Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Родословная Спасителя

Почему в Евангелии приведены не во всем совпадающие друг с другом два родословия Господа нашего Иисуса Христа?

Почему в Евангелии приведены не во всем совпадающие друг с другом два родословия Господа нашего Иисуса Христа?

В Святочные дни взоры всех христиан обращены к Вифлеемской пещере. С особым трепетом читаются родословия Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях от Матфея и от Луки. Мессия происходит из колена Иудина, но приходит как Спаситель мира. Во время рождественской службы в длинном списке патриархов также упоминают Иосифа Обручника. Какое отношение он имеет к родословию Спасителя? Также непонятно: почему оба Евангелиста (Матфей и Лука) приводят разные линии родства Иисуса Христа? Как нам, православным, объяснить эти разночтения, взятые на вооружение атеистами? На эти вопросы отвечает выпускник Киевской Духовной Академии Валентин Иванович Ковальский.

«Думали, что Он — сын Иосифа»

Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия — из рода Авраама, Исаака и Иакова. Кроме того, Он должен происходить из колена Иудина (Быт. 49, 10), быть «корнем Иессея» и потомком царя Давида (3 Цар. 2, 4). Этим требованиям полностью соответствуют новозаветные тексты. Однако при этом прослеживаются разночтения у двух Евангелистов.

Из-за таких нестыковок возникают вопросы: кто же был отцом Иосифа и дедушкой Иисуса — Иаков или Илий? Кто был отцом Салафииля — Иехония или Нирий?
По Матфею — Иосиф происходил от Давида через Соломона, а по Луке — от Давида через Нафана, другого сына Вирсавии.Матфей отцом Салафииля считает Иехонию, а Лука — Нирия.Матфей ведет родословную от Авраама по восходящей линии, Лука — наоборот, по нисходящей и доводит ее до Адама. Хотя оба Евангелиста свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в родословиях не всегда совпадают.

Поскольку святой Евангелист Матфей писал для евреев, то ему важно было доказать главное: Господь Иисус Христос происходит (как и надлежало Мессии) от Авраама и Давида. Он и начинает благовествование прямо с родословия Спасителя, причем ведет родословную линию только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос». В связи с этим возникает вопрос: почему здесь указано родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии?

Об этом есть весьма интересное толкование у библеиста Бориса Гладкова: «Лука же, писавший не для евреев, по-видимому, взглянул на дело иначе. К чему ему было приводить родословную Иосифа, если Евангелия утверждают, что Иисус не был сыном Иосифа, а родился от Девы Марии и Духа Святого? Не лучше ли привести родословную самой Марии и тем доказать происхождение Ее и рожденного Ею Иисуса от царя Давида? Ведь это будет несравненно убедительней, чем основанное на еврейском обычае предположение о непременном происхождении Марии из того же рода, к которому принадлежал Иосиф. Так, вероятно, думал Лука, когда приступил к описанию происхождения Иисуса Христа. Он знал, что все современники Иисуса, в особенности жители Назарета, считали Иисуса сыном Иосифа… и должен был в родословии Иисуса и Его Матери оговориться, что Иисус не был сыном Иосифа, но что Его только считали таковым, думали, что Он — сын Иосифа».

В свою очередь Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает на тот факт, что у евреев не было принято исчислять чей-либо род от предков матери. И поскольку Пресвятая Дева несомненно была единственным ребенком у своих родителей Иоакима и Анны, то Она должна была быть выдана замуж только за родственника из того же колена, племени и рода (согласно требованию закона Моисея). И как старец Иосиф происходил из рода царя Давида, так и Она должна быть из того же рода. Этого, кстати, требовал ветхозаветный закон о наследстве дочерей: они имели право выйти замуж только за мужчин из своего же колена (Чис. 36, 6-9), чтобы впоследствии не потерять наследства. «Если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его» (Чис. 27, 8).

Именно потому, что Иосиф взял в жены дочь-наследницу, его имя должно быть запечатлено в ее родословной (как это и происходило в Израиле в подобных случаях). «И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем» (Неем. 7, 63). Выражение «и стал называться их именем» означает, что имя мужа, который женился на дочери-наследнице, заносится в родословный список жены.

По закону левирата

Возвращаясь к разночтениям евангелистов, следует учесть, что св. Лука поставил перед собой другую задачу: он хотел показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей. И, таким образом, было возведено родословие Спасителя до Адама и Самого Бога. Что же касается объяснения разногласий по именам, то с этой задачей успешно справился еще раннехристианский историк Юлий Африкан, который жил во втором и третьем веках.

«Юлий Африкан лично знал сродников Иисуса Христа и от них получил разъяснение, почему расходятся генеалогии в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки, — сообщает православный сайт «Азбука веры». — Согласно этому объяснению, генеалогии хранились у выходцев из Назарета и являются подлинными. Но одна из евангельских родословных (Мф.) отражает фактический перечень предков Христа, а другая (Лк.) составлена в соответствии с законом левирата (ужничества), по которому человек, женившись на вдове брата, считается отцом ее детей от первого брака. Иосиф Обручник был родным сыном Иакова и приемным сыном Илии».

Данное объяснение подтверждается ветхозаветным требованием: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле: дом разутого» (Второзак. 25, 5-10).

Первенец от такого брака считался сыном покойного. Этот закон имел силу в отношении братьев не только родных, но и происходивших от разных отцов и от одной матери. По всей вероятности, такими братьями были Иаков, отец Иосифа (по св. Матфею) и Илий, отец Иосифа (по св. Луке): они родились от разных отцов, но от одной матери, которая была замужем сначала за отцом Иакова, потом за отцом Илия. Имя ее было Эста. «Таким образом, когда один из сыновей Эсты Илий умер бездетным, то другой Иаков, взяв за себя его жену, восставил семя брата своего, родив Иосифа. Отсюда и получилось, что св. Лука ведет род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, отца Иосифа, а св. Матфей — от Зоровавеля, чрез Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова, другого отца Иосифа», — заключает Архиепископ Аверкий (Таушев).

Исходя из повествования Луки, становится понятно: он показал происхождение Христа от Давида и тем самым доказал кровное родство Девы Марии с царем-псалмопевцем. Но почему же он не написал, что Иисус был сын Марии, Илиев и т.д.? Ответ общеизвестный: у древних евреев дети именовались по отцу (а не по матери) подобно тому, как и мы называем друг друга по имени и отчеству.

Таким образом, Лука лишь дополнил родословную Иисуса Христа. Исходя из этого, можно сказать, что на самом деле никаких противоречий в родословии Господа Иисуса Христа между евангелистами не существует.

Валентин Ковальский,

г. Киев, Украина.

144
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru