‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Благодать прольется чудом…

Заметки паломницы.

По-разному истолковывают происхождение слова Канерга. Одни уверяют, что в эти места некогда ссылали каторжан — в народе ссыльных прозвали "каторга"… Довелось слышать и иную версию: слово, мол, это тюркское и означает в переводе "каменная чаша". И впрямь, когда подъезжаешь к Канерге по короткой дороге, выныривающей из леса, — взору открывается небольшое село в неглубокой котловине. И издалека виднеется нежно-голубая Покровская церковь. "Словно мама нас встречает", — услышала от послушницы Ксении. Здесь, в селе Канерга Ардатовского района Нижегородской области, расположен Покровский скит Дивеевского женского монастыря.

Еще задолго до того, как я впервые попала сюда, в Дивеево мне рассказали об этом удивительном месте — о том, что неподалеку от деревеньки находится "говорящий" источник, в котором иногда видят отражение пятикупольного храма, ушедшего под землю во время вражеского набега. Теперь у Свято-Троицкого источника стоит деревянный крест и, чуть выше, на горке — новенькая бревенчатая часовня. А сам источник давно молчит — несколько лет назад вода в нем "зацвела", и чтобы остановить этот процесс, на дно неглубокого колодца насыпали битого щебня…
В подаренной мне матушкой Ириной Шикиной книге "Пасхальная память" (о ее муже — известном дивеевском духовнике иеромонахе Владимире Шикине † 23 марта 2000 г.) есть упоминание о том, что когда-то священник Владимир — тогда еще не принявший монашество, — обнаружил этот забытый людьми, обветшалый колодчик. Склонившись над ним, отец Владимир вдруг услышал, как вода внизу тихонько забурлила, откликаясь на батюшкину молитву. Источник ожил — и с тех пор к нему стали ходить насельницы скита и миряне. Как-то маленькая Маша Скурихина шла сюда с мамой — и удивленно воскликнула: "Мамочка, что это за Дяденька стоит у источника? Такой красивый!.." Но мама никого не увидела… 

И все же источник жив! Он и сейчас отвечает на молитвы. Только что дно его было гладким и спокойным, но запеваем: "Упование мое — Отец, Прибежище Мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!" — и в уголочке словно бы вскипает 12 маленьких струек-ключиков, они образуют четкий круг, очень похожий на циферблат неведомых часов. Безначальное Время откликается на нашу немощную молитву!.. Прежде видела на дне косые струйки, бьющие под углом одна к другой и напоминавшие скрещенные руки Божией Матери на иконе "Умиление"… Чудесное, дивное место!
Самарская паломница Галина с молитвой окунулась в купальне в воду источника, а пришедшая с нами к источнику послушница Анастасия пела: "Благодать Святого Духа… благодать прольется чудом, не оскудеет никогда!" На сделанной в этот момент фотографии проявился мощный столп света, опускающийся прямо на паломницу…Скромная самарянка Галина до этого две недели не разгибая спины трудилась на обширном скитском огороде... 

В Покровском скиту села Канерги чуть больше двадцати насельниц во главе со старшей скита инокиней Татианой (Шимановской). Есть замечательный храм, восстановленный едва ли не из руин, и рядом с ним — остатки кладбища прежнего, дореволюционного скита.
Не так давно, проходя мимо храма,  я услышала чудесное пение, доносящееся из алтаря. "Как же так, ведь все сестры сейчас в скиту, храм закрыт", — не поверила себе. Но небесные голоса все звучали — ни слов, ни мелодии не смогла разобрать… И через какие-нибудь пять минут — уже у домика, где поселили паломников, — неожиданно для себя снова услышала то же чудесное пение.
В этот день утром в храме служилась Литургия: приехал один из окормляющих скит священников отец Владимир Забродин, а сослужил ему священник из Подмосковья иерей Игорь Крючков. Редкий случай — служение сразу двух батюшек, здесь Литургия не каждую неделю бывает, ведь своего священника в скиту нет. Зато теперь все было особенно торжественно и благодатно. Уже двенадцать лет отец Игорь при каждом удобном случае приезжает в Канергу, он знает всех сестер и молится за них. И, как сказал отец Игорь, после того, как он стал приезжать в Покровский скит, Царица Небесная взяла его под особый Небесный покров: батюшка, уже до этого служивший в Казанской церкви г. Дмитрова Московской области, взялся восстанавливать Покровский храм в селе Жестылево. В числе приехавших с отцом Игорем в этот раз паломниц была — просто редкой красоты! — уже немолодая монахиня Лидия из московского Новоспасского монастыря. Сильная молитвенница с любвеобильным сердцем и душой, печалующейся о нынешних непростых временах, о гибельном натиске глобализации.
После Литургии и литии, после чина Панагии насельницы скита вместе с обоими священниками и присоединившимися паломниками, московскими и самарскими, пошли крестным ходом к святому источнику. В пути отец Игорь возглашал не только традиционные моления Пресвятой Троице и Пресвятой Богородице, Преподобному Серафиму Саровскому и преподобным дивеевским матерям Александре, Марфе и Елене, но и Святым Царственным Мученикам — поминая всех поименно: "Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас! Святая Царице Александро, моли Бога о нас!.." Батюшки отслужили молебен, благословили желающих искупаться в источнике. Дочка удивленно заметила: "Куда исчезли комары? Только что тучей вились, а как стали батюшки кропить святой водой, ни одного комара не осталось!"
Так бы и все вражьи полчища расточались от святой водицы и молитвы…
В скиту мне рассказали, что иеромонах Владимир Шикин часто бывал в Канерге. Однажды зимой была его очередь служить в скиту (своего батюшки там нет). Машины не было, и батюшка поехал на автобусе. Доехал до Михеевки, а оттуда — всего семь километров пути.
Пошел пешком. Но едва отошел от села, услышал жуткий волчий вой и увидел безшумно приближающихся к нему волков. Целую стаю… Вернуться — слишком поздно, волки догонят раньше. Что оставалось священнику? Перекрестившись, он вручил себя в руки Божии и с верой стал читать: "Да воскреснет Бог!" Так с молитвой и прошел все семь километров по зимней дороге в сопровождении лязгающих зубами волков. Лишь когда впереди показались заснеженные домики Канерги и послышался громкий лай учуявших волков собак, звери нехотя повернули вспять.
Места здесь лесные, заповедные. Не успеешь оглянуться, как зайдешь в такую глухомань, что и выхода не сыщешь. В прошлом году сестры приехали в лес за грибами, сразу решили: держаться всем вместе, далеко не отходить.
— Да где тут заблудишься? — усмехнулся шофер Олег Медведев. — Уж я-то эти места как свои пять пальцев знаю.
Взял корзинку, пошел собирать грибы. И… заблудился! Не помогло знание этих мест и верных примет.
Когда сестры поняли, что случилась беда, — водитель не откликался, нигде его не было видно, — поспешили в скит. Все встали на молитву. До глубокой ночи на коленях, со слезами читали акафист Святителю Николаю, покровителю путешествующих. Тем временем Олег, пройдя много километров, вышел к какому-то селу, прямо к церкви. Это оказался Свято-Никольский храм… Местные мужички указали направление, в котором надо идти. И Олег пошел, стараясь никуда не сворачивать. Хотя — кто же знает, так ли идет он по ночному лесу или давно уже потерял указанный курс? Вдруг он наткнулся на что-то твердое и большое: это была его машина, которую сам он укрыл ветками в кустах — чтобы случайно набредший путник не набедокурил чего-нибудь. Если бы он сам надумал искать ее, ни за что не смог бы найти в ночном лесу… Теперь же — сел в машину и поехал в скит.
— Мы стоим, молимся, — рассказывала мать Татиана, — вдруг слышим — мотор загудел. Досадно стало: кого же это принесло за полночь! Тут не до гостей… Глядим — а это наша машина, Олег приехал — живехонек! Вывел его Николай Чудотворец…
Но чаще всего в скиту прибегают с молитвой к Батюшке Серафиму. Кандидатка в послушницы Вера Иванова восклицает: "Батюшка Серафим, пошли дождя, ты же видишь — мне одной не управиться с таким огородищем!.." Смотришь — и набежали тучки, и пролились благодатным дождем.
Или слышу ее же негодование: "…А вот я сейчас на вас Батюшке пожалуюсь! Батюшка Серафим, ну что это пчелы меня одолевают, что я им сделала!.." И пчелы улетают прочь, недовольно жужжа.
И таких повседневных "мелочей", которые и чудом не назовешь, здесь много. Ведь в скиту не умолкает молитва — любое послушание сестры выполняют, непрерывно читая по очереди Серафимовское правильце. Поэтому и откликается Батюшка на их молитвы, и посылает помощь. То — дождичек, то паломниц, с радостью помогающих на прополке или другом послушании…

На снимках: Покровская церковь в скиту; паломница из Москвы — монахиня Лидия из Новоспасского монастыря — у "говорящего" Свято-Троицкого источника.

Ольга Ларькина

Фото автора

08.08.2003
1656
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
17
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru