«…не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19, 28).
Как Православная Церковь относится к татуировкам? Существует даже некая «мода» на изображение в виде наколок различных христианских святынь — храмов, крестов, икон. Их обладатели считают, что это очень даже благочестиво. Ссылка на запрет, данный в Ветхом Завете, плохо помогает — говорят, что с приходом Христа он упразднен. Что вы можете сказать по этому поводу?
Александр, республика Марий-Эл
К различного рода татуировкам Церковь относится однозначно отрицательно. Попытаюсь кратко объяснить — почему.
История татуировки начинается с языческой необозримой древности. В то время изображения на коже являлись знаком культовых посвящений, это могло быть изображение тех или иных языческих «богов» (демонов), а также связанных с ними знаков, надписей. Татуировка могла обозначать степень посвящения в жреческой иерархии. Изображения на теле считались очень почетными и были распространены по всему языческому миру, от Новой Зеландии до Северной Америки.
Мистическая суть татуировки заключается в посвящении человека демону, имевшему власть над его племенем; это был своего рода договор, «завет», — но только с демоническим миром.
В Священном Писании ветхозаветных времен существует запрет делать татуировки, например: «…не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19, 28). Израиль как народ богоизбранный должен был отличаться от языческих народов, культы которых сопровождались различными внешними атрибутами, такими как выбривание висков, пострижение бороды, татуировка… Меняется форма — меняется и содержание, через внешнее осуществляется воздействие на внутреннее, на мир души.
Действительно, Ветхий Завет упразднен Новым Заветом, но только в плане отмены закона Моисеева, то есть — обрезания, жертвоприношения, — но не в плане норм благочестия. Мы по-прежнему считаем обязательными для исполнения 10 заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, и многое другое. Еще несколько столетий после прихода в мир Спасителя христианство жило среди языческого мира и пыталось избегать всего того, что свойственно язычникам, — тех же татуировок. Но христиане руководствовались уже не запретом инструкции: «…не делай…» — а опытом богопознания. Если человек — это образ Божий, то в нем все должно быть органично, ничто инородное и искусственное не должно загрязнять этот образ. Поэтому татуировки не разрешаются Церковью.
Вы спрашиваете об изображении на теле христианских святынь: храмов, икон, крестов и т.д. Все это отголоски недавнего прошлого. «Мода» на подобные изображения на теле появилась в местах лишения свободы, где томление духа весьма велико, а возможности заполнить духовную пустоту ограничены. Нередко случается видеть на одной руке изображение святыни, а на другой — изображение блудницы, а то и «вождя». Такое сочетание носит кощунственный характер.
Те, кто имеет татуировки на теле, должны понимать, что сделали ошибку. Если татуировка небольшая, то можно попытаться свести ее. Если же нет — она так и останется напоминанием о совершенном некогда неразумном поступке. В любом случае надо принести на исповеди покаяние в том, что вы своевольно исказили образ Божий, нанеся на тело татуировку.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru