‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Белая одежда Цесаревича

В Самарском епархиальном церковно-историческом музее открылась выставка «Царская голгофа».

В Самарском епархиальном церковно-историческом музее открылась выставка «Царская голгофа».

…Долго, долго - несколько дней - не умолкало в душе пение: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?..»

Быть может, эти строки из послания Апостола Павла к Римлянам утешали в тобольском, а потом и екатеринбургском заключении Государя и его семью. И в последние минуты, когда их, будто бы для нового переезда, вели на казнь, отзывалось в сердцах: «ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая… возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Xpиcте Ииcycе, Господе нашем».

Страшной теме цареубийства - и покаянию за этот грех! - посвящена открывшаяся 8 июня в Самарском епархиальном церковно-историческом музее выставка «Царская голгофа». И эта молитва на слова Послания, исполненная мужским хором Самарской Духовной семинарии, как, наверное, никакое иное духовное песнопение задала тон всему услышанному и увиденному на открытии выставки.

Директор музея Ольга Ивановна Радченко, открывая выставку, сказала:

- Несмотря на то, что в этом году у нас в стране много больших событий - прошли выборы Президента России, впереди чемпионат мира по футболу, но столетие со дня расстрела Царской семьи в духовном смысле является центральным событием 2018 года. Само это событие на многие годы определило путь развития нашей страны. И главная тема нашей выставки - покаяние за грех цареубийства.

Ректор Самарской Духовной семинарии протоиерей Максим Кокарев продолжил:

- Расстрел Царской семьи - это действительно поворотное событие в истории России, и в этот трагический юбилей мысленно возвращаемся к образу Страстотерпца Царя Николая и всей Царской семьи. Царь Николай воспринимал свое служение Отечеству в религиозном смысле, осознавал свою ответственность за страну - в первую очередь перед Богом, - и ощущал себя единым целым с российским народом. В значительной степени в этом его подвиг как страстотерпца. Когда можно было позаботиться о личном спасении, он не мог покинуть свою страну, воспользоваться какой-то возможностью и бежать. Всё, что им двигало, - и то, на чем играли те, кто его подталкивал к отречению, - любовь к народу. Главным для него было в те трагические дни не допустить кровопролития, не допустить худшего для своего народа. И ему внушали, будто лучшее, что он может сделать для народа, - отречься от престола. Вот так же и наши первые страстотерпцы князья Борис и Глеб могли - и имели на это законное право - защищаться, поднять свои дружины. Но предпочли не лить кровь. Это действительно уникальный подвиг, особый путь русских князей и русских царей-страстотерпцев. И понимание этого подвига накладывает на нас обязательство сохранять память о них, не допускать очернения их светлых святых образов и противостоять всяческим попыткам переписать нашу историю.

Основу выставки составила коллекция самарского коллекционера Андрея Болдырева. Андрей Владимирович и стал нашим экскурсоводом. И начал он с экспонатов, связанных с 300-летием Дома Романовых:

- Эта дата была государственным праздником, - рассказал Андрей. - Подготовка к нему длилась более года. Готовилась к празднованию и Церковь, готовились иконописцы. В 1913 году торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых, были начаты с прославления Патриарха Гермогена.

В России издавна писались иконы специально для подарков. В Москве такие заказы Царского Дома выполняла Оружейная палата, и это были очень качественные иконы. Но на 300-летие Династии потребовалось огромное количество икон! К их изготовлению были подключены мстёрские мастерские, мастерские Абросимова. Мне попадались иконы в шитых окладах, на обратной стороне написано: «Благословение Царских Величеств, 1913 год». Во время путешествия по Волге в 1913 году члены Царской семьи выходили в крупных городах и там дарили такие иконы.

И встречали их всюду священнослужители в особых священнических и диаконских облачениях, которые были специально пошиты к 300-летию Дома Романовых. Вот они - подлинные облачения из бархата пасхального красного цвета. От обычных облачений их отличает надпись «Сим победа».


Рубашка Царевича Алексея.

К 300-летию Дома Романовых было изготовлено огромное количество продукции, которую сейчас могли бы назвать сувенирной. Стаканы с текстами посвящения и портретами двух Царей: Михаила Федоровича и Николая Александровича. Эмалевые кружки, предназначенные для раздачи народу… Вот миниатюрный фотоальбом ювелирного исполнения - и альбом попроще, но и его стоимость достигала половины зарплаты квалифицированного питерского рабочего.

Подарки различались по чинам. Перстень из кабинета Его Императорского Величества - так называемый «орел в бриллиантах» - мог быть подарен только генералу или чиновнику соответствующего класса.

Но есть на выставке гораздо более значимый экспонат, который можно назвать национальной святыней.

И мы переходим к центру экспозиции. Там выставлена нижняя рубашка Цесаревича Алексия.

Три с половиной года назад мы уже видели эту реликвию, смогли и приложиться к ней в храме Царственных Страстотерпцев при 54-й школе. Писали о ней в «Благовесте». И вот - вновь видим ее, теперь на выставке в епархиальном музее.

- Это личная вещь Царевича Алексия, причем близкая к его телу, - продолжает Андрей Болдырев. - И если до сих пор придумываются недобросовестными людьми всяческие инсинуации по поводу гибели Царя Николая II, то я не встречал еще никаких ответов, которые объясняли бы убийство Цесаревича и Царевен хоть каким-то разумным обоснованием. Это действительно невинные, чистые жертвы.

В экспозициях некоторых музеев можно увидеть личные вещи Государя Николая Александровича и Царевича Алексия - маленькая фуражка, другие предметы военной формы, но белья или прочей одежды нет. В гражданскую войну был большой дефицит тканей, и все эти вещи были разграблены и сразу же использовались. А эта сорочка сохранилась. Почему?

Вместе с Царской семьей в ссылку вплоть до Тобольска проследовал лакей Смирнов. И в этом сибирском городе чекисты стали работать с царской свитой. Известили, что если они последуют вместе с Царем в Екатеринбург, то их личную безопасность никто не может гарантировать. Это очень важный момент! Он свидетельствует о том, что в Тобольске уже было принято решение об уничтожении Царской семьи и что в Екатеринбург ее перевозили уже на место казни. Очень важный момент, который не отражен практически нигде, но он показывает, что решение было принято! И что принял его не какой-то там Уральский совет, на самом деле это решение пришло из центра. И все попытки большевиков впоследствии объяснить убийство Государя и его семьи перегибами на местах, чьей-то личной инициативой абсолютно безосновательны. Эта сорочка - живое подтверждение тому.

Так вот, лакей Смирнов уехал из Тобольска и сумел добраться до Франции. С собой он увез на память эту белую сорочку Цесаревича. На ней вышит вензель «А» под короной - такими вензелями помечались личные вещи Цесаревича. Некоторые из таких вещей можно увидеть в экспозициях государственных музеев.

Это нижняя рубашка, ночная рубашка Царевича-подростка. Не крестильная рубашка, как кто-то может ошибочно полагать. Царевича крестили в двенадцатый день в белой кружевной рубашечке младенческого размера. А в этой рубашке он молился, засыпая. В ней, просыпаясь, молился. И в этом особая духовная ценность представленной здесь реликвии.

Андрей возвращает нас во времени к событиям Первой мировой войны:

- Воинство в России было православным. И вот еще о чем важно сказать. Сейчас многие не знают, как поминать погибающих в наше время родственников - воинов иного вероисповедания. Как же быть, можно ли за них молиться или нельзя? Так вот, в Царской Армии воинов иной веры тоже не отпевали, но был специальный чин поминовения инославных офицеров и солдат, погибших в боях за веру, Царя и Отечество. И я думаю, что этот вопрос, если вернуться к нему сейчас, был бы очень важен для многих.



А перед нами икона, одно из названий которой - Августовская Победа. На самой же иконе можно прочесть надпись: явление Пресвятой Богородицы русскому воинству в сентябре 1914 года под Августовом. Как это было. Части русского корпуса попали в безнадежную ситуацию и были окружены в августовских лесах на территории современной Польши. Во время одной из ночевок солдаты прибежали к офицеру и сказали, что видели на небе Богородицу, указывавшую рукой в некоем направлении. Потом это чудесное явление преобразилось в сияющий Крест. Наутро в направлении, указанном Пресвятой Богородицей, была предпринята атака, войска пошли на прорыв и вышли из окружения. Причем все солдаты, видевшие чудесное явление, остались живы. Об этом событии стало сразу широко известно в России, издавались листовки. А в 1916 году по решению Священного Синода стали писать иконы, посвященные Августовскому явлению. И вот одна из этих икон...

А завершила экскурсию Ольга Ивановна Радченко.

- Идея ответственности потомков за верность Царскому роду была изначально заложена в текст присяги Дому Романовых, которую давал русский народ в 1613 году, - этот текст перед вами: «…И кто же пойдет против сего Соборного постановления Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таков в сем веке и в будущем, отлучен да будет он от Святой Троицы». Цареубийство - не только историческое, но и огромное мистическое событие, духовное падение, повлиявшее на отношения человека с Богом. Об этом всем нам надо помнить и с большим уважением относиться и к Царской семье, и к самому Царю-Страстотерпцу. Вот идея нашей выставки. О ней напоминает этот баннер, на котором изображена как бы голгофа - и свет небесный, который озаряет необыкновенные святые лики Царственных Страстотерпцев. И как символ покаяния вы видите рядом епитрахиль, крест и Евангелие.

Даже Уинстон Черчилль, который не отличался добрым отношением к нашей стране, характеризуя деятельность Николая II, писал: а кто бы смог на его месте что-то сделать по-другому?! Прочтите - вот этот необыкновенный текст: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к <России>. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. <> Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. <> Воевать или не воевать? Наступать или отступать? <> Согласиться на демократизацию или держаться твердо? Уйти или устоять? <> Вот поля сражений Николая II. Почему не воздать Ему за это честь? <> Вмешивается темная рука, изначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех Его любящих предают на страдания и смерть. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным?» И страна расцвела во время правления Николая II, и победы на фронте начались, когда он стал Верховным главнокомандующим. Тем более, что сам он посещал войска и брал с собой Наследника. Это вдохновляло бойцов, они шли на подвиг, на безпримерный подвиг. И только после его отстранения от власти, а затем расстрела ситуация резко меняется к худшему. Не только на фронте, но и во всей стране.

Выставка «Царская голгофа» в епархиальном музее продлится до начала сентября. Можно выкроить время и пройти с экскурсией, постоять в молитвенном молчании у безценных реликвий.

Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

237
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
20
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru