Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

«Почему он болеет?»

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Здравствуйте, батюшка!
Я воцерковлена и хожу в храм уже более четырех лет. Читаю Православную литературу, смотрю Православные фильмы. Но есть один вопрос, на который еще не нашла ответа. Помогите, пожалуйста. У меня есть друг, очень хороший человек. Зовут его Дима. Мы знакомы уже около 10 лет. Дима болен гемофилией. Мне очень хочется ему помочь, очень. Совсем недавно я узнала, что он еще не крещен. Хотелось бы, чтобы он понял необходимость этого для себя. Но тяжелый крест болезни не приближает, а удаляет его от Церкви. Он не понимает, за что он страдает, за какой такой тяжелый грех свой или своих предков ему приходится переносить такие муки. Бог есть Любовь, но почему эта любовь не сотворила его здоровым человеком — такой вопрос он мне задал. Я ему ответила, что человек сам себя наказывает, отворачиваясь от Бога, от его заповедей. Видимо, в роду был такой случай. И только покаяние и вера смогут исцелить болезнь рода. Понимаете, не смогла я его убедить. Его вопрос: "почему мне досталось за весь мой род?" — просто заводит меня в тупик.
Я чувствую, что он прислушивается ко мне, с Божьей помощью, может быть, мне и удастся изменить такой его взгляд. Но, конечно, мне нужна помощь.
Буду благодарна Вам, если Вы посоветуете мне литературу по этому вопросу.
И, конечно, буду очень Вам благодарна за Ваш ответ.
     Нина.

      
Здравствуйте, Нина, с удовольствием отвечаю на ваш вопрос. Верующий человек осознает земную жизнь как подвиг спасения своей души. Терпение болезней есть только разновидность этого подвига. Вот что пишет старец Григорий Афонский: «Болезни попускаются нам иногда за грехи, а иногда по благости Божией, дабы через них стяжать нам вечное блаженство на небесах». Здесь надо обратить внимание на последнее слово, потому что все наши вопросы относительно Божественной справедливости возникают только оттого, что мы живем лишь земной частью жизни, забывая о жизни вечной.
Тяжелый крест болезни не может удалять от Бога. Удаляют нас от Бога наша гордыня, неверие. Поскольку Бог есть Любовь, мы получаем от Него бытие, жизнь вечную, это величайшее сокровище, а здоровья, денег, благополучия Господь дает нам столько, сколько каждому из нас под силу унести.
Святитель Иоанн Златоуст ставит скорби выше добродетелей, а болезни — еще выше скорбей, терпение их труднее скорбей. Он говорит, что за скорби и болезни венцы светлее даются, нежели за добродетели; а кто грешен, то ими очищаются грехи.
Из литературы по этому вопросу можно посоветовать жития и письма современных подвижников: святого Иоанна Кронштадтского, старцев оптинских, афонских старцев Иосифа и Паисия, многих других. Многие из них были очень больными людьми. Старец Паисий, например, говорил о своей мучительной предсмертной болезни, что она принесла его душе больше пользы, чем долгие годы подвигов, и даже молился о том, чтобы Господь послал ему рак. Когда окружающие удивлялись, почему Амвросий Оптинский не исцелит себя от болезни, изнурявшей его многие годы, он отвечал, что болезнь ему полезна.
Когда мы говорим о Божественном посещении, не следует делать упор на какое-то родовое проклятие или другую причину. Всеблагой Промысл Божий настолько непостижим для нас, что понять причину дел Божиих мы не в состоянии.
О безсмысленности попыток измерить Божественный замысел о нас нашим земным разумом хорошо говорится в последних главах книги Иова: Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?.. И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду  (Иов. 38, 1 — 11; 40, 1 — 5).
Такой удивительный по силе ответ дает Господь Бог человеку, решившему изучать Его Промысл, испытывать судьбы Божии.
Неизлечимую, тяжелую болезнь придется терпеть, но, чтобы получить награду, терпеть ее нужно с благодарностью, а не обвинять Бога в жестокости и несправедливости. Тогда этот подвиг принесет плод — еще при этой жизни — величайшее утешение от Господа, а в будущем веке — спасение души.

Иеромонах Серафим (Калугин)
г. Астрахань.
04.03.2005
860
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru