Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Мцхета

По святым местам Грузии.

По святым местам Грузии

Каждый со школьных лет помнит строки:
«…Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…»

Таким увидел русский поэт Михаил Лермонтов древнюю столицу Грузии Мцхета. Здесь он услышал рассказы старого монаха, которого ребенком вывезли из Чечни и оставили в монастыре на послушании. Под впечатлением всего услышанного была написана им поэма с грузинским названием «Мцыри».
Что нового может увидеть во Мцхета сегодня любой турист, кроме того, что увидел поэт в XIX веке?
Из Тбилиси с Боржомского вокзала каждые полчаса идет электричка во Мцхета — маленький тихий городок. Когда приезжаешь из шумного, загазованного Тбилиси в тихий, уютный Мцхета, кажется, что попадаешь в другой мир. Прямо с небольшого перрона открывается прекрасный вид: с одной стороны лесистые горы, с другой — панорама древней столицы Грузии с возвышающимся собором Светицховели (Животворящий Столп). Он же — Собор Двенадцати Апостолов. В основании его покоится Хитон Господень. Благодаря этой святыне Мцхета называют «вторым Иерусалимом».
Светицховели — Патриарший собор, построенный в 1010-1029 годах зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии Христианской церкви IV века. Светицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV-XVII веках.
Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I век) выкупил у воинов, присвоивших себе Нешвейный Хитон Господень, эту Святыню и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и так она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.
Святая равноапостольная Нина, принеся Благую Весть в Мцхета, провидя особую благодатность сего Древа, упросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства. Когда Древо было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося пня стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до XVII века, до нашествия Шаха Аббаса. Чудоточащий Пень благодатного Древа стал называться Животворящий Столп, по-грузински Светицховели.
Над Столпом была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати Апостолов Христовых, которая в XI веке была перестроена в этот величественный собор.
Главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте.
Все главные церковные события Грузинской Церкви, в частности Интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе.

— Посмотри, что у меня есть! — моя бывшая ученица порылась в сумке и выудила из нее какой-то пузырек. — Это мне кто-то в нашей церкви дал. А что, к чему — я не поняла. Сказали только, что это лампадное масло с могилы отца Гавриила, похороненного во Мцхета. Я схватила на всякий случай. А теперь думаю: для чего оно мне? — и протянула мне пузырек. — На, дарю! Мне на работу пора. Потом расскажешь мне, кто такой отец Гавриил, — крикнула она на бегу, исчезая в толпе…
В тот же день пришлось мне по делам зайти к одинокой пожилой женщине, с молодости страдавшей заболеванием ног.
— Хотите, — говорю, — лампадное масло с могилы отца Гавриила?
Надо было видеть ее радость.
— …Я даже мечтать об этом не могла. Много читала, слышала об этом масле. Но кого бы я попросила?! На улицу я пятнадцать лет не выходила, забыла, как проспект Руставели выглядит. А Мцхета для меня так же далеко, как и Америка. Живу благодаря моим соседям: один хлеб принесет, другой с базара качан капусты, а третий иногда зимой погреться позовет. Большое дело для такого одинокого человека, как я, старый тбилисский двор, где все видят друг друга каждый день и знают друг о друге почти все… Но во Мцхета, хоть и близко, ради меня никто бы не поехал. Половина двора на улице торгует, у всех свои проблемы — лишний раз не побезпокоишь. Когда я читала в газетах, что соседи давали, о чудесах и исцелениях, то думала: «Достать бы это масло, может, и моим болям в ногах наступило бы облегчение». А тут мне его домой принесли! Только одно это говорит о том, что Господь не забыл обо мне.
Хотелось бы узнать о жизни отца Гавриила. Да вот где?..

Недалеко от Светицховели находится Самтаврийский женский монастырь святой равноапостольной Нины. Здесь покоятся святой царь Мириан и святая царица Нана, принявшие вместе со всей Грузией Христианство в 324 году, как установили последние исследования. Побывав в Самтавро, невозможно не заметить постоянного движения у могилы отца Гавриила. Время от времени подходят к ней новые и новые группки людей. Многие снимают с себя нательные кресты и кладут на цветущую могилу — так получают благословение от того, кто здесь покоится.
Послушание монахини Параскевы — находиться около могилы отца Гавриила. Она переливает масло из горящей лампады в бутылки и пузырьки и отвечает на вопросы о чудесах, о явлениях прозорливости, о предсказаниях старца, свидетелями которых были насельницы монастыря. Большая часть этих рассказов вошла в книгу об отце Гаврииле «Диадема старца», другая еще ждет публикаций…
Отец Гавриил, в миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси в семье убежденного коммуниста. Отец его рано скончался. Мать, ставшая впоследствии монахиней Анной, скончалась 26 апреля 2000 года. Она похоронена там же, где ее сын, старец Гавриил, — во дворе монастыря.
Если его отец в своей недолгой жизни успел разрушить храм, то его сын посвятил всю жизнь служению Церкви. Избранный от чрева матери, ребенок не мыслил себе жизни без Бога. Соседи, помнившие его с детского сада, вспоминали, что по каким-то дням он вообще не прикасался к еде. Любимым его занятием в детстве было строительство церквей из спичек. В двенадцать лет, несмотря на атеистческое воспитание, он прекрасно знал Евангелие.
Вернувшись из армии в 50-х годах, Годердзи построил в своем дворе церковь с четырьмя куполами. Ее не раз разрушали официальные власти. Но она, сильно переделанная, стоит до сих пор. Эта церковь была обставлена иконами, которые ее строитель находил на свалках. За такой образ жизни во времена воинствующего атеизма того, кого впоследствии называли «любовью ХХ века», считали душевнобольным.
В 1955 году Годердзи принял монашество с именем Гавриил.
1 мая 1965 года отец Гавриил на майской демонстрации поджег огромный портрет Ленина и был арестован КГБ за «антисоветскую деятельность». На допросе отец Гавриил сказал: «Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу».
После этих слов его перевели в психиатрическую больницу на экспертизу. Поставили диагноз: «психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофреноподобных состояний». Именно этот «диагноз» спас отца Гавриила от расстрела. Господь сохранил Своего избранника, чтобы не оставить грузинский народ без назидания.
Отец Гавриил терпел от безбожников много поношений, но никогда не осуждал даже тех, кто страшно избил его после поджога портрета Ленина.
«Отец Гавриил категорически запрещал нам кого-либо осуждать, — пишет игумения Самтаврийского монастыря Кетевань (Копалиани), — и так говорил: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть».
Старец скрывал свои духовные дарования под видом юродства, но окружающие чувствовали в нем благодать и прислушивались к его советам.
Отец Гавриил отошел ко Господу 2 ноября 1995 года. С тех пор начали в монастыре собирать воспоминания о старце, рассказы о разных периодах его жизни. Вот некоторые из них.
Монахиня Пелагея (Ксоврели), знавшая отца Гавриила с детства, рассказывает:
«В двенадцать лет было ему видение: «Отец твой разрушил церковь. Ты иди и расчищай развалины церкви святого Георгия». И он тут же пошел исполнять сказанное.
Однажды, когда он вытаскивал глыбы и складывал их в углу, подошел мой дядя, попытался ему помочь и не смог. Настолько они были тяжелые».
Всем рассказчикам отец Гавриил запомнился именно своей нестандартностью в поведении.
Матушка Кетевань (Копалиани), которой отец Гавриил очень образно предсказал ее игуменство заранее, вспоминает: «Я впервые увидела отца Гавриила двадцать лет назад на проспекте Руставели. Он, подняв руки, громким голосом взывал: «Грузины, опомнитесь, просыпайтесь! Грузия погибает! Могила святой Шушаник — в запустении! Метехский храм превратили в театр!» Юродивый монах громко плакал и скорбел о своем народе. Прохожие с интересом останавливались, некоторые слушали, некоторые скептически улыбались…»
Монахиня Елисавета (Зедгенидзе) приводит другой пример. По дороге в монастырь Джвари отец Гавриил благословил ее купить водку, спрятал бутылку в мантии и направился к храму. Затем вытащил ее, пригубил и напоил всех присутствующих. Но водка на вкус была как вода. «Потом сказал мне удовлетворенно: «Смотри, нас никто не осудил, они все спасутся!»
Он ясно видел прошлое и будущее каждого человека. Монахиня Параскева (Ростиашвили) описывает, что как-то был отец Гавриил в гостях у одной семьи. Пришел туда молодой парень. Монах взглянул на него и сказал: «Тебя ждет большое несчастье. Иди, благословлю тебя, и оно пройдет мимо». Парень подошел под благословение. Через какое-то время кто-то выстрелил в него, но пуля только несколько волос ему подрезала.
Она же вспоминает: «Один монах спросил старца Гавриила, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху о всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец сказал: «А теперь иди и ешь обед». — «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде», — был ответ.
Как-то в келью к отцу Гавриилу пришла супружеская пара, жена была беременна. Старец говорил им, что ребенок все понимает и еще в утробе матери его надо учить Слову Божию. Муж удивился: «Я не слышу, как за стеной говорят. А что может услышать ребенок в утробе матери?» Старец повернулся к женщине: «Малыш, ты слышишь меня?»
Плод с такой силой стал двигаться, что женщине стало тяжело стоять и она села.
Однажды приехал с Афона гость, настоятель одного из Афонских монастырей, и пришел к отцу Гавриилу. Старец протянул ему икону его Небесного Покровителя. Гость поклонился и попросил: «Переходи к нам, ни в чем не будешь иметь недостатка!» Отец Гавриил ответил: «Я мою Грузию на Афон не поменяю». Причина такого выбора была в следующем: «О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору, — писал старец. — Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир увидел, и люди, хотящие спастись, приедут в Грузию.
…Антихрист здесь не воцарится. По сравнению с другими местами будет и здесь малое гонение. В Евангелии написано, везде будет гонение и горе тому, кто изменит Евангелие. Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами. Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.
Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву «Отче наш», перекрестить, окропить святой водой — и так освятится всякая пища».
Старец говорил: «Выше всех канонов и уставов — любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека — в его образе ненавидишь самого Христа и далек ты от Царствия Небесного. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога». Можно ли сказать лучше?
Отец Гавриил еще не канонизирован. Он писал: «Должны канонизировать отца Георгия (Мхеидзе). Он великий святой». Это его предсказание о своем духовнике исполнилось в 2003 году на Руис-Урбнисском соборе.
Вот что отвечает на вопрос о причислении к лику святых отца Гавриила монахиня Параскева в своем интервью журналу «Дедаэклесия» (№8 за 2005 г.): «…Господь дал отцу Гавриилу благодать последних времен. Он был избран Богом… В конце жизни он очень тяжело болел. У него двенадцать раз выкачивали жидкость из брюшной полости. Врач делал это в примитивных условиях в его же келье. Обычный человек не выдерживает эту процедуру более двух-трех раз. Падает давление, и наступает летальный исход. Однажды отец Гавриил сидел перед своей кельей, молился, и из него в это время выкачивали жидкость. Тут как раз пришли французы осматривать церковь. Увидели эту картину, чуть с ума не сошли. «Можно, мы снимем это?» — спрашивали они, но отец Гавриил, постеснявшись, отказался. Все происходившее можно было объяснить только Божьей благодатью».
Приезжайте во Мцхета, посетите святыни Грузии — не пожалеете.

Мария Сараджишвили
14.07.2006
1114
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru