‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Возвращение домой

На Православной выставке в Самаре протоиерей Андрей Ткачев представил свою новую книгу с таким названием.

На Православной выставке в Самаре протоиерей Андрей Ткачев представил свою новую книгу с таким названием.

Первого дня работы Рождественской Православной выставки «Благословенная Самара» многие в нашем городе ждали с нетерпением. Ведь на выставку должен приехать известный писатель протоиерей Андрей Ткачев. 15 декабря ожидались его выступления на выставке, и вечером того же дня — и в книжном магазине «Метида».

И обе встречи прошли при переполненных залах!

Полтора года назад протоиерей Андрей Ткачев вынужден был покинуть Украину, где родился и жил, где служил в Православных храмах Московского Патриархата, вел телепередачи «На сон грядущим» и «Сад божественных песен», публиковался в журнале для детей, писал книги. Мы помним, как в феврале 2014 года священнику пришлось принести публичные извинения за свое «антимайданное» выступление. И как с достоинством сумел он извиниться лишь за то, что превысил степень своей компетенции как проповедник. Но не за то, что считал своим пастырским долгом сказать людям — и сказал, откровенно и безбоязненно. Вот так же безпощадно оголил он корни трагедии украинского народа в написанной совместно с писательницей Светланой Коппел-Ковтун книге «Трагедия Украины. Концлагерь вместо рая?». Эта книга вышла в издательстве «Эксмо» значительным тиражом. И по негласному указанию властей Украины эту книгу строжайше запрещают ввозить на территорию некогда дружественной нам страны. Священник, называя вещи своими именами, пишет о том, что трагедия Украины явилась закономерным результатом процесса обезбоживания, превращения братьев во врагов.

Сейчас протоиерей Андрей Ткачев служит в московском храме Воскресения Словущего, что в Успенском Вражке. Ведет передачи на Православном телеканале «Союз» и на радио «Радонеж».

Так же, как и его книги, — его выступление обращено не к абстрактным «читателям», а лично к каждому пришедшему на встречу с пастырем. Вглядывается в лица, в глаза: всё ли понятно, все ли дошло до слушателей? И говорит просто, как в беседе с прихожанами, у каждого из которых свой духовный путь, свой багаж знаний.

Наверное, не все самарские читатели прежде знали о такой глубокой трактовке хрестоматийного гоголевского «Ревизора» как пророческого сказания о пришествии в мир антихриста. В провинциальном уездном городе ждут прибытия некоего столичного чиновника, который приедет инкогнито, не объявляя себя, «яко тать в нощи». Приедет, чтобы вызнать всю подноготную жизни этого города и его обитателей; и всех персонажей не очень-то и веселой комедии страшит мысль о том, какие последуют наказания, если их мерзости станут известны в Петербурге. И первого же проезжего хлюста, наглого враля Хлестакова вдруг вообразили тем самым ревизором — и все, от несчастных Бобчинского и Добчинского вплоть до самого городничего Сквозник-Дмухановского, трепещут и пресмыкаются перед проходимцем, всячески умасливают его. А в эпилоге — немая сцена, когда как гром небесный звучит страшное: прибыл настоящий Ревизор!

Сюжет, хорошо знакомый со школьных уроков литературы. Но какая бездна сокрыта за ним: это же не просто самозванца приняли за высокое лицо; вот так же придет и антихрист, и люди, погрязшие в суете, лихоимстве, в жизни скверной и безбожной, легко обманутся, примут самозванца за Самого Христа!.. И страшен будет финал этой мировой драмы…

Ну а детская сказочка «Приключения Буратино», написанная уроженцем самарской земли Алексеем Толстым, — в ней-то какой может быть скрытый смысл? А это, утверждает священник Ткачев, притча о блудном сыне! Только рассказанная детям — понятным им языком.

— Весь пройденный путь деревянного мальчика, все его скитания — это путешествие от себя к себе, — сказал отец Андрей. — И завершается оно там же, где началось, в отчем доме, в каморке папы Карло. Единственный персонаж, который меняется на протяжении сказки, — это сам главный герой, Буратино. Вначале он совершает нехорошие поступки, проявляет непослушание, обижает других. Уходит из отчего дома и проходит через многие испытания, прежде чем наконец возвращается домой, к любящему и простившему всё папе Карло. А что же другие персонажи? Папа Карло — он тот же, что и в начале сказки. И Джузеппе Сизый Нос — ничуть не меняется. Кот Базилио и Лиса Алиса — такие же хитрецы и разбойники, какими были при первой встрече с Буратино. Но главный герой проходит трудный путь и меняется, он понимает, как много сделал ошибок, он приходит к покаянию и находит верную дорогу домой. К самому себе.

Вся лучшая литература повествует не просто о приключениях героя — о потере себя, о трудном поиске себя, обретении себя и возвращении к себе. О переплетении великих и драматических событий истории и судеб народов, человеческих судеб. О том, что, отступая от Бога, человек покидает Отчий дом, где все было уготовано для его блага, — и вступает на тернистый путь страданий и потерь. И лишь постигая простую истину, что жить надо по Заповедям Божиим, он возвращается на спасительный путь. И становится таким — или близким к тому — каким был задуман Создателем.

Вот так незаметно, от комедии к притче, протоиерей Андрей ведет разговор о самом главном в жизни человеческой. О спасении. О сложном, но единственно верном пути от себя заблудившегося — к себе, обретшему духовную Отчизну.

Об этом и новая книга писателя «Возвращение домой», представленная на творческих встречах в Самаре. О спасительном пути к Отчему дому — и как сделать самый первый, трудный шаг на этом пути, а потом и остальные — не менее трудные. О том, что путь к спасению — это путь в Церковь. — …Знаете ли вы, о чем вещает колокольный звон? Когда колокол звонит, то он зовет: «Адам, Адам!..» Зовет Адама, который согрешил — и в страхе спрятался от Бога. Так и мы со своими грехами прячемся от Бога, не слышим Его. И теперь люди не слышат — мы не слышим! — как Господь зовет нас. Поэтому Господь взывает к каждому из нас — в колокольном звоне. Потому что прямого Божественного голоса мы не понимаем… Но в Церкви, в церковных таинствах, в молитвенном общении мы вновь обретаем способность слышать Божий зов. И в Заповедях Божиих находим указание на верный, спасительный путь.

На обеих встречах отцу Андрею было задано много вопросов. Так, женщина в записке спросила, как убедить сына, что наколки и татуировки — это плохо. Сын считает, что в Библии нет на это запрета.

— В Библии есть прямой запрет на наколки и татуировки! — возразил священник. — Там прямо указано, чтобы люди не делали себе рисунков и надрезов на теле. В пору Ветхого Завета иудеям было запрещено общаться с языческими народами именно потому, что у тех было много такого, что ни в коем случае нельзя перенимать, в том числе и татуировки. Это считалось мерзостью. Кроме того, и в Новом Завете этот запрет подтверждается. Апостол Павел говорил, что тела наши — храм Святого Духа. И если телу нашему вменяется достоинство храма, то наносить на него пирсинг или тату означает оскорбление храма.

Это — все равно что писать на стенах храма. Тату на теле — это как граффити на стене храма! Чего, конечно же, делать нельзя.

Притом — смотрите: вот человек решил выколоть на себе какого-нибудь маленького паучка. Потом еще одного. Потом целую паутину… И когда все тело будет покрыто татуировками, человек скажет: все, что мог сделать со своим телом, я уже сделал. Не пора ли теперь сменить пол? Эксперименты с телом, начинаясь с малого, приобретают крайние, опасные формы! Любые попытки разукрасить (а по сути, обезобразить!) свое тело — это противление замыслу о тебе создавшего тебя Господа. Мы сейчас уже снисходительно смотрим, когда женщина красит седые волосы или губы: в мире, где половина молодежи сверху донизу изукрашена татуировками, нелепо возмущаться краской для волос или губной помадой.

…Однажды, когда имя протоиерея Андрея Ткачева было мне неизвестно, я прочитала его рассказ «Где двое или трое…». И была совершенно потрясена тем, как целомудренно и чисто сумел писатель рассказать о невероятной истории, произошедшей в детстве с известной французской певицей Эдит Пиаф. Девочка была слепа, росла без матери, оставившей ее, и росла — среди падших женщин, зарабатывавших себе на хлеб скверным ремеслом. Но эти грешницы с печалью и любовью смотрели на бедную крошку, лишенную счастья видеть Божий свет! И в прекрасный летний день, когда Православные празднуют Преображение Господне — было это 19 августа 1921 года, — некоторые из них отправились в католический (жили-то во Франции) монастырь, захватив с собой слепую Эдит. И там со всей любовью женских сердец молились, молились о ней!

«Несколько дней спустя по дороге из монастыря в город возвращались три женщины из «дома мадам Коко». С ними, держась за руки взрослых, шагала маленькая Эдит. Она уже не смотрела прямо перед собой невидящими глазами. Она то и дело вертела головой в разные стороны и смотрела на придорожные деревья, на птиц в небе, на прохожих, идущих навстречу.

Девочка возвращалась зрячей».

Рассказ дочитывался сквозь пелену слез. И в душе звучал неповторимый голос «воробышка Парижа» — Эдит Пиаф, знаменитая песня «Я ни о чем не жалею»:

Non! Rien de rien... Нет! ни о чем…

Non! Jene regretterienНет! Я не жалею ни о чем…

Вот ведь — грешницы, блудницы. Но они знают, что грешны, и не просят ни богатств, ни здоровья, ни какой-либо Божией милости для себя. Просят — для маленькой слепой девочки. И Бог не отворачивается от них, не отвергает их молитв, но в ответ на горячие слезы дарует чудо!

Наверное, протоиерей Андрей Ткачев успел дать ответ не на все вопросы. Что ж, может быть, какие-то из них подскажут писателю сюжет для новой книги. Очень нужной тем, кто ищет ответа на вечные вопросы: как спастись, как вернуться к самому себе, вернуться домой?

Ольга Ларькина.

Фото А. Жоголева.

1252
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
18
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru