Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Для меня стало чудом завершение работы над фильмом о князе Владимире…»

Интервью с режиссером мультфильма "Князь Владимир" Юрием Кулаковым.

Мультфильм «Князь Владимир» вышел на экраны недавно и сразу стал большим и радостным событием в жизни многих людей и новой ступенью в развитии отечественной анимации. Давно так не радовали Православных российские мультипликаторы! Красочная, яркая лента эта радует и детей, и взрослых. Древняя история религиозного выбора наших предков становится ближе и понятнее детям. Ведь в днепровскую крещенскую купель входили племена полян и древлян, кривичей и вятичей, а выходил из нее уже единый, могучий русский народ! Об этом — о единстве Руси, о великой Христовой вере, несущей в мир радостную весть о том, что «Бог есть любовь» — новая лента российских мультипликаторов. Недавно режиссер этой ленты Юрий Львович Кулаков приехал в Самару на фестиваль «Кино — детям». Перед показом ленты он дал интервью газете «Благовест».

—  Этот мультфильм делался около семи лет, много трудностей было, — рассказывает режиссер Юрий Кулаков. — Но, слава Богу, картина вышла на экраны и пользуется популярностью у зрителей. Наша лента — только первая часть большого проекта, рассказывающего о том, как Христианство пришло на Русь. Пока мы сумели рассказать только о языческом периоде жизни святого князя Владимира. И фильм оканчивается на том, что князь Владимир только приходит к пониманию Христианства. Это происходит благодаря мальчику Алешке (в фильме — Алекша), который побывал в Византии и привез оттуда на Русь самое главное: веру в то, что Бог есть любовь.
— Как появилась идея создать такую ленту?
— Проект начинался еще до моего прихода на этот фильм. Начинал его Андрей Добрунов, наш продюсер, он был двигателем этой идеи. Мы с ним встретились на студии имени Горького, у меня был перерыв между картинами, а у них как раз уходил режиссер, и он пригласил меня на маленький период времени в картину. Но этот маленький период растянулся на много лет! В результате эта тема меня так сильно захватила, что я уже не смог от нее оторваться. Мы вместе с Андреем Добруновым дописали сценарий и закончили фильм.
Наш проект, наверное, самый дорогой в истории российской мультипликации. Конечно, нам далеко до Диснея, где есть проекты от 30 до 40 миллионов долларов. У нас объявлен бюджет в 5 миллионов долларов (из них примерно 40 процентов средств ушло на рекламу). Наша мультипликация — это в основном ручная и кропотливая работа, очень дорогостоящая. Компьютер мы использовали мало, работали в основном камерой. А это очень сложный процесс.
— В чем главная идея фильма?
— Нами показана история перемены сознания человека. Фильм «Князь Владимир» — о том, как язычник постепенно становится Христианином. Как мы хотели, и как, я надеюсь, получилось, мы показали язычество с разных сторон. Есть, конечно, темная и страшная сторона язычества. В фильме ее олицетворяет колдун Кривша. Он про себя говорит: «Я выше Перуна!» А другой персонаж — «рабочее» имя у него дед Баян (в фильме это имя не звучит) — несет любовь, несет те начала, которые потом помогут русским стать Христианами. Языческое мироощущение в своих лучших проявлениях видело Бога везде: и в небе, и в камне, и в дереве… Тут нет какого-то принципиального несогласия с Христианством. Нас часто упрекают, что мы приукрасили историю Руси, а якобы на самом деле святой Владимир огнем и мечом насаждал Христианство… Я с такой точкой зрения не согласен. Я убежден, что Христианство пришло к нам органично и гармонично, легло на русскую землю мягко, как покрывало. Вот, например, синь-камень на Плещеевом озере. Даже когда Русь уже приняла от Византии Христианство, князья продолжали ходить молиться около этого синь-камня, и Церковь против этой традиции не выступала. Подобные синь-камни находились во многих местах, и Христиане даже вставляли эти камни в иконостасы Православных церквей. Церковь преображала языческие представления, но не уничтожала те древние традиции, которые не противоречили Христианству. Славяне приняли сердцем великую истину Христианства: «Бог есть любовь», — и эта тема звучит в нашем фильме как основная.
— Когда вы работали над фильмом на религиозный сюжет, случались ли какие-то мистические неожиданности во время съемок?
— Самой большой неожиданностью, можно сказать, чудом для меня стало то, что мы сумели закончить этот фильм. Столько было людей, которые не верили, что наша работа над фильмом когда-нибудь закончится, но вот в конце концов появились инвесторы и мы смогли закончить работу над лентой.
— На ваше личное отношение к Церкви эта работа как-то повлияла?
— Нет, не повлияла. Я крещеный Православный человек. А то, что какие-то духовные поиски происходят у человека, это нормально, я считаю. В последние несколько лет я интересуюсь буддизмом (это, на мой взгляд, не религия, а учение, философия). Но вера у меня Христианская, пришедшая к нам усилиями князя Владимира…
(Эти слова режиссера Юрия Кулакова оставляем без комментария, но не согласны с тем, что буддизм якобы лишь философия. Это языческое религиозное мироощущение, близкое к тому, с которым и боролся святой равноапостольный князь Владимир — ред.).
— Когда вы планируете выпустить на экраны вторую серию фильма?
— Собираемся полностью завершить проект через два года. Но мне кажется, что мы это не успеем сделать так быстро, ведь работа очень большая и кропотливая.

— Было ли какое-то противодействие вашему фильму?
— Когда мы только начинали работу, еще был жив академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, и у нас была с ним встреча. И вот что он нам сказал: «Только лишь потому, что вы взялись за эту тему, вы сразу нажили себе очень много врагов». Но, как говорил мой учитель, нам вещи кажутся недостижимыми не потому, что они недоступны, а потому, что мы не пытаемся их делать. Вот и мы не испугались и сделали эту ленту. Будет, наверное, противодействие и второй ленте. Но это нас совершенно не пугает. Ведь волков бояться — в лес не ходить. И как в работе над первой серией, так и в работе над второй, надеюсь, будет над нами Всемогущая Божия сила…
— В вашем фильме есть и страшные эпизоды, а ведь лента направлена на детей…
— Да, такие мрачные куски в картине есть. Например, страшно то, что связано с колдовством Кривши… Но колдовство и должно быть страшным, отталкивающим. Думаю, в ленте эти мрачные краски оправданны. Мы хотели вначале сделать языческие мотивы в фильме еще более жесткими, но продюсеры нас убедили несколько смягчить краски… И мы согласились с этим замечанием, многие эпизоды смягчили. Ведь фильм смотрят в основном дети.
— Мультфильм «Князь Владимир» впервые в истории отечественной анимации получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
— Благословение Его Святейшества было получено в самом начале работы над проектом. Тогда еще не было даже готового сценария, была только идея. И Патриарх Алексий II дал благословение ленте, и это во многом определило судьбу картины. За испрошение благословения у Священноначалия нас потом много ругали в различных СМИ, но в результате получился фильм, который служит добру.
— Расскажите о других своих работах в мультипликации.
— До этого я долго работал с англичанами, несколько фильмов по Шекспиру сделал. Был и Библейский проект для 4-го канала Британского телевидения. Это был большой проект из 12 фильмов, из них половина фильмов делалась в Англии и половина — в России, но на английские деньги. Мне предложили сделать 26-минутную мультипликационную ленту о сотворении мира и вселенском потопе. А это и история об Адаме и Еве, о Ное… Фильм этот потом показывался по всей Великобритании. С его съемками для меня связана несколько мистическая история. За два года до этого я написал сценарий мультфильма о грехопадении, о Древе познания добра и зла… Об этом никто не знал. И вдруг мне неожиданно предлагают сделать именно этот фильм!
Да и с «Князем Владимиром» получилось странно. Как только я стал интересоваться тем, как пришло на Русь Христианство, мне вдруг предложили заняться этой лентой… А с Сергеем Безруковым, озвучивавшим в фильме князя Владимира, тоже произошла необычная история. У него был семейный друг — актер, сценарист, режиссер Валерий Приемыхов. Когда Сергей был помоложе, Приемыхов говорил ему: когда тебе исполнится тридцать лет, я хочу, чтобы ты сыграл в моем фильме князя Владимира. Потом Приемыхов умер. И вот когда Сергею Безрукову исполнилось тридцать лет, я встретился с ним и пригласил его озвучивать роль князя Владимира… Безруков очень светлый, чистый и талантливый человек. Его работа над моим фильмом началась еще до «Бригады», он тогда не был так известен. И уже потом его стали упрекать: как это Саша Белый из «Бригады» может озвучивать святого князя Владимира…
— Какие у вас планы на будущее?
— Анимация — очень утомительная вещь. А я шесть лет в отпуске не был. Поживем — увидим, как решит Господь…

Антон Жоголев
05.05.2006
Дата: 5 мая 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru