‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Праздников Праздник

Записки редактора.

Записки редактора.


Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004 год. Паломник Антон Жоголев выполняет послушание - поливает только что посаженные кипарисы. Сейчас те афонские кипарисы уже большие...

Пасха начинается ночью в храме. Вспыхивает, как молния, в победном кличе: «Христос Воскресе»!..» - «Воистину Воскресе!» - едиными усты откликаются на возглас священника все верные. А потом этот возглас, этот полный ликования выдох разносится далеко, далеко за церковную ограду. И оживотворяет всё - улицы наших городов, поля и леса. Влияет тоже на все. На настроение. На политику. На погоду. Да на всё вокруг. Потому что для Воскресшего Господа нет ни расстояний уже, ни препон. К тем, кто не хочет Его встречать, приходит Он прикровенно. А к тем, кто ждет встречи с Ним, войдет даже и «дверьми затворенными», как когда-то к Апостолам. Придет и с крашеными пасхальными яичками, с куличами, с творожными пасхами. Придет - колокольным звоном на всю Ивановскую. Троекратным целованием. Радостью в сердце.

…Проснешься после ночного разговения уже светлым днем, и - сам себя не узнаешь, так светло на душе. И впереди еще сорок дней этой несказанной радости! Нет, братцы, ради одного такого Пасхального утра стоит протащить себя за шкирку весь строгий Великий пост без остатка. Как говорит незабвенный отец Иоанн Охлобыстин, кто не постился, тот и не ел толком. Так что приступим…

Эту Пасху встречал я с семьей в Борисоглебской церкви. Три молодых священника (старшему нет еще тридцати, а младшему едва за двадцать), и у них это первая Пасха в сане. Щедро раздавали они благодать всем, кто окажется у них под рукой. Даже и женщина-полицейская, редкая красавица притом, не удержалась и, отстояв то ли по долгу службы, то ли от души (а скорее и то, и другое вместе), в конце пасхального Богослужения причастилась Святых Таин. И это порадовало меня, как и многих в храме.

А утром в Светлый Понедельник ноги сами вновь привели в храм - «веселыми ногами» (хотя и не совсем здоровыми) пришел туда, и узнал, что, оказывается, накануне, в самую Пасху, замироточил в церкви большой панихидный крест в притворе. Две струйки мира стекли по нему. Чудо увидели вечером в воскресенье. Клирик храма иерей Григорий Бондаренко тоже увидел эти две капли мира. Мне досталось увидеть только две полоски от стекшего мира на Кресте - от голеней Спасителя и почти до самого низа. Но это я узрел. Вначале по незнанию миро пытались стереть с креста, а оно выступало опять. Воистину Воскресе Христос! Ну и мы, выходит, тоже молились не тщетно в Пасхальную ночь.

В этот раз на двух пасхальных крестных ходах (они идут всю Светлую седмицу в храмах) оба раза разные священники как по команде доверяли мне нести Евангелие. Раньше такой чести не удостаивался. Значит, уже по плечу. В прошлом году ходил с фонарем, с хоругвью. А может быть, просто Евангелие полегче будет? И батюшки, видя мою немощь, доверили что полегче нести? Как знать…

В этом году пасхальные дни стали праздничными нерабочими днями для всей страны - и это стало великим духовным утешением для Православной России. Пасха идет сорок дней. Но сейчас по нашим грехам умаляется благодать в мире. И мы уже не можем удержать пасхальную радость все это время: хоть бы Светлую седмицу провести в радости!.. Это как с Благодатным огнем, - говорят, он раньше чуть ли не с полчаса не обжигал, а только ласкал встречающих его. Сейчас, и тоже с чужих слов, знаю, только лишь в самые первые мгновения не обжигает. Чудо есть, никуда не делось, но сокращаются сроки чудесного. Впрочем, по вере нашей и по Божьей милости может продлиться время радости Пасхальной.

Великим постом в Самаре вновь зашумели сторонники кремации. Три года назад с Божьей помощью отбили мы эту напасть. После протестов жителей поселка Рубежного городскими властями было принято решение отменить строительство крематория на Рубежном кладбище. Но вот опять пошли разговоры, что якобы крематорий необходим, городские кладбища, мол, переполнены. А тут еще ковид добавил свои мрачные аргументы… Но ведь не в Индии живем, где принято сжигать умерших. Игде сейчас там чуть ли не во дворах уже полыхают «бенгальские огни» - костры кремации. В Индии ведь сейчас ковидный шторм… И словно бы наши руководители и все, кто высказывается за строительство крематория, не читали в Библии: «земля еси и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Я уже не говорю о решении Священного Синода Русской Церкви, в 2015 году четко и однозначно назвавшего кремацию явлением неправославным и нежелательным.

На этот раз областные и городские власти лучше подготовились к осуществлению этой сомнительной идеи. Определили предполагаемое место под строительство крематория подальше от Самары. И теперь хотят строить две печи по утилизации «отработанного человеческого материала» в Красноярском районе Самарской области. Место подобрали рядом с Кривым озером, возле села Хорошенькое - вот ведь какое название оптимистичное нашли! (Как настроение? - Хорошенькое. - А, понятно… - и отходят со скорбными вздохами). Там уже самарская администрация и землю под кладбище прикупила. И слушания с участием местных жителей провели. На них присутствовало целых два человека из нескольких тысяч жителей окрестных сел, и это не шутка - буквально так. Там-то вот как раз удастся соблюсти санитарную норму. Ведь на километр от крематория не должно быть человеческого жилья… И не придерешься теперь. Все формальности вроде бы соблюдены. Но красноярцы тоже не молчат. Петицию против строительства разместили на Change.org Просят не допустить строительства трубы. Под петицией уже подписались более 750 человек. По районным масштабам это совсем не мало! Их можно понять. У жителей Красного Яра и у горожан там дачи, там земли плодородные, и главное, прекрасные места отдыха. Речка, турбазы, грибы-ягоды и все такое. А тут труба… Отдыхать рядом с ней и врагу не пожелаешь.

Пока в Самаре нет крематория, все мы гарантированно каждый в свой срок ляжем в родную землю. По древнему обычаю, «приложимся к народу своему». А уж вот когда построят… Возводить крематорий собрались очень далеко от города, километрах в пятидесяти примерно, и вполне очевидна коммерческая несостоятельность всей этой затеи. Кто повезет покойников в такую даль? Только уже самые упертые сторонники огненного погребения. Или уж те, кому деваться некуда, то есть по разнарядке сверху. Так что крематорий строят не для того, чтобы облегчить финансовое бремя на погребение простых смертных (простите за каламбур), а скорее для галочки. Вот, мол, и у нас все как в столицах: прогрессивны и предрассудкам не подвержены… Крепко засела в умах начальства эта «прогрессивная» идея. И отступать они не любят.

Да, не всех покойников довезут в этакую даль, до Хорошенького. Но кто-то же все равно после смерти обязательно окажется в дымящих трубах. И крематорий и там, за тридевять земель, все же не будет простаивать. Повезут «в Хорошенькое» тех, кого хоронят за счет государства (бомжи, одинокие престарелые, малоимущие, неопознанные и пр.). Вспомним слова Воскресшего Христа, сказанные Апостолу Петру: когда ты был молод, ходил, куда хотел сам, а когда состаришься, другой поведет, куда не хочешь… Независимо, так сказать, от убеждений. Так что никто из нас относительно этой идеи не может чувствовать себя в полной безопасности.

И пока еще не поздно, нужно уже сейчас нам всем, Православным самарцам, горячо молить Милосердного Господа. И просить Небесного покровителя Самары Святителя Алексия не допустить на нашей богохранимой самарской земле, в любом ее месте, в Хорошеньком ли, или в Плохоньком, не столь важно, строительства «кафедры безбожия», как в советские годы называли крематории. Горячо молиться о том, чтобы самарские власти, и в первую очередь много сделавший хорошего для нашей самарской земли Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, отказались от этой идеи. Или хотя бы отложили ее на усмотрение будущих поколений. Другого какого-то способа у нас сегодня остановить строительство крематория я не вижу. Но невозможное человекам возможно Богу.

С тревогой в сердце вхожу в деревенский двор, где не был с осени. Как-то перезимовал мой домишко? Крыша на месте, правда, ржавая. Замок на двери тоже на месте. Значит, не было непрошеных гостей. Толкаю дверь, и она… подается и падает внутрь дома. За зиму сгнили железные петли на входной двери. Вот так сюрприз… Что делать? Сварка нужна. А главное, нужны умелые руки (это не ко мне, белоручке-редактору). И одному как справиться? Эх, умер три года назад сосед Владимир. При нем такие вопросы решались на раз… Но делать нечего, стал искать выход. Звоню старосте строящегося в соседнем поселке Центральный храма в честь Пресвятой Троицы Татьяне Ивановне Кондратьевой (многим читателям она знакома: посылали на ее имя помощь строящемуся храму). Может, она подскажет, к кому обратиться. Ведь в Центральном есть еще умельцы на все руки. Сказал, что, конечно же, заплачу за работу. Она ответила: что-нибудь придумаем. И уже вскоре приехал ее муж Виталий. Взял с собой на подмогу соседа Олега. Сделали они мне дверь, укрепили. А пока с дверью возились, задымилась и расплавилась розетка: что-то случилось с ней за зиму, может, просто отвыкла от электричества. Починили и ее. Я уж допетрил, что «под Виталия» и произошла вторая поломка, чтобы уж заодно и этот вопрос решил. Ну вот он и решал его вместе с Олегом - до вечера. А когда пришло время расчета, они от денег наотрез отказались. Сколько ни уговаривал, не взяли ни рубля. Вот ведь какие Господь иногда посылает подарки!

Уехали, а я вдруг вспомнил и дочери говорю:

- Сколько уже лет вместе с Татьяной поминаю на молитве ее мужа Виталия. Хотя с ним даже не был знаком, а все равно молился. И вот теперь привелось познакомиться. Такой важный вопрос с его помощью решился! Молитва о людях никогда не бывает напрасной.

Было со мной такое вот странное. Весной дважды наугад открывал книгу Притчей Соломоновых (читаю перед сном и вам советую) - и что же? Оба раза выпадало читать про колодец: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен» (Притч. 5:15-18). И сразу начинал грустить. Есть у меня проблема. К тому же ставшая в последние годы довольно болезненной. Для кого-то может быть и пустяк, но не для меня. Когда двадцать два года назад покупали дом, был он уже со скважиной, и скважина та стоит на моей земле, стало быть, мне и принадлежит, а как иначе? Но вот те, кто дом нам продал, прежние хозяева сказали, что хотя скважина теперь вместе с домом моя и соседи к ее установке не имели никакого отношения, у них уже так заведено, что этой же скважиной пользуются соседи. Тогда это были пожилые муж с женой, пенсионеры, огородники со стажем. Ну что поделаешь, близкий сосед как дальний родственник. Ему разве откажешь. Да и из тех же Притчей царя Соломона знаю: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:28). Вот и я межи той не передвигал. Соседка порой меня задевала, не без этого, но она была в возрасте, и я всегда легко смирялся. Да и отношения были радушные. Особых проблем с источником не было. Может быть, потому, что я был все-таки моложе, чем теперь, и более терпимый. А вот когда сменилось там поколение и на вахту заступила ее дочь, начались неприятности. Как-то мы не нашли с ней общего языка, и создавалось трение. Мне не нравилось, что они на целый день включали воду и тем перегружали мотор. Им не нравилось, что я вообще влезал, как им казалось, «не в свое дело». Были споры, а однажды и до ссоры дошло. Нам хватило мудрости ссору погасить: с соседями ссориться - себе дороже. Но заноза осталась. А тут читаю про источник, которым даже и мудрейший из людей Соломон советует владеть лишь самому. Конечно, к воде на востоке отношение другое, там это не вопрос «принципов», а скорее уж выживания. И все же Соломон меня заставил с печалью задуматься о новом деревенском сезоне. Опять ведь начнутся ссоры вокруг воды…

На следующий день соседи как раз приехали. И сказали нам удивительную новость: уже ранней весной пробурили они себе скважину, и теперь у них свой источник воды, свой мотор! Видно, и они Притчей Соломона за зиму начитались… Теперь у нас с ними будет тишь да гладь, да Божья благодать. Делить стало нечего.

Вот, оказывается, о чем меня через свою притчу царь Соломон предупреждал! А я того и не ведал… Теперь у нас свой источник. Правда, мотор уже успел перегореть. Но мы поставили новый. Значит, жизнь продолжается. Будем работать на земле. А потом будем радоваться урожаю. Христос Воскресе!

Антон Жоголев.

74
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Комментирование временно отключено.





Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru