‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Пасха в Тверской глубинке

Настоятель московского прихода Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) продолжает восстанавливать сельские храмы.

Настоятель московского прихода Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) продолжает восстанавливать сельские храмы.


Молитва у Поклонного креста.

Очередную поездку в глубинку после большого перерыва запланировал на Светлую седмицу. Ведь Пасха поздняя, наверняка будет тепло, а оказалось, что очень холодно. По телевизору услышал, что в эти дни - самая низкая температура за последние 25 лет. Теплая куртка и несколько кофт были очень кстати.

После пасхальной вечерни в одном из сельских руинированных храмов Подмосковья поздно вечером прибыли в гостиницу к нашим друзьям, моим духовным чадам, владельцам фабрики в Тверской области. В который раз мягко обращаю их внимание на нежелательность в оформлении фабрики всё той же бесовщиной в виде жутких харь из дерева и рогатых скульптур, но пока дело движется медленно. Вот и в отведенном для меня гостиничном номере на всю стену был нарисован зеленый дракон. Неужели они не понимают, что эти вещи далеко не безобидны, что они притягивают нечистую силу?!

Центральный купол огромного Преображенского храма в селе Михайлова гора еще больше накренился. После службы этому храму передали в дар Плащаницу.

У креста в деревне Терешкино была вечерня. После вечерни говорили о строительстве здесь часовни на месте порушенной (она была посвящена святым мученикам Флору и Лавру). Из всех званых обедов наиболее обильной трапеза была именно здесь. Супруга фактического старосты деревни раба Божия Александра славно потрудилась, причем она была в положении. Особенно запомнились на трапезе абхазская настойка и кабачки, залитые кляром с сыром и запеченные в духовке, а также рыба в кляре и с кружком помидора на каждом кусочке.

На первый день Светлой седмицы приходится память святого Георгия Победоносца - престольный праздник в деревне Ананкино. После Пасхальных часов и обедницы совершил молебен святому с водосвятием и крестным ходом по деревне.

В деревне Бронино часовня во имя святого Власия совсем пришла в упадок: проваливаются полы, вот-вот рухнет печка. В советское время здесь был магазин, часовня была сильно перестроена. За трапезой местные жители рассказали, что летом на окраине деревни (ее основание относится к середине XVII в.) несколько сот человек отмечали на свой лад праздник Ивана Купалы: разводили костры, прыгали через них, пели гимны солнцу и т.п. Всем этим руководила энергичная женщина по имени Д. За успешно проведенное мероприятие она получила крупный грант. Выхожу из часовни - рядом с ней останавливается машина, появляется женщина средних лет, в джинсах. Она эмоционально меня приветствует, говорит о том, что мечтает о возрождении часовни и появлении здесь священника. Выражает готовность всячески помочь. Каково же было мое удивление, что это была та самая Д., которую час назад критиковали.

Утреню с крестным ходом провели в селе Залазино. Прошло только 20 дней, как безвременно погиб младший сын старосты храма. Пережив большой стресс из-за развода с женой, которая еще к тому же его полностью обобрала обманным путем, Юра надломился, потерял интерес к жизни, его постигло глубокое разочарование. Постоянно курил и заливал свое горе спиртным. Однажды мать, увидев в его руках литровую бутыль с паленой водкой, разбила ее. Юра молча ушел из дома, четыре дня безпробудно пил, не принимая при этом никакой еды. С ним случился инсульт. Собутыльник, не дотащив Юру до родительского дома, бросил его на середине асфальтной дороги, к тому же еще и в лужу. Скорая помощь помимо проблем с сердцем выявила у Юры еще и двустороннее воспаление легких. Перед тем, как скорая увезла его в больницу, он, обращаясь к матери, сказал: «Мама, прости меня за всё, я умру». Смерть наступила после полуночи.

Литургия в Фомину неделю и Всенощное бдение накануне проходили в Скорбященской церкви села Залазино. Службы предполагались в летней части храма, но из-за неожиданного сильного похолодания были перенесены в зимний Ильинский придел, который отапливался. Староста храма указал на то, что весь объем летней части был усеян кусками штукатурки и фрагментами кирпичей, падающих с купола. Он вообще возражал против проведения там служб. На это я заметил, что наш опыт свидетельствует: если возрождение храма не начать сразу службами в нем, то всё намного усложняется. В конце концов, народ может стоять под балконом, а моя голова будет защищена плотной камилавкой.

С пением Пасхального канона пошли по деревне по маршруту, который я заранее запланировал. Дойдя до последних домов деревни, мы увидели на одном из них красный флаг, а на доме напротив российский триколор. На воротах «красного» дома табличка с хищным собачьим оскалом и надписью: «Осторожно, здесь злая собака, злой хозяин, его злая жена и злые дети».

Вечерню служили у Поклонного креста на окраине деревни Черновки, на месте порушенного Никольского монастыря. На развилке дороги увидел некое пушистое создание - маленький зайчонка? Игрушка? Ба! Да это же языческий гном из карельского фольклора. Язычество здесь всё больше набирает силу, возникают новые нелепые секты.

С недавним пожаром Никольской церкви не всё до конца понятно. Могли ли кусочки рассыпавшегося уголька, которые тщательно затоптали и залили водой, стать причиной гибели церкви, а точнее, руин, еще остававшихся от нее? Пожар был замечен в половине третьего ночи, а случай с угольком произошел в 10 утра. По ночам разъезжают странные мотоциклисты, одетые во всё черное. Сатанисты? Оккультисты? Через неделю после пожара в самое время пасхальной службы мирским чином в деревню приехал мотоциклист, покружился около церкви - проверил, всё ли сгорело? Приезжал, чтобы в пасхальную ночь добить остатки храма? Пожилая пара внутри притвора (это всё, что осталось от храма) опасалась, как бы, по известной уже методе, не придержали бы дверь колышком и не подожгли. На Пасху! Дважды поджигали дом священника в с. Вырец. По неизвестным причинам вспыхивают дома в разных деревнях. Накануне запланированной Литургии в притворе Никольской церкви решился отслужить вечерню - увы, ужасный пожар внес свои коррективы… Каждый раз, когда проезжал мимо груды прогоревших руин храма, мое сердце обливалось кровью. Кстати, с кем бы мы ни говорили, все в один голос называли несерьезной версию о том, что от упавшего уголька, который тщательно затоптали, в половине третьего ночи вспыхнул пожар. Доказательств нет, но всё больше звучит мнений, что был совершен поджог. Когда я в одной деревне размышлял вслух, почему покусились именно на этот руинированный храм, женщина сказала: «Понятно, почему - потому что в этом храме совершалась регулярная молитва».


День Победы. Возложение цветов к памятнику павшим воинам.

9 мая, в Праздник Победы, в селе Змеево напротив Поклонного креста, установленного в память погибших воинов, совершил заупокойную литию, поминал воинов, имена которых были в специальной тетради (они там были распределены по окрестным деревням). Сильно промерзли за эти 15-20 минут, пока совершалась молитва. Я подумал: если мы так продрогли за это короткое время, то каково было нашим воинам, сидевшим в окопах по несколько месяцев?

Во время Крестного хода по селу Прудово остановились около дома бывшей учительницы. Спросили ее внучку, заканчивающую 11-й класс, куда она пойдет учиться? Кем хочет стать? - «Хочу поступать на психологический факультет Тверского университета», - ответила она. Я подумал: «Экая невидаль - психологов, как и юристов, у нас много, порой они не могут найти работу. Вот если бы она закончила годичные медицинские курсы и вернулась бы в родное село, прихватив с собой городского жениха, да еще бы родила восемь детей - вот это было бы замечательно».

Конечно, «удобства» в деревне - это нечто особенное. Обычно, это в хозяйственной части дома (сарае) на шатком полу довольно большая дыра. Я подумал: «Если кто-то из деревенских возьмет даму городскую, то она после первого же визита в такой, с позволения сказать, санузел хлопнет дверью и пулей выскочит из дома».

Во время службы у Поклонного креста деревни Волхово поднялась снежная буря. Крестный ход мы все-таки здесь совершили, а вот в деревне Райки уже не смогли. Опять повалил снег. Молились только пасхальный час в недостроенной часовне в честь Тихвинской иконы Богородицы. Вместе с нами в часовню пожелала поехать семейная чета пятидесятников. Кирилл, являясь руководителем этой общины, успешно развивает фермерское хозяйство. Реакция его и жены Ольги на нашу молитву в часовне: «Всё понятно и молитвенно, прославлялся Воскресший Христос». Приятно такое услышать от чужих в вере.

На ужине в нашем общинном доме состоялся интересный разговор по широкому кругу вопросов - от СВО до глубоких богословских материй, особенно о Евхаристии и глоссолалиях, то есть «говорения на иных языках», что практикуется пятидесятниками. Приятные, симпатичные люди, нацелены не на протестантский прозелитизм, а на изучение своей веры. К Православию вполне лояльны. О многом расспрашивали, удивлялись моему неплохому знакомству с их доктриной и практикой, угощали меня козьим сыром собственного производства. Подарил им книгу своих воспоминаний. Запомнились такие их слова: «Если бы все православные священники активно проповедовали слово Божие и примером своей жизни подкрепляли сказанное - протестантов, наверное, было бы намного меньше». Я был с ними вполне откровенен: практически всё, что есть у вас, и у нас имеется - изучение Священного Писания, детские кружки, молодежная работа, но у вас нет главного, того что есть у нас - причащения Тела и Крови Христовых. Евхаристия не исчерпывается только воспоминанием Тайной Вечери. Протестанты изменяют в этом случае своему же принципу буквального понимания Священного Писания. А ведь сказано прямо: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя». Задумались. Сочувствуя моим телесным немощам, хотели было возложить на меня руки. «Только без этого», - строго сказал я.

В большом селе Микшино - малой родине игумена Никона (Воробьева), провел беседу с несколькими десятками учеников школы. Завуч предупредила: «Минут 20 или 30, а если больше, то внимание у учеников теряется». Беседовал 45 минут - слушали на одном дыхании, задавали интересные вопросы. У памятника погибшим воинам по случаю Дня Победы состоялся митинг - как и в прошлом году на нем довелось выступить и мне. Перед митингом хотели отслужить часы и обедницу в огромном Троицком храме села, но не удалось открыть проржавевший замок - служили в летнем храме в честь Сретения Господня. В местном клубе прошел полуторачасовой концерт. Понравились музыкальные композиции на песню Шамана «Встанем», а потом прозвучали «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. И особенно заключительная песня «Мы русские!» того же Шамана (Ярослава Дронова). Приятно было слышать эту песню в исполнении местных карел - членов ансамбля ветеранов труда.

Несколько часов общался с местным благочинным - подробно рассказывал ему о нашей поездке, о наблюдениях, изложил свои предложения. Как всегда, с его стороны самое благожелательное и одобрительное отношение. Открытый и сердечный человек. Такое отношение начальствующих вдохновляет.

Порадовала деревня Колмодворка. Здесь, у Поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни, за обедницей причащалось пять человек, в том числе три отрока (на снимке справа). В полевых условиях я практикую причащение Запасными Дарами.

Последней «точкой», которую мы посетили в воскресенье, была Сергиевская церковь в селе Сергиевское. После службы староста обратилась ко мне с вопросом, что делать с прежним крестом на куполе храма, он сильно деформировался, и с свисающими решетками на храме (за них предлагали неплохие деньги как за металлолом). Я уклонился от ответа, сославшись на то, что официально опекает этот храм священник из соседнего села - ему и решать.

Неделя прошла в напряженном ритме: три-четыре уставные службы в день в разных селах и деревнях, каждая из которых сопровождалась проповедью. Утром и вечером крестные ходы не только вокруг храмов, но и по территории населенных пунктов. Беседы после служб и после трапез. Каждый день с восьми до восьми. К концу недели от усталости я едва доползал до своей норы и отключался. Были и искусительные мысли: ну сколько можно мне шастать по деревням? Охвачено было всё - школы, больницы, библиотеки, администрация, фермеры... Плодов-то особых не видно. Мне уже под семьдесят, куча недугов - не пора ли угомониться? Впрочем, есть еще порох в пороховницах. Тягостное впечатление производило большое количество заброшенных домов и то обстоятельство, что никакой существенной помощи ниоткуда не было. И особенно в селе, в котором сгорели руины деревянного Никольского храма (точнее, алтарь и четверик, купол которого давно рухнул).

Вообще концепцию нашего посещения этого уголка России можно сформулировать следующим образом - дать толчок возрождению здесь Православия и на этой основе способствовать всестороннему развитию этой территории. Это включает в себя объединение групп местных верующих - для руинированных храмов не меньше 10 человек, для часовен и Поклонных крестов не менее пяти человек. Налаживание регулярных служб мирским чином во все воскресные и праздничные дни. Регулярное посещение этих храмов, часовен и крестов членами нашей общины во главе со мною, особенно в престольные праздники. Консервация руинированных храмов и начало их реставрации, снабжение местных жителей духовной литературой и вообще всем необходимым. Исповедь и причащение, Крестные ходы, постоянные беседы, общие трапезы с чтением поучений. Освящение школ, больниц, детских яслей, библиотек, магазинов, клубов. Проведение молебнов в сельской школе в начале и в конце учебного года, беседы с учащимися. Участие в общественно-значимых мероприятиях, таких, например, как митинг в День Победы. Как только связь местного духовенства с такими точками укрепится, мы отходим, считая свою миссию завершенной.


Игумен Кирилл с учащимися школы села Микшино.

Многое удалось сделать за 20 лет, но две проблемы по-прежнему остаются - нехватка денег и пассивность людей, их замкнутость, тем более что основную часть паствы составляют карелы. К сожалению, вымирание тверской глубинки продолжается, и к Церкви тут народ массово не потянулся.

Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке, г. Москва.

40
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru