Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

«Возвращение к родным берегам»

Выставка «Русская Америка: возвращение к родным берегам» открылась 17 сентября в Самарском епархиальном церковно-историческом музее.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий и Герой России Михаил Малахов открывают выставку.

Выставка «Русская Америка: возвращение к родным берегам» открылась 17 сентября в Самарском епархиальном церковно-историческом музее.

Далекая и близкая, обретенная и потерянная, чужая и своя Аляска! Это слово звучит для нас ностальгически. Аляска когда-то была нашей! Отделенная от России только Беринговым проливом, Аляска — крайний северо-запад Американского континента, некогда заселенный языческими племенами, открыта русскими — экспедицией под руководством Михаила Гвоздева и Ивана Федорова в 1732 году. Слово «Аляска» пришло в английский язык из русского. До продажи Аляски США ее называли «Русская Америка». В 1867 году Россия по политическим соображениям продала американцам свои владения в Северной Америке за 7,2 миллиона долларов.

Но все-таки сто с лишним лет Аляска была русской!

Русские люди, пришедшие в эти глухие северные земли, несли с собой свет Православия, который преобразил жизнь диких языческих племен красотой Христовой веры. Уже с первых русских поселений появились сведения о местных жителях, принявших Православие. Алеуты, по наблюдению первого Епископа Аляски Святителя Иннокентия (Вениаминова), отличались тем, что между ними «нет ни воров, ни обманщиков, в обычае помогать друг другу — превосходные качества, при которых очень легко и прочно можно утвердить истинное Христианство».

В сентябре 1794 года русская миссия, состоящая из монахов, иеромонахов и иеродиаконов Валаамского и Каневского монастырей, прибыла на остров Кадьяк для постройки церкви. Среди них был валаамский монах Герман. Его миссионерские и апостольские подвиги продолжили Святители Иннокентий (Вениаминов) и Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Каждый из них не раз совершал трудные миссионерские путешествия по Аляске и много сделал для просвещения этого края.

Прошло полтора столетия с того времени, как мы потеряли Аляску. Но духовно Аляска осталась Православной, русской. Только об этом мы до сих пор знали до обидного мало. Наши современники, решившие недавно пройти по следам русских первопроходцев, были потрясены тем, что на далекой Аляске встретили… Россию. Их путешествие стало возвращением к родным берегам.

Об этом они рассказывают в выставке «Русская Америка: возвращение к родным берегам», которая открылась 17 сентября в Самарском епархиальном церковно-историческом музее. Открыли выставку Митрополит Самарский и Сызранский Сергий и Герой России полярный исследователь Михаил Георгиевич Малахов. На открытии выставки также присутствовал живущий в Самаре Герой России Игорь Валентинович Станкевич. Самарцы стали первыми в России, кто увидел через сто пятьдесят лет Русскую Америку. Карты, фотографии, нательные крестики, молитвословы, иконы и даже меховые шапки-ушанки, перчатки, вышитые бисером — на русский лад.

Кто вы? — Русские мы. — Сколько вас? — Тьма и тьма,

Все народы России, племена

Со всех мест и границ, сел, аулов, станиц

Собрались под родные знамена.

Вы куда? — Мы туда. Нас Россия зовет,

Нас зовет ее прежняя слава…

Митрополит Сергий, Герои России Михаил Малахов и Игорь Станкевич на открытии выставки "Русская Америка".

Слаженно, сильно грянул эту песню хор самарских семинаристов под управлением игумена Никона (Ратникова), когда в помещение музея вошел Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Кто останется равнодушен к этим патриотичным словам!

По словам директора музея Ольги Ивановны Радченко, выставка — совместный проект Самарского епархиального музея, Рязанского музея путешественников и героя России, исследователя Арктики Михаила Георгиевича Малахова. Эта тема особенно актуальна: нынешний год назван годом Российской государственности. История открытия и освоения Русской Америки не только героическая, но и романтическая. Так, плавание русского государственного деятеля графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске, положено в основу рок-оперы «Юнона и Авось».

В Самару знаменитую рок-оперу привозил московский театр «Ленком». Поразили не только церковные песнопения, обильно вставленные в рок-оперу, мрачноватая история любви, а точнее, страсти графа Резанова (Николай Караченцов) к дочери губернатора Сан-Франциско Кончите (Елена Шанина), прекрасный романс: «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду», — но и сам сюжет. Он казался непонятным, фантастичным: что искал русский граф в далекой Америке? Об Аляске мы ничего не знали. Конечно же в рок-опере Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского речь не шла о Православной миссии русских первопроходцев, о героизме и жертвенности того же Николая Резанова.

Через несколько десятков лет в Самару с выставкой «Русская Америка…» из Рязани приехал Михаил Георгиевич Малахов, который прошел по следам графа Резанова и других первопроходцев Аляски. Он и ответил на тот мучительный вопрос: зачем русским была нужна Америка. И зачем Америке были нужны русские.

— Сорок лет назад я прочитал, — рассказал Михаил Малахов, — что мой земляк Лаврентий Загоскин, дом которого до сих пор сохранился в Рязани, открыл реку Юкон на Аляске. Четыре года назад, когда я задумал первую экспедицию на Аляску, это была просто попытка осуществить детское желание узнать, что же такое мои земляки-рязанцы на другом конце света открыли, что стало интересно всему миру.

Но когда я оказался в 2009 году в первый раз на Аляске, то вдруг увидел деревни с русскими названиями и рублеными избами, бабушек в платочках, вяжущих узорные салфетки, русские Православные церкви, поставленные на лучших местах, как это положено в русских деревнях. Это было потрясение. На одной из фотографий экспозиции мы находимся в деревне с необычным названием Русская миссия — Russion mission по-английски. В центре сидит бабушка в платочке — это вождь местного племени, ее зовут Мария. Она не читает на церковнославянском языке и даже не знала, что здесь на местном кладбище под надгробным камнем лежит ее дальний родственник отец Захарий — один из самых уважаемых Православных священников на Аляскинской земле. В этой деревне сохранилась действующая церковь в честь Воздвижения Креста Господня, построенная русскими. Православные традиции, внедренные не насильно, настолько укоренились, что многие местные считают русских своими предками.

Четыре года мы шли по следам первооткрывателей Аляски. Шли, как и они, на лодках по течению и против течения. Мы не просто путешествовали, но возвращали добрую память о России на эти берега. Вручили памятные таблички о первопроходце Лаврентии Загоскине жителям пяти местных деревень, восстанавливали кресты на могилах наших соотечественников. Нам удалось найти редчайшие метрические книги того периода, привезти много экспонатов для ученых и музеев.

Интерес к России после наших экспедиций на Аляске возрос. В июне этого года мы принимали в Рязани делегацию эскимосских подростков с Аляски с чудными Православными именами Василий, Иван, Пелагея, Татьяна во главе с вождем племени Анастасией. Они говорили, что приехали на свою вторую родину.

Мы поняли, что стоим у истоков очень интересного дела: возвращения нашей забытой славной истории. Теперь наша миссия — рассказать всем россиянам: Аляска — не чужая для нас земля! Северо-западная Америка была русской немногим более ста лет. Из этого периода внутренне районы Аляски активно осваивались лет двадцать. Наверное, самое важное открытие нашей экспедиции: те двадцать лет, что русские были на Аляске, наложили очень сильный, определяющий отпечаток на ее историю и культуру! И ключевую роль в сохранении русской культуры сыграло Православие. Там, где были поставлены церкви, до сих пор действуют Православные общины, люди носят русские фамилии и имена.

У далекой Аляски — русская культура, русская вера и русская душа. И для нас возвращение на Аляску — это возвращение к родным берегам.

Михаил Малахов подарил Владыке Сергию обретенную экспедицией у реки Юкон важную находку: Православную молитву, переведенную на язык алеутов.

Как заметил в свое время Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), русские не вели захватнические войны. Они отправлялись в дальний путь осваивать дикое поле, Сибирь, земли, населенные язычниками. Несли с собой не меч, а культуру и веру. Строили храмы, дома, дороги, крестили местных жителей. Русские были лучшими колонизаторами: просвещенными, активными, деятельными, несущими свет и добро другим народам. История Аляски подтверждает это: на крайний северо-запад континента, до сих пор мало обжитой, направились наши предки. И оставили там на века свой след.

— Эта выставка очень нужна, особенно для молодежи, — сказал Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. — Сейчас идут нападки на Православие, в частности, дошло до того, что некоторые издания суд над кощунницами необоснованно сравнивают с «инквизицией». Но Православная Церковь никогда не действовала насильственными методами. Она несла Православную веру через проповедь слова Божия, перевод Священного Писания на местные языки. Это была живая проповедь Православия, культурно-просветительская миссия, и экспедиции Малахова подтвердили это.

Митрополит Самарский и Сызранский знакомится с экспонатами выставки «Русская Америка».

А для меня лично выставка стала своеобразной весточкой от известного американского миссионера, русского человека, издателя журнала «Русский паломник» игумена Германа (Подмошенского), друга нашей редакции, о котором мы писали в «Благовесте» и «Лампаде». Окончив Свято-Троицкую семинарию при монастыре в Джорданвилле, отец Герман, тогда еще Глеб, русский эмигрант, задумался о Православном просвещении Америки как возможном деле своей жизни. Примером для него стал преподобный Герман Аляскинский, русский монах-подвижник святой жизни, один из первых миссионеров на американском континенте. Глеб был поражен тем, что частичка Святой Руси находится в Америке. В отце Германе он увидел святого заступника перед Богом, которого можно попросить об указании дальнейшего жизненного пути. Поездка в августе 1961 года на Аляску, на Еловый остров, и молитва над могилой преподобного помогли ему обрести решимость предать себя в руки Господу. В это же время в Сан-Франциско его друг американец Евгений Роуз (впоследствии иеромонах Серафим) молил Божию Матерь: «Дозволь мне служить Твоему Сыну!» Отец Герман и отец Серафим создали Братство преподобного Германа, Аляскинского чудотворца. Оно много сделало для возрождения Православия в Америке, и не только в ней. Такова духовная сила Святой Руси, семя которой было брошено в землю Аляски русскими первопроходцами.

Озера, реки, горы, леса и поля, чистая, нетронутая северная природа. И среди этого простора — деревянные русские храмы с луковками куполов и крестами, устремленными в небо. Так хочется поехать на Аляску. К родным берегам.

Людмила Белкина

Фото Екатерины Жевак.


Дата: 25 сентября 2012
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru