‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мысли о России

Слово профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского.

Слово профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыкальном искусстве. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.

Есть Россия видимая и невидимая: земля, на которой спасаются. Противна здесь искусственность, принужденность, дежурные улыбки; можно просто и помолчать в свободе и покое нездешней простоты.

Оды и наука Ломоносова, невидимый град Китеж композитора Римского-Корсакова, тепло «Ромео и Джульетты» Чайковского, эликсир молодости в музыке Прокофьева, глубинность Достоевского - лишь зримые произрастания на неисчерпаемой земле чудес.

Простор духа обретали в ней люди разных кровей.

Вот неизвестный по имени ганзейский купец знатного прусского рода прибыл в Россию. Покоренный вселенской красотой Православия, по внушению Свыше принимает он на себя подвиг юродства во Христе, положив тем самым начало ставшему традиционным на Руси лику святости. Мы знаем его теперь как праведного Прокопия Устюжского, прозорливца, чудотворца. Принял русский народ его новое духовное делание как что-то свое, родное, глубинное, близкое любимому герою сказок об Иванушке-дурачке с его мудрым горячим сердцем. В честь Прокопия назван город Прокопьевск Кемеровской области, на флаге и гербе города изображен святой. В родном же его Устюге в его имя выстроен собор, есть еще придел в Храме Вознесения, что напротив Московской консерватории. И вот еще пример сроднения кровей во Христе: в Устюге Прокопий дружил с семьей праведных Марии и Иоанна - бывшего татарского баскака, собирателя податей с русских!

Вот еще вепс Александр Свирский, мощи которого полутысячелетие сохраняют естественную мягкую припухлость кожи… Святые наши греки, болгары, римляне, немцы, татары - единая семья молитвенников о России и мире.

Святой дух взрослеющей Русской цивилизации роднил все сферы жизни. Художник Карл Брюллов («Последний день Помпеи») французско-немецкой крови. Николай Карлович Метнер… Когда немецкая газета написала о нем как о выдающемся немецком композиторе, он, возмутившись, потребовал публичного опровержения, ибо с несомненностью мыслил себя человеком русской культуры.

А военачальники? У моего друга композитора Вячеслава Грачева есть серия военных маршей-портретов великих полководцев России. Среди них Барклай-де-Толли, шотландско-немецкой крови. Начинается марш с клича волынки, боевого инструмента Шотландии. А общий дух марша - русский.

И так во всех сферах. Всем предлагает Россия достойное место в истории безконечно разрастающейся русской цивилизации. Россия - ни в коей мере не плавильный котел, каким американцы представляют свою страну. Сроднение людей разных народов у нас зачинается на Небе. Там, в высоте небесной, - корни нашего единства неповторимостей.


Монах Валаамского монастыря Авель (Щулькин) благодаря своей великолепной и виртуозной игре на фортепиано снискал любовь и уважение среди православных любителей классической музыки. Монах Авель закончил Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Игра этого музыканта похожа на проповедь посредством музыки. А иногда и на исповедь. Многие находят для себя в музыке монаха Авеля утешение и успокоение. Поэтому ценители прекрасного назвали пианиста «монахом-утешителем». Его игра заставляет на время отрешиться от всего мирского, наносного и задуматься о вечном. «Музыка всегда занимала особое место в жизни людей. А если говорить о классической музыке, несмотря на то, что мы относим ее более к душевной сфере, нежели к духовной, она все же имеет великую силу воздействия на душу человека. Несомненно, что всё истинно прекрасное в нашем мире от Бога, и музыка не исключение», - говорит монах Авель. А в свободное от молитвы и от музыки время монах Авель несет столь же необычное послушание - выращивает ананасы. Да, да. На севере, на Валааме, вновь, как и в былые времена, выращивают эти диковинные фрукты.



Когда монах садится за рояль, музыка становится духовнее. Монах Авель - пианист-виртуоз, выпускник Санкт-Петербургской консерватории.

Из зарубежных это почувствовал Рильке: «Все страны граничат друг с другом, а Россия - с Богом». Эта фраза - вольное сокращение одного из его рассказов. Вот некоторые цитаты: «Есть страна, которая называется Бог, и тот, кто над ней властвует, тоже зовется Бог. Простые народы часто не могут различить их страну и властителя: оба велики и милостивы, грозны и велики… - А люди в России замечают это соседство? - Его замечают повсюду. Влияние Бога самое мощное. Сколько бы ни ввозили из Европы западные вещи, стоит им пересечь границу, тут же превращаются в камни».

Вещи - да. А идеи - наоборот: они просветляются небывалостями. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» России. Но не стала она всемирной обезьяной. - Всё возвращала миру преображенным. Прилетела, к примеру, к нам из Франции придумка натурализма (Золя, Мопассан) - отозвалась откровениями духовного реализма в литературе. Постмодернизм позорной эпохи либерализма превознес самодурство эклектики - Россия усмотрела в выверте возможность творческого диалога стилей-мироощущений. Усмотрела и в прошлом. Блистательный польский акт, где музыкальным портретом поляков Глинка делает национальные польские танцы, - в русской по духу опере «Жизни за Царя» Глинки, разве это эклектика? В «Пиковой Даме» Чайковский цитирует французского композитора Гретри, включает интермедию в стиле моцартовской музыки, но какой здесь могучий контраст драме Германна и Лизы! Ради денег Германн предал любовь и погубил Лизу. А в интермедии Прилепа выбирает любимого Миловзора, с негодованием отвергая хищные притязания Златогора. Нет в небывалом шедевре ни тени эклектики! - Потому что дух красоты и правды - дух сродняющий.

Снежные вершины мировой цивилизации тоже осваиваются преображением.

Как зазвучала бы музыка гениального Баха, если бы он жил в России? Предлагаю читателям «Благовеста» найти «Вокализ» Рахманинова в авторском переложении для оркестра и под его дирижерским управлением (это можно сделать на сайте «Сенар»). Бах вырос из строгого протестантского хорала. Рахманинов - из знаменного распева, где царит свобода чад Божиих в безмерности любви. Бах мистичен. «Вокализ» - потоки незримой Божественной любви, льющиеся на человечество, дабы и оно жило небесной любовью. Выше музыки для меня лично нет, потому что нет ничего выше Божественной любви.

Указывают на безобразия современной жизни. Что ж, виновные дадут ответ Богу. А величие Земли Русской - неизменно, неколебимо. И «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». У Ломоносова это пророчество, сегодня - действительность, завтра и всегда - чудо. Не наша, не людская это заслуга. Россия смиренна, не ворует Божьей славы. Лишь удивляется милости Божией.

То ли еще будет? Не рвется в гегемоны Святая Русь. Греческое слово «гегемон» в иной огласовке звучит как игумен, духовный окормитель. Игуменом земли русской называли Преподобного Сергия Радонежского.


История города Прокопьевска берет свое начало с деревни Монастырской. Вблизи нее в 1753 году была заложена первая деревянная церковь во имя святого праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. По названию церкви было названо и село Прокопьевское, возникшее здесь позднее и в 1931 году получившее статус города. Прокопьевск является одним из немногих городов России, который носит имя святого, и единственным - носящим имя юродивого. Образ св. Прокопия Устюжского является главным символом Прокопьевска, названного в честь святого. Три кочерги - атрибуты святого Прокопия, которые он всегда носил в левой руке и по которым предсказывал погоду, а расположенные вверх кочерги символизируют предсказанный святым обильный урожай и благополучие; черный камень символизирует каменный уголь, с добычей которого связана история становления и развития Прокопьевска. Прокопьевск является важным местом добычи коксующегося угля в Кузбассе, а день города отмечается вместе с Днем шахтера.


И ныне особенное призвание России - быть землей спасения.

Яростные волны новейшего апокалиптического времени бьются о нее, как о скалу, а она стоит неколебимо. «Все флаги в гости будут к нам». Не только флаги и страны. Еще драгоценней влечение сердец. Сейчас в Россию люди умирающего Запада переселяются десятками, может быть, сотнями. А побегут спасаться сотни тысяч. Успеть бы, пока не захлопнулись двери с той стороны!

Наша земля гостеприимна, любит добрых пришельцев. Вдохнувшие дух целебной вышней простоты - становятся русскими. Им понадобится трудоустройство. Это задача нашей государственности. Нужны новые производства, рабочие места на них. И сколько творческих задач в науке, искусстве, во всех сторонах жизни! Устремив взор ввысь, государство и народ смогут двигаться и вперед. Это и специальная задача образования, призванного творить будущее. «Множество других вещей, - пишет Рильке, - русские получают от Бога. Они уверены, что все новое идет от Него». А разве не так?

Мертвящую новизну бюрократов заморских и местных - отринем. А вечная творящая новизна Божественных откровений прибывает лишь в отверстые для них сердца.

Вячеслав Медушевский

188
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru