‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Душою устремляясь ввысь…

В Самарском епархиальном музее открылась выставка «Современное церковное искусство».

В Самарском епархиальном музее открылась выставка «Современное церковное искусство».

15 октября в Самарском епархиальном музее открылась выставка «Современное церковное искусство». На выставке были представлены работы епархиального архитектора Юрия Ивановича Харитонова и сербского иконописца Владимира Степановича Кидишевича, известного под именем Бата: «Младший брат». Цель выставки, как сказала во вступительном слове директор музея Ольга Ивановна Радченко, в том, чтобы показать: современное церковное искусство развивается, не стоит на месте. Но при этом следует традиции, соответствует канонам и несет людям подлинную красоту.

К собравшимся обратился настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня Архимандрит Георгий (Шестун):

- Каждому периоду исторического развития храмовой архитектуры соответствовал свой особый вид храма. А сегодня как? Берут из разного времени, из разных эпох какие-то образцы - и строится храм. Но ведь это как если взять одежу из разных эпох и носить на себе кафтан, джинсы, лапти, пиджак… Так какой же тогда образ храма соответствует нашему времени? На этот вопрос поможет ответить выставка. На ней представлены проекты храмов - как осуществленные, так и еще не воплощенные в жизнь, - самарского архитектора Юрия Харитонова. Храм созидают три человека: Епископ, архитектор и иконописец. Сегодня в храмостроительстве много эклектики. Когда берут за образец храм XVII века, иконостас - XIX, а иконы пишут в академическом стиле. И получается несоответствие, нарушается внешняя и внутренняя гармония, а порой и вовсе выходит какой-то «франкенштейн» архитектурный... И вот чтобы не допустить эклектики, чтобы храм впечатлял гармонией, Митрополит Сергий всегда лично знакомится с проектом каждого будущего храма. И конечно же, Владыка Сергий вникал во все детали строительства важнейшего для нашего региона собора Софии Премудрости Божией. В чем заключалась архитектурная идея этого храма? Мир пленяет душу человека, соблазняет ее. И никуда не деться уже от всей этой круговерти… Единственный путь - вознестись ввысь, в небо! Воспарить духом в молитве… Такая вот сложная задача была поставлена архитектору Юрию Ивановичу Харитонову. И он с ней блестяще справился. Создал проект храма шатрового стиля, который весь устремляется ввысь, чтобы душа возносилась в молитве к Богу!

Сербский иконописец Владимир Кидишевич уже десять лет расписывает самарские храмы. Его фрески украсили храм Всех Святых на улице Тухачевского, а также церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Студеном овраге. Сейчас он расписывает самарский Троице-Сергиев храм. У сербского иконописца в Самаре уже появились ученики, и среди них настоятельница Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря игумения Нина (Механикова).


Протоиерей Максим Кокарев, Юрий Харитонов и Владимир Кидишевич открывают выставку.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и вот уже Ольга Радченко приглашает посетителей выставки в зал, где развернулась экспозиция. Символическую красную ленточку вместе с ректором Самарской Духовной семинарии протоиереем Максимом Кокаревым разрезают Юрий Харитонов и Владимир Кидишевич.

И вот уже Юрий Харитонов, не теряя времени, проводит для гостей небольшую лекцию у проекта, пожалуй, самого известного своего храма - Софии Премудрости Божией. Эта тема сейчас на слуху, ведь совсем недавно в Самару приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чтобы освятить этот величественный собор.

Спешу задать свои назойливые вопросы архитектору.

- Юрий Иванович, сколько уже храмов по вашим проектам построено?

- Не считал. Много. Несколько десятков уже.

- А какой храм для вас самый важный?

Готовлюсьуслышать ответ про Софийский собор, но звучит другое:

- Каждый храм важный… Все - главные.

- Были вы на освящении Софийского собора?

- Конечно! Молился с трепетом. Ведь когда создаешь проект храма и когда его строят, это одно. Чувствуешь в нем себя пусть и не главным, но все равно словно хозяином. А когда храм уже освятили, когда служба в нем идет, ты теперь тут гость, прихожанин. Это вот как ребенок вырастает и начинает жить своей жизнью…

- Что вам сказал Святейший Патриарх про архитектуру собора?

- Мне не удалось поговорить лично с Его Святейшеством. Но мне передавали и здесь у нас, и позже из Москвы звонили, что Святейшему Патриарху Кириллу очень понравилась архитектура нашего собора Софии Премудрости Божией. Храм ему запомнился, впечатлил.

- Витражи органично вписались в проект?

- Раньше тоже бывали изразцы в наших соборах. Это не такое уж новшество. Правда, раньше изразцы были несколько другие. Например, были окна слюдяные. Это ведь тоже изразцы. А в современной храмовой архитектуре витражи и вовсе не редкость.

В просторном зале бросаются в глаза сразу несколько прекрасных икон Христа Спасителя. Причем все иконы - разные, раскрывающие какие-то особенные черты Лика Христова. Вот здесь Он - строгий и взыскующий, всевидящим взором проникающий до самых потаенных глубин души. А рядом, на соседней иконе, милующий и кроткий… Спрашиваю у иконописца, почему Лик Христа на каждой иконе так отличается один от другого. И вот какой изысканный получаю от него ответ. Причем на хорошем русском языке. То ли сербам язык наш «генетически» ближе, то ли несколько лет в Самаре не прошли в этом смысле даром. Во всяком случае, толмач-переводчик нам оказался без надобности.


Иконописец Владимир Кидишевич.

- Мы никогда не видим всё одинаково, - объясняет иконописец. - Каждый видит свое. Я скажу на это: «хорошо», кто-то может сказать: «плохо». И ни он, ни я не перепутали ничего. Если бы Христос всегда был изображен одинаково, это было бы как в компьютере. А в компьютере нет жизни. Вы так чувствуете Христа, а я по-другому. И еще важно то, что невозможно сделать один-единственный Лик Христа на все времена… И не надо! Христос безграничен, а мы можем только отдельные штрихи Его Лика изобразить. Важно, что есть Христос! И здесь на иконе Христос. И здесь - тоже Он. Посмотрите на русские иконы XII века, на грузинские, сербские иконы, синайские, греческие… И везде Он разный. Но это Господь Иисус Христос! И ни одна икона не похожа на другую. Но ты знаешь, что это именно Он изображен. В прошлом году мне показали икону, которую написали в Сибири, там Господь Иисус Христос изображен чуть ли не монголом: очи узкие, лик круглый, борода - две-три всего волосинки, но это тоже Христос! И тот, кто писал такую вот необычную икону, верил в Христа.

…Важно не то, в каких одеждах изобразишь ты святого. Не то, какие линии у рук. А важно, кто изображен и как изображен. Видел здесь в Самаре одну икону - святого Димитрия Солунского (не буду называть храм). Он стоит с копьем, со щитом и смотрит куда-то вниз, и такие глаза у него печальные, как будто так ему тяжело. Как будто кто-то взял у него в долг денег и не отдает. Словно в мультфильме, остается пририсовать «облачко» и сделать там надпись, что он такое думает: «где мои деньги?» А ведь святой Димитрий был воин!.. И как он страдал, как он стоял за веру!.. Надо и рисовать его таким. Я так работаю.

- Какая икона для вас самая важная?

- Ни одна не нравится. Следующая будет хорошей.

Меня нервирует, когда все художники пишут одинаково, когда у всех оказывается один и тот же стиль (в беседу вступает Архимандрит Георгий: «Если к тебе приходит иконописец и как ни в чем не бывало спрашивает: «В каком стиле писать икону?» - с таким иконописцем просто нельзя дел иметь!»). Как будто один человек все эти иконы писал... А ведь раньше так не было! Святой Андрей Рублев, Феофан Грек. Каждый мастер работал в своей манере. Их иконы не спутаешь. А сейчас как будто всё одно, и Сербия, и Греция, и Россия… Надеюсь, мои иконы отличаются. Я стараюсь.

- Тяжело быть иконописцем в современном мире?

- Не тяжело. Легко! Работаешь, когда хочешь… Люди встают рано и едут каждое утро в шесть часов на фабрику. Это вот тяжело! А я… в четыре утра начинаю писать иконы. Но это по моему желанию. Просто так люблю. Каждый день! А какую огромную плату потом получаю! Это когда работа окончена. Не деньгами, конечно. От Бога радость приходит. Не можешь ее ни с чем сравнить. Когда вижу, как ребенок в храме целует написанную мной фреску, это же такое счастье. Что еще надо?


Икона Христа Спасителя, написанная самарским иконописцем Александром Чашкиным.

И потом. Разве может быть тяжело, когда у меня в России столько друзей? Мне помогают, подсказывают. Обо мне заботятся, только знай работай. Всё они мне говорят. Как работать, где работать, быстро или медленно, тоже говорят. Я каждого слушаю, и это просто рай. «Бата, работа!» - и я работаю. Или: «Бата, обед!» - и иду обедать. «Бата, кофе!» - и несут мне чашечку кофе.

…Юрий Иванович Харитонов увидел мои работы в Черногории, понравилось, и он пригласил меня в Самару. Пошел я к Митрополиту Черногорскому Амфилохию за благословением ехать в Россию. Говорю: «Владыка, меня пригласили работать в Россию, ехать туда или нет?» Он меня спросил, сколько русских художников работали в Сербии и Черногории. Отвечаю: «Много». Ведь у нас в храмах очень много русских икон. «А сколько сербских иконописцев работали в России?» - опять спросил меня Владыка Амфилохий. - «Не знаю ни одного». - «Значит, ты - первый! Так чего ждешь? Рюкзак за плечи, ноги на старт, и - прямиком в Россию!»

Я каждый раз говорил себе: всё! Больше не поеду в Россию, разве только туристом. Но вот всё еще здесь. Уже десять лет работаю и рад этому. Большая это честь - писать фрески в России.

А с Россией я связан, можно сказать, с рождения. Родился 23 июля 1955 года, на память русского святого преподобного Антония Киево-Печерского. Папа мой был большой такой коммунист и дал мне русское имя Владимир, в честь кого бы вы думали? Владимира Ильича… А я с 1985 года стал писать иконы. Так вот чудом получилось, сам не знаю как. Слава Богу за это счастье!..

Антон Жоголев.

Фото автора.

Выставка проходит в Самарском епархиальном церковно-историческом музее по адресу: г. Самара, ул. Сергия Радонежского, д. 2, в здании Самарской Духовной семинарии. Телефон для справок: (846) 336-18-75, время работы музея в будние дни с 10:00 до 17:00, в среду с 13:00 до 20:00. Выставка будет работать по 20 декабря 2019 года.

Икона Христа Спасителя, написанная Владимиром Кидишевичем.




162
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru