‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Он наставил меня на путь ко Христу!

Глава из книги «По водам ходящий…» Воспоминания об игумене Петре (Луканове).

Глава из книги «По водам ходящий…» Воспоминания об игумене Петре (Луканове).


Игумен Петр (Луканов).

До моей встречи с отцом Петром (Лукановым) я пять лет окормлялся у его однокурсника протоиерея Николая Козина в храме Казанской иконы Божией Матери. Однажды он мне сказал: «Всё, что я мог тебе дать, дал… Теперь тебе надо попасть к игумену Петру. Думаю, он тебе поможет». Накануне Великого поста 2014 года я задумался, где бы мне потрудиться и помолиться в Святую Четыредесятницу.

Так я впервые приехал в Чубовку… Выйдя из машины у источника, я внутренне что-то почувствовал. Стал глубоко дышать и не мог надышаться, даже начала кружиться голова! Думаю: «Что же за место такое, не могу понять, что со мной происходит?!» Зашли в Никольский храм, там нам сказали, что сейчас отец Петр выйдет. И когда я его увидел, то сразу почувствовал необычайную теплоту, исходящую от него.

- Батюшка, благословите потрудиться во славу Божию и помолиться на время поста! - обратился я к нему.

- А зачем тебе это нужно? - спросил он.

- Ну… укрепиться духовно, - ответил я.

Батюшка с улыбкой сказал: «Отчего же не дать-то благословение, пойдем».

И, не спросив у меня ни паспорта, ни других документов, повел в гостиницу. В тот период храм и территория монастыря были еще на стадии строительства. Хотя монастыря еще не было, но день у насельников общины был уже расписан и спланирован игуменом Петром поминутно. Утром все обязательно шли на молебен, после него батюшка минут 15-20 читал нам духовную литературу, а потом минут 40 разъяснял прочитанное и параллельно задавал вопросы, кто и как понимает прочитанное. У него был талант объяснять настолько доходчиво, таким простым языком, доступным для лучшего усвоения, что иногда прочитанное приоткрывалось с неожиданной стороны. Днем у нас были послушания, и кроме болящих в корпусе никто не мог находиться. Бывало такое, когда я батюшке говорил, что приболел и на службу, возможно, не пойду. А он мне с улыбкой отвечал: «Только смерть может быть весомым аргументом для отсутствия тебя на церковном Богослужении». И непонятно было, шутит он или нет.

Когда все были на послушаниях, отец Петр мог пройти по кельям, посмотреть, чтобы везде был порядок, постели заправлены, на подоконниках ничего не стояло. Мы постоянно были под его пристальным наблюдением. Также смотрел, кто какую литературу читает. Был даже такой забавный случай… Однажды заходит отец Петр к нам в келью и спрашивает:

- А кто это у нас вот эту книгу читает?

- Это я, она же у меня на тумбочке лежит, - ответил я.

- И что же она уже несколько дней заложена на 34-й странице? - продолжил спрашивать батюшка.

Присел за стол и за чаепитием начал интересоваться, как я усвоил эти тридцать четыре страницы. Он очень часто заходил к нам вечерами, мы заваривали разные сорта зеленого чая, который он очень любил. Мы всегда очень ждали его, потому что каждая такая келейная встреча была для нас мини-проповедью на сон грядущий.

После Пасхи батюшка взял нас в паломническую поездку маршрутом почти в пять тысяч километров! Мы побывали в Дивеево, во Владимире, на Валдае, помолились у преподобного Антония Дымского, в Троице-Сергиевой Лавре, у преподобного Нила Столобенского, преподобного Александра Свирского. Сам батюшка очень любил путешествовать и часто говорил: «Как здорово бывать в храме, где тебя никто не знает! Встать в уголочке и помолиться…»

Мы старались не мешать ему своими вопросами в храмах, давали побыть одному. Он мог встать у большого иконостаса какого-нибудь старинного монастыря или храма минут на 30-40 и все… нет его! Он где-то там, но не с нами! Перед поездкой отец Петр дал нам такое напутствие: «Вы все куда-то спешите, а вы научитесь притормаживать, ведь приостановившись и посмотрев по сторонам, можно увидеть чудеса, которые Господь нам посылает постоянно, и только в силу бешеного ритма нашей жизни мы попросту не замечаем их».

На обратном пути, подъезжая к Дивеево, один брат мне говорит: «Посмотри, какие облака интересные». Смотрю - а над обителью в облаках икона Богородицы с Младенцем на руках! Я начал думать, как мне сказать об этом, вдруг мне это кажется! Поворачиваюсь к брату, а он крестится и шепчет: «Пресвятая Богородица! Пресвятая Богородица!» И я понял, что мне это не кажется. Батюшка услышал, что мы всполошились: «Ну что у вас там?» А мы ответить толком ничего не можем, показываем в окно: «Богородица там в облаках», - а автобус мчится по трассе и, конечно, пейзаж изменился. Батюшка улыбнулся и говорит брату за рулем: «Домой пора, перебор!» После этой поездки всё переменилось. Никуда не хотелось уезжать из Чубовки, не хотелось расставаться с отцом Петром!


Игумен Петр (в центре) с насельниками Чубовского монастыря. Слева - автор статьи монах Пантелеимон, справа - иеромонах Лазарь.

Я поверил, что это тот самый человек, который мне поможет. Однажды, когда он приехал с Кавказа (точно не помню, из Грузии или из Абхазии), мы собрались за столом, чтобы встретить его. Брат приготовил блюда абхазской кухни, Батюшка делился впечатлениями, и вдруг задал вопрос: «Ну а вы-то что решили, как жить дальше? В мир или остаетесь?» Наступила небольшая пауза, все замолчали. А он сказал: «Не прожили жизнь как надо, так хоть научитесь умереть красиво!» Я огляделся - и правда, красота: синие купола в золотых звездах, золотые кресты, колокольный звон, кладбище рядом. А если сподобиться, то и быть похороненным на территории монастыря, и пусть даже пройдя непростой путь, в трудах, искушениях, но в служении Богу! И это стало для меня ориентиром - научиться умереть красиво.

Через некоторое время мне попустилась болезнь. Температура под 40 не спадала несколько дней. В больнице после обследования оказалось, что у меня большой камень в почке, размером 1,6 сантиметра. Десять дней горю, если температура и спадала до 38 градусов, то такую легкость испытывал! И стало мне страшновато. Написал игумену сообщение: «Отче, умирать жуть как страшно!» В течение десяти минут он перезвонил. Узнав, что камень начал двигаться, говорит: «Помнишь, как по Ветхому Завету блудниц камнями побивали, а тебя блудные камни изнутри бьют! Не переживай, не готов ты к тому, чтобы тебя Господь забрал. Молись!» Я у него тоже попросил молитв, положил телефон и буквально в течение 15 минут температура начала спадать, и состояние стабилизировалось. Я знал, что игумен с братьями за меня молятся, я чувствовал эту молитвенную помощь.

Тем временем врачи приняли решение почку удалить, так как начался абсцесс, и 80 процентов почки было в гное, но только один врач пошел на риск, решив ее сохранить. Операция шла почти три часа, как потом сказали, почка с кулак размером, а камень - с перепелиное яйцо, а найти его не получалось. Что смогли, хирурги сделали и зашили. Через две недели опять поднялась температура, и я подписал все документы, что настаиваю на повторной операции, несмотря на угрозу летального исхода.

На снимке четко был виден камень, и достать его не составляло труда, лишь бы сердце выдержало повторный наркоз. Уже перед операцией мне сделали контрольный снимок - и камня не обнаружили: ушел в почечную чашку. Операцию отменили.

Потом было направление на дробление. После дробления УЗИ показало, что камень распался на две части, 9 и 7 мм. И тогда мне игумен Петр говорит: «Успокойся! Никто тебе их не достанет! Как Господь попустил им появиться, так и повелит, чтобы они исчезли!»

И я опять вернулся в монастырь, только уже со словами: «Отче, помните, вы сказали, что если не прожили жизнь как надо, так хоть научитесь умереть красиво? Вот, пришел умереть красиво!» Он улыбнулся и ответил: «Ну, пойдем!» И поселил меня в келье с видом на кладбище. Вообще у него, конечно, было потрясающее чувство юмора!

Со временем я стал пытаться понять ход служб, пробовал читать на клиросе, учиться церковнославянскому языку. Однажды во время службы читаю Псалтирь, и не идет никак чтение, а отец Петр рядом, боковым зрением чувствую его. Он стоит и в бороду что-то: «бу-бу-бу, бу-бу-бу», - молится. И вдруг у меня раз - и «шторки» в Псалтири как бы приоткрываются, и всё, что я читаю, соприкасается с моей жизнью на вчерашний и сегодняшний день. Необычное восприятие, книга ожила! Я вернулся в реальность только на словах «Слава и ныне». Поворачиваюсь к батюшке, а он смотрит на меня загадочно и говорит, улыбаясь: «Ну, Пашка, чем не сокровище!» Тут я вообще чуть не прослезился и попросил у него прощения.

Службы тогда в храме были только в выходные дни и по праздникам, и я очень переживал, что у меня не получается с церковным уставом. Разобраться с Богослужебными книгами мне было очень сложно. Батюшка улыбался и говорил: «Это дремучий лес, его так сразу не пройдешь. Время надо!»

Вскоре батюшка принимает решение отправить меня на искус в Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка Самарской области. Но он никак не мог определиться со сроком моего пребывания там. Всю дорогу он молился, молчал. И уже там, в монастыре, в беседе с благочинным и еще с несколькими иеромонахами он узнаёт, что идет набор в архиерейский хор с обучением церковному пению в Самарской Духовной семинарии. «Добре! - сказал батюшка. - Будешь здесь, пока Осьмогласие (учебник для церковного хора) наизусть не выучишь!»

Так я быстро попал на клирос, закрепился, со временем приняли в хор. Первое время отец Петр вообще не звонил, было тяжело и тоскливо без него. Но деваться некуда, благословили на послушание, надо выполнять. Старался по мере сил и возможностей. Регулярно выезжал в больницу на УЗИ, наблюдали врачи за теми камнями в почке, они не увеличивались, но и не уменьшались. Меня часто посещали мысли, что за послушание Господь у меня их заберет.

Еще через два года я заболел пневмонией и запустил ее. Болел почти два месяца, думал - умру. Отцы приходили исповедовать в келью. А умирать страшно, когда нет покаяния, нет молитвенности, да и доброго мало что успел сделать! И опять Господь, по молитвам отца Петра, дал выздоровление.

Шло время, я начал периодически приезжать в Чубовку на исповедь к отцу Петру, получать наставления. Однажды я благословился у него в дорогу на очередное медицинское обследование, попросил молитв. И тогда КТ показало, что легкие рубцуются, а УЗИ показало, что камни в почке исчезли. Я на радостях, выйдя из кабинета, сразу позвонил игумену и чуть ли не со слезами радости кричал ему в трубку: «Это какие-то чудеса! Спаси тебя Господи, отче, за молитвы!»

Уже позже я понял, насколько было мудрым решение игумена послать меня на искус в другой монастырь. Вернувшись в Чубовку, я уже окончательно перестал себя видеть в миру. Однажды, когда мы с ним ехали в машине, он сказал мне с улыбкой: «Что? Отверг тебя мир? Не любит мир слабых! Но монастырь тебя сделает сильным». Так началась подготовка к монашескому постригу.

Игумен Петр стал для меня духовным наставником, многому учил, поправлял мои ошибки. Я эмоциональный и импульсивный, а он учил меня сдержанности и степенности, и сейчас стараюсь пользоваться всеми его наставлениями. Если он и делал замечания, то беззлобно, чему и меня учил. А то ведь часто начинаем свою речь сдержанно и хотим донести мысль доступно и с любовью, а эмоции захлестывают, и получается, как в поговорке: начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой. И батюшка всегда говорил, что если чувствуешь, что не сможешь сдержать себя, не начинай разговор, отдались от ситуации.

Понимая наши немощи, он такой давал совет: «Не можешь идти - ползи, не можешь ползти - хотя бы ляг и лежи в этом направлении!» Часто в двух-трех предложениях мог развернуть тебя на правильный путь мышления, хотя до этого ты ему чуть ли не час объяснял свою «запутанную» ситуацию.

Ко всем у него был не просто индивидуальный подход, а ИНДИВИДУАЛЬНЕЙШИЙ! Для кого-то он был, как отвертка, для кого-то - стамеской, для кого-то - рубанком, а для кого-то - лейкой, поливающей добрые всходы, а для кого-то - бензопилой, выпиливающей закоренелые страсти. В руках Божиих он был тем орудием, которое было необходимо конкретному человеку.

Дал ему Господь и дар слова, дар проповеди. Порой слушаешь и думаешь, а ведь отче сейчас для меня с амвона говорит, знает мои слабости и вразумляет. Потом слышу разговоры прихожан, жизнь которых на мою вообще не похожа, и тоже говорят: «Батюшка прямо про меня говорил и всё по полочкам разложил!»

Память у игумена была феноменальная. Он часто говорил цитатами из разных книг. Людей живых и усопших помнил по именам. Во время панихид он называл сотни имен, лица которых проявлялись в его памяти.

Я благодарен Богу за то, что он сподобил меня находиться рядом с таким удивительным человеком - игуменом Петром (Лукановым). Пусть не так долго, как хотелось, мы были вместе, но именно он наставил меня на путь ко спасению, на путь ко Христу! Он был кладезем знаний, доброты, неподдельной любви, «сыграть» и изобразить которую невозможно!

Монах Пантелеимон (Якушев),
Покровский мужской монастырь с. Чубовка Кинельского района Самарской области.

Книга «По водам ходящий…» Воспоминания об игумене Петре (Луканове).

Автор-составитель Светлана Сергеевна Барбашёва, г. Самара. Книга издана «ИП Артемов А.П.» г. Ульяновск, 2021 г., 671 стр. Вес книги 1 кг 680 г. К книге приложен диск с песнями игумена Петра (Луканова). Стоимость 2100 руб.

Книга издана по благословению Епископа Кинельского и Безенчукского Софрония.

Книга «По водам ходящий…» посвящена памяти настоятеля Чубовского Покровского мужского монастыря и строителя-восстановителя Покровского Александро-Чагринского женского монастыря игумена Петра (Луканова, †11 ноября 2020 г.). Приняв монашеский постриг в 28 лет, он всю свою дальнейшую жизнь посвятил самоотверженному служению Богу, Церкви и ближним. С именем игумена Петра неразделим образ верного доброго пастыря Христова стада, который полагал душу свою за вверенную ему паству.

В книгу вошли воспоминания о нем многих знавших его собратьев по алтарю. А также духовные чада отца Петра делятся свидетельствами о его благодатной жизни и повествуют о духовных дарах, полученных от общения с ним, и о силе его молитвы. В этом издании собраны проповеди игумена Петра, его мудрые советы, размышления на духовные и житейские темы. Сборник иллюстрирован множеством цветных снимков, издан по последнему слову полиграфической техники.

Эта замечательная книга подробно рисует образ современного подвижника Православия, жившего рядом с нами совсем недавно. Книга «По водам ходящий…» рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна всем, кто стремится к духовной жизни.

Книгу можно приобрести в Православном магазине по адресу: г. Самара, ул. Пушкина, д. 272. Телефон (846) 221-09-07 или 8-903-301-09-07. А также на лотке с церковной утварью в самарском универсаме № 3 по адресу: ул. Революционная, д. 133.

Редакция может выслать эту книгу почтой. Для этого вам нужно позвонить по телефону редакции (846) 932-78-06 и сделать заказ. Или направить заказ письмом на почтовый адрес редакции: 443010 г. Самара, а/я 243. Сделать заказ можно и по электронной почте: blago91@mail.ru Заказанная книга будет выслана вам наложенным платежом. Цена книги без учета почтовых расходов 2100 рублей.

169
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru