‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мысли о Вечном

Главы из книги «По путям твоим воздам тебе» и фрагменты из статей разных лет.

Главы из книги «По путям твоим воздам тебе» и фрагменты из статей разных лет.

Об авторе. Николай Федорович Цыганов родился в Москве в 1946 году. В 1973 году окончил вечернее отделение исторического факультета Московского областного педагогического института. С 1979 года 40 лет работал экскурсоводом по литературно-исторической (в том числе пушкинской) и по православной тематике. В 2008 году с отличием окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности «Основы православного богословия и культуры». Автор нескольких книг прозы. Публиковался в журнале «Православная беседа». Живет в Москве.

Будьте как дети

Дети, в отличие от взрослых, не изучают, во всяком случае, до определенного возраста, Закона Божия. Могут не уметь читать и не иметь представления о таких понятиях, как религия, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Правда, далеко и не все взрослые имеют отчетливое представление об этом. И, тем не менее, Господь призывает взрослых уподобиться именно детям в целях обретения Царствия Небесного: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3).

Конечно, уподобление детям состоит не в снижении уровней образовательного, жизненного опыта или богословских знаний до детского неведения. Но жизненный опыт взрослого человека, к сожалению, надежно ограждает его от детской чистоты, непосредственности и наивности. Разница - и не в пользу взрослого - заключается, скорее всего, в способах восприятия мира и отношения к нему. Ребенок обладает качествами, максимально пригодными для вхождения в Царствие Божие, которые при взрослении утрачиваются у подавляющего большинства людей, особенно в мире современном, и могут быть возвращены только путем многолетнего целенаправленного труда по очищению души от страстей и земных привязанностей. И такой подвиг доступен немногим. Но, очевидно, Господь не стал бы заповедовать людям невозможное или очень уж трудновыполнимое. Стало быть, есть некоторые детские качества, доступные взрослым для надежного обретения Царствия Небесного. И может быть, вместо того, чтобы учить детей взрослеть по штампам старшего поколения, нам стоит самим поучиться у детей. А потом, возможно, перенастроить и образовательную систему в сторону сохранения у будущих поколений этого ключа к Царствию Небесному.

Не беру на себя смелости утверждать, что ответ найден. Просто приведу пример из жизни.


Кадр мультфильма «Без этого нельзя», 1971 г.

Сыну Виктору было года три или четыре, когда мы вместе смотрели мультфильм про щенка, который не хотел ни с кем дружить. Щенок надерзил всем соседям, вел себя вызывающе, авторы мультика снабдили его песенкой, выражающей его глупенькое кредо: «А мне не надо, совсем не надо иметь друзей». И когда при начавшемся ливне скулящему, мокрому, обреченно бредущему на задних лапках с безпомощно поджатыми передними щенку совесть не позволяла попроситься под крышу к кому-нибудь из облаянных им соседей, в моем взрослом умишке оценка ситуации выразилась в чем-то вроде: «Ну что, догавкался?! Вот теперь и получай…». А сынуля просто разревелся из жалости и сочувствия к страдающему существу. И не то чтобы он не видел и не понимал того, что бедственное положение щенка естественно вытекает из его предыдущего поведения, что оно обусловлено этим поведением. Но в этот момент Вите было безразлично, что там имело место до этого момента, справедливо или несправедливо страдает щенок. Страдание героя и сопереживание этому страданию заслонили собой и отменили все оценки и суждения. Это было тем самым сопереживанием и ощущением единства, понимания, что «мы с тобой одной крови, ты и я», которое, надеюсь, потом породит у него возможность услышать призыв Господа возлюбить врага своего.

Ведь любое вызывающее поведение воспринимается наблюдающими - в той или иной степени враждебным, с желанием как-то отгородиться от вызова, а то и откликнуться на него осуждением или агрессией (что со мною случается до сих пор).

Это отъединение себя от другого постоянно проявляется взрослыми, а дети способны почти мгновенно преодолевать эту дистанцию. Вот почему в юности люди сближаются гораздо быстрее, чем в зрелости, а маленьких детей в нашем мире приходится учить недоверию другим людям, в особенности - незнакомым. С позиций житейских надежности и безопасности это - оправданный и необходимый шаг, но в то же время это - вынужденный шаг в сторону от Царствия Небесного. Там же, где другого воспринимаешь как себя, чувство любви к нему не требует условий, любовь становится безусловной: ведь себя мы любим не на каких-то условиях, себя мы любим и принимаем такими, какие мы есть. Быть как дети, означает учиться безусловной любви, для которой понятия здравого смысла, расчета и целесообразности, причинно-следственных связей - не играют значительной роли.

Сыну сейчас сорок лет, и более двенадцати лет в его доме прожил увязавшийся за ним уличный в прошлом пес, оголодавший до встречи с Виктором так, что подъедал даже апельсиновые корки на помойке. Мне думается, что не только природная доброта, но и православное воспитание и влияние двух верующих бабушек сказывается в поведении и жизненных установках моих детей, даже в их речи. В детстве Витюшка воспринимал и воспроизводил слова популярной детской песенки в православном ключе. Вместо слов «с голубого ручейка начинается река» он пел: «Слава Богу, ручейка начинается река».


Ну не чудо ли, когда детское сердце согрето любовью. Фото иерея Андрея Полевого, г. Новокуйбышевск.

Для мальчика в течение всей его жизни было совершенно естественно и непреложно, столь же непреложно, как смена дня и ночи, слышать молитвы двух бабушек и благословения, и не знать никакого промежутка между молитвами - и их исполнением. В ребенке живет детская, совершенно естественная вера в то, что молитва и ее исполнение это одно и то же. Вера в то, что молитва или благословение сразу же услышаны и исполнены. И не в результате каких-то усилий и заслуг, не за частоту молений или количество слов в них, или за количество поклонов, не на каких-то условиях. Каждая молитва услышана и исполнена Богом сразу же в момент ее произнесения единственно потому, что любимый и любящий человек молится. Безусловная вера - это именно то детское качество, которое вместе с безусловной любовью отпирает врата Царствия Небесного еще на земле. Душа ребенка чиста в той степени, которая достаточна для его вхождения в Царствие Божие. И призыв Господа ко взрослым уподобиться детям для вхождения в Царствие, это призыв очистить душу.

Из своего детства я помню моменты, когда взрослому было недоступно простейшее действие, нимало не затруднявшее ребенка. У нас в доме для хранения кипяченой воды была банка коричневого стекла. Когда требовалось помыть ее изнутри тряпочкой с мылом, мама звала меня или брата, поскольку мальчишеские руки легко проходили через горло банки, слишком тесное для взрослой руки. Так и вход в душу взрослого человека зачастую слишком тесен для очищения ее «руками» наработанных «здравого смысла», скепсиса и устоявшихся житейских установок, всего наросшего на «горлышке» сосуда взрослой души. Это легче сделать человеку, повседневно соприкасающемуся в семейной жизни с чистотой детской души, ежедневно видящему образец для уподобления.

Загадки «эволюции»

Те, кому удобнее или предпочтительнее верить в эволюционный (псевдонаучный) путь появления человека и считать своими предками обезьяноподобные существа, эволюционировавшие до вида Homo sapiens, могут дальше и не читать. Читателю нужно сначала решить для себя вопрос - от кого они произошли.

К вопросу пресловутого сходства человека с животным миром. В технике блоки и механизмы, однажды удачно сконструированные для определенных целей, называют нормалями и затем используют как составные части других конструкций. Проще говоря, велосипед для каждого случая снова не изобретают. Возможно, по этой причине уже созданные единым Творцом надежно работающие механизмы, органы и системы, предназначенные для сходных функций у человека и животных, а также у разных видов животных, сходны по формам, строению и функциям. Например: коленный сустав человека - и коленный сустав мухи, печень человека - и печень свиньи, формы тела дельфина - и пингвина (в плане обтекаемости). Но едва ли самые ярые эволюционисты запишут муху и свинью в прямые предки человека.

Можно удивляться таким творениям фантазии древних, как кентавры, минотавры, крылатые быки, или же египетским идолам, соединявшим черты людей и животных, а можно попытаться в отдельных случаях поискать рациональное зерно, давшее пищу такого рода образам.

Принято считать, что разные виды не скрещиваются. Но практика в области животноводства показала, что из этого правила бывают исключения, как, например, потомство лошадей и ослов - мулы и лошаки, потомство коз и овец, соболей и куниц и ряд других, искусственно полученных целенаправленной деятельностью человека, гибридов. Но эти гибриды потомства не дают, подтверждая слова Священного Писания: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13).

Данные археологии, палеонтологии и современных биологических наук свидетельствуют о своего рода совершенстве каждого существующего вида. Совершенство живых форм - причина тому, что и не находят «промежуточных», переходных от одного к другому видов. Такими видами пытались называть некоторые формы, правильнее называемые мозаичными, то есть сочетающими в себе признаки разных видов. Но как вписать в теорию эволюции такой, например, мозаичный вид, как утконос, сочетающий признаки птиц и млекопитающих, да еще сумчатых? От кого и к кому, и для каких новых условий «переходит», да так и никак не соберется утконос перейти?


Что такое утконос? Хорек, которому по какой-то нелепой прихоти прилепили еще и утиный нос? Птица? Рыба? «Неизвестный науке зверь»? А может быть просто - утконос, да и все дела?!

Эволюция как способ приспособления к меняющимся условиям среды должна бы направляться разумом, заранее знающим и предусматривающим грядущие изменения. И она скорее пошла бы по пути упрощения организмов, а не усложнения: примитивные потребности и функции легче обезпечить, нежели сложные и потому более «капризные». Кроме того, промежуточные виды по определению нежизнеспособны, как не соответствующие и прежним, и новым условиям существования. Иное дело - соединить все преимущества всех живых существ, создав совершенство многофункциональное, универсальное, наделенное разумом и способное управлять обстоятельствами и условиями. В число этих условий следует включить всю материальную Вселенную и действующие в ней законы. Человек призван управлять обстоятельствами и условиями существования, а не приспосабливаться неизвестно к каким грядущим, как в выкладках эволюционистов. Скорее всего, именно таким совершенным и был человек до грехопадения.

Венец творения Божия мне представляется неисчерпаемым в плане богатств, которыми его наделил Создатель, даже в его нынешнем падшем состоянии. Ведь нас не удивляет, что в составе человеческого организма учеными обнаружена вся таблица элементов Менделеева, кроме искусственно полученных. Столь же необъятны и дары Божии человеку, которыми Он наделил окружение человека. Наше Солнце уникально: астрономы не обнаружили ни одного подобного ему во всей наблюдаемой Вселенной, ни одной звезды, повторяющей все характеристики нашего Солнца, или хотя бы близкой к нему по значительному количеству параметров, хоть другие звезды различных классов дублируются, и многократно. Оказывается, вся Вселенная «сделана» под человека, с учетом его параметров и предназначения для состояния Вселенной и самого ее существования.

Изменения - не обязательно эволюция, и вовсе не требуют сроков, рассчитанных эволюционистами для их появления и закрепления. Некоторые генетики сегодня признают тот факт, что мутации - всего лишь механизмы, запускающие в действие уже заложенные в геномах программы, не привнося никакой новой «строительной» информации. Поэтому изменения, полезные с точки зрения приспособленности к меняющимся условиям, могут появиться и при жизни одного-двух поколений.

У большинства моих сверстников, тех, кому сегодня за семьдесят, безымянные пальцы рук длиннее указательных. У большинства условных «внуков», которых я знаю - указательные пальцы длиннее безымянных. И это, предполагаю я, скорее всего следствие увеличения функциональной нагрузки на указательные пальцы и, может быть, на соответствующие центры головного мозга, особенно для городских жителей, процент которых в России вырос до семидесяти в наши дни с восемнадцати на начало ХХ века.

И, безусловно, возможность подобных изменений должна уже заранее содержаться в генетическом коде человека, в противном случае рассматриваемые как эволюционные, эти изменения достигались бы при жизни одного-двух поколений при целенаправленном экспериментировании, и в желательном, планируемом направлении, чего экспериментальная генетика не наблюдает. Личные наблюдения автора этих строк, понятно, не статистика. Но, может быть, писатель-фантаст Герберт Уэллс в шутливом описании селенитов, жителей Луны, чьи профессиональные функции имели ярко выраженные анатомические соответствия, был не так уж далек от истины, применительно к срокам формирования анатомических изменений. Не случайно и Конан Дойл в лице своего героя Шерлока Холмса без труда угадывал профессии встречных по тем характерным признакам, которые накладывали профессии на их тела, руки, осанку…

По обе стороны экрана

В книге Л.Л. Васильева «Таинственные явления человеческой психики», изданной в 1964 году, описан случай с М. Горьким. Писатель, изображая сцену убиения человека, так ярко представил это, очевидно, примерив на себя, что потерял сознание от боли в области печени, и у него на месте воображенного удара образовался кровоточащий след.

В религиозной литературе есть описание случаев, когда люди в состоянии обольщения, то есть принятия лжи за истину, а указания бесов за ангельские или Господни указания, попадали в ситуации, которые порой кончались собственной или чужой гибелью.

Прямое отношение к «технике обольщения» имеют те жанры искусства, которые направлены на создание псевдореальности. Наиболее действенным из них остается театр, и вообще лицедейство, не одобрявшееся Церковью с давних времен. Для меня позиция, выражающая отношение к лицедейству, ярче всего высказана, как ни парадоксально, словами основоположника современного театра - Шекспира. Его принц Гамлет говорит актерам: «Бог дал вам одно лицо, а вам надо завести другое». Примеривать на себя чужое лицо, чужие эмоции, чужую судьбу, создавать искусственную и ложную действительность, даже имитирующую реальные события, неизбежно искажать реальность - опасное занятие. Оно может оказаться губительным для души, и порой небезопасно для жизни и здоровья.

В 2007 году в мексиканском городе Танситаро 23-летний актер повесился во время сцены гибели Иуды Искариота. Он обвязал веревку так, чтобы реалистично изобразить повешение евангельского предателя. Но соскользнул с подставки и повис в воздухе. Зрители пытались реанимировать актера, но спасти его не удалось. Полицейские посчитали случившееся несчастным случаем.

Похожий случай произошел в 2002 году в Бразилии, где актер, который тоже исполнял роль Иуды Искариота, повесился на сцене. Трагедия произошла в городке близ Сан-Пауло. Мужчина запутался в стропах и начал задыхаться. Артист впал в кому и скончался спустя 16 дней.

Случаи - крайние в своем трагизме, но не единственные, в которых судьба актера, а порою и зрителя, в том или ином варианте повторяет события или судьбы сценических или кинематографических персонажей.

Многие актеры утверждают, что успех в их работе обезпечивается степенью вживания в роль, что, по мнению автора этих строк, приводит к «перепрограммированию» личности человека и, как следствие - его земной судьбы, а возможно, и вечной участи. Возникает некоторая, пусть и весьма спорная и отдаленная, аналогия с участью людей, живущих с пересаженными им донорскими органами. Появилась статистика, отмечающая изменение личности у некоторых таких пациентов. А в случаях с актерами словно бы код-вирус привносится через процесс вживания в роль.

Литература тоже способна особым родом воздействовать на массы, поскольку без тиражирования - ее не бывает. И вот здесь начинается самая настоящая магия. Идея, отразившаяся в тысячах, десятках тысяч сознаний, стремится воплотиться, овеществиться, «проклюнуться» в физическую реальность в материальных предметах, событиях, ситуациях, явлениях. Неосознанное восприятие поразивших воображение эпизодов, как руководства к действию, или осознанное стремление подражать героям книг и фильмов, желание «делать жизнь с кого» (по Маяковскому) - не так важно. Главное - работает магическая технология производства ситуаций, действий и явлений по внедренному в сознание или подсознание образцу. Тимуровское движение после экранизации повести Гайдара, подражание Онегину, Печорину, Корчагину, чапаевцам, папанинцам… В плане предметном - более семидесяти описанных Жюль Верном изобретений были воплощены в машины и приборы.

Сергей Бодров-младший, создавший образ героя «лихих девяностых», постоянно рискующего жизнью, трагически погиб на съемках очередного боевика, как бы настигнутый кинореальностью.


В Кармадонском ущелье создан мемориал в память о погибших в 2002 году кинематографистах. Последняя фотография Сергея Бодрова.

Американские кинематографисты, «бомбившие», «топившие» и всеми другими способами уничтожавшие Америку в многочисленных фильмах катастроф, получили реализацию этого видеоряда в событиях 11 сентября 2001 года (разрушение в результате теракта небоскребов международного торгового центра в Нью-Йорке). Кстати, одна из первых реакций президента США на трагедию 2001 года - запрет на показ подобной видеопродукции по телевидению, что доказывает осознание прямой связи катастрофы с «заражением» массового сознания соответствующими программами посредством киноиндустрии. Не удивительно. Ведь среди советников двух президентов США, Буша-старшего и Рейгана, была супружеская пара психологов Тойч. В их книге «Второе рождение» приводятся поразительные факты «овеществления» растиражированных СМИ идей.

Например, о том, что полиомиелит, до того как внимание мировой общественности было привлечено к этой болезни, был болезнью сравнительно мало распространенной, но, отразившись в сознании миллионов людей, болезнь эта стала массовой, появилась в странах и регионах, где о ней ранее и не слышали.

Актриса Вивьен Ли, многократно «примерявшая», да еще эмоционально, к себе трагические образы сыгранных ей персонажей, получила сильное психическое расстройство и умерла от туберкулеза. Люди, которые изо дня в день «прокручивают» многократно в своем сознании симптомы и ход определенных болезней или ситуаций, получают реализацию их в собственной жизни.

Сегодня западный мир имеет и в нашей литературе своего «засланного казачка» в лице молодого и по-своему умелого, учитывая сложившуюся на рынке псевдолитературы конъюнктуру, писателя Дмитрия Глуховского (является СМИ-иноагентом). Это автор разрекламированных и «раскрученных» романов «Метро 2033» и «Метро 2034», в которых объектами разрушения становится столица России - Москва. Мало ему этого, Глуховский, желая экранизировать эти опусы, намеревался привлечь для экранизации американских продюсеров (не знаю, привлек или нет), поднаторевших в создании фильмов ужасов и катастроф. Цель этого понятна, но вряд ли осознана автором - запустить и у нас процессы разрушения по уже отработанным и апробированным на Западе технологиям.

Технология тиражирования катастроф, трагедий и криминала главным образом в телевещании - одна из причин криминализации жизни. 6 января 2003 года в новостях было сообщение о детях, которые подожгли школу под влиянием, по их собственному признанию, фильма «Бригада». А ведь тенденцию подражать отрицательным киногероям заметили давно, хоть порой она принимала вид курьеза, но одновременно и предупреждения (многие дети сегодня уже посмотрели сериал «Слово пацана», и это еще аукнется в дальнейшем - ред.). Работает принцип рекламы: вчера вы об этом ничего не знали, завтра - не сможете без этого обойтись.

Герои сериалов (в разовом показе цели не достигнешь), особенно боевиков, превращаются в «добрых» знакомых, чуть ли не в телевизионных «родственников» по Р. Бредбери (см. «451 градус по Фаренгейту»; «родственниками» там называли программы-шоу по телевизорным стенам, которые способны «общаться» со зрителями благодаря новейшим технологиям - ред.), чьи действия, оценки, стереотипы мышления и поведения, чей лексикон - становятся нормой. Сегодня молодыми поколениями жизнь познаётся главным образом через экраны телевизоров или компьютеров, порой вводящих человека в гипнотическое состояние, при котором процесс внушения усиливается и не осознаётся.

В одном из писем жене А.С. Пушкин очень точно обозначил важный принцип: «Не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображение, жёнка». Действительно, замарай воображение человека яркими мазками образов вещей, богатств, перспектив карьеры, секса, еды и напитков - и в нем не останется места Богу. А чтобы всё рекламируемое полагалось целью существования, отключи контроль и понимание того, что происходит, убеди себя бандерлогикойкиплинговских обезьян - «это правда, потому, что мы всегда так говорим» (Маугли), без доказательств.

Тайна святых

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18). И Господь здесь не говорит, что это делать будут не сами люди, а Он через них, или Ангелы, заменяя Собой и Ангелами людей в их действиях.

В романе А. Беляева «Властелин мира» главный герой, Штирнер, манипулирующий с помощью технических средств сознанием и поведением людей, в минуту раздражения бросает вовлеченной им в сожительство женщине фразу «то ли ты меня обнимаешь, то ли я сам себя обнимаю твоими руками». Такого рода манипуляция сознанием и поведением людей для «обезьяны Бога» - норма, но это по определению неприложимо к Господу по отношению к Его святым. Конечно, необходимым условием собственных действий людей является стяжание ими благодати Божией, которой, всего вероятнее, Бог и соучаствует в делах человека: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Безусловно, это не исключает и непосредственного действия Бога через людей по прямому Его обетованию: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20).

История христианства дает много примеров как проявления действия Бога через людей, так и проявления разблокированных свойств, присущих самим людям. Есть некая духовная опасность считать сверхъестественные способности святых лишь дарами, усвоенными ими в результате стяжания благодати, а не являющимися их природными свойствами, раскрытыми в них благодатью. В этих случаях исполненные Богом молитвы некоторых святых об отнятии от них особых свойств, пробудившихся в них, или дарованных им Богом за их святость, в случаях дарования того, чего они не имели природными свойствами, выглядят ничем не лучше позиции пророка Ионы, попытавшегося уклониться от исполнения воли Божией. Ведь если Господь посылает человеку некий дар, то, вероятно, для применения этого дара, и в этом случае нежелание человека принять дар, просьба забрать его обратно, есть и нежелание служить Богу этим даром. Если же появившаяся способность может рассматриваться у человека святого как его природное, собственное свойство, лишь раскрывшееся в нем по мере стяжания святости, то ничего оскорбительного для Бога не будет в желании человека отказаться от своей собственности. Особенно, когда целью отказа является стремление не отвлекаться от познания Бога и служения Ему в том порядке, который и привел человека к святости, и от которого это особое благодатное свойство может отвлечь.

Вера

Один из рациональных аргументов в пользу веры получил наименование «пари Паскаля», хоть сам французский ученый XVII века был человеком глубоко верующим. «Где-то на краю безконечности идет игра - что выпадет, орел или решка. На что вы поставите?» Разум говорит о равной вероятности орла и решки, однако, когда вмешивается сердце, становится очевидным, что, ставя “на решку” (здесь означающую отсутствие Бога), мы теряем свою конечную жизнь, которая и так обречена. Ставя же “на орла”, т.е. на существование Бога, мы можем выиграть “безконечно счастливую безконечную жизнь”. Отсюда очевидно, что ставить следует только “на орла”» (по книге В.В. Соколова «Европейская философия ХV-ХVII веков» - Москва, Высшая школа. 1984).

Может быть, носителям материалистического мировоззрения стоило бы внять хотя бы такому аргументу великого ученого? Для православного верующего источником сведений о вечной участи человека служат не доводы рассудка, а учение Православной Церкви.

Народная «мудрость» пронизана дуализмом. «На Бога надейся, а сам не плошай». «Бог-то Бог, да и сам не будь плох». В основе своей такая «мудрость», пусть неосознанно, допускает наличие других организующих жизнь и обстоятельства сил, кроме воли Божией, призывает работать «на два фронта». В свете такой «мудрости», глубоко въевшейся в сознание людей, реальность и видимая, и невидимая, выглядят неустойчивыми, неуютными, непрочными… «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Человеку, только вступившему на путь веры, а порой и достаточно долго идущему по нему, жизненная реальность по наработанной инерции еще долго представляется только в категориях тире между двумя датами. Конец собственного бытия, так же и как конец света, часто понимается как прекращение бытия, гибель и исчезновение, без продолжения. Это именно та мировоззренческая позиция, которую необходимо превратить в запятую. Всего важнее понимание того, что человеческая личность создана для вечной жизни. Для жизни не в каких-то разных телах и формах, сменяющих одна другую (как в лжеучении о реинкарнации). А в вечной жизни неповторимой человеческой личности, воссоединенной с Богом, в собственной плоти, преображенной по образу прославленного тела Воскресшего Господа. И наша единственная земная коротенькая жизнь - всего лишь период подготовки к вечности путем преображения себя. Для этого необходимо еще при жизни земной «облечься во Христа» (см. Гал. 3:27). Пока же мы облечены в «ризы кожаные», в плотную телесность, скрывающую от нас духовный мир.

За возрастание ребенка в духе Православия ответственность кроме родителей несут восприемники - крестные, кум и кума в просторечии. С зрелого возраста человек сам отвечает за свой духовный рост. Войти в жизнь вечную духовным калекой - значит обречь себя на пребывание в соответствующем своему духовному состоянию месте.

Задача человека в краткой земной жизни - не отмахиваться самоуверенно от информации о жизни вечной и двух уровнях загробного существования (рае и аде), а со всей ответственностью и серьезностью подходить к своему земному бытию как подготовке к грядущей реальности. Люди прилагают титанические усилия, чтобы преуспеть во временной деятельности, плоды которой утрачиваются еще при их земной жизни - в спорте, в карьере, в бизнесе… А душу - не питают и не тренируют. Как хорошо сказал Н. Заболоцкий: «Душа обязана трудиться». Туда с собой не возьмешь ни кубков, ни дипломов, ни денег, ни автомобиля (лишь в последний раз прокатишься на катафалке) - только то, что наработал для души. В прекрасном советском фильме «Золушка», в самом его конце, король произносит слова, которые, на мой взгляд, должны постоянно и ежедневно вспоминаться каждым человеком: «Однажды спросят - а что вы, собственно, можете предъявить?»

Если люди однажды проснутся в земном мире, в котором вдруг исчезнут денежные расчеты, где не нужно будет есть и пить, одеваться и пользоваться вещами, где нечем будет занять себя тем, кто привыкли «убивать время» на развлечения, то в наилучшем положении окажутся монахи и те верующие люди, которым «блага» цивилизации были скорее помехой в общении с Богом. И эта ситуация - реальна. Горе тем, кто и в малой степени не последовал в жизни земной призыву Господа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (…) ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:48; 5:45). Для людей относиться совершенно, с равной любовью и к добрым, и к злым, возможно лишь, говоря языком науки, через действие в русле закона, общего и для тех, и для других, такого же непреложного, как восход солнца. И добрые, и злые - одинаково подвержены действию закона гравитации, одинаково вынуждены дышать, питаться, спать… Спектр этих равных возможностей включает в себя и прямо противоположные подходы: лгать - и говорить правду, притеснять слабого или бедного - и помогать ему, любить - и ненавидеть, трудиться - и бездельничать, занимать время познанием Бога - и «убивать» его на развлечения и наслаждения, жить знанием - и жить верой.

Знания имеют границы, пределы, в том числе и пределы применения их. Вера предполагает возможности большие, чем знания, наука. Действие веры со стороны выглядит порой как отмена или обход физических и прочих открытых и апробированных наукой законов, как в случаях хождения по водам Апостола Петра, Василия Блаженного и других святых. Сфера духа, где высшим законом является воля Божия, очевидно, не может быть сферой произвола и некой хаотичной безсистемности. Коль скоро уровень земного бытия, низший по отношению к миру духовному, организован согласно утвержденным Господом законам, то следует предположить, что и мир духовный организован по определенным законам, приоритетным по отношению к земным. И поскольку действие веры способно приводить к результатам, превосходящим результаты действия законов физического, земного мира, то естественно полагать, что вера приводит в действие законы более высокого порядка.


Иконописное изображение «Хождение по водам».

В ХIХ веке ученые говорили, что птица летает вопреки всем законам механики. Действительно, с ограниченных позиций механики птица летать не может, а законы аэродинамики тогда еще не были открыты. Апостол Петр идет по воде, и пока вера его сильна, он взаимодействует с физической реальностью по закону веры. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29)- означает и то, что вера приводит в действие определенные законы, и возможности применения этих высших законов ограничены для самого человека лишь степенью его веры. Начавшего тонуть Апостола Петра Господь упрекнул в маловерии.

Иногда слышу даже от верующих людей недоуменный упрек по поводу неполучения результатов молитвы. «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Не на добро - означает - не в соответствии с волей Божией. Наши «благие» намерения о применении просимого в молитве могут выстилать дорогу не к спасению. И так ли уж сильна наша вера? Нам очень хочется, чтобы законы духовного мира, действующие вразрез представлениям «здравого смысла» и земного опыта, работали на цели и задачи, продиктованные этими самыми здравым смыслом и опытом.

В эту же ошибку впали и те, кто ждали от Христа проявления Его Божественности по их представлениям о том, как должна проявляться Божественность. Конечно, дать знамение, или сойти с Креста (с креста не сходят, с креста снимают), чтобы убедить маловеров, сомневающихся и врагов, и тем привести их к вере и спасению, было бы эффектней, но едва ли эффективней. Кучка людей уверовала бы во Христа как в пророка, так в Него верят мусульмане. Но без Крестной смерти и Воскресения Господа не было бы и Христианства, и возможности спасения для всего человечества. Чудеса, совершаемые Господом или Его святыми - неотъемлемая часть христианства, и часть необходимая, но не самоцель. Возможности веры и на земном уровне превосходят любые достижения науки и магии. Воскрешения мертвых, мгновенные исцеления больных в тех случаях, в которых безсильны и медицина, и магическое «целительство»; то, что сегодня называют «телепортацией» (см. Ин. 6: 17-21), когда лодка апостолов с пришедшим к ним по воде Господом мгновенно пристала к берегу, власть над стихиями Господа и святых Его, как, например, Святителя Николая Мирликийского, власть над животными, невосприимчивость к ядам, температурам - как высоким, так и низким, чудесное умножение продуктов питания, прозорливость и общение на расстоянии (Преподобный Сергий Радонежский и Святитель Стефан Пермский)… Всех возможностей веры и верующих во Христа не перечислить. Верующему православному христианину эти дары прилагаются в процессе его поиска Царствия Божия, пусть не всегда в те сроки и в той форме, в которых он ждет.

Вера не отвергает достижений позитивной науки там, где они могут послужить делу спасения человеческой души, не призывает возвращаться ко временам примитивного быта и неустроенности, но предлагает смотреть на достижения прогресса духовным зрением. Пусть эти достижения не заслонят истинную цель жизни земной, как многоэтажные небоскребы заслонили сегодня храмы. Пусть призывы рекламы не заглушают в душах людей колокольного звона евангельских истин; благовеста, заставлявшего наших предков обращать свои взоры и помыслы к Богу среди суеты и забот о хлебе насущном!

126
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru