженной женщины. История ее такова. У короля Кипра Петра была любовница, о которой знала его супруга. Когда король отлучился по делам на материк, королева велела схватить его любовницу. Ее сначала жестоко истязали, а потом обнаженную бросили в глубокий колодец, где она и умерла в жестоких муках. «О, времена! О, нравы!» - как восклицал великий Шекспир. На восковую фигуру, правда, накинули небольшой кусок материи, чтобы совсем уж не шокировать посетителей.

* * *

На второй день мы путешествовали уже на другом автобусе и с другим гидом. Его звали приятным для нашего русского слуха именем Алексей, да и сам он был чисто русским человеком. Молодой русоволосый и русобородый мужчина с мягким славянским юмором. Ему помогал юный местный практикант Хризостомус, не совсем правильно говоривший по-русски и временами путавший род существительных и прилагательных, но зато очень старательный и носивший с собой общую тетрадь для конспектов. Да и программа у нас состояла из посещения известных православных монастырей в центре Кипра, в горной местности. Поэтому я надел подрясник и деревянный священнический крест.

Первая остановка. Деревня Като Дефтера. Удивительный небольшой храм в скале с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы, или Богородицы Золотой Пещеры, помогающей в устройстве личной жизни и в исцелении от безплодия. Под горой святой источник, так желанный здесь в летнюю жару.

История этой старинной церкви окутана таинственным покровом. В древности жители Като Дефтеры как-то увидели в горах мерцающий притягивающий к себе свет. Он появлялся не один раз, и было непонятно, что являлось его источником. Жители решили осмотреть то место, откуда шло свечение. И вскоре наткнулись на пещеру в скале, а в ней обнаружили двухстороннюю икону Божией Матери. На одной стороне был изображен достаточно редкий образ Млекопитательницы, а на другой - Одигитрии (Путеводительницы). Именно от нее исходил небесный мерцающий свет. Пещера состояла из трех помещений, соединенных между собой каменными коридорами. В самом большом отделении и находилась необычная чудотворная икона. Там же располагалась и крохотная церковь.

Вероятнее всего, когда-то здесь был небольшой пещерный монастырь. На стенах сохранились остатки фресок XIII-XV веков. В алтарной части явственно видно изображение основателя Кипрской Православной Церкви апостола Варнавы. Саму чудотворную икону перенесли впоследствии в деревенскую церковь Святителя Николая, а в пещере находится ее список. В XVIII веке образ Божией Матери Золотой Пещеры покрыли серебряным с позолотой окладом, на котором Царица Небесная изображена сидящей на троне, а на Богомладенце возлежит корона.

В 1998 году прихожане пещерной церкви украсили святой источник под скалой мозаичным изображением Пресвятой Богородицы.

Саму чудотворную икону приносят сюда только раз в году - на праздник Успения Божией Матери. На площади перед храмом в этот праздничный день ежегодно устраиваются религиозные ярмарки.

Поднимаешься по каменной лестнице к горе и оказываешься в пещерной церкви. Своды ее совсем низко нависают над головой, как говорится, рукой подать, но не давят на тебя, а создают особое, трепетное ощущение близости Бога. Да и как иначе: за столько веков она пропитана молитвами монахов-подвижников и благодатью, исходящей от образа Божией Матери.

Церковь не была пуста. Нас встретил священник средних лет. Алексей переговорил с настоятелем, после чего радостно сообщил нам: «Батюшка предлагает отслужить молебен о здравии перед списком чудотворной иконы». Конечно же, никто из нас не возражал. И вот в пещерном храме раздается пение молитв на греческом языке. Греки вообще всегда служат нараспев, очень красиво и проникновенно. После молебна по существующей здесь традиции мы проходим под двухсторонней иконой Царицы Небесной, которая специально для этой цели поставлена высоко на деревянной подставке.

К сожалению, я не силен в греческом языке, с помощью Алексея мне удалось обмолвиться со священником лишь несколькими фразами. К своему стыду я не смог запомнить его достаточно сложное греческое имя, но запомнил его доброе отношение к нам, паломникам из России…

Мы с сыном выходим из храма, он садится на скамеечку, а рядом с ним тут же растягивается во весь рост большая рыжая кошка, с удовольствием купаясь в солнечных теплых лучах. Сверху же, на каменном выступе, приютился серый голубь. И такое спокойствие, такое умиротворение разливается вокруг, что на минуту забываешь о «лежащем во зле» мире…

* * *

И снова в путь. На этот раз в деревню Менико, в храм святых мучеников Киприана и Иустинии, где можно помолиться у их мощей. Храм стоит среди домов, на тесной улочке, и чтобы к нему пройти, надо лавировать мимо проезжающих машин. А вот за храмом - обширная площадь с источником святой воды.


Протоиерей Сергий Гусельников во дворе храма святых мучеников Киприана и Иустинии.

Еще в XIII веке известный кипрский летописец Леонтиос Махерас в одной из своих работ рассказал о принесении мощей антиохийских святых Киприана и Иустинии на Кипр. Это явилось действием Промысла Божия, ибо вскоре Антиохия пала под натиском врагов. Мощи поместили в маленькой церквушке деревни Менико. Слава о них быстро разнеслась по острову, так как люди стали по молитвам святых получать исцеление от душевных и телесных недугов.

В XIV веке король Кипра Петрос I побывал в Менико и исцелился от тяжелого недуга у мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии. В благодарность он повелел на месте деревянной церкви построить большой каменный храм, а мощи святых поместить в серебряный ковчег.

В 1613 году иконописец по имени Давид написал образ священномученика Киприана, который по греческой традиции покрыли серебряным окладом и поместили в иконостас. Эта икона тоже прославилась чудотворениями.

В храме полумрак и несколько прохладнее, чем на улице. Кроме нас приложиться к святым мощам, хранящимся в серебряном ковчеге, и старинным иконам приехали и другие русские паломники. Здесь же можно помолиться и у сапожка Святителя Спиридона Тримифунтского. Особенно приятно было видеть нам образ блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей.

У алтарной солеи возвышается батюшка средних лет крупного телосложения. Он читает над всеми паломниками специальную молитву священномученику Киприану и мученице Иустинии, после чего помазывает всех святым елеем и каждому дает в руки целлофановый пакетик с кусочком ваты, пропитанной этим елеем. Мне как священнику он вручил несколько таких пакетиков.

Прохожу в церковную лавку, чтобы приобрести иконописный образ Киприана и Иустинии. Но молодой монах, подавая мне икону, говорит: «Денег не надо, отче, лучше помолитесь за нашего отца Киприана, у него очень тяжелый крест - помогать духовно-болящим. А их в наше время довольно много». В его искренних словах звучала такая христианская любовь, что я порадовался и за этого монаха, и за отца Киприана.

Кроме отца Киприана читает специальную молитву об ограждении от нечистых духов и помазывает паломников елеем отец Саввас. Они чередуются по дням.

Во внутреннем дворе храма мы направляемся к источнику святой воды. Его вывели туда из алтаря, где он выходит из-под земли, чтобы прихожане и паломники могли брать животворную воду для исцеления души и тела. Мы с Мишей тоже наливаем небольшую бутылочку и отходим в тень - солнце палит нещадно. В это время во дворе появляются люди, говорящие по-русски. Знакомимся. Оказывается, они из Москвы.

Недалеко от храма Киприана и Иустинии, почти через дорогу, находится магазинчик и семейный мини-цех православных киприотов, производящих необыкновенно вкусный рахат-лукум. Киприоты встретили нас с большим радушием, провели в небольшое помещение, где изготавливается это популярное лакомство, и показали весь технологический процесс от начала до конца. А потом еще и угостили свежим рахат-лукумом. Хризостомус, увлекшись наблюдением за рождением разноцветных, ароматных квадратиков, положил свою тетрадь с конспектами на стул и забыл про нее. Я выходил последним из мини-цеха и не дал пропасть таким необходимым для нашего стажера записям…

* * *

Из Менико наш автобус направляется в сердце острова Кипр, в горный массив Троодос. Там хвойные леса и не так жарко, как на побережье. В этих лесистых горах укрылась главная святыня острова - монастырь Киккос с находящейся в нем чудотворной иконой Божией Матери. Только ради нее одной уже стоит приехать на Кипр.

Этот легендарный образ относится к иконописному типу Елеуса (Милостивая). Первоначально он находился в первой христианской общине Египта, куда его передал Апостол и Евангелист Лука. В 980 году начались гонения на египетских христиан. Икону тайно переправили в Константинополь, где она и хранилась до царствования императора Алексия Комнина (1081-1180).

Построенный на средства императора Алексия Комнина и наместника Кипра Мануила Вутомиса Киккский монастырь почти тысячу лет хранит чудотворную икону, которая источает неисчислимое множество больших и малых чудес. Например, в 1670 году по заступничеству Божией Матери окрестные села избавились от нашествия саранчи. В 1720 году она помогла спастись всем паломникам с тонущего корабля, дно которого было пробито огромной рыбой-мечом.

Милующую икону хотели уничтожить и осквернить. Но ослепленный яростью язычник, пытавшийся это сделать, поплатился своей рукой - она отсохла после такого святотатства. Обратившийся после этого ко Христу язычник сделал слепок с руки и принес в монастырь. Его прикрепили к чудотворной иконе как свидетельство того, что Бог поругаем не бывает.

В 1576 году образ Милостивой был закрыт серебряной с позолотой ризой, а затем расшитым бархатным пологом. С тех пор лик Царицы Небесной никто не видел. Предание гласит, что в 1670 году Александрийский Патриарх Герасим дерзнул открыть полог, но тут же его постигла Божья кара - он ослеп. После этого чудесного случая Патриарх долго и слезно молил Бога о прощении за дерзновенный грех. Только раз в году монахи выносят Киккскую икону на вершину горы, называемую Трони, для молебна и открывают полог, но и тогда они не дерзают смотреть на священный лик.

По пути к знаменитой обители Алексий указывает нам на какое-то место вдалеке и с интригующей интонацией повествует о средневековом замке с недоброй славой, который в наше время переделали в комфортабельный гостиничный комплекс, вложив в него огромную сумму денег, но открыть не смогли.

- Там стали происходить какие-то странные вещи, - Алексий заставляет нас напрячь свой слух. - Люди начали пропадать… О каких-то привидениях рассказывают. Не знаю, как к этому относиться, но факт есть факт: комплекс стоит заброшенный, никто туда не едет.

Да, видимо, действительно в этом замке что-то было нечисто, раз там бесы обосновались…

Приятно подниматься в лесистые горы, где дорога пролегает мимо высоких деревьев, закрывающих своими кронами раскаленный диск солнца и опускающих на землю живительную тень. Прежде чем подъехать к Киккскому монастырю, все туристические автобусы останавливаются в местечке Трони возле памятника первому президенту Кипра - архиепископу Макариосу III. Это был выдающийся человек - архиерей, политик, государственный деятель, борец за независимость республики Кипр от английского правления. Но когда в окнах автобуса показывается колокольня в строительных лесах, нас постигает разочарование. Алексей сообщает, что в этом храме-часовне покоится тело архиепископа-президента. «Но, к сожалению, мы не сможем туда попасть, - продолжает он, - так как храм закрыт на реставрацию». Зато мы узнаем много интересного об этом удивительном человеке.

Родился первый президент Кипра в простой крестьянской семье в 1913 году в деревне Пано-Панайя административного округа Пафос. Звали его в миру Михаил Христодулу Мускус. Мать его Елена Афанасиу умерла почти сразу после родов. Отец Христодул Мускус вынужден был растить и воспитывать сына один. В 1926 году Михаил поступает послушником в знаменитый Киккский монастырь. Через шесть лет он продолжил образование в Панкипрской гимназии Никосии, которую закончил в 1936 году и вернулся в древнюю обитель.


Первый президент Кипра
архиепископ Макариос.

7 августа 1938 года он принял монашеский постриг с именем Макариос и сразу же был рукоположен в дьяконы. Продолжил образование в Афинском университете. Окончил его уже во время Второй мировой войны в 1942 году и остался в Афинах. На Кипр вернулся после окончания войны, но вскоре снова уехал в Афины и 13 января 1946 года был рукоположен в священники, а затем возведен в сан архимандрита в храме святой мученицы Ирины. Однако жажда знаний не оставляла отца Макариоса, поэтому буквально в том же году он отправляется в США и два года слушает лекции в Бостонском университете по специальности «Социология религии». 8 апреля 1948 года архимандрита Макариоса избирают митрополитом Китийским, 13 июня состоялась его хиротония.

Сразу же после возвращения на Кипр архиерей начинает активно выступать за предоставление острову независимости от Великобритании и за объединение с материковой Грецией. 20 октября 1950 года его избирают архиепископом Новой Юстинианы и этнархом всего Кипра. Архиепископ Макариос разворачивает широкую общественную деятельность за свободу Кипра. 13 января 1952 года он совершает публичный молебен в храме явленного Образа Божией Матери («Панагия Фанеромени»), во время которого прочитал специально составленную им молитву о помощи угнетенному кипрскому народу и произнес патриотическую речь о борьбе за независимость. В феврале 1952 года он обращается со специальным заявлением к заместителю министра колоний сэру Томасу Ллойду, посетившему Кипр, напомнив ему о Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека, самоопределении и свободе народов, и просит его рассмотреть на Ассамблее ООН Кипрский вопрос. В сентябре этого же года архиепископ Макариос направил телеграмму председателю комиссии ООН о несамоуправляющихся странах, а также передал британскому военному министру Энтони Хенту протест греческого народа острова против ограничения самоуправления английским режимом и против военных баз.

1 апреля 1955 года на Кипре происходит восстание киприотов против англичан с целью освобождения острова. Затем архиепископ Макариос проводит долгие (с октября 1955 по март 1956 гг.) переговоры с губернатором Кипра фельдмаршалом Хардингом. Тем самым вызывает все большее и большее неудовольствие английских властей. По приказанию губернатора вместе с митрополитом Киринейским Киприаном 9 марта 1956 года архиепископ Макариос тайно был взят по стражу и сослан на Сейшельские острова. Там он занялся благотворительностью и на свои средства построил школу для местных детей.

В 1957 году под давлением греков-киприотов и мировой общественности архиепископа Макариоса и митрополита Киприана освобождают из ссылки, но с условием, что они не вернутся на Кипр. Архиереи-патриоты вынуждены были уехать в Афины. Но и там они продолжают вести борьбу за свободу острова. Архиепископ Макариос открыто выступает против осуществления на Кипре так называемого «плана Макмиллана», предполагавшего сохранение острова в качестве военной базы.

В феврале 1959 года он принимает участие в Лондонском совещании, которое стало продолжением первоначальных переговоров в Цюрихе о предоставлении самостоятельности Кипру. В результате работы совещания были подписаны соглашения, на основе которых позднее острову была предоставлена самостоятельность. В марте архиереи-патриоты вернулись на Кипр. В декабре этого же года на острове состоялись первые президентские выборы. При поддержке ЭОКА (Национальная Организация Кипрских борцов) архиепископ Макариос был избран президентом независимого Кипра и занял этот пост 16 августа 1960 года.

Но история острова продолжала развиваться драматически. В конце декабря 1963 года были спровоцированы столкновения между греческим и турецким населением Кипра. Англия, Турция и Греция вмешались в разрастающийся конфликт, на остров прибыли войска ООН. Общины, проживающие в одних населенных пунктах, были сгруппированы по национальному признаку и расселены. В июне 1964 года в Вашингтоне обнародовали план Ачесона, предусматривавший присоединение острова к Греции. Архиепископ Макариос выступил против него. ЭОКА стала проявлять недовольство правлением первого президента Кипра и в течение нескольких лет предпринимала попытки его устранения. 15 июля 1974 года, воспользовавшись вооруженным переворотом, спровоцировавшим турецкое вторжение на Кипр, ЭОКА свергла архиепископа Макариоса с президентского поста. Ему пришлось укрываться в пригороде Никосии на подворье Киккского монастыря, по которому стреляли из танков. А затем эмигрировать в Лондон. Однако Господь не оставлял Своего архиерея без милости, и уже на следующий год архиепископ Макариос вернулся на Кипр и снова стал президентом. После образования турецкой автономии на севере острова он управлял южной частью Кипра вплоть до своего упокоения 3 августа 1977 года. Архиепископ Макариос был противником вступления Кипра в НАТО, за что получил прозвище «средиземноморский Кастро». Такая вот насыщенная и полная драматическими событиями была судьба у человека, память которого почитается всеми киприотами…

Не имея возможности попасть в храм-часовню, наша группа попадает вместо него в большой монастырский магазин, расположившийся напротив. Там мы купили прекрасное кипрское вино «Коммандария» и церковное вино «Нама», на котором служат в храмах и монастырях Кипра. А пожилой монах, стоявший за прилавком, из уважения к моему священническому сану подарил мне коробочку замечательного монастырского ладана.


Храм-часовня над Киккским монастырем,
где похоронен архиепископ Макариос.
Сам Киккский монастырь находится ниже местечка Трони на высоте 1140 метров над уровнем моря западнее горной цепи Троодос. Это самая известная и богатая монашеская обитель Кипра. Перед монастырской стеной расположилась большая парковка для автобусов и автомобилей.

Нет необходимости говорить о том, какая благодать царит в этом святом месте. Возведенный по указу императора Алексия Комнина I в начале XII века, он стал именоваться царским. Поэтому полное его название звучит так - Священный царский ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери.

В конце ХХ века начинается просветительская деятельность Киккского монастыря, связанная с созданием Исследовательского центра, включающего в себя большой архив и богатейшую библиотеку. Открытие его состоялось в 1986 году. В 1995 году в знаменитой кипрской обители открывается прекрасный музей.

Символ Киккской обители - пчела. С одной стороны - это воспоминание чудесного случая при выборе чудотворной иконы старцем Исайей. С другой - пчела символизирует усердие, трудолюбие, бдительность и чистоту. Сейчас в монастыре подвизается всего около 20 насельников, но обитель находится в идеальном состоянии. У нее есть свое подворье в пригороде Никосии Матахеон. 10 июня 2012 года во время визита на Кипр Киккский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Первым делом, разумеется, мы заходим в полутемный храм, чтобы приложиться к чудотворному образу, который почти весь закрыт специальным покровом, который защищает великую православную святыню от прикосновений тысяч и тысяч паломников, приезжающих сюда со всех концов земли. Ибо эти прикосновения могут разрушительно отразиться на древней иконе. Тем не менее, здесь нам повезло необычайно. Вслед за нами в храм вошла небольшая русская группа с молодым священником. Видя такое количество русских паломников и двух батюшек, монастырский иеромонах благословил нас отслужить молебен перед иконой, вынеся нам из алтаря две епитрахили. С батюшкой-соотечественником (имя его моя ущербная память, к сожалению, утеряла), оказалось, была группа певчих. Это ли не милость Божия - служить молебен Пресвятой Богородице с церковным хором.


Протоиерей Сергий Гусельников в братском корпусе Киккского монастыря.

Хочется сказать еще и о том, что этот самый богатый кипрский монастырь не остался без русского присутствия. Алексий показывает нам в братском корпусе красивое паникадило в виде парусника:

- Это дар русского Императора Николая Второго, - сообщает он приятную для нас информацию.

Конечно, для православного человека главное - напитаться на святых местах благодатью и постараться подольше сохранить ее в своей душе. Но и без телесной пищи тоже нельзя. Поэтому Алексий везет нас в самую высокогорную деревушку под названием Продромос. В небольшом ресторанчике, откуда открывается красивый вид на горы и ущелья, нам предлагают местные блюда и домашнее вино - белое и красное. На Кипре много самобытных колоритных кушаний. Самое известное и популярное из них - мезе: рыбное или мясное (включающее в себя до 12 разнообразных блюд), козий сыр для жарки - халуми и сувлаки - маленькие кусочки мяса, запеченного на углях (сувла - большие кусочки), у нас это блюдо называют шашлыком.

Нам радушные официанты ресторанчика посоветовали попробовать клефтико (это нежнейшая баранина, томленая несколько часов в печи, с луком и картофелем) в сочетании с различными салатами из зелени и овощей. Не передать словами, как все это было вкусно. Разумеется, на Кипре, как и в других средиземноморских странах, ни один стол не обходится без оливкового масла.

* * *

Конечным пунктом нашего путешествия в этот день оказался высокогорный монастырь Божией Матери Троодитиссы (переводится как Святая Дева Троодоса или дословно - Живущая в горах Троодоса), расположенный на высоте 1392 метра над уровнем моря неподалеку от известного заповедника «Кедровая долина». Пожалуй, это единственная монашеская обитель на Кипре, так высоко вознесшаяся над островом святых. Поэтому неслучайно ее называют здесь Первой ступенькой к Небесам. Основан монастырь был в XI веке, в нем сохранился чудотворный образ Царицы Небесной. Второй святыней монастыря является чудотворный пояс, помогающий безплодным женщинам.

Появление обители в этом горном массиве напоминает историю появления монастыря Божией Матери Хрисосполитиссы. Однажды благочестивый пастух из местной деревни увидел в горах необычное свечение. Позвав на помощь односельчан, он отправился на поиски загадочного места. Горы Троодоса покрыты густым хвойным лесом, так что искать источник свечения им пришлось долго. Наконец сельчане обнаружили просторную пещеру, а в ней икону Богородицы. Перед ней ярко горела лампада.

Откуда мог здесь появиться образ Царицы Небесной? Во время иконоборчества, примерно в 762 году, сюда пришел один монах-подвижник, имя которого не сохранилось, и принес с собой образ Божией Матери, написанный Евангелистом Лукой. Первоначально он подвизался в монастыре Святителя Николая в Акротири, а когда на VII Вселенском соборе утвердили иконопочитание, монах ушел в уединенное место в горах, забрав с собой чудотворную икону. Он поселился в пещере, которая сохранилась до нашего времени. Ее так и называют - пещера Троодитиссы. Во время арабского вторжения на Кипр того подвижника, вероятно, убили, а икона осталась в пещере…

Обретение чудотворного образа Пресвятой Богородицы произошло в конце Х века. Местные христиане решили рядом с пещерой построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Но были поражены чудесным проявлением Промысла Божия. То, что они успевали построить за день, ночью кем-то разрушалось. Строители не могли понять, в чем дело, почему им не удается исполнить богоугодный замысел. Тогда явившийся у пещеры Ангел Божий указал строителям другое место для возведения храма, на 500 метров западнее. Через несколько месяцев храм был построен, в него поместили чудотворный образ Троодитиссы. Впоследствии на этом месте образовался монастырь. Несмотря на сожжение обители в XVI веке турками-османами и страшный пожар 1842 года икона чудесным образом осталась цела. В 1799 году иконописец Иоаннес Корнару облачил ее в серебряную ризу. Особенность этой иконы в том, что, как и на знаменитой Вифлеемской иконе, лик Божией Матери озаряет легкая улыбка.

В XX веке стараниями нескольких настоятелей и несомненным заступлением и покровом Божией Матери обитель возродилась и стала одной из самых известных и посещаемых на Кипре.

Над входом в монастырский храм - мозаичная икона Троодитиссы, на которой с одной стороны изображен пояс, а с другой - камень. Это тоже святыни многострадальной обители. Пояс, как и сама древняя икона, чудотворный. Он помогает женщинам исцелиться от безплодия.

По преданию, одна благочестивая раба Божия, жившая в XIX веке, не могла зачать ребенка. У нее был кожаный пояс, отделанный серебряными с позолотой бляшками. Она приходила в монастырь, с горячей молитвой прикладывала пояс к иконе Троодитиссы и затем надевала на себя. Через некоторое время женщина зачала и родила ребенка. Радости ее и мужа не было предела. В благодарность за исцеление от безплодия она принесла пояс в дар монастырю. С тех пор к его чудодейственной силе стали прибегать страдающие безчадием христианки со всего мира. Настоятель или кто-то из священников по их просьбе после душеспасительной беседы надевает на них пояс и просит Пресвятую Богородицу разрешить отчаявшихся женщин от безплодия. Царица Неба и земли не оставляет эти молитвенные просьбы без ответа. Но есть одно условие - женщина должна состоять в венчаном браке. Нередко в обитель приезжают и супружеские пары, чтобы вместе обратиться с просьбой к Троодитиссе. А монахи просят присылать или привозить фотографии детей, рожденных после молитвы у чудодейственного пояса, которые потом складывают в особую коробку. Эта коробка почти уже полная.

История камня тоже связана с мольбой безплодной женщины. Только она дала обет: если у нее родится мальчик, то она отдаст его в монастырь, чтобы он стал монахом, если девочка - вырастит ее благочестивой христианкой. После горячих молитв перед чудотворным образом женщина получила просимое. Бог даровал ей мальчика. Она исполнила обет и привела подросшего сына в обитель Троодитиссы. Но сердце материнское стало тосковать, она тяжело переживала разлуку со своим ребенком, которого носила под сердцем, а потом растила и воспитывала. В один из церковных праздников женщина приехала в монастырь и хотела забрать сына домой. Она повела его через храм, но, когда проходила с ним мимо чудотворный иконы, от свода вдруг оторвался острый камень и полетел прямо на подростка. В последнюю секунду икона отклонилась от стены, как бы прикрывая мальчика. Камень вонзился в заднюю ее часть, застряв в доске…

На праздник Успения Пресвятой Богородицы в обители Троодитиссы, как и в других монастырях, проводятся ярмарки и гуляния. Здесь можно купить монастырские яблоки, которые считаются самыми вкусными на Кипре.

Мы с Мишей вышли на монастырский дворик полюбоваться окрестными видами, а женщины из нашей группы подходили к пожилому священнику. Он недолго беседовал с ними и надевал на них благодатный пояс.

Монастырь небольшой, но уютный и расположенный к молитве…

* * *

На следующий день мы отправляемся опять на побережье Средиземного моря, в монастырь Святого Неофита. К нашей радости с нами вновь гид Алексий. На этот раз он не был таким веселым, как в прошлой поездке, печать нескрываемой грусти виднелась на его лице. Оказалось, что накануне днем его кошка выпала из окна и разбилась…


Пещерная часть монастыря св. Неофита.

Монастырь расположен на высоте 612 метров над уровнем моря. Там очень красиво. Можно любоваться прекрасным видом на Пафос и морское побережье.

Монастырский храм расположился у подножия отвесной скалы, а вот в самой скале находятся монашеские кельи и келья преподобного Неофита, расписанная византийскими фресками.

Святой Неофит и основал эту благодатную пещерную обитель Святого Затвора. С ХVII века она официально называется ставропигиальным монастырем преподобного Неофита Затворника. Подвижник искал место для безмолвия, для уединенной молитвы внутри острова и нашел его в девяти километрах от Пафоса у небольшой реки с бьющим поблизости источником.

В большой природной пещере, оставив один вход и заложив другой, выходивший на восток, преподобный Неофит устраивает церковь в честь Святого Креста с алтарем, а в глубине пещеры свою келью, в которой находились лишь каменная кровать и каменный стол. Поселился он в ней 24 июня (ст. стиля) 1159 года, в день памяти Иоанна Крестителя. Впоследствии пещеру назвали Энклистра (Святого Скита). В этой пещере подвижник прожил одиннадцать лет. О нем узнал епископ Пафоса и стал уговаривать принять священный сан и взять к себе ученика. Но преподобный Неофит не хотел становиться пресвитером. Однако через некоторое время, не желая идти против воли епископа, он все же согласился. В 1170 году пещера святого подвижника становится скитом. К нему потянулись послушники и монахи, устраивая для себя пещеры поблизости. В итоге образовался небольшой монастырь. В 1183 году иконописец Феодор Апсевд, ученик преподобного, расписал фресками весь пещерный скит. На одной из стен и сейчас можно увидеть его надпись, свидетельствующую о первоначальной росписи скита. Этой уникальной надписи уже несколько столетий. Но первые фрески Феодора Апсевда, к сожалению, практически не сохранились, а сохранились фрески, написанные после 1214 года. В 1503 году скит отреставрировали, в том числе и роспись в пещерах. Две древние фрески являются редчайшим явлением в истории церковного искусства. На них изображен сам основатель монастыря - преподобный Неофит. И самое удивительное то, что эти фрески были написаны при его жизни. Преподобный благословил изобразить свой образ в двух иконописных композициях. На одной он стоит на коленях с протянутыми вперед руками, со смиренной мольбой обращаясь ко Христу Вседержителю, восседающему на троне, возле которого предстоят Матерь Божия и Иоанн Предтеча. На другой святой Неофит находится между Архангелом Михаилом и Архангелом Гавриилом со скрещенными на груди руками, в монашеских одеждах и в епитрахили, которая свидетельствует о его пресвитерском сане. «Я истово молюсь о том, чтобы быть зачисленным в число ангелов добродетелью моего бытия», - так пояснил преподобный сюжет этой фрески.

В 1187 году преподобный Неофит написал первую редакцию монастырского Устава, которую перед смертью переработал и назвал «Завещанием». Образцом для него он выбрал «лаврские и общежительные училища философии» преподобного Саввы Освященного, устраиваемые им когда-то для малочисленных монастырей. В «Завещании» были заложены основы культуры воспитания и систематического духовного образования монахов.

Имея только начальное образование, святой стал заниматься самообразованием. Он брал книги у епископов Пафской и Арсинойской епархий, читал, изучал их, а потом и сам стал писать духовные сочинения. Не зная литературного греческого языка, преподобный Неофит писал на разговорном греческом, причем на кипрском его диалекте. За несколько десятилетий подвижник написал 16 книг. В наше время из них смогли найти девять, и все они находились за приделами Кипра. Их издали в одном сборнике под названием «Творения преподобного Неофита Затворника».

Устроив монастырь с небольшим количеством монахов, ведущих отшельническую жизнь в пещерах, святой стал тяготиться отсутствием любимого им безмолвия, поэтому в 1197 году выкопал в скале над церковью Святого Креста новую пещеру - Верхний Затвор. Сам он называл ее «Новый Сион». Оттуда святой наблюдал за дальнейшим строительством и росписью пещер-келий. Именно в Верхнем Затворе преподобный написал большинство своих книг. Умер великий подвижник Кипрской Церкви предположительно в 1219 году, потому что с 1220 года имя его больше нигде не упоминается.

Почти все игумены монастыря Святого Неофита много потрудились над его строительством, благоукрашением и духовным развитием. А преемником преподобного стал его племянник Исайя, бывший в обители экономом. Именно он по инструкциям своего великого родственника сделанный заранее деревянный гроб из трех пород деревьев (сосны, кедра и кипариса) с его телом похоронил в каменной могиле. А проем, ведущий туда, заложил и образовавшуюся стену украсил живописью, так что со временем никто уже не мог вспомнить, где гроб святого.

В начале ХVI века монах Неофит Новый ктитор, видимо, бывший ранее состоятельным человеком, на свои средства не только продолжил строительство, реставрацию и роспись монастыря, но и пожертвовал для нового большого храма много богослужебных сосудов и другой церковной утвари.

В 1799 году игумен Иоанникий потратил немалые средства на издание двух служб и «Завещания» святого Неофита, которые осуществлялись в Венеции под надзором кипрского архимандрита Киприана.

Игумен Иоаким (1815-1821 гг.) прославился как исповедник и мученик Кипрской Церкви. Он организовал сопротивление монахов турецкому режиму, за что был заточен в тюрьму. 9 июля 1821 года турецкие власти, отдав приказ военным, умертвили сотни монахов, а также всех епископов во главе с архиепископом Киприаном. Отцу Иоакиму турки предложили принять ислам и работать на них. Исповедник веры отказался. Тогда они посадили его на кол.

С начала 1990-х годов часть монастырских зданий была постепенно переоборудована в ризницу и музей, отремонтированы гостевые комнаты в соответствии с современными требованиями. Большое значение придавалось духовному окормлению местных жителей и паломников. Постоянно проводились исповеди и духовные беседы. Сам игумен принимал каждый день большое количество посетителей.

Алексий знакомит меня с нынешним игуменом монастыря отцом Нектарием и выступает в роли переводчика. Мы поднимаемся по крутой лестнице в пещерную часть монастыря. Отец Нектарий подробно рассказывает мне о преподобном Неофите, а затем любезно дарит мне книгу на русском языке об этом монастыре. И вдруг мы слышим снизу жалобный визг и сразу же за ним испуганные крики. Что там могло произойти?

А произошло очень плохое. Рядом с лестницей, ведущей к пещерам, находится пространный и глубокий каменный резервуар. И вот с поросшего густой травой крутого скалистого обрыва туда упала небольшая собачка. Она была еще жива, но двигаться уже не могла и скулила так, что сердце сжималось от жалости. Кто-то из насельников монастыря вызвал кипрский аналог нашего МЧС. Спасатели приехали достаточно быстро, по пожарной лестнице спустились вниз и бережно, как маленького ребенка, подняли собачку наверх. Для Алексия это драматическое событие приобрело мистическую окраску: сначала кошка его разбилась, теперь эта несчастная собачка… И все в один день… Что это означает в Промысле Божьем, трудно понять нашему ограниченному уму… В духовном же плане можно объяснить так: чем выше поднимаешься, забыв, что ты не ангел с крыльями, тем больнее падать и даже можно совсем разбиться…

Мы уезжаем из монастыря немного опечаленные. Но хороший психолог Алексий отвлекает нас от грустных мыслей, доставая из целлофанового пакетика различные растения, которые он умудрился насобирать, пока у нас было свободное время перед посадкой в автобус.

- Давайте познакомимся немного с фауной этого места, - говорит он, доставая небольшую зеленую веточку. - Как вы думаете, что это?

Так как группа у нас была большая, то в ней нашлись знатоки трав, кустарников и деревьев. Поэтому почти все растения были угаданы верно. После чего Алексий проходит по автобусу и раздает нам на память то, что собрал у монастыря. Нам с Мишей досталась веточка розмарина…

* * *

И вот мы уже с интересом рассматриваем в окна автобуса улочки Пафоса - прекрасного портового и курортного города. Но это еще и древний город, известный со времен Нового Завета. Здесь в первое свое путешествие проповедовал с Апостолом Варнавой Апостол Павел (см. Деян.13, 6-12).

Первым делом наш автобус останавливается у красивого благоустроенного пирса, так как наступило время обеда. А это пора безпредельной власти жгучего кипрского солнца. Хочется выпить чего-то холодненького. Алексий отводит нас в маленькую уютную таверну, где готовят очень вкусные блюда из местной рыбы и морепродуктов. Наш эрудированный гид советует нам попробовать щупальца осьминога на гриле.

- Ранним утром корабль выходит в море, рыбаки ловят осьминогов, кальмаров и омаров и доставляют в прибрежные рестораны, - объясняет Алексий. - Так что все самое свежее.

Трудно сомневаться в его словах, когда перед нами стоит большой аквариум с плавающими в нем омарами. По желанию посетителей таверны это панцирное существо при них вытаскивают из воды и готовят по особому рецепту...

Конечно, блюдо из свежего омара - недешевое удовольствие. Как-то раз мне пришлось беседовать с бывшим капитаном дальнего плавания. И он рассказал мне короткую, но показательную историю на эту тему. Однажды их танкер пришвартовался в иностранном порту на загрузку. В команде были представители разных стран и национальностей, и каждый моряк в свободное время занимался тем, что ему было интересно. Сергей - так звали капитана - со своими соотечественниками решили погулять по городу и зашли перекусить в прибрежную таверну. В меню они обнаружили блюдо из омаров. «А почему бы нам не заказать их к пиву? - предложил кто-то из моряков. - Пока есть возможность. А то по морям и океанам плаваем, а морских раков не пробовали». Все единодушно поддержали его предложение. Но когда официант принес блюдо из омаров и поставил к ним на стол, случилось то, чего русские моряки никак не ожидали. Сидящие за соседними столами местные жители вдруг разом встали и зааплодировали. Сергей на английском спросил у официанта, почему эти люди аплодируют им. Официант пояснил, что для местных жителей блюдо из омаров - большая роскошь, для них оно слишком дорогое, чтобы брать на закуску к пиву. Они заказывают его только на большие праздники в качестве деликатеса. И поэтому, увидев, что русские моряки заказывают омаров, они выразили им свое восхищение таким необычным образом…

После вкусного обеда Алексий дает нам часа два свободного времени, чтобы мы могли осмотреть безплатный музей под открытым небом. Здесь в начале своего миссионерства Апостол Павел совершил чудо, чем убедил многих в силе и истине Христианства (Деян. 13: 10-12). Мы с Мишей идем к развалинам дворца римского проконсула Сергия Павла, где довольно быстро находим остаток колонны, к которой по легенде был привязан апостол Павел, о чем свидетельствует табличка рядом.

Вообще это историческое место называют археологическим комплексом Панагии Хрисосполитиссы, потому что в центре находится одноименный храм, его называют еще церковь святой Кириаки.

По современным переходам, устроенным над остатками древних зданий, добираемся до этого храма, а когда входим в него, то застываем в изумлении и недоумении. Это и православный храм, и… католический. Одновременно! А, может, и еще какой… На солее, у византийского иконостаса с каноническими иконами, стоит католический престол, а внизу расположились скамейки. Такого я еще никогда не видел. Даже на Святой Земле. Мало того, объявление в притворе, написанное на нескольких языках, гласит, что православные богослужения проводятся по таким-то дням недели, а католические - по другим. Что это - оригинальный вид экуменизма или нехватка христианских храмов? С таким недоуменным вопросом, поселившимся в наших умах, мы с Мишей выходим на улицу и обходим современную эклектичную церковь вокруг. А вот за ней перед нашими взорами предстают развалины большого византийского храма IV-VI вв. с сохранившимися на полу древними мозаиками. Как-то сразу легче стало на душе…

Возвращаемся на пирс, проходя мимо длинной ограды прибрежного сквера, на которой сидит крупная серая ворона. Она спокойно и в то же время с хитрецой поглядывает на нас, залетевших сюда русских туристов.

- Вороны, они везде вороны, - говорю я Мише. - Везде одинаковые, что в России, что на Кипре…

Мы с сыном успеваем еще пройтись по маленькой улочке города с частными домами, вдоль которых стоят мандариновые деревья с перезрелыми на палящем солнце оранжевыми плодами. Конечно, мы не просто прогуливались по улице, а пытались найти киоск с холодным соком или лимонадом, чтобы утолить жажду. Но, к сожалению, не нашли и направились на пирс к месту сбора нашей группы.

На обратном пути мы посетили еще одно место на берегу моря, связанное с греческой языческой мифологией. Но водная стихия с разыгравшимися волнами больше напоминала житейское море страстных треволнений, наполненное подводными камнями искушений. И огромный черный камень Афродиты, возвышающийся над несущимися к берегу белыми водными бурунами, овеянный разными мистическими суевериями, олицетворяет собой один из главных соблазнов нашего времени- соблазн плоти. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны» (2 Кор.12, 7).

Последний день путешествия. Это день расставания с тем, что успел полюбить в другой стране, и с теми, к кому успел привыкнуть и с кем подружился… Каждый раз мы проезжали через Ларнаку, но не останавливались там, чтобы посетить собор, в котором покоятся мощи праведного Лазаря Четверодневного. И вот, по совету Юлиуса, мы с Мишей отправляемся в Ларнаку своим ходом, на рейсовом автобусе.


Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке.

Трудно ориентироваться первый раз в чужом городе, да еще в чужой стране. Мы вышли на одну остановку раньше и вместо того, чтобы пройти по набережной прямо, свернули на боковую улочку, совершив таким образом новую ошибку. Люди, здания, кафе, магазины… Даже Мишин английский плохо помогал. Люди не понимали, о какой церкви идет речь. Наконец-то нам повстречался пожилой мужчина в униформе, кажется, дворник. Он на наше счастье говорил по-русски и объяснил, как дойти до храма.

Храм оказался довольно оригинальной архитектуры. Внутри него царил полумрак, располагающий к молитвенному настроению. Мы с Мишей прикладываемся к гробнице праведного Лазаря и отходим к скамейкам. Видим на одной из стен образ Царственных мучеников, и это нас радует. Подвиг страстотерпцев Дома Романовых помнят не только в России.

В крипте храма среди сохранившихся древних гробниц и гробница «друга Божия» Лазаря. Здесь же источник целительной воды. Мы с удовольствием пьем живительную влагу и наливаем в бутылочку, чтобы взять с собой.

На обратном пути мы сталкиваемся с русской семьей из Мюнхена, с которой ездили вместе два дня назад по горным монастырям. Конечно, радостно было встретить в Ларнаке знакомых людей. И к тому же верующих, православных. Не так важно, что они уедут в Германию, а мы в Россию. Мы будем молиться друг за друга как братья и сестры во Христе. И всегда помнить о том, что нас духовно соединил Кипр - остров святых.

Протоиерей Сергий Гусельников

214
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru