Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Душа согревается в храме

Мироточат иконы в храме в честь святых Космы и Дамиана в селе Глухово Воскресенского района Нижегородской области.

Мироточат иконы в храме в честь святых Космы и Дамиана в селе Глухово Воскресенского района Нижегородской области.

Пожалуй, всякий раз, когда настоятель Космо-Дамиановского храма, что в селе Глухово Воскресенского района на Нижегородчине, иерей Алексий Белоусов приезжает в Самару, батюшка не упускает случая побывать в редакции газеты «Благовест». И вот - новая встреча. И отец Алексий поделился духовной радостью: уже три года в храме мироточат иконы.

- Первой замироточила икона, на которой изображены преподобный Макарий Желтоводский и Унженский и преподобный Варнава Ветлужский. Расстояние от Глухова одинаковое до обоих монастырей - Макарьевского и Варнавского - и возможно, эти святые где-то в наших краях встречались.

Люди приезжают посмотреть на мироточение икон, и многие впечатлились не только этим чудом. А вот заходят они… - и сама атмосфера храма согревает душу. Ну, наш-то храм попроще, а вот старинный Троицкий храм в селе Троицкое у наших соседей - дивная архитектура, внутреннее убранство, и словно переносишься в атмосферу XVI-XVII веков.

В Троицком храме тоже мироточит около двадцати икон. А какой там батюшка! Протоиерей Евгений Горбунов сумел такую теплую атмосферу создать, что люди приезжают, побудут, и потом приезжают туда снова. Батюшка всех встречает с распростертыми объятиями. Служит он уже 30 лет. В прошлом - известный рок-музыкант из Нижнего Новгорода, композитор, исполнитель своих песен. А на клиросе у него поют одни старенькие бабушки! Как у нас любят говорить, «бабушкино пение». А посмотрели бы вы на девяностолетнюю певчую бабу Веру! Она поет, а сама и притопывает, и прихлопывает…

- И вот у вас первой замироточила одна икона. А потом?..

- Я не смотрел вначале, но в храме стали приглядываться. И заметили капельки небольшие на нескольких иконах, прихожане мне стали показывать. Ну мало ли как могли появиться капельки - брызнули елеем… Думаю, пройдет, высохнут. Но прошло уже три года, а оно не проходит, наоборот, исподволь усиливается.

Однажды я на сессию в семинарию уехал, а в храме без моего благословения начали делать большую уборку. И одна прихожанка тщательно вытерла такое пятнышко на иконе Макария Желтоводского. Я потом обижался: как так можно - взять и вытереть мироточащую икону! А она просто из города приехала и не знала о мироточении. Но через некоторое время на иконе снова проступило миро, только уже в других местах.

На иконе Архангела Михаила миро стекает между копием и мечом в двух или даже трех местах, у Георгия Победоносца течет по мечу. У Петра и Февронии миро на руках, вокруг рук. На иконе покровителей семьи Гурия, Самона и Авива образ мученика Авива обильно покрылся капельками. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи - а еще 11 сентября это день трезвости - на иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» капелька стекла по кресту, изображенному на чаше.

Некоторые говорят: раз на оружии капельки мира, то, наверное, это не к добру. Но я считаю - нет, это, скорее всего, Господь Свою милость проявляет, показывает, что Он не оставит нас и что есть у нас защитники - Архангел Михаил и Георгий Победоносец. Паниковать не надо. А то начали говорить: ой, батюшка, готовьтесь к бедам! Но выходит наоборот - когда началось мироточение, у нас решился вопрос с отоплением. Мы в храме отгородили пленкой теплую часть от холодной, купили обогреватель и поставили под окнами, и теперь в отгороженной части тепло. Новый придел сделали, малый алтарь.

- Последнее мироточение какое вы видели перед тем, как поехали в Самару?

- Мироточила внутри стеклянного киота икона Воскресения Христова, которую мы каждое воскресенье кладем на аналой. Уже ведь приходилось вынимать ее из киота и ставить в него икону другого праздника - и отчетливо видно мироточение.

- Кого-то помазывали этим миром?

- Ну вот от Макария Желтоводского, там можно было взять немножко мира. Капелька двигалась по иконе, оставляя прерывистый след, как от росинки. И я очень осторожно брал с самого низу. Но в очень ограниченных случаях. Помазывал людей, которым предстояла серьезная операция, онкологических больных. И деток, которых привозили к иконам.

В Троицком миро истекает обильнее, батюшка помазывает миром и раздает прихожанам. К мироточащей иконе Божией Матери «Всецарица» онкологические больные ездят в Троицкое целыми автобусами со всей России.

- Троицкий храм имеет какую-то особую историю?

- Он связан с родом Романовых и с Борисом Годуновым. О том, что в нем бывали царственные особы, свидетельствует огромная корона над Царскими вратами. Вырезанная из дерева, старинная - ей лет 300 или 200 как минимум. Над Царскими вратами корона, скипетр, держава и… кортик! Высказывают предположение, что кортик указывает на Императора Александра I. Незадолго до революции один старый житель села вспоминал: «А в нашем селе ведь останавливался Государь Император!» Хотя официальных визитов Государей в Троицкое не подтверждено.

Рядом с храмом находится интересная могила - надгробье вырезано из какого-то камня, но это не мрамор и не известняк. На ней изображены колесницы, какие-то еще атрибуты царской власти, почему предполагают, что в ней похоронен кто-то из Царского рода.

- Бывает ли, что вы в своем храме служите вдвоем с матушкой?

- Так это обычное наше служение: я служу, матушка поет. Обычно хотя бы один-два прихожанина на службе. Но было и такое, что совсем никого, кроме нас двоих, на службе не было.

Иной раз потужишь: ну, даже хлеба не принесли… Хлеб - это же основное, что приносят прихожане на канун. Значит, завтра у нас не будет хлеба. Но назавтра кто-то стучится в дверь: «Батюшка, а вот мы вам хлебушка испекли!» Или матушка запечалится: молочка давно не было… И опять кто-то приходит с молочком, творожком, а то и сметанкой. Только подумал!.. - оно тут же происходит. Матушка говорит, думать уже неловко. Вдруг исполнится!..

- У вас сколько детей?

- Пятеро. Но сейчас с нами трое остались. Двое учатся в Самаре.

- Вам авторитет священника достался по наследству или вы его созидали?

- Я так громко не могу сказать. Предыдущий батюшка хороший был. У нас вообще авторитет
священника высокий. Первое время я удивлялся, что в автобусе мне уступают место. Ездил же в облачении. Сейчас хоть в чем иди, меня тут уже и собаки знают - и не кидаются. Потому что видят - батюшка идет.

Мы живем на глазах у прихожан, и они жизнь нашей семьи наблюдают. Не то чтобы мы были для них примером. Но это нас обязывает как-то держаться, потому что как в витрине стоишь. И в нашем селе даже те, кого в храме вижу только на Пасху, а кто и вообще в храм не ходит, все равно с уважением относятся.

Но есть некая самодостаточность, что ли, некоторая гордость в людях. Потому что человек живет, можно сказать, в лесу, привык надеяться только на свои силы. Ружье, удочка, корзинка с грибами-ягодами выручают. И если что-то для церкви нужно, ты должен сначала прийти к нему, познакомиться и попросить. Сам он, может быть, и рад помочь, но будет ждать, когда его попросят. Ну уж если батюшка попросил, он все дела отложит, поможет и денег не возьмет.


Космо-Дамиановский храм в селе Глухово на Нижегородчине.

- Вы раньше говорили, в субботу у вас в селе банный день…

- Да эта традиция - она не только в Глухове - во многих селах! И как ни объясняй, что в этот вечер надо быть на службе, ответ один: мы топим баню! Что же вы, весь день, что ли, ее топите? Привыкли люди так и не хотят ломать свой уклад. Знающие ситуацию батюшки говорили: «В субботу можешь не служить - никто не придет». Я с этим не согласен. Служим мы не только прихожанам, а в первую очередь Богу. К тому же в субботу мы поминаем усопших. В субботу в любом случае служим всенощную, даже если никого из прихожан в храме нет. Сейчас, слава Богу, от службы к службе число прихожан на вечернем Богослужении увеличивается. А после службы человек может с батюшкой поговорить или поисповедаться. И на Литургию стали больше ходить - понимание появилось, что надо в воскресный день прийти на службу. Раньше ходили только по праздникам, даже если это рабочий день.

- Батюшка, расскажите о вашем Архиерее.

- Мы еще не можем полностью оценить масштаб личности Епископа Городецкого и Ветлужского Августина, его деятельности как миссионера и проповедника. Он проповедует в автобусах, в поезде, в самолете… - где бы ни был, какого бы человека ни встретил, старается заговорить с ним о Божественном. Владыка часто повторяет: «Я хотел бы всех привести к Богу». Городецкая епархия позиционируется как миссионерская. Чтобы каждый храм был центром культуры, просвещения и опорным станом миссионерства. У нас регулярно проходят молодежные форумы, на территории тринадцати районов епархии проходят встречи с молодежью. Владыка Августин старается объехать все храмы, пообщаться с батюшками, бывает и у нас в храме. И когда приезжает в соседний район, Владыка приглашает всех на службу, особенно тех священников, которых сам рукополагал…

- И вас в том числе! Вы сколько уже в сане?

- Четыре года. У нас нет духовника в епархии, духовник сам Владыка, мы у него исповедуемся. После службы трапеза с Владыкой. И каждый может свои вопросы ему задать. Он очень открыт и, как любящий отец, старается выяснить у каждого, какие проблемы, нужды и в чем может помочь епархия. Нам с Владыкой очень повезло, и мы его стараемся не огорчать своей ленью, нерадивостью.

- Какие проблемы сейчас стоят перед вами как сельским батюшкой?


Мироточивая икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Фрагмент.

- Проблемы… - их много. Когда уезжал из села, там было -18°, снег лежал. Погода отличается от самарской, зима более суровая и долгая. А ведь зимой почти все те, кто помогал храму своей лептой - заказывали требы, ставили свечи… - они уезжают к себе в город! В Глухово они приезжают как дачники, а живут-то в Нижнем Новгороде, кто и в Москве. Наши бедные старушечки, как бы ни любили свой храм, реально помочь не могут. Нет у них таких средств. А ведь нам надо вносить обязательные платежи. Надо просто выживать - мы же от алтаря кормимся.

Но главное, о чем болит душа, это о православных братьях на Украине. Им сейчас особенно тяжело. Но и радует, что они так твердо стоят за то, чтобы быть вместе с Россией. Недавно состоялось собрание Нижегородской митрополии, посвященное церковной ситуации на Украине. Собралось всё духовенство Митрополии - это более пятисот человек. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Епископы других епархий и викарий Митрополии, специалисты по каноническому праву, по межцерковным отношениям выступали очень эмоционально, мы все единогласно поддержали Святейшего Патриарха Кирилла. Поддержали позицию Русской Православной Церкви.

- Ваш «прихожанин № 1» как-то сейчас помогает?

- Владимир Васильевич Каданников, бывший директор АвтоВАЗа? Он звонит своим родственникам, которые живут в нашей деревне. Передает нам через них привет, интересуется храмом. Но сейчас мы стараемся не напрягать его нашими заботами. Он уже всё возможное сделал для храма и для района. Дай Бог здоровья ему и его супруге. Мы вот тогда написали в статье: «оснастил школу компьютерами…» Но компьютеры - это далеко не главное! В районе построено много дорог с его помощью. И тех, которые ведут к таким глухим деревням, как наша. К нашему селу ведет асфальтовая дорога, и центральная улица заасфальтирована на его средства. В районе он сделал очень многое для поддержки детских коллективов, дарил микроавтобусы, «газели», в том числе и школе нашей. И одну «газель» подарил администрации нашего сельсовета.

- Что сказали прихожане по поводу вашего автомобиля? Подарок Каданникова - вазовская «Нива»…

- Прихожане за меня порадовались. Как раз та машина, которая нужна, я ее особенно испытал в осеннюю распутицу. Даже не смотрю теперь, какая погода на дворе - снег ли, грязь ли, - а раньше выбирал дорогу, только где асфальт, приходилось далеко объезжать. Сейчас напрямую, пути сокращаются благодаря машине. Это и возможность быть доступным для прихожан - куда бы ни позвали. Раньше доезжал по трассе ближе к селу, а дальше - оставлял машину и пешком по колено в грязи к больной бабушке. Теперь спокойно еду…

- Три-четыре раза в год вы бываете в Самаре.

- На сессии! Вот сейчас учеба моя заканчивается. Но мы просто обязаны бывать в Самаре, потому что два сына учатся в Самаре. Они приезжают, навещают нас, но и мы должны видеть, как они живут, навещать их.

- А когда приезжаете в родную Самару, в первую очередь куда идете?

- Сразу еду в семинарию. Родителей навещаю. И к схимонахине Сергии на могилку. Вот 23 октября ее память была - собирались у матушки на могиле, и моя матушка Юлия приезжала. Протоиерей Сергий Гусельников отслужил литию. И потом поехали на поминальную трапезу в дом к духовным чадам матушки Сергии Владимиру Филипповичу и Нине Петровне Пономаревым. Стараемся общаться с кругом матушки.

- Батюшка, какой наиболее памятный совет от матушки Сергии вы получили?

- Она очень почитала Святителя Василия Великого и говорила: «Почему он стал великим? Он принял послушание». Вот это в память запало. Ну и еще многое. Про «яшки», «мышки» да «самошки»… Везде у нас наша самость: я, да мы, да мы сами… А про Господа забываем. И еще, бывало, матушка возьмет стакан - опрокинет его вверх дном на блюдечко: «Вот мир - а Господь раз - и одним движением всё перевернет!» Тогда были довольно сильны апокалиптические настроения. Но матушка говорила о тех временах, когда придет антихрист: «Человека мучить будут, а он будет кричать: «Господи, помилуй!» - и Господь-то будет его миловать!»

У меня в предыдущей машине был кассетный магнитофон, так пока я ехал, так и слушал голос матушки Сергии. А на дисках ее записей нет.

- Как думаете, довольна она там вами?

- Нет, конечно! Она нас любит, но вот довольной быть… Дети неразумные! Всё равно эти «яшки» в нас то и дело так и проявляются. Нам надо очень стараться, чтобы она была нами довольна. Очень!

Подготовили Антон Жоголев
и Ольга Ларькина.

64
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru