Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Исповедник Православия иеромонах Никита (Сапожников)

Призвание монаха — вдали от мира в келейной тишине творить молитву. Принимая ангельский образ, воин Христов складывает ветхое земное оружие, чтобы биться с князем мира сего оружием более совершенным — постом, трезвением и молитвой. В эпохи особые, переломные, бывает, монахи не гнушаются и земными средствами для сокрушения врага. Так было с иноками Ослябей и Пересветом, с братией Троице-Сергиева монастыря, осажденного «латинами». С соловецкими монахами, принявшими вызов «цивилизованных варваров» — англичан. Но это все-таки исключение, показывающее миру, что битве, совершающейся на земле, есть отражение и на Небе... Но когда монаха призовет Господь, он выходит из келейной тишины и уже «на юру» совершает свое служение. Словом, примером, да даже и чудесами возжигает любовью к Богу остывающие сердца людей. На такое служение избрал Господь человека, который, казалось бы, менее всего подходил на эту роль. Но молитвенник и богослов отец Никита (Сапожников) вступил в открытую брань за народ с властями предержащими и одержал в ней победу.

Он представляется мне словно сделанным из какого-то особого материала. Если большинство из нас — «пластмассовые» христиане, то он — настоящий! Вот почему так мало понятен он нам спустя всего два десятилетия после его кончины. Вот почему некоторые его поступки нам могут показаться каким-то даже духовным донкихотством... Но нам ли судить человека, тремя десятилетиями несвободы заплатившего за право открыто, «без страха и упрека» исповедовать Христа Богом?! И не случайно так ярко, так выпукло, точно живой, смотрится он на причудливом полотне истории! Я хочу лишь набросать несколько штрихов к его пока не написанному портрету. А портрет этот должен занять достойное место в галерее самарских праведников.

Николай Сапожников учился в Московской Духовной Академии. Все семинаристы часто ездили из Лавры в соседнюю Зосимову пустынь, где подвизались известные на всю Россию старцы. Особенно почитался затворник отец Алексий Соловьев (впоследствии именно ему было доверено выбирать на Соборе по жребию Патриарха). Когда семинарист пришел к старцу, тот неожиданно сказал:

— За лето выучи наизусть Псалтирь и Евангелие.

— Да как же я выучу? Это ведь невозможно!.. — изумился юноша явно сверхчеловеческой задаче.

— Выучишь, Бог поможет, — ответил старец. А потом пророчески произнес:

— Большую часть жизни ты проведешь в тюрьмах.

Осенью семинарист Николай Сапожников знал наизусть Псалтирь и Евангелие. Бог помог по молитве старца. Сбылось и пророчество. Полжизни отец Никита скитался по тюрьмам и лагерям. Богослужебные книги там отбирались. Вот тогда-то и пригодилось знание наизусть священных текстов!

Шел 1927 год. Уже два года, как вернулся отец Никита из Чернигова в ставшее ему близким село Колдыбань (ныне Красноармейское). Служил он пламенно. Пламенно говорил проповеди, услышав которые хотя бы один раз, люди шли в храм снова и снова. Казалось удивительным — откуда в этом худеньком, невысоком монахе такое величие духа?! Несмотря на молодость — ведь ему было только 36 лет — многие заметили в нем дар прозорливости. Очень скоро вокруг него собралось около 30 девушек и вдов, которых личный пример иеромонаха Никиты и его помощницы и советницы монахини Рафаилы (Вершининой) воодушевлял на монашество. Молились много, очень красиво пели, а девушки еще вышивали затейливыми узорами церковные облачения и мужские рубашки на продажу (этим и жили). Отец Никита часто затворялся на несколько дней на молитву и ничего не вкушал тогда. Был строг к себе, да и к другим тоже. Душа его не прилеплялась ни к чему земному.

Победа безбожной власти не испугала подвижника. Он смело стал проповедовать, что нет смысла строить «советские» школы, в которых будут преподавать атеизм. Этого было достаточно для того, чтобы ГПУ заинтересовалось священником. Вскоре нашлись и «свидетели». Среди них был один иеромонах, который часто служил в храме вместе с отцом Никитой...

После первомайской демонстрации 1927 года в Самаровке неожиданно загорелись восемь домов зажиточных крестьян, из них двое не имели права голоса (были кулаками). Отец Никита обошел с иконой вокруг пожарища вместе с тридцатью своими послушницами. Огонь угас до приезда пожарных. Авторитет священника еще больше возрос. Тогда-то уже не на шутку всполошились «стражи революции». Так начинался для отца Никиты подвиг исповедничества...

В «деле» отца Никиты, заведенном его гонителями, содержится немало интересных свидетельств.

Срочно

Тов. Кабардин!

Я уже с тобой говорил о «нашем» попе Никите, так еще тебе сообщаю:

Никита все время агитировал против коммунистов, против посещения избы-читальни, против школ и заставлял тех, кто посещает таковые, бить поклоны. Вот пример: на днях ВИК предложил населению, чтобы они перевезли лес на школу, на которую УИК отпустил все, кроме перевозки, и вот результат: на общем собрании за перевозку на 1 голос больше, и это — агитация попа Никиты. Он организовал примерно 30 женщин-«монашек» и через них ведет агитацию, и через кулачество.

Положение самое скверное. Вчера еще новость: в Самаровке обновилась икона, и это совпало со сбором допризывников. Когда милиция составила протокол и запретила выносить икону до распоряжения, то сегодня приходят допризывники к Баландину и к Якушеву и говорят: на каком вы основании запрещаете смотреть эту икону, вот какое положение. Милиция направляет материал в УАО, он очень интересный, я бы просил тебя с ним познакомиться. Я прошу тебя от имени всей парторганизации помочь нам в разоблачении обновления иконы и через ГПУ убрать Никиту, ибо он творит самые гнусные безобразия. Хорошо бы, если бы сюда выехала комиссия с химиком.

С коммунистическим приветом КРАЙНЮКОВ.

Верно: Управделами УК (Севастьянов)

Заключение

Я, пом. уполном. 6 Отд. СООГПУ — ЯКИМОВА, рассмотрев дело № 49807 по обвинению гр. САПОЖНИКОВА Николая Петровича по 58/10 ст. УК, арест. 10/6-27 г., содерж. под стражей в Самарском исправдоме,

НАШЛА:

28 мая 1927 года в Самгуботдел ОГПУ поступил материал, указывающий на то, что проживающий в селе Самаровке священник Сапожников Н. ведет агитацию среди населения против Советской власти, призывая его не подчиняться распоряжениям таковой, для чего использует кулачество и окружающих его монахинь.

Допрошенные по делу свидетели Крайнюков, Баландин, Глухов и Якушев все это вполне подтвердили, показав, что благодаря влиянию Сапожникова многие мероприятия волостного исполнительного комитета трудновыполнимы и последний в иных случаях почти безсилен с ним бороться, т.к. Сапожников настолько упрочил свой авторитет, что люди исключительно под влиянием его агитации против культурно-просветительных организаций.

Митрополит Мануил (Лемешевский) с самарскими прихожанами. Справа во втором ряду — отец Никита.

С целью извлечения личных выгод Сапожников всемерно поддерживал веру в «чудо обновления» иконы у гр. Осипова и через своих приверженцев старался его как можно больше популяризировать в массах, в то время как никакого чуда не совершалось и икона, по показаниям владелицы ее Осиповой, была вымыта за несколько времени до объявления ее обновившейся.

По показаниям тех же Крайнюкова, Баландина и других, 1 мая при участии крестьян, что было противно попу, Волисполкомом и общественными организациями была устроена первомайская демонстрация, по окончании которой неожиданно в селе Колдыбани вспыхнул пожар. Горело семь домов. Одновременно с прибывшей на место пожара пожарной командой появился Сапожников, в руках у которого были иконы, и с некоторыми своими приверженцами он стал обходить вокруг горевших домов, препятствуя тушению пожара, а именно отвлекая присутствующее на пожаре население, и только благодаря вмешательству властей угрожавший другим строениям пожар был ликвидирован. Но на следующий день ликвидация пожара была приписана исключительно хождению Сапожникова с иконами, но отнюдь не пожарной команде. Этого не отрицает и Сапожников, заявляя, что пожар прекратился по промыслу Божию. Причины же возникновения пожара приверженцами попа объяснялись тем, что крестьяне приняли участие в безбожной первомайской демонстрации, за что и были наказаны Богом. Этих слухов Сапожников не опроверг, а наоборот, укрепил их своим враждебным отношением к советской власти, каковое он демонстративно подтвердил хождением вокруг пожара с иконой, стараясь показать крестьянам, что власть безсильна что-либо сделать без воли Божией.

Усматривая, что факты преступной деятельности Сапожникова Николая Петровича, выразившиеся:

1) в использовании религиозных предрассудков масс в целях возбуждения их к сопротивлению распоряжениям власти;

2) в действиях, направленных к возбуждению населения в сторону недоверия власти и дискредитации последней, что предусм. 58/10 ст. УК.

Принимая во внимание все вышеизложенное, полагаю: дело передать на рассмотрение тройки при секретном отделе ОГПУ.

Пом. уполном. 6 Отд. (Якимова).

Постановление

1927 года июня «23» дня, я, П/Уполномоченного Самгуботдела ОГПУ КОВАЛЕВ, рассмотрев дело по обвинению гр-на САПОЖНИКОВА Николая Петровича, происходящего из гр-н Херсонской губ., того же уезда с. Кантакузенки, проживающего в селе Самаровка Самарского уезда,

НАШЕЛ:

1) 23 мая 1927 г. гр-н Сапожников, являясь служителем религиозного культа, придя в дом гр-на Самаровки Осипова, где инсценировалось «обновление» иконы, умышленно не разъяснил собравшимся гр-нам ложности «обновления», а наоборот, поддерживал суеверие в сердцах собравшихся, боясь этим потерять получаемый им от них доход;

2) также с целью извлечения материальных выгод во время пожара в селе Самаровке, случившемся в конце апреля или начале мая 1927 года, вышел с иконой и несколько раз обошел вокруг горевших изб, одновременно препятствуя тушению пожара прибывшей для этого пожарной команде. По ликвидации пожара приписал это своему хождению с иконой, но отнюдь не пожарной команде;

3) среди темного крестьянского населения вел агитацию о том, что Советская власть является «властью диавола», издаваемую ею литературу читать не следует. Культурно-просветительные организации посещать также не следует, так как через них власть развращает народ и ведет его к погибели. В этом отношении Сапожников особенно работал среди допризывников, пагубно влияя на ряды будущих красноармейцев.

В результате такой агитации Сапожникова имели место случаи нападков со стороны допризывников на представителей власти, которых они обвиняли в неправильных действиях, совершенно не имея на это никаких оснований. Одновременно допризывники разлагались сами.

Усматривая в действиях гр-на Сапожникова наличие фактов совершения обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах для извлечения материальных выгод, что предусмотрено ст. 123 УК, и фактов, направленных против Сов. власти, выраженных в распространении ложных слухов, дискредитирующих власть и возбуждающих недоверие со стороны населения, что предусматривается ст. 58-18 УК, руководствуясь ст. 128 и 145 УПК, — означенное обвинение — ПОСТАНОВИЛ:

Предъявить гр-ну САПОЖНИКОВУ Николаю Петровичу, о чем копией настоящего постановления уведомить Самгубпрокурора.

П/Уполномоченного

(Ковалев)

Согласен за нач. СО

(Бешанов)

Утверждаю ВРИОБ.ПОМ.НАЧ. СГО ОГПУ

(Шкеле)

Постановление мне объявлено, виновным себя не признаю.

Подпись: иером. Никита (Н.П.) Сапожников

П/Уполномоченного (Ковалев)

Из показаний иеромонаха Тихона (Тита Семеновича) Жилина:

Иеромонаха Никиту Сапожникова я знаю с 1916 г. Служил я с ним вместе в скиту возле Самары. При этом в течение 22 лет и далее он как священнослужитель и монах отличался непростительным по церковным правилам развратом. Касаясь отношения Никиты к Сов. власти, могу показать, что к последней он относился недоброжелательно и, часто работая вместе со мной, высказывался, что власть состоит из грешников и молиться за нее не следует. Из всего видно было, что Никита весьма недоволен Сов. властью, но в большинстве всегда высказывался о ней как о безбожной и вообще свою ненависть строил на чисто церковных взглядах.

(Иеромонах Тихон был расстрелян в 1937 г.)

Из показаний Осиповой Ксении Егоровны:

Живем мы в своей землянке около трех лет. Икону нам подарила мать моего мужа. Икона все время была грязная, и изображений святых на ней почти не было видно. Мыла и вытирала я ее только перед большими праздниками. В последний раз я вытирала перед Пасхой, т. е. ровно за месяц до обновления. Каким образом она обновилась — я не знаю, но в этот день я заметила, что икона начала светлеть и вырисовались образа святых. Народ, узнавший об этом через бывших у нас мужчин, собрался к нам в комнату. Муж же заявил в милицию о том, что у нас обновилась икона. В то время как мой муж ходил в милицию, я пошла к попу Никите, застала его работающим в саду и попросила к себе на квартиру посмотреть икону. Он сказал, что скоро придет, и действительно скоро за мной пришел и стал молиться на икону. В это время в доме присутствовали многие верующие. За все время у меня перебывало все село; кто распространял слухи об обновлении — я не знаю.

Протокол

Начальник волостной милиции Баландин в 10.30 прибыл в дом гр-на Осипова Павла Онисимовича, проживающего в с. Самаровке, Самарской волости, Самарского уезда, по вызову младшего милиционера Лазарева. В доме Осипова образовалась толпа граждан около 100 человек. Владелец дома Осипов заявил, что в его доме обновляется старая икона, изображающая Михаила Архангела с Нерукотворным образом Христа Спасителя. Размер иконы примерно 9x7,5 вершка. Обновление иконы заметила жена владельца дома, Осипова Ксения Егоровна, 23 мая 1927 г. О чем и составлен настоящий протокол.

Из показаний секретаря комячейки Самаровской волости Крайнюкова Петра Ивановича:

Волисполком решил поставить в с. Колдыбани радиоприемник с громкоговорителем. Для этого вместо мачты было решено использовать колокольню (не у креста, а купол). Этому опять воспротивился Никита, которого вызывали несколько раз в ВИК, и он не давал согласия ставить антенну на колокольне. И тем временем вел агитацию, настраивая в таком же духе верующую массу. В результате, когда стали ставить антенну, произошли с крестьянами эксцессы, дошедшие до вмешательства милиции. Все же антенна была поставлена. Но в данное время провода заземления, являющиеся народным достоянием, перерезаны. Причина, заставившая перерезать провода, — бездождие, что Никита приписал гневу Божию за то, что было допущено устройство антенны на колокольне.

Примечание: села Самаровка и Колдыбань расположены рядом и никакой границы не имеют. Влияние Никиты распространяется на эти оба села.

Дополнительный опрос арестованного Сапожникова Н.П. от 14 июля 1927 г.:

Относительно прикрепления антенны к куполу нашего храма могу подтвердить следующее. Когда в церковный совет поступило письменное заявление от конструктора радио с просьбой разрешить ему прикрепить к куполу храма антенну, то церковный совет постановил перенести этот вопрос на обсуждение всего прихода в храме на собрании. После обсуждения вопроса прихожанами задан был вопрос мне как священнику и временному настоятелю храма: как смотрят на этот вопрос церковные правила? В ответ на это я сказал, что церковные правила возбраняют приспосабливать храм для каких бы то ни было нецерковных и нерелигиозных целей, потому что это несообразно с назначением и святостью храма, и что, ограждая храм от какого бы то ни было принижения его достоинства как дома Божия, правила запрещают даже строить на близком расстоянии от церкви жилые помещения, кроме необходимого — церковной сторожки. И так как эти правила не отменены еще и не изменены соответствующими органами церковной власти, то исходя из них церковное собрание постановило, чтобы в разрешении приспособить антенну к храму — отказать.

В анкете в графе «Политические убеждения» отец Никита написал: «Власть признаю, как посланную от Бога, и ей покоряюсь».

Письма из заключения Елизавете Вершининой

Благословение Господне да будет с тобою, Лиза!

Схимонахиня Рафаила (Вершинина).

Суда надо мной еще не было, и сижу в одиночной келии один, но на случай далекого путешествия немедля пришли в Самару теплую одежду и сообщи мне, у кого она будет находиться, чтобы попросить в свое время. А сейчас пришли мне то, что у тебя вчера просил, и еще осенний подрясник и пояс. А особенно, Лиза, прошу тебя, пришли мне из дому: 1) Св. Тайны (которые в бутылочке), лжицу; 2) Библию малого размера на русском языке и 3) Новый Завет малого размера на славянском языке; 4) Иерейский молитвослов (небольшая толстая книжица); 5) икону Святой Троицы иерусалимскую; 6) икону «Знамение Божией Матери» Черниговскую; 7) епитрахиль; 8) крест деревянный о. Александра Чагринского (о. Александр Юнгеров (Чагринский) — 1821-1901 гг. — духовник Чагринского женского монастыря Самарской губернии, местночтимый подвижник благочестия, в 2001 году причислен к лику святых — А. Ж.); 10) сухих просфор, антидору и артосу пришлите в мешочке.

До времени все это пусть хранится пока у о. Павла или у другого кого, а когда мне позволят воспользоваться, я попрошу принести.

Благословение Господне м. Евфимии и всей братии нашей.

Иером. Никита Сапожников, 1927 г., 29 мая/11 июня.

Милость и благословение Божие да будут на вас, Лиза, м. Евфимия, м. Маня!

Извещаю вас, что по милости Божией я жив и здоров, чего и вам желаю от Господа. Обо мне нисколько не безпокойтесь. Жизнь моя только тем изменилась, что я избавился от домашней суеты и лишился церковной молитвы, а в остальном я не чувствую никакого лишения и благодарю Бога, что так устроил меня Своими судьбами на безмолвие. Сижу один с Господом, и заключение для меня не лишение, а желанный затвор, и если бы не разнузданность и хулиганничанье моих соседей, которые не умеют слова сказать без матерней брани, то мне и желать бы больше нечего. Лично они меня ничем не тревожат, а только смущают мой дух богохульствами и бранью между собою. Сильно я об этом скорбел, но и в этом после скорби меня успокаивает Господь: слыша, я как не слышу их, во всем возложился на Господа и Пречистую Богородицу и благодушествую.

Как вы живете и как чувствуете себя? Не говорите ли: как будем жить без батюшки? Что будем делать? Не малодушничаете ли? Трудно вам обойтись без этих помыслов, но бойтесь их и не допускайте до себя, потому что они не от Господа, а от лукавого, и если ими он опутает ваши умы и сердца, то заведет в такую пропасть маловерия и уныния, что вы из нее не выберетесь и навлечете на себя гнев Божий и всякие искушения. Не батюшкой вы живете, потому что и он — сущая нищета и ничтожество, а Господом, о Нем бо живем и движемся, и есмы Им же, и в жизнь вечную спасаемся. Потому и вся забота ваша пусть будет о том, как бы, на время лишившись батюшки, не лишиться милости Божьей по своему маловерию, как бы не согрешить чем ко Господу и не опечалить Его, как бы чем не повредить душе своей, которой весь мир не стоит, которую Сам Господь так возлюбил, что Свою душу за нее положил и Кровь Свою Пречистую на кресте излил, потому что и волос на голове нашей не упадет без воли Отца нашего Небесного. Все в руке Божией, Всемогущей и Всемилостивой. А особенно не печальтесь о куске хлеба, потому что всегда верен Себе и неложен Сказавший: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сие все приложится вам». Поэтому всякое сомнение отложивши, «возверзите на Господа печаль вашу, и Тот вас пропитает» по неизреченной милости Своей. Аминь.

Благословение Господне Нюре X. и всем братиям и сестрам нашим о Господе. Всех прошу молиться обо мне, грешнике, как о всех молюсь.

Иеромонах Никита. 1927 г.

Самара, ОГПУ № 3, 1927 г., 31/5, Духов день.

Мир тебе, Лиза, от Господа и благословение. Не знаю, получила ли ты от меня письмо или нет, и потому опять пишу. Извещаю тебя, что сижу один с Господом в одиночном заключении в ГПУ (угол Пионерской ул. и ул. Степана Разина). Суда надо мной еще не было, и когда будет — не знаю. Келия моя хорошая, размером такая же почти, как и дома, кроме передней. Чувствую я себя спокойно и радостно и не знаю, как мне возблагодарить Бога за этот затвор.

Дом и все, что есть в нем, отдаю в твое распоряжение. Вместо меня пусть все слушаются тебя. Обо мне Христа ради не тревожься, также и насчет себя во всем возложитесь на Господа. Что нам нужнее всего для спасения вечного и что всего полезнее, то Господь нам и посылает. Поэтому будем благодарны Богу за все. А меня, самое главное, не оставляйте в молитвах своих, и милость Всевышнего будет на всех нас.

Благословение Господне м. Евфимии, м. Параскеве, Мане и всей во Христе братии нашей. Спасайтесь.

Грешный иеромонах Никита.

Список на административных ссыльных, проживающих на территории Барабинского округа, срок ссылки коим истекает в апреле-июне месяце 1930 г.

Сапожников Николай Петрович.

Характеристика.

Находясь в ссылке, Сапожников, будучи враждебно настроенным против власти, использовал религиозные предрассудки в целях возбуждения населения против существующего правопорядка и призывал граждан к неподчинению власти и ее распоряжениям.

Но и в узилище Бог не оставил Своего верного раба. 6 мая, в день Великомученика Георгия Победоносца, отца Никиту повели на расстрел.

Он шел, подняв голову, и смотрел на яркие, словно умытые слезами, звезды. Молился трепетно и горячо. Наконец дошли до места расстрела. Конвой мешкал с исполнением приговора. Красноармейцы отошли в сторону, давая время отцу Никите проститься с жизнью. А когда отец Никита встал возле ямы, приготовившись к смерти, произошло чудо. Святой Георгий неожиданно явился перед ним и загородил собой заключенного. Палачи в страхе побросали ружья. Когда видение прекратилось, они привели заключенного обратно в лагерь. Расстреливать священника они наотрез отказались.

Колдыбанцы не забыли «своего батюшку». Они сушили для него сухари и несли их осужденному священнику через всю Россию. Послушница Матрена и многие другие близкие отцу Никите люди не раз ходили к нему пешком через всю Россию. Навещали узника в Сибири и в Мордовии, стараясь хоть как-то облегчить его страдания.

В заключении отец Никита не терял присутствия духа. Не раз восставал против безчеловечных лагерных порядков. Не позволял сбривать себе бороду и усы. Не стриг волос вопреки всевозможным инструкциям и приказам. Ему набавляли и набавляли срок, но сломить его дух слугам дьявола было не под силу.

В Светлое Христово Воскресение овчарки с утра лаяли с особым каким-то остервенением. Лагерное начальство тоже лютовало с утра, словно бы состязаясь с четвероногими в злобе. Охранники с ненавистью, исподлобья смотрели на «опиумов» и были готовы в любой момент ударить прикладом, выматерить, оскорбить... И все же пасхальная радость и здесь была разлита в весеннем воздухе. В бараке с утра никто не подрался. Священники втайне от стукачей похристосовались друг с другом. Некоторые из «блатных» подошли к ним под благословение...

Всех построили на плацу, и началось распределение на работы. Когда очередь дошла до отца Никиты, он заявил, что отказывается работать в великий праздник. Начальник лагеря, побагровев, выхватил пистолет и стал им целиться в священника.

— Будешь! Будешь! — яростно закричал он.

— Не буду! Стреляй! — решительно ответил священник.

Видно было, что он готов умереть, но не отступится от своего решения. Начальник спрятал пистолет обратно в кобуру и затих, словно устыдившись чего-то. Отец Никита в тот день не работал. А уголовники прокричали мужественному священнику троекратное «ура» прямо на построении.

Из воспоминаний Андрея Андреевича Савина

Во время правления Куйбышевской епархией Митрополитом Мануилом (Лемешевским) вернулся из 27-летней ссылки иеромонах Никита. Впечатление о нем: человек небольшого роста, интеллигентное лицо, добрые глаза. По городу только он один ходил в рясе с крестом. Посещал он Покровский собор и как заштатный клирик принимал участие в Богослужениях, но в штат его власти предержащие не принимали.

В первые годы советской власти он служил священником в селе Колдыбани и был до того авторитетен и любим на приходе, что, видя гонения на Церковь, он искал спасение в иночестве, и по его примеру половина девушек села (от 16 до 18 лет) приняли иноческий чин. Потом многие из них вышли замуж, и Митрополит Мануил по его просьбе снимал с них обет иночества.

Я как-то спросил отца Никиту, почему он так долго был в ссылке, ведь такие большие сроки заключения не дают. Он ответил: «Мне дали 10 лет, как и всему духовенству, по ст. 58 «Агитация против советской власти». Потом мне постепенно прибавляли срок за то, что я не выходил на работу на Рождество, Пасху и Троицу».

По благословению Патриарха Алексия I он занимался научным трудом — исчислением пасхалии более легким способом. Но его труд Духовной Академией не был принят. Я думаю, по политическим мотивам. Это очень огорчало иеромонаха Никиту (Сапожникова), но он продолжал работать до смерти.

Многие из духовенства приходили к нему за советом. Он часто бывал у Владыки Мануила и подолгу беседовал с ним. Это были два церковных интеллигента.

В личной жизни был он очень скромен. Но бывал он и раздражителен, если в Богослужении что-либо пропускали.

И после освобождения его из ссылки власти его ненавидели. Однажды ко мне случайно попала бумага от уполномоченного по делам культов Корчагина В.Х., где было написано им: «Сапожников до сих пор против Советской власти, и проповеди его вредны».

Когда отец Никита узнал о том, что в Колдыбани разрушена церковь, то очень рассерчал на жителей села и чуть ли не проклял их за то, что они позволили властям совершить святотатство. Долго не мог простить этого своим землякам. Митрополит Мануил уговаривал иеромонаха Никиту простить их, но тот на все уговоры отвечал решительно:

— Не прощу!

Но потом, конечно, простил. И завещал похоронить себя в Колдыбани. Митрополит Мануил любил спорить с отцом Никитой (Сапожниковым). Тот называл его ласково «владыченька», но спуска не давал. Между ними завязывался горячий спор на богословские темы. Никого равного им по образованности в ту пору в епархии не было.

Когда умер Митрополит Мануил (Лемешевский), священники читали по очереди над телом усопшего 17-ю кафизму («на упокоение»). Когда дошла очередь до иеромонаха Никиты, он неожиданно для всех оттолкнул от себя книгу, которую предлагал ему один из священников, но между тем, не имея перед глазами Псалтири, стал читать кафизму наизусть, не сбиваясь. Все бывшие при этом пришли в изумление. И только за обедом он рассказал Владыке Иоанну (Снычеву), что по благословению старца выучил наизусть Псалтирь...

— С кем теперь спорить будешь? — спросил его после похорон Митрополита Мануила Владыка Иоанн.

— С тобой спорить буду, — ответил старец.

За четыре года до смерти с отцом Никитой (Сапожниковым) случился удар. Он причастился в алтаре, и его неожиданно парализовало. Отнялась вся левая сторона тела. Он упал возле престола. Когда его перенесли домой, он принял решение постричься в схиму. Для пострижения Владыка Иоанн вызвал игумена Мисаила (ныне схиархимандрит Серафим (Томин)). Когда игумен Мисаил и Андрей Андреевич Савин пришли к больному отцу Никите, тот стал умолять их, чтобы постригли его с именем Никандр.

Владыка Иоанн, узнав об этой просьбе, не согласился:

— Где это видано, чтобы ребенок сам себе имя выбирал? — возразил он. — Постригайте его с любым именем, но только не Никандр.

Узнав об этом, отец Никита стал опять уговаривать отца Мисаила и Савина вновь идти к Владыке и упросить его дать имя Никандр. «Мне потому это нужно, что в день Никандра, псковского пустынника, я умру», — пророчески произнес старец.

Владыка Иоанн на этот раз неожиданно согласился:

— Ладно, пусть будет Никандр, — сказал он.

Каждый год после пострижения в схиму в день тезоименитства к парализованному схиигумену Никандру приходил священник и причащал его Святых Тайн. Отец Серафим присылал ему поздравительную телеграмму с днем Ангела. И вот в 1974 г., в день своего тезоименитства, отец Никандр причастился Святых Тайн, взял в руки телеграмму отца Серафима, поцеловал ее, приложил к сердцу и так скончался. Владыка Иоанн очень удивился, когда узнал, что пророчество сбылось и старец умер именно в день псковского пустынника Никандра.

Похоронили старца в селе Колдыбани. Хоронили его всем на удивление открыто. Священники в облачении несли по улицам гроб с телом отца Никандра и пели Трисвятое. За его могилкой на сельском кладбище до сих пор ухаживают знавшие его люди.

Антон Жоголев.

Составлено по рассказам иеромонаха Софрония (Самарский Иверский монастырь), Татьяны Зотовой (г. Москва), А А. Савина (г. Самара), протоиерея Николая Манихина (благочинный Ставропольского округа).






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru