‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Наша Родина - Россия, сколько бы мы ни жили за рубежом

В канун своего 70-летнего юбилея Великая Княгиня Мария Владимировна поделилась воспоминаниями о детстве, о традициях воспитания в Российском Императорском Доме.

В канун своего 70-летнего юбилея Великая Княгиня Мария Владимировна поделилась воспоминаниями о детстве, о традициях воспитания в Российском Императорском Доме.


Государыня Мария Владимировна передает в петербургский Дом ученых (бывший дворец ее прадеда Великого Князя Владимира Александровича) бронзовый бюст своего деда Императора в изгнании Кирилла I Владимировича. 28 ноября 2023 года.

Недавно издана книга «Растим ребенка вместе». Книгу открывает рассказ Главы Российского Императорского Дома Романовых Великой Княгини Марии Владимировны о своем детстве, о традициях образования и воспитания в Императорском Доме, о том, как вырастить из ребенка достойную личность. Этот разговор состоялся с Государыней Марией Владимировной незадолго до ее 70-летия, которое отмечается 23 декабря 2023 года. Вот что она рассказала:

Мой дед Государь Кирилл Владимирович с семи лет проходил домашнее обучение и воспитание под началом артиллерийского генерала Александра фон Даллера. Дедушка в своих мемуарах вспоминал, что не все приглашенные им учителя были удачными, но генерал оставил очень добрый след в его памяти. Даллер любил столярное дело и приучил ребенка к ручному труду. Что касается наук, то на начальном этапе детям в нашей семье в те времена преподавали Закон Божий, математику, историю, географию, французский, английский и немецкий языки и музыку. В 1891 году, когда моему будущему дедушке исполнилось 15 лет, началось обучение по программе Морского кадетского корпуса, и уже на следующий год он расстался с родительским домом и поступил на свой первый корабль «Моряк». Дед честно прошел путь военно-морской службы от унтер-офицера Морского кадетского корпуса до контр-адмирала.

Его сын, мой отец Государь Владимир Кириллович родился уже в период начавшейся революции, в августе 1917 года. Его воспитание проходило в условиях эмиграции. Была возможность устроить его в английский колледж с высоким уровнем образования. Но его мать, моя бабушка Государыня Виктория Феодоровна, несмотря на то, что по рождению она была великобританской принцессой, пожелала, чтобы сын получил русское домашнее образование. В Финляндии в 1917 году у их друзей графов Клейнмихелей нашлась профессиональная преподавательница, выпускница Бестужевских курсов Евгения Александровна Иоганнсон, которая перешла к нам, когда ее предыдущие воспитанники окончили учебу. Она начала заниматься с сестрами моего папы Великими Княжнами Марией и Кирой, а потом, когда он чуть подрос, и с ним самим. Содержать штат педагогов, как в былые времена, в бедственных условиях изгнания было непосильно, но Евгения Александровна блестяще справлялась с преподаванием комплекса основных предметов. Самыми важными с духовной и культурной точки зрения были Закон Божий и русский язык, но и прочие дисциплины, конечно, не оставались в пренебрежении, и для их преподавания потом дополнительно приглашались педагоги.

Папа обучался дома с 6 до 17 лет. В 1935-1936 гг. он успешно сдал экзамены в Русской гимназии в Париже, финансируемой знаменитой благотворительницей Лидией Павловной Детердинг княгиней Донской, и получил аттестат о среднем образовании. Кроме того, он занимался разными видами спорта - гольфом, теннисом, плаванием, ездой на велосипеде и мотоцикле, автомобиле, а также проявлял большой интерес к прикладной технике, моделированию миниаэропланов.

Он учился в Лондонском университете и одновременно проходил практику на шарикоподшипниковом заводе в Стэнфорде. Эти занятия были прерваны начавшейся Второй Мировой войной, но в целом отец получил очень хорошее и разностороннее образование и всю жизнь продолжал освоение самых разных областей знаний, в том числе и в традиционном для Романовых военном деле. Он прошел курс военных наук профессора генерала Н.Н. Головина, с ним проводили занятия правоведы, дипломаты, экономисты.


Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Великой Княгине Марии Владимировне с юбилеем

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Главу Российского Императорского Дома Великую Княгиню Марию Владимировну Романову с юбилеем.

Великой Княгине Марии Владимировне, Главе Российского Императорского Дома

Уважаемая Мария Владимировна!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни.

Ваша плодотворная деятельность по утверждению христианских нравственных ценностей, сохранению лучших традиций русской культуры и популяризации православного духовного наследия в западном обществе неизменно вызывает чувство признательности и уважения.

В нашей стране и за рубежом Вас знают как человека отзывчивого и великодушного. Являя веру, действующую любовью (см. Гал. 5:6), Вы принимаете участие в реализации различных благотворительных, просветительских и патриотических программ. Особо хотел бы отметить Ваши усилия, направленные на поддержку миссии Русской Православной Церкви.

Желаю Вам крепкого здравия, душевного мира и помощи Божией во всех добрых начинаниях.

С уважением, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Мое же обучение было домашним только в детстве. С благодарностью вспоминаю госпожу Гаврилову, Магдалину Павловну Коцебу и жену начальника Канцелярии моего отца полковника Г.К. Дворжицкого Екатерину Сергеевну, урожденную графиню Ламздорф-Галаган. Они занимались со мной в игровой форме, доступной детскому сознанию, но уже тогда вместе с моей мамой Великой Княгиней Леонидой Георгиевной и бабушкой княгиней Еленой Сигизмундовной Багратион-Мухранской прививали мне любовь к русской культуре.

Вообще я должна сказать, что в эмиграции женщины сыграли особенную роль в сохранении традиций. У мужчин было меньше возможности заниматься воспитанием детей, так как на них лежала главная ответственность за обезпечение семьи, и они много времени проводили на службе. А женщины «не дали свече угаснуть». Им удавалось поддерживать русский дух, устраивая и повседневный быт, и праздники с элементами православной российской культуры. Благодаря их усилиям русские дети, родившиеся уже за границей, запоминали родные религиозные и национальные особенности и дорожили ими. Мы не отгораживались от того мира, в котором жили, не загоняли сами себя в какое-то «гетто», однако твердо знали, что у нас также есть нечто свое - ценное, красивое и своеобразное. И наши испанские, французские иностранные друзья с аппетитом пробовали наши куличи и блины, с интересом рассматривали наши народные наряды и русские куклы и игрушки.


Великая Княжна Мария Владимировна в детском возрасте.

В моем детстве, в отличие от поколения отца и деда, было больше общения со сверстниками. Также мои родители считали необходимым мое ознакомление не только с дореволюционной русской культурой, но и с произведениями советских писателей и поэтов. Мама умела раздобывать детские книги, изданные в СССР. Я очень любила «Айболита» и «Мойдодыра» Корнея Чуковского, наизусть знала «Бобик в гостях у Барбоса» Николая Носова…

Когда я подросла, к моему воспитанию были привлечены женщины, имевшие представление о современной жизни на Родине. Этому поспособствовала политика национального примирения в Испании. Во время гражданской войны в Испании в 1930-е годы многие республиканцы эмигрировали в СССР или отправили туда своих детей, которых так и именовали по-испански - «ниньос». Во второй половине 1950-х годов были созданы условия для возвращения всех желающих, и многие испанцы при помощи Красного Креста этим воспользовались. С некоторыми из них приехали и их русские жены, и дети, родившиеся в СССР.

Мои родители были убежденными противниками коммунистической идеологии, но одновременно они были лишены предрассудков и умели в каждом человеке видеть прежде всего человеческие качества, а не оценивать людей исключительно с идеологической и политической точек зрения. Поэтому они не побоялись пригласить мне в воспитательницы одну из «ниньос» Франциску Аром, родившуюся в СССР и приехавшую в Испанию в конце 1950-х годов. Ее отец, как мне помнится, при этом остался в СССР. А она стала деятельницей олимпийского движения в Испании, членом испанской олимпийской сборной. Франциска, которую мы звали по-русски Надей, учила меня читать и писать по-русски, после уроков занималась со мной гимнастикой и шахматами, а ее брат, тоже спортсмен, дал мне несколько уроков катания на лыжах. Потом Надя уехала во Францию, вышла замуж. С ней у нас навсегда сохранились очень теплые отношения. А ее сменила Нина Николаевна Ортего, урожденная Глушкевич, тоже приехавшая в Испанию с мужем-испанцем в рамках программы репатриации. С ней я продолжала совершенствовать русский язык и узнавать о жизни в СССР.

Родители верили, что настанет день нашего возвращения в Россию, и считали, что нельзя допустить углубления ментального и культурного разрыва между Императорской семьей и соотечественниками на Родине. Познания о жизни нашего народа в Отечестве, полученные с самого детства, мне очень пригодились, когда начался процесс включения нашего Дома в общественную жизнь России.


И за границей в Российском Императорском Доме старались поддерживать русские традиции и обычаи в воспитании. На снимке Великая Княжна Мария Владимировна в традиционном русском наряде.

Некоторые соотечественники в СССР предпочли пострадать за свои верования и идеалы. Значительно большая часть пошла на компромиссы, а кто-то и искренно поверил в коммунистическую утопию. Но я не считаю себя вправе кого-либо судить и, тем более, осуждать. Мы вправе давать моральную оценку лишь тем, кто осознанно творил зло, доносил, предавал, мучил и уничтожал сограждан. Однако большинство людей, вынужденных жить при богоборческом режиме, старалось найти равновесие между политической лояльностью и сохранением веры, человечности, порядочности. Они не афишировали свои взгляды, но сумели сберечь и передать своим детям и внукам нечто очень важное, что позволило в наше время возродить и религиозность, и многие исторические традиции, преследовавшиеся коммунистическими властями. Конечно, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской является непревзойденным примером. Но ценна заслуга и тех, кто обезпечил подспудное сбережение вековых идеалов.

Проживание за границей оказало влияние на наш быт, но в своей основе он остался православным и русским. А из других культур мы можем принять только то, что не противоречит нашим религиозным и национальным устоям. Разрушение традиционной семьи и представлений о ней для нас нравственно неприемлемо.

Среднее образование я получила в английской школе в Мадриде, а высшее - в Оксфорде, Великобритания. Больше всего мне нравились гуманитарные науки. Я мечтала заняться археологией, меня интересовали древние сооружения - пирамиды Египта, Стоунхендж, статуи острова Пасхи, мегалитические строения Мальты… Профессиональным археологом стать мне не было суждено, но посчастливилось повидать все эти величественные памятники и много о них прочитать.

Наряду с учебной программой со мной продолжали вести интенсивные занятия по русскому языку, русской литературе, истории. Разумеется, особенное внимание уделялось православному воспитанию. Я глубоко чту память пастырей и архипастырей, преподававших мне истины Православия. Это яркий церковно-общественный деятель, правовед и историк архимандрит Рафаил (Иваницкий-Ингило), ректор Свято-Сергиевского богословского института в Париже протопресвитер Алексий Князев, архиепископ Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий). Особенное участие в моей судьбе и духовном воспитании принимал Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович). Мне не довелось с ним много лично общаться, так как пока он окормлял Брюссельскую и Западно-Европейскую епархию, я была еще совсем мала, а потом его направили на Сан-Францисскую кафедру, где он претерпел много трудностей и скорбей и поэтому не мог часто бывать в Европе. Но Владыка Иоанн до самых своих последних дней находился в постоянной связи и переписке с моими родителями, помогал нам молитвенно и морально. По его благословению к нам была направлена замечательная девушка Алла Домбровская, чтобы систематически заниматься со мной Законом Божиим.

Честь и честность - однокоренные слова. А честность - это приверженность правде. Настоящей честью является не знатное происхождение, не чопорность, даже не таланты и достижения, а стремление жить по правде, отстаивать справедливость. Подлинное чувство собственного достоинства не может существовать без почтения к достоинству других людей. И в этикете, то есть правилах общения, мои родители научили меня больше внимания уделять, прежде всего, не формальностям (хотя и они бывают важны), а сути человеческих отношений, уважению к личности каждого, независимо от его происхождения и положения в той или иной иерархической системе.

Дети очень чутки к правдивости и искренности. Приучить к внутренней духовной красоте и изяществу в поведении можно только собственным примером. Если дети будут слышать правильные поучения, но при этом видеть, что в жизни их родители и учителя не следуют своим собственным словам, никакое воспитание не сможет стать эффективным.

Воспитание детей в Императорском Доме было весьма строгим, можно даже сказать, суровым. В этом может убедиться каждый, кто прочитает дошедшие до нас воспоминания, дневники. Не стану утверждать, что всё в этой воспитательной системе было идеально, но изнеженными юные Романовы точно не были. А в эмиграции и условий для избалованности не существовало. Наше материальное положение стало скромным, совершенно несопоставимым с дореволюционным. И было бы просто абсурдом воспитывать детей в неге и лени. Наоборот, требовалось готовить их к возможным бедствиям, приучить к мысли, что всего нужно добиваться собственным умом и трудом.


Государыня Мария Владимировна у гробницы своего предка Императора Петра Великого. 28 ноября 2023 года.

Страна рождения - это тоже своего рода родина, потому что и в ней есть своя собственная красота, запомнившаяся с детства, и в ней есть частичка русского мира, хотя бы потому, что здесь родились мы - русские.Но в главном, конечно, Родиной является Отечество, то есть та страна, откуда наши корни, где жили отцы, деды и прадеды. Для нас это Россия, где бы мы ни родились, сколько бы лет ни жили за рубежом. В любой другой стране природная и социокультурная среда всё равно иная. Это вряд ли можно в полной мере объяснить рационально, легче понять на уровне ощущений, состояния души. Родина подобна храму, который остается дорогим и священным, в каком бы положении и состоянии он ни пребывал.

До революции слово «русский» имело не столько этническое, сколько цивилизационное значение. Тех, кого сейчас именуют русскими, тогда называли великороссами. Вместе с малороссами и белорусами великороссы составляли костяк русского народа. А в более широком смысле русскими были все, кто принадлежал к цивилизационному пространству Российской Империи, независимо от национальной принадлежности. И такое понимание сохранилось во всем мире. Не только славяне, но и татары, башкиры, евреи, якуты и другие, приехавшие из России и говорящие по-русски, воспринимаются как русские. В этом есть глубокий смысл. Русскость - это принадлежность к всероссийской цивилизации, знание истории ее развития, уважение к ее духовным, нравственным и культурным основам.

Сохранение родовой памяти - не только дань предкам. Еще большее значение оно имеет для следующих поколений. Человек должен понимать, что он не оторванный листок, летящий в хаотичном вихре, а ветвь на живом древе, имеющем корни и мощный ствол. У личности, осознающей принадлежность к своей семье, а через нее к своему народу и своей стране, самоидентификация гораздо глубже и серьезнее, чем у тех, кто живет без исторической памяти.

Погребение моих родителей в родовой усыпальнице нашего Дома в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, перенесение туда праха моих дедушки и бабушки, безусловно, очень важно и дорого нашей семье. Мы чрезвычайно благодарны властям Российской Федерации и Русской Православной Церкви за это. И я убеждена, что данный акт имеет значение не только для нас, но и для всей России.

По книге Коваль К.С., Туманова М.А., Парамонова А.А. Растим ребенка вместе: история, психология, современный опыт воспитания детей. - М.: Издательство «Серебряные нити», 2023.

77
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru