Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

За горами, за долами…

Многие русские, оказавшиеся на чужбине, осознают себя Православными


Дорогие братья и сестры!
Мне волею Божией приходится жить в Западной Европе. И отчетливо видно, как активно идет здесь разрушение католицизма под влиянием глобализации и «гуманизации». Сейчас эту территорию можно назвать полупустыней христианства, а пройдет еще немного времени — и она станет пустыней. И тем не менее, католики пытаются сделать нашу Святую Русь своей церковной провинцией.
По Промыслу Божию, сейчас по разным причинам на территории Западной Европы проживает уже несколько миллионов Православных христиан, в том числе из бывшего Советского Союза. Бог послал нас сюда, как выразился наш протоиерей Александр Пеньков, для того, чтобы внести жизнь в мертвенное состояние западного христианства. Поэтому мы имеем все основания именно Западную Европу именовать провинцией нашей Святой Православной Церкви и открыто создавать здесь Православные епархии и вести активную миссионерскую деятельность. Уже созданы три епархии Русской Православной Церкви: Берлинская и Германская, Сурожская (Великобритания) и Корсунская (Франция).
Призываю всех вас не обращать никакого внимания на потуги католиков и прочих в России. Ничего у них не получится.
Я живу в Дюссельдорфе в Германии, а приход — Покрова Пресвятой Богородицы (Московского Патриархата). Наш храм очень маленький, а народа с каждым днем все больше и больше, часто люди просто стоят на лестнице. Службы ведутся на церковно-славянском языке, иногда бывает по-немецки, так как приходят и немцы. Стоит вопрос о том, чтобы построить в Дюссельдорфе настоящий Русский Православный храм, но все упирается в деньги.
Все наши батюшки — настоящие подвижники, так как совершенно не получают зарплату. Точнее — они трудятся в других местах, а в церковь приходят только служить в свободное от основной работы время. Наш приход очень бедный, так как большинство прихожан получают социальное пособие или по безработице.
А наш Архиепископ… таких людей просто мало на свете. Он перед нами постоянно кается за свои грехи, часто разные работы делает сам, например, готовит трапезу, убирает с общего стола. Пасху служил на костылях.
Состав прихожан пестрый: это в основном люди, приехавшие на постоянное проживание из бывшего СССР. Язык не поворачивается назвать их изменниками родины. Можно удивляться, но примерно половину прихода составляют евреи (разумеется, Православные), еще одна значительная часть — русские немцы. Есть и просто русские, много украинцев, есть белорусы. В последнее время много молодежи из Грузии, даже свою диаспору как бы образовали и после Литургии по воскресеньям они сами молятся на грузинском языке.
Все они любят свою родину — Россию, Украину или какую-либо другую республику, переживают о событиях в своих странах. И никто никогда не пеняет друг на друга. Всех объединяет вера.

Алексей, г. Дюссельдорф, Германия

Это письмо прислал к нам в редакцию из-за рубежа наш соотечественник. И практически одновременно с этим письмом пришла перекликающаяся с ним по духу статья о жизни Православных в Германии.

Самара, собор святых Апостолов Петра и Павла. Я стою в храме после Божественной литургии и беседую с протоиереем Михаилом Фроловым.
В этот храм еще подростком я пришла на крещение, скрывая от родных и друзей, ведомая непонятной для меня тогда спасительной силой. Тогда, во времена комсомола и пионерии объявлять о своей вере в Бога было, мягко говоря, не принято. Я закончила школу, затем институт, жизнь текла своим чередом, бросая «из огня, да в полымя», но я неизменно приходила в этот храм, чтобы в очередной раз вдохнуть мир и покой в свою душу. И как всегда хотелось сохранить это состояние души и перенести его в мирскую жизнь. Но, как многие из молодежи того времени, я грезила о мире, где царит идиллия и покой, где-то там на красивом и благополучном Западе.
…И вот я вновь стою в самарском Петропавловском соборе и беседую с отцом Михаилом. Неожиданно, как бы подводя итог нашей беседы, он говорит мне, что на молитвах наших российских храмов и монастырей держится весь мир. И эти слова приводят меня к размышлениям о жизни Православной общины Германии.
За годы жизни в Западной Европе я поняла, что менталитет той страны, в которой находится Русская Православная Церковь, не может не откладывать свой отпечаток на жизнь верующих. И от этого Православная Церковь в Америке, Франции, Германии и других странах мира обязательно будет отличаться своими внутренними устоями, при этом сохраняя единство в литургической жизни и догматах, канонах.
Очень хорошо помню свое первое впечатление от посещения в Берлине Воскресенского собора. На закрытых воротах храма висело расписание служб, которые проводились только по праздникам и воскресным дням, то на немецком, то на русском языках. В следующий раз я пришла согласно расписанию, это была всенощная на немецком языке. Небольшой храм с очень скромным внутренним убранством был почти пуст, и возникло ощущение, что всенощная, которую батюшка служил на тогда непонятном мне языке, теряет истинный смысл и духовную красоту. Только потом я узнала, что русские не посещают немецкие службы, да и многие немцы стремятся присутствовать на традиционном русском Православном служении в храме. Поэтому вполне вероятно, что мои ощущения были оправданны. Удивили меня две девушки, почему-то сидящие на стульях, расставленных по периметру храма; они оживленно беседовали, положив ногу на ногу и при этом, не меняя положения, крестились.
Воскресная служба оказалась очень многолюдной, у ворот храма я увидела целый парад дорогих машин и большое количество людей ярко и дорого одетых, женщины в основном в брюках и не покрывающие головы платками. Мне было трудно понять, что привело сюда этих людей: дань моде или иллюзорное желание в очередной раз заплатить Богу за свое мирское благополучие. Конечно, я почувствовала себя очень неуютно, пытаясь вглядываться в лица в надежде увидеть истинно Православную одухотворенность, которой наполнены наши российские храмы. Святая блаженная Матрона Московская говорила, что в храме не нужно смотреть на стоящих рядом людей и думать о том, как и чем они живут, а думать надо о своей душе и о своем спасении. Конечно, я всегда старалась следовать ее совету, но здесь такое несоответствие моим представлениям о традициях и благочестии Православной Церкви меня несколько оттолкнуло. Но что всегда меня восхищало, это проповеди Архиепископа Германского и Берлинского Феофана, они наполнены удивительной мудростью и отеческой любовью к ближнему, и те темы, которые он поднимал в своих проповедях, не могли не находить душевный отклик в сердцах прихожан.
Первые годы жизни в Западной Европе дают ощущение полной эйфории. Ты не понимаешь, о чем говорят люди, чем они живут, ты видишь только внешнюю сторону этой очень на вид красивой, сытой и благополучной жизни. И ты начинаешь думать, что это и есть тот самый идеальный мир, наполненный покоем, красотой, социальной защищенностью, о котором мы грезили в юности, уже тогда уставая от вечных трудностей российской жизни. И только спустя несколько лет ты начинаешь видеть негативные стороны этой жизни.
Особенно больно груз неведомых прежде проблем обрушивается здесь на творческих людей. Великолепная художница из Москвы, у которой в Германии проходит большое количество выставок (ее работы очень светлы и духовны), но тем не менее она вынуждена мыть полы у обезпеченных немцев. Хороший дизайнер, архитектор работала по уходу за больными людьми и, приходя домой к своему маленькому ребенку, плакала от усталости и душевной боли. Музыкант, только дома играющий на рояле для своей семьи, в пять часов утра со слезами на глазах отправлялся на работу — убирать мусор на вокзале. И ни одному немцу невозможно объяснить, от чего страдают эти люди, внешне живущие в достатке, так как по европейским представлениям совсем не важно, в чем состоит твоя работа, главное — что ты ешь, как ты одет, какая у тебя квартира, машина. Конечно, совсем не обязательно проходить через работу, не соответствующую твоему интеллектуальному уровню, но все-таки там нужно забыть, кем ты был в России, и начинать жизнь заново.
С рождением сына очень многое изменилось в моем мировоззрении, я ощутила огромную ответственность, в первую очередь за духовное воспитание моего ребенка, так как у меня было много отрицательных примеров так называемого европейского воспитания. У многих моих знакомых дети выросли в этой среде. Крестила сына я в России. И вот приходя с моим малышом на Причастие, я как будто заново обрела Воскресенский собор в Берлине, увидев его совсем другими глазами. Может быть, за те краткие посещения прошлых лет изменился приход храма, а может, изменилась и я сама, но я увидела вокруг себя совсем другие лица, просветленные любовью, смиренные, преданные своей вере и Церкви. Сразу захотелось со всеми познакомиться, и было это совсем несложно, так как лица детей и их родителей стали быстро узнаваться. Кто эти люди, объединенные Православной верой в чужой стране? Все они очень разные — артисты, художники, писатели, люди науки — и у каждого из них была своя причина, по которой они оказались в Германии. Но вне своей Родины их объединяет в общину и теснит друг к другу их общее Православное сознание, для которого так важны самые простые духовные истины, мир семьи, воспитание детей, соблюдение заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому любые проблемы, возникавшие у прихожан общины, всегда находили неизменный отклик в душах и сердцах их Православных соотечественников. В стенах храма постоянно что-то происходит: кто-то привез из России новую Православную духовную литературу, детские книги, кто-то собирает вещи для детского интерната на Украине, кто-то собирает деньги для больных детей интерната в Подмосковье, кто-то отправляется в паломничество по святым местам, кто-то собирает книги и иконы для русских заключенных в тюрьмах Германии, а кто-то организовал выступление русского хора, исполняющего Православную духовную музыку. Невозможно забыть великолепные престольные праздники, когда после праздничной службы матушка отца Георгия готовила угощение для всей общины, и самая простая еда была для нас необыкновенно вкусна. Собирались самые близкие прихожане за одним столом, одной духовной семьей во главе с Владыкой Феофаном.
В последнее время мы часто обсуждали то, что необходимо узаконить существование общины и ее работу на территории Германии, придать ей официальный статус. Тогда и деятельность общины можно было бы расширить. Все помещения, храмы и церкви в Германии не принадлежат Русской Православной Церкви, и епархия их только арендует. Православные храмы там являются памятниками архитектуры, поэтому даже обыкновенный ремонт требует безконечных согласований с официальными структурами. После официальной регистрации немецкое государство по своим законам обязано обезпечить деятельность общины, предоставив дополнительные помещения, что и является самым насущным, ведь все наши собрания проходили в стенах храма. В общине Берлина очень большой детский приход, и тема Православного воспитания нашего подрастающего поколения вне России имела для родителей огромное значение. И нам всем очень хотелось, чтобы с появлением дополнительных помещений появилась бы возможность организации Православной детской школы. И где мы могли бы проводить детские Православные праздники, где прихожане могли бы встречаться для бесед со священниками, обсуждая наши общие проблемы. А также мы собирались организовать фонд милосердия для помощи больным и обездоленным детям России.
И, конечно же, я не могу не остановиться на людях, которые всегда в гуще всех этих событий. Это, в первую очередь, удивительная Наташа Спокойная, маленькая хрупкая женщина, мать пятерых детей, математик по профессии, безпокойство за все и за всех совсем не соответствует ее фамилии. Она всегда в храме со всей своей семьей, всем помогает и всегда умеет объединить многих в молитве за тех, кто в ней так нуждается в этот момент, по болезни или духовной немощи находясь в сложной жизненной ситуации. И по организованным ей совместным молитвам происходили настоящие чудеса.
Я вспоминаю историю молодой девушки Юли, бывшей цирковой артистки, которая совершенно случайно зашла в наш Воскресенский собор, попав на Божественную литургию. А после службы она не смогла уйти, сидела в опустевшем храме и слезы счастья заливали ее лицо. А когда священник Михаил спросил, что с ней, она ответила, что хочет окреститься. Вскоре у нее родился ребенок, здесь же она крестила его, и на наших глазах он рос и делал первые шаги в храме.
Известная актриса Марьяна Польтева: видя ее, сразу вспоминаешь те замечательные фильмы («Курица», «Попутчик»), в которых она снималась с самого детства. И здесь со своим замечательным сынишкой она всегда в гуще событий. Ярких, интересных людей объединяет Православная община в Германии!
Очень многих Православных, живущих в Германии, волнует проблема воспитания детей. Дело в том, что ребенка в Православной семье оградить от влияния иной среды очень трудно. Наши дети идут в детский сад, затем в школу и стараются соответствовать всему тому, что их окружает, и как бы с этим ни боролись, они впитывают те истины, которые им проповедуют воспитатели. А результаты подобного влияния на детей и подростков для меня были ужасающие. Моя подруга родом из Самары, в Германии она вырастила двоих детей. Будучи очень хорошим художником, она преподавала в изостудии для русских и немецких детей. И вот в канун Рождества она хотела предложить детям тему праздника, предварительно задав вопрос, в чем состоит смысл праздника Рождества Христова, самого большого и почитаемого в Европе. Ни один ребенок не ответил на этот вопрос. Все праздники в Европе, на которые выпадают выходные дни, связаны в основном с Евангельскими событиями. Но люди, отмечающие эти праздники, не имеют ни малейшего представления о истинном духовном смысле этих событий. Они не знают и того, что такое пост и молитва. Все у них ограничивается только внешней блестящей формой.
Когда я отдала своего мальчика в немецкий детский сад, первое, что меня поразило, — это равнодушные лица и пустые, ничего не выражающие глаза воспитателей. Как-то забирая сына, я обнаружила, что его нательный крестик лежит в кармане. Я задала вопрос воспитателю и мне ответили, что крестик мешает мальчику и может во сне его задушить. И что же я могу объяснить людям, не имеющем ни малейшего представления о таинстве крещения и его глубоком духовном смысле. Поэтому среди прихожан нашего храма очень многие родители не отдают своих детей в детские сады, так как не могут найти садик хотя бы приблизительно соответствующий нашим представлениям о дошкольном воспитании. Начиная с малолетства детям в Германии внушают, что они независимы от родителей, а родители при этом не должны оказывать никакого влияния на детей, и что при любом давлении на ребенка он может подать в суд на своих родителей. В результате дети отстраняются от родителей, подчеркивая свою независимость и неуважение к старшим. Одна моя русская знакомая в немецком метро за какую-то очень серьезную провинность легонько шлепнула своего четырехлетнего сына. И вдруг один молодой немец подскочил к ней, выхватил пистолет и, подставив ей к виску, закричал, что сейчас же выстрелит в нее — садистку, изуверку, шлепающую ребенка… И у ребенка больше не будет такой матери… Она в страхе стала убеждать его, что это ее ребенок, и она как мать имеет право отшлепать его (естественно, не нанося увечий), — но немец был убежден в обратном. В том, что ребенок имеет те же права, что и его мать, и она не имеет права поднимать на сына руку. Только чудом она осталась жива!
Молодые, морально не созревшие люди очень рано отделяются от родителей и живут своей независимой жизнью, и государство их при этом социально обезпечивает. И чем наполнена эта жизнь, родители зачастую просто не знают, да и не хотят знать, а последствия такой жизни можно себе представить.
Я долго не могла понять, почему большинство немцев так гордятся тем, что собираются всей семьей на Рождество, считая его семейным праздником, — да потому, что это бывает только один раз в году. А некоторые вообще не хотят видеть своих родителей даже раз в году, посылая им только открытки или короткие сообщения по факсу. Конечно, ребенок, родители которого воспитывают его, основываясь на Православных традициях, не вырастет наркоманом, алкоголиком и т.п., но оградить его полностью от особенностей подобного воспитания невозможно. И родители должны мириться с тем, что прежде чем зайти в комнату подростка, они должны стучаться, а уходя из дома он может запереть свою дверь на ключ, и это среди его сверстников считается нормальным, он же хочет быть таким, как все там, где он живет, учится, проводит свой досуг. И как ответ на мои размышления — это страшная трагедия, случившаяся недавно в Германии, в Эрфурте, когда отчисленный из колледжа за неуспеваемость подросток застрелил учителей и нескольких своих сверстников.
Это очень страшный плод так называемого европейского воспитания.
Поэтому для всех Православных христиан, живущих в разных странах мира, так важно в первую очередь для будущего своих детей иметь маленькие островки истинного христианского благочестия. Такими «островками» в чуждом для нас, русских, западном мире являются Православные храмы. И как хорошо, что еще там можно согреться сердцем в этом жутком, почти апокалиптическом холоде чужой цивилизации…
Уезжала я из Германии патриоткой России и всего русского. Вразумил Господь. Какое счастье, что я и мой сын — снова (и, верю, уже навсегда) дома. В России!

Лариса Душкевич, г. Самара
На фото: Русский Православный Свято-Воскресенский собор в Берлине; (внизу) Русские прихожане в Германии: справа актриса Марьяна Польтева с сыном Федором.
31.05.2002
Дата: 31 мая 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru