‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Неделя на развалинах

Московский приход взялся за возрождение храмов в Тверской глубинке.

Московский приход взялся за возрождение храмов в Тверской глубинке.

В последние годы мы (имею в виду членов общины нашего храма и себя) стали наезжать в глубинку только в теплое время года - после Радоницы и до Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. В холодное время приезжать смысла мало - почти никто не приходит на службу в руинированные храмы. Снежные заносы, их не всегда вовремя чистят. Лишь в одном храме - Скорбященском села Залазино - есть возможность подтопить к службе.

В идеале и зимой хотя бы один человек молился бы обедницу в воскресные и праздничные дни, а накануне чин 12 псалмов. В тех храмах, где такая молитва зимой проходила, лампады и свечи возжигались, не чувствуется затхлости, характерной для заброшенных помещений. В них легче по теплу подхватывать эстафету молитвы.

Первый храм, который мы посетили во время майской поездки в тверскую глубинку, был в селе Сергиевском. Посвящен он Преподобному Сергию Радонежскому. Сохранились только четверик и колокольня. Алтарь полностью разрушен, трапезная часть без крыши. Надрывная картина лежащего на боку купола с крестом. В этом году, по словам старосты, пытались купол поднять, но не хватило нескольких метров вышки (50 тысяч за ее эксплуатацию были потрачены впустую). Годы идут, идеи звучат - сделать пол, устроить маленький алтарь и т.д., а воз и ныне там - только заросли вокруг храма выкашиваются. В селе 22 дома, детей всего четверо. В трех домах живут таджикские семьи - в них по восемь детей. Как говорится, ничего личного - только арифметика… Староста сказала, что никого не смогла упросить помочь подготовить храм к нашему приезду - пришла только таджичка. Она сказала: «Я помогу тебе, хотя нам нельзя». Спрашиваю у одной прихожанки - дачницы: «Вы причащались?» (я наложил на нее епитимью). Она: «Да, причащалась. Сказала своему духовнику, а тот: причащайся - ты в этих грехах каялась, ты просто забыла». Сетует, что предыдущий священник, опекавший храм, часто приезжал, вникал во все детали, а новый вот уже больше года ни разу не появился.

После вечерни в Сергиевском посетили церковь святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Торжокского района Тверской области. За 20 лет наших приездов в этом храме мы не видели ни одного местного жителя. Внутри храма всё усеяно кусками штукатурки, затхлость и заброшенность. Радует только голубой купол со сверкающим крестом (их установил один наш прихожанин). С пением пасхальных стихир прошли вокруг храма. Неприятно, что появились свежие захоронения вплотную к стенам. Это и не удивительно: если храм заброшен, если в нем не звучит молитва, если нет хозяина.

Утреня прошла в большом Преображенском храме села Михайлова Гора Лихославльского района. Целый собор с пятью куполами (центральный еще больше наклонился - того гляди рухнет). Двое местных жителей молились с нами. Один из них, в прошлом следователь, а ныне начальник службы безопасности крупной мармеладной фабрики, говорил, что он на ногах с пяти утра до одиннадцати вечера, но в храме отстоять службу в течение двух часов ему было чрезвычайно сложно. С пением Пасхального канона прошли по селу. Рядом с большим храмом - маленький деревянный в честь Святителя Николая. Построен он был в 90-е годы местным священнослужителем. Когда мы начали появляться в Михайловой Горе, этот храм открывался только для соборования и для Великого освящения воды на Богоявление. Наши появления и первые уставные службы здесь подвигли местных предпринимателей - владельцев мармеладной фабрики - на его ремонт. Мы изготовили новые престол и жертвенник, приобрели купель для крещения. Архиерей совершил чин малого освящения храма. Через некоторое время священник, строивший храм, сменил замок на его дверях… Но главное другое - он стал регулярно, раз в месяц, приезжать сюда служить Литургию.

На следующий день, 24 мая, на Отдание Пасхи, после обедницы в Никольской церкви села Змеево приехали в поселок Приозерный, где у Поклонного креста (это самый большой крест, установленный нами) совершил молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Несмотря на мелкий дождь, четыре местные жительницы молились вместе с нами. Был день моего Ангела, но главное - тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - ему я посвятил свое слово. В местном кафе «Два льва» была трапеза. Присутствовал местный благочинный - с ним мы находимся в постоянном взаимодействии. На трапезе подробно рассказал о том, что сделано нами за 20 лет - получился своеобразный отчет. Благочинный очень благожелательно и заинтересованно на всё реагировал.


Игумен Кирилл у Поклонного креста на месте разрушенного Вознесенского храма с. Кава.

После трапезы поспешили к Поклонному кресту в селе Кава. Когда 8 лет назад на Вознесение (здесь это престольный праздник, крест установлен на месте разрушенного Вознесенского храма) я впервые совершал здесь молебен, присутствовало несколько десятков человек - сейчас не было никого! На следующий день был один мужчина и тот не местный; пару раз появлялись дети. Когда накануне названивали старосте деревни (она была и ответственной за Поклонный крест), то на третий день взявшая трубку ее родственница раскричалась: «Надоели, звоните и звоните, отстаньте!» Вот это самое неприятное - когда идет не поступательное движение вперед, а откат, по сути, к нулю. После водосвятного молебна, с пением канона Вознесению, прошлись по селу. Грустно: видимо, здесь придется завершить нашу деятельность. Странно - и как эта пассивность сочетается с планами администрации построить здесь часовню…

На следующий день посетили школу на родине игумена Никона (Воробьева) в селе Микшино. Посещение школы - это стратегическое направление, здесь непременно нужно бывать. Отрадно, что в глубинке, в селе школа нами опекается.

Вечерня в Покровской церкви села Пиногощи. Сохранился четверик и колокольня, трапезная часть почти разрушена. Интересен был рассказ после службы местной жительницы о своем житье-бытье. Запомнилось, что единственный местный фермер не смог продать свою пшеницу из-за конкуренции с пшеницей с Украины (пшеница с Украины была дешевле). В этом году он засеял только 50 гектаров пшеницы (в прошлом году - 300). Одна из причин такого положения та, что у него остался только один механизатор в хозяйстве - и тот в течение месяца в самый разгар посевной кампании безпробудно пил. Вот такие печальные реалии… Картину безотрадности дополнило руинированное по причине пожара здание правления фирмы этого фермера, которое я освящал несколько лет назад. Пока готовились к службе, я присел на берегу пруда, слушал по радио Сергея Михеева. Осока по берегу, ржавые конструкции, пустые глазницы домов с провалившимися крышами - все выглядело довольно безотрадно.

На следующий день на Литургии никого из местных не было - опускаются руки, кажется, что все наши усилия по возрождению храма тщетны. Но, о чудо! В конце Литургии в храме появился мужчина. Перекрестившись, он положил сумку с вещами - я подумал: тащат в храм Божий всякую ненужную рухлядь. Оказалось, однако, что приехали рабочие, чтобы продолжить ремонт храма.

Обедали у старосты храма в соседнем селе Вышково (перед обедом пропели тропарь, кондак и величание Вознесению у Поклонного креста на месте разрушенной Казанской церкви). Потряс рассказ этой женщины о ночном поджоге их дома в декабре. Решил оказать посильную помощь. Попросил помощника передать деньги, но только так, чтобы был результат. Видя, что помощник просто хочет деньги передать в руки, говорю: «Нет, не то». Сам взял деньги и вложил их в сапог на крыльце нового строящегося дома. Снова прошу помощника: «Передай, что там в сапоге для Вас сюрприз». Добавляю: «Сказав, сразу отходи, а то всунут деньги обратно». Помощник возвращается бегом, а вдогонку ему кричат: «Ну что вы, ну зачем?!» - и т.п.

Литургию на Вознесение служили в главном приделе Скорбященской церкви села Залазино. Порадовались на недавно воздвигнутый крест на сверкающем куполе храма. Большой благоустроенный алтарь, впечатляющий иконостас, свежий пол. У меня на памяти мерзость запустения, которая еще недавно здесь была. Опасались, что будет осыпаться штукатурка с купола и со стен - это было только один раз в конце беседы по окончании Литургии - несколько небольших камешков упали в стороне.


Благочинный отец Николай поздравляет игумена Кирилла с днем Ангела.

Село Первитино. Зимой в здешнем Троицком храме молились под колокольней. Предложили и сейчас там молиться, но я настоял, чтобы служба (Литургия) прошла в главном приделе. В беседе после службы староста рассказала, что ее зять, побывав в храме накануне вечером, почувствовал значительное облегчение болезни ног, а после Литургии все признаки многолетней болезни исчезли. «Были и еще разные случаи», - загадочно сказала она.

В воскресный вечер служба прошла в часовне в честь священномученика Власия в деревне Бронино. Внутреннее состояние часовни: покосившиеся стены, провалившийся пол, вот-вот рухнет печь. Услышал, что в Бронино на Купалу (правильно - Рождество Иоанна Предтечи) планируют приехать до 250 человек - до позднего вечера будут продолжаться игрища, главным из которых будет прыгание через костер. Язычество возрождается.

Воскресный обед прошел в кафе компании «Мармеладная сказка». Удивил объем перемен - за последние несколько лет вырос целый городок с зоопарком, банкетным залом, гостиницей, музеем с постоянно меняющейся экспозицией и прочим. Обезкуражило множество изваяний драконов, рогатых персонажей мужского и женского рода. На одном строении была шокирующая вывеска: «Здесь учат волшебству и зельеварению». Да, далеко зашел сдвиг в умах - вылезла откровенная бесовщина. Налицо двоеверие, характерное для первых веков после Крещения Руси. Комплекс обслуживают около пятидесяти человек, плюс еще полторы сотни трудится собственно на фабрике. С обедом произошла путаница - трапезничаем мы в «Сказке», вдруг звонит глава сельского округа - заждалась, мол, на обед. Оказывается, помощники напутали: и директора фабрики, и главу сельского округа зовут Иринами (кстати, Ирина и староста в Первитино). Я сначала растерялся: сказать, что обед отменяется из-за возникшей неразберихи, значит осложнить отношения на будущее. Ехать сразу после одного обеда на другой - нереально. Я нашелся: «У нас возникли непредвиденные обстоятельства, нельзя ли нам приехать попозже». В итоге, через три часа у нас была трапеза на квартире главы сельского округа Ирины Борисовны. Ужин после очередного сытного обеда, естественно, пришлось отменять. Особенно понравился грибной суп и салат с гренками. На трапезе была директор школы - и она тоже Ирина! Меня прорвало: как из рога изобилия сыпались рассказы о детстве, родителях, разных казусах в церковной жизни. Развивал тему о детских комплексах, которые сказываются в последующей жизни. Вот удивляются моей энергичности и динамизму, а я зачастую чувствую себя неуверенно. Дело в том, что в школу меня отдали, когда еще не исполнилось 7 лет, а большинству в классе было около 8. Отец часто называл меня «мямликом» и «курёнком», что не придавало уверенности в своих силах. Отец никогда не садился во главе стола, приходил незаметно в комнату, где собрались гости, посидит с краешку, опустив голову, и незаметно уходит.

В последнее время я много размышляю о школьных годах, тем более что на будущий год исполнится 50 лет завершения мною среднего образования. Если бы меня пригласили на выпускной вечер в Микшинскую школу, то я бы дал такие советы:

1) Воздерживаться от обидных прозвищ, «кликух». В мое время они чаще всего были производными от фамилий (Банникова - Баня, Стасюк - Стаська, Никулина - Никуля, Кузовой - Кузя, Крепких - Крепа и т.д.). Ко мне прилепилось - «Шуга» (англ. - сахар). Называть нужно по имени, данному каждому при крещении.

2) Школьный класс - это промыслительно организованная Свыше общность людей, которая в идеале должна сохраняться до конца дней земной жизни. Класс не должен разбиваться на резко очерченные микрогруппы. Кроме совместного посещения уроков должны быть и другие объединяющие начала: приглашения друг друга на дни рождения должны быть нормой с первого класса. Родителям нужно содействовать таким встречам. В наше время отмечали кроме Нового года еще 23 февраля, 8 марта и 1 мая.

3) В классе не должно быть изгоев, «неприкасаемых». Пренебрежительно относясь к ним, превозносясь над ними, мы самоутверждали себя. А это плохо.

4) Не было достаточно основательных и убедительных бесед о вредности, опасности и пагубности таких вещей, как аборты, алкоголизм, наркомания, курение, половая распущенность и прочее.

5) Неплохо преподавалась история, но советский патриотизм не мог сформировать достаточно твердую почву под ногами. Русская солидарность и взаимопомощь практически не воспитывалась.

6) Не было духовной скрепы в ее православном содержании - того, что по-настоящему цементировало бы общность людей.

Можно было бы еще продолжить на эту тему, но на этом пока завершу.

Отец Кирилл беседует со школьниками в селе Микшино Тверской области.

Поездка получилась одной из самых напряженных и насыщенных: мы выезжали на «точки» ранним утром, а возвращались поздним вечером. Были, конечно, и посиделки, и интересные беседы на званых обедах. Вспоминали, как наш водитель, когда я его попросил принести мне из пономарки ризу, вместо ризы подходит ко мне с прихожанкой по имени Лиза. Ослышался.

В заключение приведу еще пару курьезных случаев.

В одном храме был сторож, который любил выпить. Его ругали, епитимью накладывали, но всё напрасно. Однажды настоятель после вечерней службы зачем-то вернулся и видит нетрезвого сторожа, который лежит посреди храма и слезно повторяет: «Господи! Прости меня, зде лежащего и повсюду православного».

Ехал мужик на машине. Ехал, ехал, а машина возьми и сломайся. Видит мужик церковь на пригорочке. Пошел к ней - видит священника. Говорит: «Батюшка, машина у меня сломалась, можно от вас позвонить?» Батюшка: «Позвони, сын мой… только осторожно - колокол не сломай».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма
Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке, г. Москва.

44
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru