‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Значение тайны Боговоплощения для человечества

Доклад прочитан 16 мая на открытии конференции "Христианство-2000" Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием.

Доклад прочитан 16 мая на открытии конференции "Христианство-2000" Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием.


  В дни, когда свершается празднование великого юбилея 2000-летия Рождества Христова и на благословенной Самарской Земле открывается форум тружеников святого дела Христианского просвещения, посвященный этому великому в истории человечества событию, я рад сердечно приветствовать вас, дорогие во Христе отцы, братия и сестры, всем хорошо известными, но никогда не стареющими в сознании христиан словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Каждый год мы их слышим в храме в установленное Церковью время, но в эти дни торжеств, посвященных Великому юбилею, с особой силой ударяют они в слух и совесть человеческую, заставляют по особому оценить прожитое и постичь глубину милосердия Божия по отношению к человечеству. Драматический ХХ-й век заставил нас вновь и вновь увидеть, насколько хрупок наш земной мир, и только милосердием Божиим продолжает он существовать, несмотря на войны, катаклизмы, великие человеческие страдания. Празднуя Юбилей, проводя настоящую конференцию, мы не просто преисполняемся радости о Господе, не просто работаем Богу, мы оцениваем ход истории, размышляем о смысле Бытия. И размышления эти приводят нас к осмыслению и пониманию великой тайны завершающего века, тайны Боговоплощения.
Вот уже две тысячи лет прошло с того момента, как совершилось Боговоплощение, как открылась тайна Богочеловечества. Но, несмотря на такой огромный по человеческим меркам отрезок времени, как мало люди вдумывались в эту тайну, как мало проникали в глубокое, неизмеримое значение ея в жизни современной человеческой цивилизации. А между тем, исполнение ея явилось гранью двух миров — древнего и нового; со времени Боговоплощения история человечества, как бы от поворотного пункта, движется по совершенно иному руслу.
С тех пор как помнит себя человек, на всех ступенях развития, во всех пережитых формах жизни своей, он стремился в мысли, в чувствах, в образе приблизить и исповедать великое таинство Богочеловечества. Только при свете этой мысли становятся понятны все проявления духовной жизни древнего человечества: величественные храмы, безчисленные жертвы, высокая напряженность религиозных интересов, которая сквозит в каждой строчке завещанных нам седой стариной памятниках письменности, сказания о постоянных сошествиях Божества на землю и т.д. Человек никогда за две тысячи лет не удовлетворялся одною только плотскою жизнью, он мучительно искал приближения к Божественному началу и соединения с Ним. Без этого соединения и в древности, и в средневековье, и в наше время научно-технического прогресса человек не представлял и не представляет возможности осмысленного существования. Не только в сфере религии проявлялись эти духовные искания: им служила философия, литература, народный фольклор, мифология — все сферы жизни человеческой.
Только этим внутренним подготовлением можно объяснить себе, что христианство, в конце концов, несмотря на жесточайшие гонения прошлых веков и нынешнего XX века, было принято лучшими людьми и народами мира:
оно отвечало тайным запросам человеческой души, которая по природе -христианка. Да и что могло удовлетворить жаждущее знаний и истины человечество без Богообщения.
Философия, вследствие противоречивых выводов, пришла в древнем мире в конце концов к мрачному сомнению во всем, этой страшной попытке духа человеческого на самоубийство; на Западе внешнее устроение жизни на основе права вылилось в форму государства Римского, все победившего и все подавившего. Но что же дальше? И к чему все это? Вот роковые вопросы, без ответа на которые теряла смысл языческая государственность, теряла смысл и жизнь, и вся история человеческая.
При всех достижениях тогдашнего человечества жизнь его была как бы без души, ибо в жизни той отсутствовало нравственное начало. Но вот совершилось засвидетельствованное в Евангелии св. Апостолом Иоанном таинство Боговоплощения: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
Отныне в лице Богочеловека-Христа соединилось навеки Божественное начало с человеческим. Тайна эта приемлется верою, хотя не противоречит и разуму. Но раз воспринятая, она совершенно преобразует жизнь людей: ибо, как бы по образу и подобию Богочеловека, создается среди людей богочеловеческое общество.
Жизнь такого общества представляет свободное согласование Божественного и человеческого начала. Отныне благородные усилия человеческой мысли и искания истины, возвышенные запросы совести и искания пути жизни, святая и неистребимая в человеке жажда вечности — все это находит ответ в Том, о Ком сказано: «Когда Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин. 1, 1). Своим Воплощением все человеческое Бог признал не чуждым Себе, но и людей обязал все Божественное во Христе считать не чуждым себе. Люди стали призванными в единство вечной Божественной жизни как дети Бога, как Его друзья.
Так, своим Рождеством, своим вочеловечением Христос возродил человечество, проникая не только в личные, но и в общественные отношения. Богочеловек ничто истинно-человеческое не подавил своим Божеством, напротив, человеческое получило высший смысл и высшее освящение в Божественном начале.
Теперь и государство, как высшая из форм общественной жизни, становится христианским и находит для себя истинную цель и смысл существования: оно служит Царству Божию, оно не может отказаться от нравственных задач. «В христианском государстве, — пишет один из известных русских мыслителей 20-го века Владимир Соловьев, — находится все то, что было в государстве языческом, но все это получает иное значение, обновляется в духе истины. Есть в христианском государстве господство, но господство не во имя своей силы, а во имя общего блага и согласно указаниям церковного учения. Есть в христианском государстве подчинение, но не из рабского страха, а по совести и добровольно, ради того общего дела, которому одинаково служат и повелители, и подданные.
Есть в христианском государстве закон, но не в смысле простого узаконения действительных отношений, а в смысле их исправления по идеям высшей правды.
Есть в христианском государстве верховная власть, но не как обоготворение человеческого произвола, а как особое служение воле Божией. Представитель власти в христианском государстве не есть только обладатель всех прав, как языческий кесарь, — он, главным образом, есть носитель всех обязанностей христианского общества по отношению к делу Божию на земле». С этой точки зрения вполне объяснимо и понятно нынешнее понимание христианами 20-го века существа верховной власти. Христианин смотрит на верховную государственную власть как на проявление воли Божией в человеческом обществе, но не как на проявление не существующей в действительности народной воли.
«Государство до пришествия Спасителя в мир было все, но, как самодовлеющее над личностью, оно было бессмысленно, христианство возвысилось над государством и этим дало ему смысл и значение», — писал в свое время великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст.
И то, что было сказано отцами Церкви о государстве, можно вполне применить и к обществу. Ибо цивилизованное высоконравственное общество в нашем понимании впервые и было создано христианством. Потому что государство в христианстве одухотворялось через служение высшим религиозным интересам и притом через свободное служение, а благодаря этому было уничтожено рабство и угнетение, силы общества становились свободными и стремились к воплощению в своей жизни не внешних целей царства человеческого, а внутреннего соучастия в Царстве Божием. Так созидалось богочеловеческое общество. Задачей его жизни стало свободное воплощение Божественного начала, ибо Христа — Богочеловека нужно принять и внешним и внутренним образом. Это внутреннее принятие Христа, это свободное усвоение Его Евангелия, — а иным оно быть не может, ибо все принудительное и внешнее не может быть названо нравственным, -требует постепенности и времени.
И истинная слава Истинному Богу на небе и мир на земле — мирное сближение народов и благоволение в человеках — устроение общественных отношений по христианскому идеалу — все это воплощается в истории постепенно, как результат, с одной стороны, Божественного воспитания и руководительства, с другой стороны, свободного стремления и деятельности всех сил и способностей человеческой души. То, что сделано, ручается за то, что будет сделано. А в смысле прояснения религиозных стремлений, в смысле очищения и облагорожения человеческих отношений христианством сделано так много, что в этом не может сомневаться ни один самый озлобленный враг Христианства.
Наш русский народ, создавший общественную и государственную жизнь под влиянием Божественного Слова, пришедши к Слову-Богу из первобытного язычества, наглядно убедился в том, как христианство укрощало зверя в человеке, как оно смягчало нравы, прививало новые понятия. И сегодня, на пороге нового тысячелетия, как никогда важно осознание глубокой связи человека и человечества с их Творцом и Искупителем. Ведь любое отступление от Бога порождает омертвение душ человеческих, победу зла над добрым началом человека и стремление последнего к самоуничтожению.
Человечество XX века, провозгласив себя властелином вселенной, на деле оказалось неспособным без Бога совладать со своими собственными низменными страстями, противостоять нравственным искушениям и испытаниям. Наряду с могуществом и силой, полученными от Творца, человек второго тысячелетия проявил поразительную немощь перед грехом и злой волей демонических адских сил. Никогда еще народы в своей гордыне научно-техническими достижениями так далеко не удалялись от Бога. Но даже и эти многочисленные отступления служат своеобразной поддержкой христианства, ибо в них можно увидеть, какой ужас ожидает человечество без Божией любви и благодати.
По слову святителя Афанасия Великого, «главное в деле спасения человека -соединение последнего с Богом и его обожение. Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились. Ибо Слово есть Бог — и человек, соединяясь с ним, обожествляется, причем не вообще человек, но каждый индивидуум, ибо Христос Господь был и остается во всем, кроме греха, нам подобным. Он наш сотелесник. Он подлинно самый любящий всех людей Брат и Друг. А так как Он и возлюбленный Сын Отца Небесного, то велико Его ходатайство о нас, действенная помощь всем, стремящимся к нему с чистым сердцем». Православие никогда не ставило научные теории вровень с догматами веры. Оно отчетливо разделяет абсолютность Богооткровенных истин и неизбежную относительность человеческого знания со всеми его выводами и предположениями. Разные науки могут до некоторой степени приблизиться к пониманию происхождения и развития мира. Однако история подтверждает, что даже самое прочное обоснование научных законов не гарантирует смены одних знаний другими, более совершенными. Дивен и чудесен мир Божий, даже в нынешнем расстроенном своем состоянии. «Вся премудростию сотворил еси», — восклицал пророк и псалмопевец царь Давид. Изучение устройства тварного мира еще в глубокой древности вело людей к естественному богословию, к прославлению Творца и познанию Его воли. Недаром многие ученые, исследователи и естествоиспытатели обратились к вере. Но никакое приближение к истине Божией не в состоянии заменить саму Истину, открытую людям в Боговоплощении. Для христианина постижение истины — не игра любопытствующего ума, а смысл жизни, т.к. истина неразрывна с добром и красотой.
Таинственный рубеж тысячелетий и Юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинная тайна свободы, тайна науки, тайна культуры — во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе мира. Постижение этой тайны возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией, вне ее. В ней — светоч Православной веры, истинной и неповрежденной. Православие было, есть, всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантской узости и самозамкнутости. Оно не может остаться собою, если утратит свою вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа. И сейчас Божественное слово, благое и зиждительное, ежедневно открывает Себя... во всем, ибо Им все стоит и живет. А в нем и чрез него являет Отец и Себя Самого, как говорит Спаситель: «Аз во Отце, и Отец во мне есть» (Ин. 14, 10). Это Слово пришло в мир, чтобы, воплотившись в человеческое естество, обновить и воссоздать созданного по Образу Божию человека. Оно пришло, чтобы нести нам снова познание Бога. Оно пришло исторгнуть грех с корнем и, таким образом, разрушив дела диавола, совершенно освободить нас от его власти. Слово пришло, чтобы снова вселить в нас надежду на Бога, чтобы примирить нас, усыновить, обожить и соединить со Святым Духом и теснее соединить людей между собой. И наша с вами миссия — миссия духовного, просветительского, образовательного служения обществу и человечеству, как нельзя лучше должна воплотить в реальной жизни идею Бога — Слова, идею добра, красоты и созидания.
Уважаемые участники конференции! С приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа пошел счет «последним дням», нам не следует забывать, что история человечества не безцельна: она направлена к пределу, где совершится тайна последнего откровения Бога человечеству, и после сего «времени уже не будет».
И я желаю каждому из вас до сей поры правильно распорядиться дарами, полученными от Господа, дабы не погубить напрасно своих талантов. Люди, даже самые положительные, склонны забывать о Боге, но Он Своей властию напоминает о Себе. Вот и этот 2-тысячелетний рубеж есть своего рода напоминание всем нам. Это напоминание о свершившемся ради нас Боговоплощении, которое ввело нас в новый век, бодрит наши умы, властно ударяет в совесть и вызывает на безкорыстную и непрестанную работу все лучшие и благороднейшие силы современного человечества. Не жалкое отчаяние, не безсмысленные попытки заменить евангельские начала иными, вроде справедливости и равенства, которые хотел бы утвердить недавно канувший в небытие общественный строй на месте христианской любви и милосердия, не безумно жестокое учение о сверхчеловеке и переоценке исконно русских нравственных ценностей, и не современные увлечения пресловутым «правовым строем» — не это спасет Россию и человечество и выведет его на путь «обновленной» и просветленной жизни. Путь этот указан в Боговоплощении и в идеале богочеловечной жизни. Боговоплощение — основа дальнейшего развития нашей цивилизации, оно вводит нас в новую эру.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий
02.06.2000
1134
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru