Размышления писателя Владимира Крупина.
Размышления писателя Владимира Крупина.
Об авторе. Владимир Николаевич Крупин родился 7
сентября 1941 года на Вятке, в селе Кильмезь Кировской области, в семье
лесничего. Православный писатель, первый лауреат Патриаршей литературной
премии (2011). Окончил филологический факультет Московского областного
педагогического института. Работал учителем русского языка, редактором в
издательстве «Современник». Широкую известность получили его повести
«Живая вода» (1980) и «Сороковой день» (1981). Главный редактор журнала
«Москва» (1990 - 1992). Преподавал в Московской Духовной Академии.
Сопредседатель Союза писателей России. Живет в Москве.
«Распныйся волею» - вот указание на образ жизненного поведения. Раствори волю свою в воле Отца Небесного, и спасен будешь. Своеволие губит человека, своеволие - причина болезней, войн и революций, своеволие - служение князю тьмы. Как не напомнить, что первый грех первых людей был именно своеволием, непослушанием. Именно с ним во гресех роди мя мати моя (Пс. 50).
Но до чего же трудно не быть своевольным. И здесь безценны уроки святых отцов. Возьмем из них главный - то, как святые отцы в своих трудах и рассуждениях мало говорят от себя и все время ссылаются на авторитеты. Такими ссылками заполнено все «Добротолюбие». Весь текст в цитатах и ссылках на Писание.
Почему взят такой пример? Потому что такой нам урок - если такие святые шагу не могли ступить без Писания, что же нам-то, малым и грешным, уповать на свой ум.
И кого ни возьмешь: Святителя Игнатия (Брянчанинова), святого праведного Иоанна Кронштадтского - все они прибегают сами и приводят нас к Священному Писанию.
А в основе всех сочинений - Новый Завет и Псалтирь.
По себе помню свои первые чтения святоотеческих книг, как хотелось проскочить цитирование древних текстов, как тяжелы и непонятны были они. Помогли святые отцы. Не помню, кто из них указал на такой тип чтения как на неосудительный. Если непонятно, темно, читай дальше, в свое время смысл этого места просветлеет. Недаром святые отцы говорили, что нельзя говорить «я читал Библию», надо говорить «читаю». То есть перечитываю всегда.
Уничижение, считание себя хуже других - оно очень русское. Подобное постоянно встречается в творениях святых отцов. Но надо обязательно сказать, что оно у них на духовном уровне, касается нравственной недостижимости образа Христа. И может вредить в обычной жизни, в деле крепости русского характера. Почему мы считаем, что всё у нас хуже всех? Да у нас многое лучше всех! Почему-то вдруг навязываются понимания, прямо вредящие любви к родине. Почему вдруг Подмосковье - это подмосковная Швейцария, почему вдруг японская сакура во главе всего весеннего цветения? Швейцарские часы - образец часов? Вздор! У моей тещи были дамские, еще военного времени часы-кирпичик «Звезда». Они шли с точностью до секунды 80 лет. Только ремешок меняла. И сейчас идут. Какая тут Швейцария, тут простой российский часовой завод. И так во многом.
Та же косметика. К жене приезжали ее знакомые из Польши (она там преподавала русский язык), так они хватали нашу косметику чемоданами. А наши барышни зарились на упаковки, коробочки, то есть всего-навсего на форму. Так во всем. У всех всё лучше. А то, что по содержанию наши товары были добросовестнее, естественнее, здоровее, как же это не считать за великую заслугу?
Мы не хуже, мы лучше. И это никакая не гордыня, а реальность. Но ничего никому не докажешь. И зачем доказывать? Вразуми, Господи, неразумных чад Твоих!
Владимир Крупин,
первый лауреат Патриаршей
литературной премии, г. Москва.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru