‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Тайна Руки Дамаскина

Вечный Православный календарь, или Пасхалия на руке. Исследование иеромонаха Никиты (Сапожникова) в 1953 году.

Вечный Православный календарь, или Пасхалия на руке. Исследование иеромонаха Никиты (Сапожникова) в 1953 году.


Иеромонах Никита (Сапожников) в последние годы жизни.

Редкая научная работа, да еще на такую богословскую тему, как вычисления даты Пасхи, заканчивается вот какими словами: «Коми АССР, поселок Абезь, 1953 год. Подпись: «Н. Сапожников, лишенный на 1953 год начальником Абезь/отделения переписки за протест против наглого изъятия у него рукописей». Эта неожиданная авторская ремарка в конце, написанная им, как и весь его труд, от руки, выводит сей текст за рамки только научного оборота. Делает его еще и документом эпохи. Понятно, в каких условиях писал непростое исследование иеромонах Никита (Сапожников, в схиме Никандр, 24 сентября/7 октября 1974 г.). То были не лакированные столы библиотек или научных центров, а тяжелейшие условия ГУЛАГа, доживавшего тогда свои последние месяцы и годы (напомню: в 1953 году умер Сталин).

Но если отодвинуть чуть в сторону подвижническую и исповедническую жизнь самого автора, так ли важна сейчас эта тема исследования? Если отрешиться от того, что написана эта работа в редкие часы так называемого «досуга» в бараке за колючей проволокой, полузасыпанном снегом? Этого я не знаю. Пусть свое слово скажут специалисты. Возможно, как нередко потом будут упрекать отца Никиту, он и здесь «изобрел велосипед». А может, это удивительное открытие, опередившее время (мы в «Благовесте» писали о самарском изобретателе, спустя десятки лет пришедшем к тем же выводам самостоятельно, без помощи св. Дамаскина, без подсказок отца Никиты). Но в любом случае этот труд заслуживает, как минимум, уважения к себе. А может быть и пристального изучения. Пока же этот рукописный текст отца Никиты много десятилетий пылился в архиве Самарской епархии, и хорошо еще, что вообще сохранился. Сейчас мы ставим скромную задачу вывести из забвения пасхальные поиски отца Никиты. Удивления достойно, как в условиях ГУЛАГа, где у него было отнято практически всё, - но перед слезящимися на ледяном ветру глазами, перед его монашеским взором, словно бы постигающим суть вещей, ему оставалось небо. Открывалось небо! Которое таило свои тайны. И постепенно, год за годом, оно открывало их пытливому взору лагерника с четвертьвековым стажем.

Пасхальный батюшка! Это прозвание он заслужил больше, чем кто-либо другой. Потому что в нем - правда. Когда отец Никита вышел на свободу и получил гражданскую реабилитацию со снятием всех судимостей, он занялся исследованием Пасхалии. Здесь мы публикуем лишь пробы пера, подступ к теме будущего специалиста по изучению Пасхалии.

Кинельская Епархия Самарской Митрополии готовит документы на причисление к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской схииеромонаха Никандра (Сапожникова). И это тоже в особом свете представляет нам его труды. Ведь писал их человек, стяжавший благодать Святого Духа.

В известной книге «Старец Силуан Афонский» приводится такой случай. В Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе приехал знатный иностранец и был изумлен тем, что простые монахи читают труды Святых Отцов (на западе это давно уже удел только специалистов). На его восклицание старец Силуан заметил, что если бы понадобилось, эти же монахи смогли бы не только читать, но и заново написать подобные труды. Правду этих слов и подтвердил в своем труде «Тайна Руки Дамаскина» отец Никита (Сапожников). И если бы в лихие годы верующих людей полностью отсекли от всего духовного наследия (а к этому подходили уже опасно близко! Вспомним костры из икон и духовных книг - под неистовые пляски воинствующих безбожников), христиане все равно смогли бы сами - по Руке Дамаскина или еще как-то, - но обязательно смогли бы найти, определить тот самый главный день в году.

День Святой Пасхи! Пасху у нас отнять невозможно!.. Эту важную истину и доказал своими исследованиями пасхальный батюшка схииеромонах Никандр.

Антон Жоголев.

Выражаю благодарность за помощь в этой публикации руководителю архивного отдела Самарской епархии протодиакону Алексию Подмарицыну. А также моей маме Наталии Борисовне Жоголевой, которая кропотливо расшифровывала по рукописи текст отца Никиты (Сапожникова).

Рукой Дамаскина называется способ нахождения дня Пасхи, а в связи с ним и всех прочих дней и чисел года, при помощи руки, точнее сказать, находящихся на пальцах руки коленцев, изгибов и оконечностей. Преподобный Иоанн Дамаскин есть учитель Церкви, происходивший из Мало-Азийского города Дамаска и живший в VIII веке по Р.Х. Церковное предание приписывает ему изобретение (и передачу нам) этого способа. Поэтому он и называется Рукой Дамаскина.


Икона преподобного Иоанна Дамаскина.

Основным понятием и как бы осью, вокруг которой будут вращаться все наши рассуждения в разъяснении тайны Руки Дамаскина, является день Пасхи, праздников праздник и торжество из торжеств Церкви Христовой и всякого христианина. Чтобы понять смысл этой мудрости, нужно прежде всего разъяснить, кто является «родителем» этого дня. Родителем земного времени в настоящее время есть Солнце, потому что в исчислении времени почти весь земной шар руководствуется им. Но в Пасхе, как все вышеестественно и необыкновенно, так необыкновенно и ежегодное нарождение этого дня. Родители его - Солнце и Луна. Это происходит во-первых, оттого, что во время нарождения Первой Христианской Пасхи, т.е. Воскресения Христова, последователи Христа руководствовались не солнечным, как теперь, а лунным календарем, т.е. исчислением времени по Луне. А во-вторых потому, что в основании Православной Пасхалии, т.е. науки о нахождении дней Пасхи, лежит постановление Первого Вселенского Собора, бывшего в 325 году по Рождеству Христову, в силу которого Пасху нужно праздновать в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. А так как Солнце и Луна, начав с сотворения мира свои пути по небесным просторам, с тех пор продолжают их закономерно без перебоев и скачков и поныне, а также будут продолжать их и пока мир стоит, то для того, чтобы безошибочно находить число и день Пасхи, а также в связи с Ней и любое число и день в прошлых годах и в будущем, то нужно, во-первых, связать искомый нами год и Пасху его с прошедшими годами от начала мира по Библии, а во-вторых, нужно знать те закономерности в видимых для глаз и в невидимых, но умом точно постигаемых, движениях Солнца и Луны, которые служат математическими основаниями для вычислений Пасхи.

Чтобы связать искомый нами год со всеми прошедшими, нужно знать, что, согласно времяисчислению Православной Церкви, от сотворения Мира (точнее же сказать, человека), по Библии, до Р.Х. прошло 5508 лет и после Р.Х. идет 1954 год. А относительно закономерностей в движениях Солнца и Луны нужно знать, что каждые 28 лет солнечных круговращений являются таким циклом, по прошествии которого оно приходит в такое же положение в отношении к земле, как 28 лет назад. Результатом этого бывает то, что все числа месяцев и дни недель совпадают, как 28 лет назад. Этот цикл в 28 лет называется Солнечным Индиктионом (Кругом Солнца). То же самое бывает и с Луной, только не через 28, а через 19 лет. Результатом этих 19-летних круговращений Луны бывает то, что все ее фазы приходятся в те же числа и дни, часы, минуты и секунды, что и 19 лет назад. Этот 19-летний цикл движения Луны называется Лунным Индиктионом (Кругом Луны). Но Круги Солнца и Луны, повторяясь в точности в своих отношениях к Земле, в отношениях друг к другу однако не совпадают до тех пор, пока Солнце не совершит по небу 19 своих 28-летних циклов, а Луна 28 своих 19-летних циклов. Когда же этот период пройдет, т.е. время от умножения 28 на 19, что составляет 532 года, то Солнце и Луна, как в отношениях к Земле, так и в отношениях друг к другу приходят в такие же самые видимые световые точки соприкосновения, как 532 года назад.

В результате этих взаимоотношений Земли и двух небесных тел бывает то, что и все числа, и дни, и все фазы Луны совпадают между собой, повторяясь точь-в-точь, безо всяких изменений, как 532 года назад. Повторяется в те же самые месяцы и числа и Пасха. Этот 532-летний период называется Великим Индиктионом.

Все это вместе взятое, т.е. время от Сотворения Мира до искомого года (5508 лет до Р.Х. + годы после Р.Х.), Великие Индиктионы, Круги Солнца и Луны, составляет для дела нахождения Пасхи по Руке Дамаскина как бы фундамент, который нужно закладывать всякий раз при поисках Ея еще до пользования рукою. Как же его закладывать, этот фундамент? Прежде всего нужно найти Круги Солнца и Луны. Для этого нужно, во-первых, к числу годов от Сотворения Мира, по Библии, т.е. к 5508 годам прибавить год искомой нами Пасхи, например, 1955 г. 1) 5508+1955=7463. Дальше нужно узнать, каким является искомый нами год в пределах своего Великого Индиктиона. Для этого нужно 2) 7463:532=14 (15 в остатке). Результат деления показал нам, что от Сотворения Мира до 1955 года прошло 14 полных Великих Индиктионов. XIV Великий Индиктион закончился (1955-15=1940) в 1940 г., а с 1941 г. пошел XV Великий Индиктион. Тогда сразу начались и Солнечный и Лунный круги его, которые и будут продолжаться: первый Лунный до 1959 года, после которого с 1960 г. опять начнется первый год второго Круга Луны, а первый Солнечный - по 1968 год, а с 1969 г. начнется первый год второго Круга Солнца.

Следовательно, т.к. остаток от деления годов от Сотворения Мира на 532 совмещает в себе и Солнечное и Лунное время, то дальше нужно точно определить то и другое. Для этого надо разделить сначала на 28, а потом на 19. Частные от этих делений покажут нам, сколько в текущем Великом Индиктионе прошло уже полных Солнечных и Лунных, или малых Кругов, что для наших вычислений само по себе не имеет важного значения. А остатки от деления дадут знать, какие наступили года в пределах текущих Солнечного и Лунного Кругов, - или укажут нам так называемые «Солнечное и Лунное число», которые при вычислениях имеют решающее значение. Следовательно, 3) 15:28=0; 15 есть «Солнечное число» 1955 года. 4) 15:19=0; 15 есть и «Лунное число» 1955 года.

Но с годами в деле закладки фундамента для нахождения Пасхи у нас еще не все окончено, потому что они не все одинаковы. Всем известно, что года у нас разделяются на простые и високосные, а именно, из каждых 4 годов три - простые и один - високосный. Его легко можно узнать между простыми по тому, что две последние цифры его делятся без остатка на 4, тогда как у простых всегда бывает остаток. Например, в 1955 г. от деления 55 на 4 остается 3, а от деления в 1956 году 56 на 4 остатка нет. Значит, он - «високосный». Високосные годы получаются оттого, что астрономический солнечный год состоит не из полного числа дней, а из 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46,1 секунд, или 6 часов без 11 мин. и 14 сек. Иначе говоря, если пренебречь минутами и секундами, то за 4 года наберется почти 24 часа или 1 сутки. Ввиду этого, из каждых четырех лет 3 года засчитываются по 365 дней, а один в 366 дней, который и считается «високосным».

Слова «високос» и «високосный» происходят не от русского слова «высокий», как может показаться по созвучию этих двух слов, а от двух латинских слов: bis (бис, что значит 2 или дважды (отсюда и «вызовы на бис» в театре, то есть просьба выступить дважды, еще раз - ред.) и sextus (секстус - шестой), т.е. «дважды шестой». Так назывался этот год в Римском календаре. А назывался он так потому, что день, нараставший в продолжение 4 лет из 6 часов, приурочивался к 6 числу последнего в те времена в году месяца Февраля. Вследствие этого месяц Февраль состоял, как и у нас теперь, из 29 дней, но они, вместо обычных 28, получались оттого, что 6 число засчитывалось два дня подряд. Поэтому такой год и назывался «bissextus» (биссекстус). В русском же произношении это слово переделалось на «високос».

Учет этого разбросанного между четырьмя годами дня чрезвычайно важен. Как увидим впоследствии, он даст нам возможность находить не только день Пасхи, т.е. месяц и число Ея, а и все числа и дни в году, - он даст нам в руки ключ времени, или, по славянской терминологии, «Вруцелето» (год в руке).

Сверх всего этого нужно твердо усвоить, что календарный год по этим вычислениям начинается не с Января, а с Марта, равным образом и оканчивается не Декабрем, а Февралем, что находит соответствующее отражение и в вычислениях на руке. Упущение этого обстоятельства всегда порождает ошибки относительно Января и Февраля.

Изложив циклы движения Солнца и Луны и показав, как делать предварительные вычисления, предшествующие вычислениям по руке, мы как бы заложили фундамент для нахождения Пасхи по Руке Дамаскина. Как на фундаменте надстраивается дом, а в доме том живут люди, - так и на этом фундаменте строится дом исчисления времени по руке, внутри которого живет предмет наших исканий - день Пасхи, а вокруг него, каждый в своих комнатах, - праздники и посты церковные, а также и все без исключения числа и дни года.

С чего же начинать постройку этого дома? С того, что добытые уже нами путем арифметических вычислений «солнечное и лунное числа» переводим на язык Руки Дамаскина. А этот язык таков:

Из прежних объяснений видно, что Солнечное время проходит, ритмично повторяясь, как бы замкнутыми 28-летними кругами земных годов, а Лунные подобными им 19-летними. А земное время течет как бы в русле, в пределах семи дней недели, увлекая за собою в бездну прошлого и устремляя в будущее привязанные к ним числа, по которым составляются месяцы, а из них - четырехлетний круг годов (3 простых и 1 - високосный). Для того, чтобы все это изобразить на руке, воспользуемся четырьмя (кроме большого) пальцами левой руки и присущими им коленцами, изгибами и оконечностями. На каждом пальце их 7, а на четырех - 28. При помощи их будем изображать «солнечные и лунные числа».

Для прочного, скорого и безошибочного усвоения календаря «Рука Дамаскина» рекомендуется, если нет опытного руководителя, во-первых, не приступать к изучению последующей главы прежде твердого практического усвоения каждой из предшествующих, а во-вторых, правильность всех своих вычислений проверять по Пасхалии, пользуясь координатами главы ее, именуемой «Зрячая Пасхалия».

Желающие освоить непростую технику определения дня Пасхи в любой из годов прошлого и будущего, а также определения каждого календарного дня по Руке Дамаскина, могут это сделать, познакомившись с полным текстом статьи. Эта работа кандидата Богословия иеромонаха Никиты (Сапожникова) целиком приведена здесь. В этой статье мы только оповестили вас о публикации и постарались заинтересовать необычной проблематикой. И сделали это как раз в канун Пасхи Христовой.

200
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru