‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мастер

Уникальный художник-реставратор Виктор Константинович Крутилин отдал Православной Церкви пятьдесят трудовых лет. Этот очерк посвящен его памяти.


Этот материал был задуман как рассказ о замечательном художнике, полвека потрудившемся для Церкви, и человеке необычной судьбы, ныне живущем рядом с нами. Но герой этого повествования Виктор Константинович Крутилин несколько дней не дожил до появления в «Благовесте» очерка, которого он так ждал…В воскресенье 28 января он скончался, но мы решили не менять редакционные планы и рассказать об этом человеке, тем самым как бы подведя итог его жизни.

Рассказать о художнике-реставраторе Викторе Крутилине попросили прихожане одного из самарских храмов. «Виктор Константинович — человек необыкновенной судьбы! В России мало сыщется мастеров, равных ему в восстановлении церквей». В Самарской епархии подтвердили: Виктор Константинович действительно мастер уникальный, настоящий самородок. Русской Православной Церкви отдал пятьдесят трудовых лет.

Подарок от епархии

Сразу встретиться нам не удалось — ветеран лечился в госпитале. И вот звонок: «Приезжайте в мастерскую, поговорим». Как тут было не удивиться: Крутилину — девятый десяток, а он после госпиталя сразу отправился на работу.
Встретились мы в крохотной мастерской, которая расположена на одной из старинных самарских улиц. Этот небольшой зеленый домик Куйбышевская епархия передала Крутилину под производство еще в пятидесятые годы прошлого века.
Это стало свидетельством признания таланта молодого специалиста-альфрейщика (орнаментщика).
— В Самару я приехал в 1953 году из Ульяновской области, — вспоминает Виктор Константинович. — Прямо с вокзала направился в церковь святых Апостолов Петра и Павла, там как раз шел ремонт. Предложил себя в качестве специалиста по орнаменту, но оказалось, что место уже занято…
Работу начал в кинофикации — расписал в Куйбышеве кинотеатр «Молот», затем кинотеатры «Смена», «Художественный», Дом учителя, оперный театр… О талантливом специалисте-альфрейщике узнали в Куйбышевской епархии. Архиепископ (позднее — Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) Иоанн (Снычев) предложил восстановить деревянную церковь в селе Владимировка Елховского района.
С той поры все старинные церкви Самарской области, а также многие храмы Оренбургской, Ульяновской, Пензенской областей восстанавливала бригада Виктора Крутилина.
— Власти всячески препятствовали восстановлению храмов, — вспоминает Крутилин. — Контроль за нашей работой был жесточайшим: «Откуда стройматериалы?», «Есть ли разрешение на работу и местная прописка?», «Не пьянствует ли бригада?». А в бригаде — он, его дочь Регина да девчонки-мастерицы. В Большой Глушице вообще произошел анекдотичный случай: начальник райфинотдела поставил условие: отремонтируете безплатно служебные помещения отдела — допущу к ремонту церкви. Когда наконец приступили к ремонту храма, препятствия стал чинить второй секретарь райкома партии. И тогда возмущенный начальник райфинотдела пошел на партийного вожака с кулаками. Но чаще подобные препятствия улаживались с помощью щедрых подношений.

Школа жизни

В Православной России издревле существовало предание: кто вдумчиво прочитает дважды Библию — того считать мудрецом. Сельский мальчик Витя Крутилин с помощью бабушки в три года освоил церковнославянский язык и за несколько лет прочитал Жития святых, все духовные и богослужебные книги деда-священника. В том числе Псалтирь и Евангелие. В шесть лет пошел в школу. Необыкновенно развитого мальчика сразу перевели в третий класс. Через год — в седьмой. Вручили две похвальные грамоты и… предложили родителям забрать его «отдохнуть» от школы на два года — сельские учителя стали бояться вундеркинда.
На этом его школьное образование и закончилось. Под руководством отца и деда мальчик освоил профессию столяра, получил хорошие уроки живописи у известного художника. Его первые рисунки — атака советских танков на Халхинголе — опубликовал журнал «Мурзилка» в 1939 году. В Пензенское художественное училище Виктора приняли без экзаменов — по представленным рисункам. Но вскоре началась Великая Отечественная. По фронтовым дорогам сержант Крутилин прошагал в должности командира пулеметного отделения; дрался и был ранен под Ригой, штурмовал Кенигсберг. Победу встретил под Гданьском, долго лечился в госпиталях. Награжден орденом и боевыми медалями.
А потом его постигла участь многих фронтовиков, которые, заглянув на войне в лицо смерти, в мирной жизни вели себя смело и с достоинством — таких власти часто отправляли за колючую проволоку.

«Русского не трогать!»

Срок по печально известной 58-й статье он отбывал на Кавказе. О его редких дарованиях узнало МГБ Грузии, и вскоре осужденного Крутилина направили реставрировать здание местного министерства госбезопасности. Он увидел, как мало тогда стоила человеческая жизнь. Как-то известный грузинский повар плохо зажарил поросенка для Лаврентия Берии и его брата. После чего сразу был арестован и получил пять лет лагерей. Но в отношении Крутилина вышло особое распоряжение: «Русского Виктора не трогать!» Он реставрировал дачу племяннице Лаврентия Берии. За хорошо выполненную работу она пообещала похлопотать перед дядей о его освобождении, но наступил 1953 год…
— Непостижим Промысл Божий о человеке! «Университеты» за колючей проволокой, тяжелая работа на особо важных государственных объектах очень помогли мне в самосовершенствовании, — вспоминает Крутилин.
После лагеря он приехал в Инзу. Но ныли фронтовые раны, и ульяновские врачи порекомендовали сменить климат. Так он снова приехал на Кавказ. У известных грузинских мастеров Бено и братьев Челабуа учился орнаменту.
Орнамент — это узор на предметах, архитектурных сооружениях. На Востоке, где это искусство особенно развито, истинных мастеров всегда было немного. В России же Крутилин до сих пор считается непревзойденным мастером.
В орнаменте для него нет секретов. Орнамент геометрический и растительный, зооморфный и арабески — все эти виды в замысловатом сочетании под его руками образуют те неповторимые поющие рисунки, которые сейчас украшают оперный театр, гарнизонный Дом офицеров, интерьеры многих соборов и церквей. Этому редкому искусству он учит современных мастеров, в том числе и московских. А ведь было время, когда его орнаменты сдирались, уничтожались, заклеивались партийными лозунгами, поскольку Хрущев объявил орнамент абстрактным искусством.

Виктор Константинович Крутилин с протоиереем Александром Урывским.

«Главный секрет»

Талантливый самоучка Виктор Крутилин за послевоенные годы освоил по книгам специальности проектировщика, архитектора и строителя. А еще он чеканщик, скульптор, каменщик. «Без этого не обойтись было при восстановлении церквей в сельской местности, — рассказывает мастер. — Бригада, а ее численность порой достигала пятидесяти человек, должна была уметь делать буквально все».
В середине 90-х годов прошлого века его пригласили восстанавливать в Самаре собор в честь Святого Вознесения Христова. Божий дом вскоре чудно преобразился! Помолиться перед иконами редкой красоты сюда приезжают верующие со всего города.
Тогда же известная фирма предложила епархии восстановить купол собора.
Проектировщики развернули оборудование, собрали и обработали информацию на компьютере, однако к практической работе все никак не могли приступить. И тогда на помощь позвали дядю Витю. Так потом вместе и работали: исходные расчеты представлял Крутилин, а проектировщики их обрабатывали.
На стенах богадельни, что при Вознесенском соборе, мастер с любовью изобразил храмы дореволюционной постройки. Неожиданно те из церквей, что после революции были разрушены коммунистами, покрылись черной траурной полосой. Крутилин несколько раз смывал полосы, но они вновь «из ничего» появлялись. И только когда храмы были восстановлены, полосы на картинах перестали появляться.
…Когда начинаются расспросы о слагаемых его мастерства, Виктор Константинович охотно называет свой главный секрет: «Перед всяким делом усердно молюсь Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю». Восстановленные им храмы не нуждаются в ремонте десятки лет.
Были случаи, когда Промысл Божий спасал его от больших бед. Как-то еще в советское время его попросили привезти в Ульяновскую область четыре киота для церкви. В целях конспирации киоты загрузили в машину с бортовой надписью «Мебель». В Инзе в кабину грузовика местный батюшка подсадил сына. Дальше предстояло ехать в село Оськино. Но уже на первом перекрестке их встретили четыре милиционера. «Господи, помоги нам проехать!» — взмолился Крутилин. Милиционеры изумленно смотрели на куйбышевские номера грузовика, на «лишних» людей в кабине — и не могли шевельнуться. Так и проехали.
В другой раз бригада ехала в село Нероновку Сергиевского района. В кузове старенького ЗиСа стояли тяжелые бочки с олифой, краской. Крутилин всю дорогу молился. Довезли благополучно. И вот не успел после разгрузки порожний ЗиС выехать за околицу села, как отвалились оба задних колеса.
Был еще случай, когда они с водителем уснули одновременно, а машина сама остановилась на мосту.
В 1990 году Патриарх Московский и всея Руси Пимен наградил Виктора Константиновича орденом святого равноапостольного князя Владимира — «За восстановление храмов в Самарской области». К несчастью, в его квартиру залезли воры и похитили орден. За божницей сохранилось лишь удостоверение к ордену.
В наше время потрудиться для Церкви стремятся многие художники-реставраторы. Некоторых из них к Крутилину направляет Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий — для совершенствования мастерства. Вникая в характеры людей, иным Виктор Константинович прямо говорит: «За деньгами гонишься — мастером не станешь!» Но некоторых из тех, кто прошел полный курс наук у Крутилина, уже знают в России. «Новые русские» приглашают его для отделки своих усадеб, сулят большие деньги.
«Нет, ребята, дело не в деньгах. Работаю во славу Божию, для Православной России», — отвечает Виктор Константинович.
А работы для бригады становится все больше, власти изменили свое отношение к национальным святыням. Повсеместно идет реставрация старинных храмов. И здесь без Крутилина не обойтись.
Придется обходиться... В восстановленных Виктором Константиновичем Крутилиным  церквях и часовнях сегодня поминают о упокоении новопреставленного Виктора и поют ему «Вечную память». А начатое им дело продолжат ученики.

На снимках: художник Виктор Крутилин за работой; Виктор Константинович с настоятелем Вознесенского храма протоиереем Александром Урывским; Вознесенский храм г. Самары.

Олег Бедула
02.02.2007
1045
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru