‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни земли Казанской

Впечатления паломника.

Впечатления паломника.

Об авторе. Протоиерей Сергий Гусельников родился 7 декабря 1960 года в зерносовхозе «Батрак» Алексеевского района Куйбышевской области. Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал учителем русского языка и литературы, директором восьмилетней сельской школы. Был заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1998 году рукоположен в сан священника. Заочно окончил Самарскую Духовную семинарию. Настоятель Кирилло-Мефодиевского собора в Самаре, несет послушание по духовному окормлению самарского казачества. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Книга отца Сергия «Цветок Сиона. Записки поклонника Гроба Господня» отмечена I премией в номинации «документальная проза» на литературном конкурсе имени Александра Невского в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург (2011 год).

Молебен о путешествующих закончился. Как сказать паломникам, отъезжающим от нашего храма, что я не смогу поехать с ними в благодатное и душеспасительное путешествие? Тем более что они видели, как я поставил свою сумку с вещами на переднее сиденье автобуса. Но мы предполагаем, а Бог располагает. Поздно вечером мне позвонили из епархии и попросили встретить почетных гостей из Москвы — сотрудников Российского института стратегических исследований во главе с его директором генерал-лейтенантом Леонидом Петровичем Решетниковым. Нужно было показать им наш собор, Духовно-просветительский центр и накормить вкусным обедом. Всё это требовало немалого времени.

О неожиданно изменившейся ситуации пришлось рассказать собравшимся в поездку людям, прежде чем дать им для благословения крест. Они, конечно же, огорчились. Ехать в паломничество без священника... Но я их утешил: «Милые мои, не переживайте, я провожу гостей и догоню вас в дороге. Вечером мы будем уже вместе!» Паломники вздохнули с облегчением и стали подходить под благословение.

Петропавловский собор в Казани.

И вот с моей духовной дочерью и ее родственником вечерней порой мы мчимся на машине в сторону Казани. В столице Татарстана я уже был с паломнической поездкой от нашего Духовно-просветительского центра и молился у ее святынь. Кроме Благовещенского собора на территории прекрасного Казанского Кремля, в котором покоятся мощи Святителя Гурия Казанского и находится келья, в которой он подвизался, Богородицкого мужского монастыря, где в Крестовоздвиженском соборе находится список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, особое впечатление на меня произвел Петропавловский собор. Он был возведен казанским купцом и промышленником Иваном Афанасьевичем Михляевым в честь посещения Казани 27 мая 1722 года Императором Петром Великим на месте приходской деревянной церкви. Петр I останавливался в его доме и, оценив деловые качества Ивана Афанасьевича, отдал ему государственную суконную мануфактуру, обезпечивающую русскую армию обмундированием. В знак благодарности купец Михляев решил построить грандиозный собор в честь Небесных покровителей Царя-реформатора — Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Один из крупнейших и красивейших храмов России был построен всего за три года (1723 — 1726) и освящен Митрополитом Казанским и Свияжским Сильвестром. В 1726 году отдельно от собора возвели шестиярусную колокольню, под которой в особой усыпальнице впоследствии был погребен Иван Афанасьевич Михляев. Петропавловский собор посещали почти все российские Императоры, начиная с Екатерины II. Здесь были Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый французский писатель Александр Дюма. В хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин, уроженец Казани. В советские времена храм не закрывался вплоть до 1939 года. Усилиями Епископа Казанского и Марийского Анастасия (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский) в июле 1989 года он был возвращен верующим, и 25 июля Правящий Архиерей вновь освятил его.

Главная святыня собора — чудотворная икона Божией Матери «Смоленская Седмиозерная», хранящаяся в алтаре верхнего храма, освященного в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Мне как священнику посчастливилось пройти в алтарь и помолиться у этой иконы. А служащая храма, пожилая монахиня, вынесла нашим паломникам маленькие иконки Божией Матери «Седмиозерная», приложенные к чудотворному образу. На правом клиросе хранится чудотворная икона Святителя Николая XVI века, перед которой молился будущий священномученик Патриарх Ермоген. В нижнем же храме находится почитаемая старинная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» необычного письма: Она изображена с Богомладенцем, а на груди у Нее вместо стрел или мечей летящий белый голубь — символ Святаго Духа.

В храме Сретения Господня на левом клиросе почивают мощи Святителя Ефрема, Митрополита Казанского, в 1613 году помазавшего на царство первого Царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. В алтаре хранятся мощи Святителя Епифания, Архиепископа Иерусалимского, и Арсения, Епископа Андрусского (еще не прославлен в лике святых).

Теперь же, не доезжая Казани, мы свернули на Свияжск, где уже расположилась в монастырской гостинице наша паломническая группа.

На этом удивительном городе-острове я оказался первый раз. Мы приехали поздно, около полуночи, поэтому кроме светящихся огней и темных очертаний ничего больше не увидели.

Зато утром из гостиничного номера передо мной во всей красе предстала монастырская площадь и величественный пятикупольный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», главный храм Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Он напомнил мне по своей архитектуре одновременно и храм Святой Софии в Константинополе, и храм Христа Спасителя в Москве.

Прежде чем мы отправимся на Литургию в Богородице-Успенский мужской монастырь, расположенный всего в сотне метров от женской обители, хочу немного рассказать о Свияжске как Православном городе-острове.

Он был основан в мае 1551 года в качестве форпоста для покорения Казанского ханства и представлял собой небольшую крепость на слиянии трех рек, откуда хорошо просматривались окрестности. Но уже в октябре 1552 года Казань была завоевана, и Свияжск стал духовным форпостом покоренного края. На крошечной территории длиной примерно в один километр и шириной в шестьсот метров располагалось три монастыря: два мужских — Успенский и Троице-Сергиев — и женский Иоанно-Предтеченский. Кроме них в городе и на посаде (у подножия острова) было девять церквей. После учреждения в 1555 году Казанской епархии ее Правящие Архиереи получили наименование Казанских и Свияжских.

Самарские паломники у свияжского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Так как Успенский собор мужского монастыря со знаменитыми фресками времен Царя Иоанна Грозного и Никольская трапезная церковь были закрыты на реставрацию, Божественная литургия совершалась в храме Святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского.

Несколько монахов и послушников и практически только наша паломническая группа составили число молящихся на монастырской службе. Зато после Литургии монастырь наполнился множеством людей — в шортах, футболках, бейсболках. Туристы с гидами. К сожалению, для них старинный действующий монастырь всего лишь историко-архитектурный памятник, где можно сделать красивые фотографии. И сам Свияжск для многих является музеем-заповедником с предметами далекой старины. Но мы-то Православные паломники и, предстоя перед святыми иконами, благоговейно внимаем звукам Херувимской песни и с трепетом переживаем таинственные моменты Евхаристического канона. Священнодействует молодой черноволосый батюшка. И в этом есть нечто символическое — возрожденный старинный монастырь переживает вторую молодость. Особое умиление у нас вызывает маленький алтарник в стихаре — ему всего лет пять-шесть. Как трогательно было смотреть на него, когда он выходил со свечой на Малом и Великом входах! Ангелочек, да и только! Потом я узнал, что этот мальчик своего рода дитя монастыря. Живет он с дедушкой, а дедушка, уезжая куда-нибудь по делам, оставляет его жить в монастыре.

После Литургии служащий батюшка с послушниками-певчими выходит из храма и направляется к надгробным крестам за алтарем Успенского собора. Рядом с крестами скульптура скорбящего ангела. Там погребены насельники старинной обители. Мы следуем за монахами. Дует сильный порывистый ветер. Священник служит панихиду. Кадильный дым уносится в небо. Я подпеваю певчим. Вечная память усопшим и замученным в безбожное время отцам и братьям нашим!

В советское время на территории монастыря что только не размещалось: и тюрьма ОГПУ-НКВД, и леспромхоз, и колония для малолетних преступников, и психиатрическая лечебница-колония закрытого типа для неизлечимо душевнобольных, существовавшая на территории монастыря до 1994 года. Лишь в 1997 году Свияжский Богородице-Успенский монастырь был передан Русской Православной Церкви. На торжественном открытии обители присутствовал и молился о ее возрождении ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Самой древней церковью на территории монастыря является Никольская трапезная церковь времен Иоанна Грозного (1556 год). Это не просто храм, а редкий тип храма-колокольни, высота которой достигает сорока трех метров. В этой церкви находится келья Святителя Германа. Но сейчас Никольская церковь, как и Успенский собор, находится на реставрации как государственный памятник архитектуры.

Успенский собор, построенный на пять лет позже Никольской трапезной церкви, славится на весь мир своими уникальными фресками. Они покрывают все внутреннее пространство храма площадью более тысячи квадратных метров и являются примером древней византийской иконографии. В XIX веке люди, в том числе даже некоторые священники, привыкшие к европеизированной живописи на католический манер, уже не воспринимали фрески как единственно каноническую форму Православной церковной живописи. Один из настоятелей Богородице-Успенского монастыря дошел до того, что обратился к Синоду с предложением переписать их заново. Однако Синод ответил отказом и отметил особое значение уникальных древних фресок Успенского собора. Мало того, он прямо запретил искажать их в угоду живописной манере церковных росписей. Так удалось сохранить редкие иконописные образцы допетровской эпохи. А фреска мученика Христофора, на которой он изображен с лошадиной головой, пожалуй, осталась единственной среди его икон в такой необычной версии. Церковь постоянно боролась с попытками объяснить лошадиную (а на других иконах древности — песью) голову святого то тем, что он якобы происходил из мифической страны киноскефалов, где все люди имели такой вид, то тем, что Христофор был очень красивым и молился Богу, чтобы Он дал ему «скотскую внешность», которая бы отвращала от него соблазнительные женские взгляды, мешающие ему вести аскетическую жизнь. Все иконописные изображения святого в таком варианте уничтожались или переписывались. Фреска мученика Христофора из Успенского собора — последний памятник древней иконописной традиции.

Обедала наша паломническая группа, как я уже упоминал, в трапезном храме Сергия Радонежского Иоанно-Предтеченского монастыря. Во время обеда туда пришел его настоятель игумен Силуан с гостями и беседовал с ними за отдельным столом. Могли ли мы тогда предполагать, что через месяц с небольшим встретимся с ним в Иерусалиме в Храме Гроба Господня и будем вместе сослужить на ночной Литургии, а перед этим вести разговор о Свияжске. Удивителен Промысл Божий!

Удалось нам посетить бывшую посадскую церковь XVI века в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Там я познакомился с ее настоятелем, моим тезкой отцом Сергием. Он очень обрадовался, потому что в его маленьком старинном храме редко бывают заезжие священники. Простой батюшка в ветхом изношенном подряснике и, как и я, в очках оказался интересным собеседником и талантливым иконописцем. Кстати, один из сыновей отца Сергия учился в Тольятти в Православной классической гимназии, которой руководит протоиерей Димитрий Лескин, затем окончил семинарию и тоже стал священником. Сначала он показал мне старинную чудотворную икону Преподобного Сергия Радонежского, а потом, рассказывая о жизни Православного священника в Татарстане и о проблемах прихода, связанных с реставрацией старинной церкви, познакомил меня и со своими иконописными работами. Стиль их оригинален, лики, написанные отцом Сергием, несут в себе духовную радость, и от этого становится светло на душе. Одна его икона уникальна. Называется она «Свияжская Божия Матерь» и написана так, как увидела Ее в сонном видении его матушка. Пресвятая Богородица стоит над островом, на котором много людей: новомученики, заключенные, психически больные… В небольшой часовенке рядом с храмом отец Сергий сам расписал иконостас. Не хотелось с ним расставаться, но надо было торопиться на обед.

Самой знаменитой обителью в пределах земли Казанской является Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в красивейшем месте на берегу озера и окруженный лесом. О нем и о его главной святыне — чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская» — написано немало, так что нет смысла повторяться. Раифа для меня привлекательна еще тем, что в ней находится старинный трапезный храм, освященный в честь преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Это «мой» храм. Ведь мой святой покровитель — мученик Сергий Раифский.

Неповторимой особенностью Раифского монастыря являются его прекрасные белые скульптуры. Их можно увидеть и в самой обители, и за ее белокаменными стенами. Оказывается, среди насельников монастыря есть два монаха-скульптора. Они члены Союза художников России и радуют всех приезжающих в Раифу своим творчеством, так вот прославляя Бога.

Раифский монастырь славится и своим детским приютом, куда принимают обездоленных детей. Один из первых воспитанников приюта стал священником и служит сейчас в Свияжском Богородице-Успенском монастыре.

Паломники, приезжающие в Раифу не на один день, с удовольствием останавливаются в новой комфортабельной гостинице с прекрасным видом на озеро.

Уезжая обратно в Самару через Казань, мы посетили Зилантов монастырь, по красоте не уступающий Раифскому. Красивые ели и белоствольные березы гармонично сочетаются с его белокаменными храмами. Вообще-то правильно называть его Успенским, но так как монастырь расположен на Зилантовой горе, в народе он больше известен под таким названием. По легенде, в древности на этой горе жил страшный змей Зилант, наводивший суеверный страх на людей. Никакого змея давно нет, а гора так и носит его имя. В 1529 году здесь принял мученическую кончину святой Иоанн Казанский. При осаде Казани здесь была царская ставка. После осады построили Свято-Успенский поминальный мужской монастырь «по всем убиенным родителям нашим». Змеиная гора превратилась в Дом Пресвятой Богородицы. В 1918 году красноармейцы здесь расстреляли последних монахов обители. В 1998 году началось возрождение Успенского монастыря. Только стал он не мужским, а женским.

При входе в обитель сразу обращает на себя внимание один храм. Он кажется тебе давно знакомым, очень знакомым. Да это же Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры! Но откуда? Известный казанский историк и краевед Андрей Рощектаев, который вызвался быть нам гидом, объяснил: «Это точная копия Троицкого собора и тоже называется Троицким. Построен на месте разрушенного большевиками в конце двадцатых годов Успенского собора. Возведен и расписан в начале 2000-х годов мастерами из Сергиева Посада на средства ктитора обители Натальи Владимировны Девятых. Расписали его по образцам Дионисия». Входим внутрь храма и поражаемся: все точно так же, как и в Троицком соборе Лавры. Такие же колонны, расписанные фресками, такой же пятиярусный иконостас, такой же полумрак… Только нет мощей Преподобного Сергия Радонежского. Но так же по всему храму разливается Божественная благодать. Окрыленные этой благодатью, мы отправляемся в обратную дорогу…

1486
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru