‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Молиться — значит сердцем соединяться с Богом»

Беседа с профессором Московской консерватории Вячеславом Медушевским.

Беседа с профессором Московской консерватории Вячеславом Медушевским.

Мы встретились с профессором Московской консерватории Вячеславом Вячеславовичем Медушевским у меня в крохотном номере московской церковной гостиницы «Университетская». И уже после первых минут разговора стало понятно — интервью не получится. Слишком тяжелым был для нас обоих этот день 8 февраля. У него за плечами — несколько часов преподавательской работы. Сначала две лекции у студентов консерватории, предмет «Анализ музыки» («духовный анализ музыки, я так свой предмет называю», — уточняет Медушевский). Потом занятие с семинаристами, тоже более двух часов. Если помножить на московские пробки, на то, что я приехал в Москву в этот самый день, и много всего уже успел увидеть и сделать в Первопрестольной, — то вот и получилось, что вечером около 20 часов мы только и смогли — вымученно улыбнулись друг другу. И стали просто разговаривать. О системе здорового питания модного московского врача-диетолога Волкова (его главная идея — сочетаемость продуктов, которые делятся на несколько определенных групп и их нельзя перемешивать), о том, как создавалась Медушевским уникальная Хронология мировых событий (смотрите ее на нашем Интернет-сайте благовестсамара.рф), конечно, о музыке, а также о митинговых баталиях в столице… Недавно Вячеслав Медушевский посетил две страны Ближнего Востока, региона, к которому сейчас приковано внимание всего мира. Так что и об этом тоже поговорили. Где-то в середине беседы я опомнился и все-таки включил диктофон. Успел записать немного из беседы этого удивительного человека. В свои 73 года Вячеслав Вячеславович в прекрасной форме («наверное, диета Волкова помогает!» — шутит профессор) и столько успевает сделать! Воспитал десятки учеников (среди них — победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского японский Православный пианист Садакацу Цучидо!), написал замечательную книгу о старице схимонахине Антонии (Кавешниковой +1998 г.), стал автором десятков научных работ по теории музыки (во многих из них затрагивается начатая гениальным теоретиком музыки Б. Асафьевым тема интонации), и многое другое. Так что у меня были причины все-таки включить диктофон. Мысли профессора Медушевского пусть и без должных «связок», последовательности, без моих ненужных вопросов, все равно звучат актуально.

— Я познакомился со старицей схимонахиней Антонией в 1997 году. На поездку к ней взял благословение у своего духовника, отца Валериана (Кречетова). Причем я тогда вначале перепутал имя старицы. Подошел к нему и спросил: «Можно мне поехать к старице Анатолии»? Он так посмотрел на меня и ничего не сказал. Ведь имя человека очень много значит. А он из-за моей ошибки не мог получить «извещение от Господа», как ответить на мой вопрос… Потом он меня благословил к ней поехать. Он старицу очень высоко чтит.

Однажды у моей дочери вышел конфликт с главным флейтистом консерватории. Но старица ее благословила и сказала, что она все равно поступит в консерваторию. И вот она вопреки всему поступила. И батюшка Валериан на это воскликнул: «Ну теперь-то ваша дочь понимает, кто ей так сказал!? Ей ведь старица сказала!».

Однажды я спросил матушку Антонию о монашестве. Но она ответила, что мне нет пути в монашество. Тогда я спросил ее, что вот пишу свои научные работы, — это для куска хлеба только? Или имеет отношение к спасению? Матушка сказала, что имеет отношение к спасению. Это меня несколько обнадежило. Матушка часто цитировала святоотеческие слова: «Безумие отвечать прежде вопроса». Схимонахиня Антония никогда ничего не навязывала. Спрашивали ее — отвечала. Не спрашивали — молчала. Но когда нам удавалось ее разговорить, она любила говорить о том, что такое живая вера.

Чем отличается вера живая от веры мертвой? Живая вера — она изобретательная, она не знает застывших каких-то форм. Она проявляет себя свободно, по-разному. Она хочет только одного: быть с Господом, соединиться с Ним. Это единственная задача. Остальное не так важно. Ты куда-то идешь — но не просто идешь, а идешь к Господу. Всё, что ни делаешь, нужно все делать перед лицом Бога. И это живая вера!

Матушка Антония говорила, что мало в нас живой веры. «Живый в помощи Вышнего…» О ком это? О том, кто живет и все время просит помощи у Бога, во всех обстоятельствах своей жизни… И Бог это любит, Он приходит на помощь… А когда человек просто вычитывает утренние и вечерние правила… Этим очень легко себя успокоить. Ведь молиться — значит сердцем соединяться с Богом.

— Хронологии… Как начинали их писать? Ведь это очень дерзновенный план — составить Хронологию мировых событий чуть ли не от сотворения мира! Мы опубликовали в «Лампаде» и на интернет-сайте только вашу Хронологию XX века , и то она впечатляет своим охватом…

— Это я для себя писал… Как «домашний летописец». Цель была очень простая: сделать так, чтобы для меня самого объединилась вся история и стала хоть немного понятнее. Ведь история движется Промыслом Божиим. Преподобный Исаак Сирин писал: еще до создания мира Господь нас всех увидел… (И в этом нет никакого «пресуществования душ», этой ереси…) Просто души наши существовали в Промысле Божием. Самое интересное, самое трогательное, что Господь создал этот мир для вас. Для меня. Для всех нас… Это необыкновенно теплая мысль. Бог узнал нас, полюбил, увидел нас всех заранее, и для нас мир создал… И каждого из нас (простите за компьютерную терминологию) Он вставил в то место исторического процесса, которое нам полагается. Дал нам соответствующие обстоятельства жизни, времени, истории. И Он увидел, где мы должны быть в конце времен, когда завершится земная История… С Богом в Царствии Небесном! Там мы должны быть, согласно Его замыслу. Но нам дана и свобода воли. Весь вопрос в том, как мы ей распорядимся…

И все же у Хронологии, как кажется, есть и общезначимый смысл. В первой трети XIX века Преподобный Серафим Саровский получил от Христа извещение: человечество спасется, если соединит церковную и светскую ветви жизни. Но человечество продолжило шествие по гибельной дороге распада цельности сознания, а затем и полной распоясанности светской сферы. Посеяв вражду, пожало бурю трагедий. Но условие Христа о спасении человечества остается в силе. Как обойтись без цельности видения и в истории? Первая задача Хронологии и состоит в объединении двух разъехавшихся представлений об истории. Кроме того, мне хотелось изложить мысли главных деятелей человечества о самом важном, о вере и жизни. Хронологию я продолжаю вести и до сих пор — прежде всего, опять же, для самого себя. Чтобы лучше понять происходящее. Чтобы лучше понять того,

— Ваша Хронология обрывается 2007 годом. Как вы считаете, в последующие годы Россия еще ближе подошла к пропасти, или, наоборот, с Божьей помощью несколько отступила от нее?

— Никто этого точно не знает. У многих людей есть чувство, что произойдет что-то необычное. Но в каком роде, трудно сказать. И все же сейчас много обнадеживающих событий. Думаю, мы все же начали понемногу подниматься. Но вот только многое будет зависеть от выборов президента 4 марта и последующих событий. Если у нас пойдет дело по «арабскому сценарию», это будет гибель. События в Египте — урок для нас. Когда начинается революция, она не скоро заканчивается. Я был этим летом в Египте. Там возбуждение в людях. Там уже привыкли бунтовать. Мубарак им плохой, но он ведь столько сделал хорошего для страны. Но теперь там кипит перманентное недовольство. Страна эта настолько пала, что и не знаю, как выберется она из этого. Остались незыблемыми только монархические режимы на Ближнем Востоке — в Эмиратах, Иордании, Саудовской Аравии… Был я в январе в Арабских Эмиратах. Много ездил по этой стране. В каждом народе есть такое, чему можно у них поучиться. Их государству всего сорок лет. Это нефтяная страна. Но как вы думаете, какой процент национального продукта занимает там нефть? Не более десяти процентов! Это урок для нас.

Все у нас было — и наука, и космос, и могучие производства… Я видел вблизи Саяно-Шушенскую ГЭС. Какая это великая инженерная мысль! Но за 20 лет мы сели на нефтяную иглу. А в Эмиратах стали на нефтяные деньги развивать другие направления экономики. Там решили и проблему эмиграции. Коренных арабов там всего примерно 800 тысяч. Все богатство разделили между ними, они все богатые. Коренные жители — управляющие, элита. А эмигрантов там более 2-х миллионов! Огромная диспропорция эта, однако, не сильно их смущает. Едут к ним на заработки из Ирана, Малайзии, Филиппин, но трудовым мигрантам не дают никаких видов на жительство. Они не могут претендовать на то, чтобы жить здесь постоянно. Много мигрантов из северной Индии, это мусульмане, как и коренные жители Эмиратов. И вот выходцы из Индии поставили вопрос, а нельзя ли им получить побольше прав? Ведь единоверцы же… И ответ на него последовал великолепный: «Когда Господу будет угодно, тогда это произойдет». А пока эмигранты довольствуются тем, что имеют. И в целом весьма этим довольны.


В 1993 году Хантингтон написал свою программную статью о столкновении цивилизаций. Он был прав, так как теории классовой борьбы сейчас уже не работают, а цивилизационное противостояние работает. Мы в Москве это столкновение цивилизаций можем каждый день наблюдать. Это столкновение идет повсюду, хотим мы того или не хотим. И надо признать — сейчас мы везде отступаем. Апостасийный европейский мир разлагается сам и еще разлагает других. Как это могло произойти? Уму непостижимо!

Нужно покаяние. Думаю, сначала в сердце должно прийти стремление раскаяться, а потом и какие-то внешние формы найдутся (как это было в России в XVII веке). В Америке был недавно уже 39-й «Марш за жизнь», против абортов. Этот марш проходит там каждый год с того времени, как в этой стране легализовали аборты. Проводят марш американские католики. Огромная площадь, заполненная народом… Люди молятся, требуют от властей законодательно запретить аборты… Хотя движение в защиту жизни и у нас набирает обороты, но все же мы пока к таким действиям не готовы. Даже если сейчас что-то подобное начнем проводить, будет лишь обязаловка, будет все для «галочки», для отчетности. А ведь борьба с абортами — это сейчас самый главный вопрос!

Я был недавно на конференции в Баку. Страна мусульманская. Там всюду видишь маленьких детей! А когда много детей — совершенно другой дух. Когда нет детей, все сразу становится иначе, мрачнее как-то. Я не говорю сейчас о достоинстве веры. А о том, как люди относятся к своей вере. Не о вере я говорю, а о людях. И вот в этом мусульманская страна может нам послужить уроком. Как там люди относятся к вере? С благоговением, законы ислама соблюдаются. Никаких абортов. А то, что они не убивают своих нерожденных детей, это им дает очень большую силу жизни. У нас эта сила жизни отнимается абортами, а у них она присутствует.

В Эмиратах строго пять раз в день все мусульмане молятся. Раньше ведь и у нас было так же, читались молитвы на каждый час. Потом некоторые молитвы определенных часов объединили. А там это сохранилось. И где бы ты ни был, покупки делаешь или в бассейне прохлаждаешься — мулла всех единоверцев сзывает на краткую молитву. Тем самым хотя бы на несколько минут отрывает ум от земного, обращает взор к вечности… Для современных европейцев это нонсенс. А ведь раньше в России было еще и не такое! Многие люди в Царской России стяжали дар непрестанной молитвы, всю свою жизнь, каждое свое дыхание посвящали Богу! Так что нам надо просто вспомнить то, что мы утратили. И многие вопросы решатся.

Количество мусульман в мире увеличивается не только за счет популяции, так как у них почти нет абортов, но и за счет перехода в ислам. И переходят в ислам в основном женщины. Говорю об этом внучке 16-ти лет, а она мне с сарказмом отвечает про этих женщин. Тогда я привожу такой аргумент: у них там никто из молодых преподавателей не скажет тебе: «Как это ты в 16 лет не имеешь бойфренда? Какой позор!» А в Москве такое случается… Говорю это все с болью, так как знаю, что ничего выше и чище, и прекраснее нашей Православной веры нет, не было и не будет…

У нас сейчас одновременно идут два процесса — и вырождения, и возрождения. Но если первый идет быстро, заметно, то второй медленно, больше под спудом. Но идет! Хотелось бы, чтобы шел быстрее.

Проблема мигрантов в Европе стоит не менее остро, чем у нас. И там сейчас произошел поворот на 180 градусов. Лидеры западного мира признали провал мультикультуризма. Боюсь, что поздно признали. Да и не могли они раньше не видеть, куда дело идет. Но вот в декабре премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон во всеуслышание произнес, что только Христианские ценности могут противостоять «моральному краху» Британии. Он напомнил, что Библия определила все Британские ценности: «Мы христианская страна и не должны бояться говорить об этом». Кэмерон признал, что людям здесь будет легче исповедовать другие религии в ситуации, когда Британия тверда в своем самоопределении как Христианской страны.

А ведь это верно не только для Британии! Если страна не имеет четко выраженной религиозной идентичности, что должны думать о ней мигранты-мусульмане? Они относятся к такой стране с едва скрываемым презрением. И считают, что себя, своих детей надо ограждать от этого отстраненного отношения к вере. А для этого их вера должна быть очень жесткой, ее выражение — интенсивным. Если же они будут жить в настоящей Христианской стране, они будут знать, что им ничего не грозит… И не будет в них культурной закрытости. Так что во многих проблемах мы сами виноваты. В Саудовской Аравии один шейх недавно обратился к своим последователям с такими словами: «Если вы будете знать правила, по которым следует жить, и не будете их исполнять, вы будете как Христиане». Больно слышать такое! Но разве он уж слишком неправ? Разве мы живем так, как учит нас Церковь? Есть в Новом Завете грозные слова: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Эти слова мы должны отнести и к себе.

Я иногда захожу на мусульманские, еврейские сайты. Раз идет цивилизационная борьба, надо знать, чем живут другие люди. И вот читаю там… о нас. Мы-то думаем, они нас не видят! Но они прекрасно видят наши слабости, наши греховные поступки… В нашем прозрачном мире ничего невозможно скрыть! И уж тем более слабости.


Теперь давайте поговорим о звуках, об интонации нашей жизни. Какие звуки нас окружают? Все идет в худшую сторону. Сейчас все тараторят. Дома тараторят, на работе, в телевизоре… Да ведь бесы тараторят! Это они нас такому тону учат. А тон — какой-то юлящий. Постмодерн пронизал всё. Сейчас можно обыгрывать всё, но непременно с низких позиций. Возобладала издевательская ёрническая интонация. А вслушайтесь в интонацию наших политических деятелей! Послушайте Жириновского… Ему на правах шута все позволяется «озвучивать», любые самые дикие идеи. На этом общем печальном фоне в лучшую сторону выделяется речь Владимира Владимировича Путина. Это все-таки живая речь…

Рассказал мне один знакомый. Звонит он монахине в монастырь. Она ему: «Что с вами случилось? У вас голос стал другой?» — «Правильно, другой, — отвечает он. — Это я просто вчера соборовался». И в интонациях что-то смягчилось…

Я прихожанин московского храма святого Власия, что у метро «Кропоткинская».

Одна пожилая прихожанка мне жаловалась, что просто не понимает молодежную речь. Они как-то проглатывают слова, ничего не понятно… Эта привычка идет от Интернета, где речь совершенно особая, небрежная, безцветная какая-то. Ну и влияет мобильный телефон, конечно. Страшная пустота большинства телефонных разговоров. Раньше люди по-другому относились к речи. Им было стыдно говорить что-то вслух, при посторонних личные вопросы обсуждать. Сейчас — запросто. Стоит человек на остановке среди незнакомых ему людей и почти кричит, и чуть ли не интимные темы обсуждает с кем-то по сотовому телефону. Мобильники страшно умножили количество словесной трескотни. Это опустошает человека. Приводит к особому КВН-ному мышлению, как я его называю. Когда человеку кажется, что он мыслит, а он просто чужие мнения (те, что «поприкольнее») собирает, как-то наспех перерабатывает и усредненное считает своим.

В Эмиратах довольно много русских живет. Они возили меня по стране, мы много разговаривали. Ностальгия у них есть, тяжело им жить в мусульманской стране. Но они мне говорят: смотрим из России телепередачу, и из каждого слова, интонации, жеста исходит злоба. Ненормальный разговор! Мы-то здесь уже не замечаем, привыкли. А им заметнее издалека. Никто у нас никого не слушает, все друг друга перебивают, кричат. И это давно стало нормой. Это не сейчас началось, а еще с 1917 года… У них же такого нет! Речь более взвешенная, спокойная.

В детстве мне пришлось собирать в совхозе черную смородину. Ну и конечно же я ее там объелся. Три грозди клал в корзинку и одну себе в рот… В результате домой я пришел совершенно больным. Меня рвало… С тех пор я много лет не мог даже смотреть на черную смородину (между прочим, очень полезная ягода!). И вот у меня на даче выросла смородина. Она ведь неприхотливая. Особенно ухаживать за ней не нужно, сама растет. И я впервые за очень много лет решился ее все-таки поесть. Но как только взял ее в рот, почувствовал, как возвращается то прежнее мое, еще из детства, состояние… И я не стал есть смородину. Решил, что это неспроста, это мой организм спустя шестьдесят лет вспомнил ту давнюю реакцию на переедание смородины, и так вот отреагировал. Я рассказал об этом знакомой монахине. Она на это заметила, что дело вовсе не в том, что я тогда переел этой самой смородины. А в том, что я тогда ел ворованную смородину. Ведь брал я не свое. Чужое! В этом все дело. Потому и отравился тогда. И память о том грехе осталась в душе и в организме… Если бы ел свою смородину, или спросил разрешение — такого бы не случилось.

Как тут не вспомнить слова оптинского старца Нектария: «Во всем ищите великого смысла».

…И вот всю жизнь этот высокий смысл ищу… В музыке, в жизни.

Записал Антон Жоголев

1283
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru