‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Я знаю, друзья, что не жить мне без моря…»

Записки матушки.

Записки матушки.

Об авторе. Матушка Марина Захарчук живет в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, где служит в Михаило-Архангельском храме ее супруг, протоиерей Лука, они воспитали пятерых детей. А еще матушка пишет глубокие и поэтичные рассказы, воспоминания…

Люди старшего поколения, конечно, сразу вспомнят и эту, и следующую за ней строку давней песни. Но только вторая строчка - не про меня. Да и ни про кого вообще. «…Как море мертво без меня» - это сказано то ли для рифмы, то ли для красного словца. В мире есть только одно Мертвое море - страшная память о чудовищном грехопадении двух древних городов. Единственное море, в которое я не хочу не только окунуться, но и видеть его даже на фотографии.

Но не будем сейчас о грустном. Наша сегодняшняя жизнь и так до краев наполнена тревогой о родных и близких, о грядущих судьбах нашей страны и всей земли, тяжелыми думами о непонятной болезни, в которой верующие люди видят наказание Божие тонущему во грехах человечеству. Но ведь сказано в Священном Писании, что до самой кончины мира люди будут жить, трудиться, рожать детей. И отдыхать от трудов тоже будут, конечно.

Этой осенью редактор «Благовеста» Антон Евгеньевич Жоголев прислал мне по электронной почте письмо, в котором посетовал на мое длительное молчание - «ведь наверняка есть масса летних впечатлений, которыми можно поделиться с читателями».

Увы. Второе лето прошло почти что в четырех стенах - в «стенах» извечных сельских забот: дом-храм-огород-куры-кролики-козы… Но я же Морская! (Марина в переводе означает Морская.) Не только по имени: мои родители привезли меня из Гурзуфа (в котором я, кстати, до сих пор не была). И вот уже в наступающей осени я все же вырвалась на недельку к морю. В Анапу, которую за многие наезды исходила уже вдоль и поперек, ведь ездила всегда именно туда из-за сына, которому по состоянию здоровья больше всего подходил этот детский курорт. А сейчас - просто поехала туда, где ближе, дешевле, проще. Главное - там есть море!

Нет, я не собираюсь заполнять страницу православной газеты рассказами о своей любви к морю. Хотя, когда я плыву вдалеке от берега, особенно ранним утром и иногда даже вижу резвящихся дельфинов, мне в голову приходит один и тот же вопрос: почему в Библии, в немногих описаниях рая, нигде не упоминается море? Ведь просто трудно вообразить - чтобы там, где вечная радость и вечное блаженство, не было места морю, этому одному из самых прекрасных созданий Господа! Конечно, мы и представить себе не можем, какое оно - вечное блаженство. И все же для меня море - это начало рая здесь, на земле.

Но начала я свой рассказ с разговора о моем любимом море, чтобы «оправдаться» в глазах читателей. Ведь близость Бога можно ощутить не только в паломнических поездках по святым местам (которые я тоже очень люблю). Но и в поездках к морю тоже. Если человек помнит о Творце в каждую минуту своей жизни.


Храм преподобного Онуфрия Великого в Анапе.

В то раннее летнее утро, уже много лет назад, когда я, закрыв глаза и погрузив уши в воду, валялась на спине в совершенно безлюдном море, размышляя о рае, мне вдруг почудился нежный переливчатый звон. Я открыла глаза и стала вглядываться в далекий берег (понимая, что при моей близорукости это совершенно безполезно). Но чудо случилось: в лучах только что вынырнувшего из моря солнца ослепительно сиял золотой крест православного храма. И пока праздничный звон разливался над городом и морем, я успела не только выбраться на берег, но и одеться и отправиться на поиски храма (благо, косынка всегда со мной). Здесь, на берегу, храма совершенно не было видно, хотя с моря, как убедилась я потом, виден не только крест, но и купола, и часть зеленой колокольни.

В тот год мы с сыном впервые остановились не в санаторной зоне, а в историческом центре города. Здесь, конечно, сегодня тоже полно отелей и гостевых домов, но тут же живут коренные анапчане, на узеньких улочках сидят у домов старушки, прогуливаются мамы с колясками, спешат в школу дети. А у самого моря на довольно большой территории расположился археологический музей - раскопки древней Горгипии, античного города, на месте которого выросла Анапа. Говорят, и сегодня при рытье котлованов под фундамент новостроек находят множество античных «безделушек». От моря и улиц музей под открытым небом отделяет с двух сторон каменная стена (остальные две стороны обрамляет изгородь из редких металлических прутьев). Казалось, что колокольный звон льется прямо из-за стен Горгипии. Музей был еще закрыт; я пошла вдоль каменной стены, повернула вместе с ней на соседнюю улицу, и - вот он, нежно-зеленого цвета храм, к которому спешат старушки в белых одеяниях (солнце уже в этот ранний час начинало припекать), родители с детьми и просто люди всех возрастов, среди которых легко угадывались и курортники-отдыхающие.

С этого дня моя утренняя дорога к морю часто начиналась с похода в храм, освященный в честь очень редкого в имени храма святого - преподобного Онуфрия Великого. Пустынножитель IV века, подвизавшийся в Фиваидской пустыне, его подвижнические труды были так велики, что Господь перед кончиной старца (а он прожил в пустынном одиночестве более 60-ти лет) направил к нему другого подвижника - преподобного Пафнутия, который нашел Онуфрия за два дня до его смерти. «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу свой служение Богу в мире сем», - такими словами встретил Онуфрий путника. «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их житии и подвигах». Пафнутий исполнил завет Святого.

Да, но при чем тут Анапа?

А при том, что наши предки были гораздо более внимательны к своей истории и вере (которая была у них деятельной), чем наши современные поколения. Все мы наверняка что-то слышали о русско-турецких войнах, но, думаю, редко кто вспомнит даты и сражения, важнейшие победы русских войск. Так вот, о предках.

В начале XIX века на месте сегодняшнего Высокого берега Анапы стояла крепость Османской империи. Шла русско-турецкая война. Пять раз атаковали наши войска неприступную твердыню, но крепость не сдавалась. И когда в 1828 году крепость, наконец, пала, первым делом наши воины отслужили в ней благодарственный молебен. Случилось это 12 июня - в день памяти преподобного Онуфрия Великого. С того дня и поныне анапчане считают фиваидского святого своим Небесным Покровителем. Тогда же, сразу после победы, было решено построить храм в честь этого святого. В крепости освятили временный православный храм для отпевания погибших и совершения Богослужений. А само русское поселение получило название Анапа - по имени бывшей крепости Анапэ…


Храмовая икона преподобного Онуфрия Великого. Фото автора.

А через два года началось строительство храма. По распоряжению Императора Николая I средства на это были выделены из казны. Храм освятили в 1837 году.

Но во время Крымской войны 1853-1856 годов и храм, и весь город были разрушены англо-французской эскадрой. 12 июня 1874 года Свято-Онуфриевский храм был освящен во второй раз.

Новая русско-турецкая война 1877-1878 годов нанесла храму значительные повреждения (хотя город в этот раз почти не пострадал - словно святой Онуфрий принял весь огонь на себя). После войны храму, как и раненным солдатам, было назначено государственное пособие.

Нельзя не упомянуть о почетном гражданине города Дмитрии Васильевиче Пиленко. Донской казак, он в 33 года командовал полком, а в 37 стал начальником Черноморского округа в звании генерал-майора. В награду за воинские подвиги получил в вечное и потомственное владение участок земли возле Анапы, на котором насадил виноградники. Позже он основал другое имение - Джемете, где тоже занялся разведением разных сортов винограда (там и сегодня - крупнейшее виноградарское хозяйство Анапы). И в историю города имя Дмитрия Васильевича Пиленко вошло, прежде всего, за его хозяйственные заслуги. Начав с виноградников, он в дальнейшем завез из Франции плодовые деревья, из Англии - племенной скот, и приложил много усилий к заселению черноморского побережья, этого полупустынного тогда края, переселенцами из центральных российских губерний. Ему принадлежит важная роль в застройке двух новых городов - Новороссийска и Анапы. За эти труды Пиленко получил орден Святой Анны I степени, дающий право на потомственное дворянство. Он же был инициатором строительства Онуфриевской и еще одной церкви в Анапе. Достраивал храм преподобного Онуфрия сын Дмитрия Васильевича Юрий, который после смерти отца перебрался с семьей в Анапу.

Знакомство с историей храма привело меня еще к одному открытию. В начале 1980-х годов в нашем кинематографе вышел потрясший меня фильм под названием «Мать Мария». В нем рассказывалось о судьбе русской женщины, эмигрантки, принявшей во Франции монашество и погибшей в фашистских застенках, куда она попала за свое участие в борьбе французского Сопротивления. Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (в девичестве Пиленко, по второму мужу Скобцова), она же мать Мария, отправилась в газовую камеру, поменявшись номерами и назвавшись именем другой узницы - молодой советской женщины-матери… Только здесь, в Анапе, я узнала, что мать Мария - внучка Дмитрия Васильевича Пиленко. Когда семья перебралась в Анапу, ей было три года, но уже тогда ее сердечко, ее душа были устремлены к Богу: на написание главной храмовой иконы святого Онуфрия Великого маленькая Лиза пожертвовала все свои «сбережения» из детской копилки. В 2004 году мать Мария была причислена к лику святых как преподобномученица. Ее память отмечается 31 марта. В Париже ее именем названа улица…

Марина - значит Морская!..

Тут бы и поставить точку. Но нет. Не хочется от светлой исторической памяти переходить к нашему недавнему прошлому, но ведь, как говорится, из песни слова не выкинешь. В 1930-е годы храм разорили, спасло его от полного разрушения только то, что в нем расположился краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны Анапа была оккупирована фашистами. В Анапе бытует легенда (как осторожно говорят об этом экскурсоводы) о том, как перед битвой за освобождение города наших танкистов на подступах к Анапе встретил старец, назвавший себя Онуфрием, и рассказал о расположении огневых точек врага. Все пять огневых точек фашистов были уничтожены.

Открывшийся в годы войны храм был действующим до 1964 года. А потом власти решили устроить в нем… Дворец пионеров! Снесли купол и колокольню, алтарь переоборудовали в сцену. Типичная судьба многих храмов в СССР (которым еще здорово повезло - ведь могли просто разрушить «до основанья»). В моем родном Курске подобное кощунство помогло в итоге сохранить величественный Знаменский собор: в его храмах, расположенных на двух этажах, устроили два зала кинотеатра «Октябрь» - конечно же, со сценой на алтарях, да еще и хвалились на всю страну, что в нашем городе - «самый красивый кинотеатр в РСФСР».

Анапчане не смирились с потерей храма. На собранные среди прихожан деньги купили жилой дом и оборудовали его под храм. Я была в этом Доме молитвы на улице Гребенской в начале 1991 года, когда впервые приехала в Анапу с одним из сыновей в детский санаторий. Мы с сыном ездили по воскресным дням в этот Дом (освященный также в честь Онуфрия Великого). Даже в зимнее время там бывало столько народу, что яблоку негде было упасть.

Перестройка помогла вернуть православным верующим Анапы прежнее здание храма. Около десяти лет ушло на его восстановление.

В этом году я впервые пришла в давно любимый мною храм не на службу, а в середине дня - попрощаться перед отъездом домой. Как всегда, я заказала здесь несколько сорокоустов. Ну а иконочка преподобного Онуфрия уже многие годы живет в моем домашнем молитвенном уголке, она появилась у меня после первого знакомства с этим чудесным храмом - хранителем города Анапы.

Марина Захарчук.

134
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru