‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Как рушили храм

Теньковцы помнят, какой прекрасный трехпрестольный храм стоял в их селе. Он был разрушен последним в нашем районе. И мне захотелось узнать, как это случилось, ведь прошло не так уж много времени. Теньковский храм был разрушен в шестидесятые годы.


Теньковцы помнят, какой прекрасный трехпрестольный храм стоял в их селе. Он был разрушен последним в нашем районе. И мне захотелось узнать, как это случилось, ведь прошло не так уж много времени. Теньковский храм был разрушен в шестидесятые годы.

Как свидетельствует «Статистическое описание соборов, монастырей, приход — ских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» Н. Баженова, это был «храм деревянный, построен в 1877 году. Престолов три. Главный — во имя Святой Троицы. Приделы — один во имя св. пророка Илии, другой — во имя святителя и чудотворца Николая. Прихожан в Теньковской Подлесной слободе в 470 дворов 1467 мужчин и 1590 женщин. Церковно-приходское попечительство существует с 1895 г. В селе начальная земская школа и с 1894 года школа грамоты для девочек, помещается в доме священника».
Церковь несла не только духовно-воспитательную, но и культурно-просветительскую миссию. Так было до известных всем событий. Что произошло потом? Как ответили на мой запрос из областного архива, «церковь в с. Теньковка Майнского района была закрыта в 1932 году по постановлению собрания граждан, утвержденному решением Средневолжского крайисполкома. В 1939 году здание церкви было продано колхозу «13 годовщина Октября» с. Теньковки. Здание использовалось под склад зерна колхозом и глубинным ссыпным пунктом «Заготзерно».
В 1946 году в ответ на ходатайство верующих Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР было дано разрешение о передаче здания церкви с. Теньковка в пользование верующих. Внешний и внутренний вид храма к этому времени был сохранен. Необходимый ремонт здания верующие обязались произвести своими силами и средствами. 20 и 21 апреля 1946 года в церкви уже состоялись пасхальные богослужения.
В регистрационном деле областного архива имеются различные документы действующей церкви с. Теньковка за период до 25 декабря 1959 года. Сведений о закрытии храма нет. Последний документ — акт о списании церковной утвари, принадлежавшей бывшей церкви с. Теньковки Карсунского района, принятой на временное хранение в Неопалимовскую церковь г. Ульяновска согласно акту от 13 июня 1961 года и подлежащей сожжению и сдаче в утильсырье. Данный документ датирован 4 марта 1964 года.
Вероятно, закрытие церкви произо шло в период с 1960 по июнь 1961 года.
Вот что вспомнили об этом очевидцы.
А.П. Чесноков, поэт, уроженец с. Теньковка:
— Я был тогда подростком. Помню, что дело было ночью. К церкви сбежалась вся деревня. Тракторов было столько, что от света их фар было светло. Пытались стащить тросами колокольню. Потом довелось слышать от очевидцев, что старушки активно защищали храм и чуть ли не ложились под гусеницы тракторов. Но что могли против власти сделать верующие? Кажется, инициатива разрушения храма исходила от председателя сельсовета И.Ф. Маслова. Говорят, часть икон сожгли в котельной комбината. Другие иконы унесли домой и сохраняли все эти десятилетия благочестивые миряне. Некоторые из спасенных икон теперь возвращаются во вновь созданный теньковский и прислонихинский храмы.
А я, подросток, взирал на все происходившее тогда как на какую-то феерию, нечто грандиозно-радостное. Нас так воспитывали: «Религия — опиум для народа».
А.Н. Афанасьев, главный зоотехник районного управления сельского хозяйства:
— Сам я родом из Кезьмина, там работал примерно в 1962 году грузчиком на машине. Мы возили зерно в Чуфарово. На обратном пути, проезжая через Теньковку, видели возле храма много тракторов, несколько легковых машин и большое скопление людей. Остановились, узнали, что ломают церковь. Милиционеры сказали, чтобы мы не задерживались, проезжали. И мы уехали. Запомнилось это потому, что было интересным зрелищем для меня, мальчишки-подростка, но возмущения не было. Я и теперь считаю, что это было сделано правильно.
Ф.П. Гнедочкин, житель села, пенсионер, ранее учитель:
— Помню — приезжал к нам в Теньковку представитель обкома, собирал в школе учителей, поставил задачу, чтоб мы ходили по дворам и агитировали сельчан отнестись к этому (разрушению храма) спокойно, не делая шума. Была выдвинута мысль, что храм в аварийном состоянии. Это было перед Новым годом. А старушки и старички ходили ночами к храму, несли там «вахту» почти постоянно. Когда разрушали храм, трактора пригнали с языковской фабрики, зацепили тросами за купол и колокольню и стали стаскивать. Среди женщин пошел ропот возмущения, но активисты, оцепившие место событий, оттеснили их. Надо сказать, «аварийная» церковь была построена на совесть и никак не «поддавалась». Потом еще пришла техника.
Из полученного материала, как я слышал, предполагалось в Белозерье клуб строить, но белозерские мужики категорически отказались. Часть материала растащили, часть перешла в Базарный Урень...
Д. (фамилию просил не указывать):
— Я был очевидцем этого события, находился в составе комсомольского оперативного отряда. Скорее всего это было в конце 60-х — начале 70-х годов. Нас заранее предупредили, куда и зачем поедем. В Теньковку приехали вечером. Увидели, как тракторами храм ломают. Осталась церковь на трех опорах, и все равно — стоит! Потом поступила команда «поджигать»! Когда мы уезжали с того места, разрушенная церковь горела. Теньковцы так и не расходились. Народу было много. Женщины возмущались. А мы были молодые, накачанные атеистической пропагандой. Мне сейчас трудно давать оценку этому событию; вам, молодым, легче. Вы и давайте.
Закономерно, что многих из тех, кто руководил нами в те годы, уже нет в живых. Умерли нестарые, и некоторые — противоестественной смертью.
П.Ф. Лысов, житель села:
— До 11 лет из этого храма я вытаскивал пшеницу. Здесь было зернохранилище. В 1945-м храм открыли. И до 16 лет я ходил туда, в основном с моей богомольной мамой. В это время был презираем и гоним всем селом.
Помню, в церкви было очень красиво: все иконы были расписаны по старинной технологии «жидким золотом». Обрамление — резьба по дереву. Изумительной резьбой были украшены и Царские врата. Храм вмещал 500 человек, но на большие праздники даже церковная ограда вся была полна богомольцами. До сих пор в селе существует несколько версий по поводу того, кто строил этот прекрасный храм. Несколько фамилий с гордостью считают его работой своих предков.
А вот что читаем в статье краеведа В.Ф. Ерхова «Пустыри над прахом колоколен» (газета «Град Симбирск» за 5-11 ноября 1994 г.): «Теньковские жители не могли налюбоваться деревянной церковкой на каменистом пригорке. Но участок, на котором она стояла, будто бы понадобился председателю сельсовета Ивану Федосеевичу Маслову... Он пригнал два трактора, чтобы сначала повалить зацепленную за макушку тросом колокольню, а потом ее разобрать. Прибывшие рабочие оказались в затруднительном положении, так как вокруг церкви улеглись верующие старушки, образовав непрерывное живое кольцо. Лет через пятнадцать совсем незнакомые парни жаловались мне: «Председатель вызвал из Языкова милиционеров. Те стали поднимать женщин и вносить в автобус, а затем отвезли их за несколько километров от села. В это время и разрушили здание». Нынче на месте церкви — пустырь. На нем два столба с перекладиной, к которой подвязан диск от автомобильного колеса. Гонг. Председатель же, согласно молве, получил персональную пенсию, квартиру в Ульяновске и уехал из Теньковки».
Теперь на этом месте уже не только гонг. Здесь церковь, хоть и не такая прекрасная, как прежняя. Нетрудно догадаться, почему не пожелал быть схороненным на сельском кладбище умерший И.Ф. Маслов, строго завещавший сыну свою «последнюю волю».
Прошли годы. Недавно в разговоре о событиях той эпохи верующий человек замечательной души П.Ф. Лысов сказал: «Вот так выжигали в нас имя Христово...»

С. ЛУНЕВА, Р.п. Карсун Ульяновской обл.

25.12.1999
1257
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru