‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На камне послушания

В Рыльский Свято-Никольский монастырь паломники едут за исцелением души и тела.

В Рыльский Свято-Никольский монастырь паломники едут за исцелением души и тела.

Все это было в моей жизни уже не раз. Высокие ворота Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, полуразрушенные и вновь обретающие красоту храмы, пасхальные и счастливые дни в обители и проницательная мягкая улыбка на лице отца настоятеля — Архимандрита Ипполита. Монастырь меняет жизнь человека, хотя бы однажды помолившегося в нем. Сколько же раз промыслительно менялась моя жизнь после того, как я покидал эту обитель?..
История Свято-Николаевского монастыря в Пригородной слободке города Рыльска Курской области теряется во мгле веков. Известно точно относительно немного. Еще во времена Крещения Руси болгарские монахи, переселившиеся на Русь, принесли с собой в этот древнерусский город десницу от нетленных мощей великого Иоанна Рыльского (Рыло — река в Болгарии). Его почитают на Курской земле и поныне.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился немецкий штаб, на колокольне — пулемет, который держал на прицеле окрестность. Советский командир отдал приказ бить по монастырю прямой наводкой. Приказ был исполнен. Но ни один снаряд на территорию обители не попал. Явное чудо Божие.
Чудеса не прекращаются здесь с тех пор, как в 1991 году руины монастыря были возвращены Курской епархии.
Насельники обители рассказывали мне, что в разных духовных или житейских нуждах Архимандрит Ипполит благословляет обращающихся к нему читать акафист Святителю Николаю. Так, по просьбе родственников в монастырь заехала реанимационная машина «скорой» с мужчиной, который после автокатастрофы находился в состоянии комы. Его занесли в храм. Архимандрит отслужил молебен Святителю Николаю и сказал: «Езжайте в больницу, а по дороге читайте акафист Николаю Чудотворцу». На полпути мужчина пришел в сознание и после этого довольно быстро поправился от тяжелейшей травмы.
— По молитвам отца Ипполита, нашего старца-настоятеля, с помощью Святителя Николая у нас часто происходят различные исцеления и чудеса, — благочинный Свято-Николаевского монастыря иеромонах Ипполит — младший (в миру Михаил Вячеславович Соловьев) задумывается лишь на мгновение. — Нередки случаи исцеления наркоманов совершенно без каких-либо специальных медицинских препаратов, только молитвами. Больше половины приезжающих к нам наркоманов излечиваются, трудятся у нас и остаются послушниками в монастыре. В основном, конечно, это молодежь. Я считаю, это великое чудо нашего времени. Излечиваются и от алкоголизма, от многих смертельных недугов, от смертных грехов. Человек ведь колется или пьет не потому, что ему так хочется, а потому, что смертные грехи тянут душу в ад. В том году был случай. Один мужчина, ему уже шестьдесят лет, ехал через наш монастырь в Москву, на очередную проверку к онкологу: у него был выявлен рак четвертой степени, и он знал о том, что смертельно болен. Прожив две недели у нас, он приехал в столицу, и врачи, к своему крайнему удивлению, не обнаружили и следов болезни. Недавно приезжала к нам его дочь, благодарила.

Я подумал, слушая благочинного, о том, что и сам был исцелен в этом монастыре от страшного недуга, но почему-то до сих пор не удосужился поблагодарить, как подобает, Господа и Святителя Николая.
— Да вот, смотрите, парень идет, Виталием зовут, — отец благочинный кивнул в сторону проходившего мимо молодого послушника в черном подряснике, — мама его из Тюмени привезла, она там занимает большой пост. Поначалу бежал от нас, рвался, но вот уже, наверное, месяца четыре здесь — и не горит уезжать. Недавно уехал парень Максим, год у нас прожил и совершенно изменился, полностью исцелился от наркомании. Многие наркоманы с Кавказа к нам приезжают, но у них процесс излечения почему-то идет сложнее, чем у других ребят. С Украины едут. Иные уходят, потом возвращаются, трудятся и в конце концов, не жалеют о том, что оказались у нас.
— А из Рыльска есть кто-нибудь?
— Нет пророка в своем отечестве. Гора не видна вблизи. Люди приезжают со всего белого света, а из Рыльска приходят в основном только бабушки — у кого коза потерялась, у кого что. Такие проблемы тоже решаются, а как же без них.
Твердо можно сказать, что монастырем управляет Николай Чудотворец. Вся братия в монастыре знает, что легче всего молиться Святителю Николаю и что быстрее всех слышит молитву Святой Николай.
— А какая судьба монастырских святынь, чудотворного образа Святителя Николая Ратного и десницы преподобного Иоанна Рыльского?
— Десница преподобного пока сокрыта от нас, как и образ Николая Чудотворца. Икона в свое время была обретена в восемнадцати километрах отсюда, в селе Асмолово Рыльского района, туда сейчас нет дороги. Из двухсот пятидесяти дворов осталось тридцать. В народе говорят — забытое Богом место. Но мы надеемся, что вскоре там будет поставлена часовня. Бог даст, и икона снова явится.
— В Асмолово будет стоять собор-крепость во имя Святителя Николая, если Господь услышит наши молитвы, — надеется послушник Сергий Тарасов. — Я сам родом из деревни под Рыльском. Раньше не знал как лоб перекрестить, а потом пришел в монастырь и сказал: берите меня с потрохами… В Асмолово будет духовная крепость, так и напишите… Господь Милостивый, Матерь Божия плачет за нас, а Святитель Николай — строгий, но он и добрый, очень добрый, сразу откликается. Я здесь уже три года, знаю кое-что.
Удивляюсь нечаянной радости. За личным советом к старцу Ипполиту приехал наш добрый знакомый из Глинской пустыни брат Николай, теперь — инок Феодосий. Мы поздравляем друг друга с Пасхой Христовой. Передаю поклон наместнику Глинской пустыни Преосвященному Пантелеймону. Оказывается, что старец Ипполит родом из Глинской. Дивны дела Твои, Господи!

Архимандриту Ипполиту (в миру Сергей Иванович Халин) в апреле исполнилось семьдесят четыре года. Он уроженец Курской земли, как и отец Ипполит-младший.
В 1928 году в многодетной крестьянской семье родился мальчик. Вырос, стал работать бригадиром, а к тридцати годам попал в Глинскую пустынь, где старцы по водам ходили. Приехал в Глинскую с товарищем просить благословение на поступление в семинарию, но старцы сказали: «Здесь тебе и семинария, и академия». Остался… Его духовным учителем стал старец Андроник (Лукаш), который исцелил его от хронического воспаления легких, грозившего смертью. После разгона Глинской в начале шестидесятых годов он был келейником иеросхимонаха Михаила, последнего Валаамского старца в Псково-Печерском монастыре. Вместе с тремя братьями, с Божией помощью добился от властей разрешения уехать на Афон, что сделать было очень нелегко. После них в течение семи лет из СССР на Афон не уехал никто. Он провел на Святой Горе в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре восемнадцать лет. Потом он заболел, вернулся в Россию и остался на родине.
Настоятель Свято-Николаевского монастыря Архимандрит Ипполит встречал нас светлой улыбкой и добрым словом, он каждого так встречает:
— Главное — мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, а тогда и с Богом будет мир. Господь дает все. Надо молиться. Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают е.
Отец Ипполит говорил о молитве, о Боге, о том, как возрождается монастырь, и в его лаконичных, духовно насыщенных фразах я услышал евангельское:
— «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир». «Богом моим прейду стену», — говорит Псалмопевец.
— Можно ли назвать Архимандрита Ипполита возобновителем, строителем Свято-Николаевского монастыря? –спрашиваю я у иеромонаха Ипполита-младшего.
— Именно так. Тяжело было. Только трудом и его верой, его молитвами монастырь возрождается. Практически ведь не было ничего, даже жилья, все жили в одной келье, и настоятель, и монахи, и послушники, и молились, и питались в ней. Но вот с помощью Божией разрастаемся, укрепляемся духом.
При раскопке котлована для фундамента нового братского корпуса мы обнаружили надгробную плиту в Бозе почившего старца монаха Даниила (Макова), скончавшегося 26 марта 1832 года на семьдесят шестом году жизни. «Прохожий, помяни доброго старца», — выбито на плите. Старец Ипполит благословил укрепить плиту на южной стене главного Свято-Николаевского храма обители. А через какое-то время из Липецкой области к нам приехала раба Божия, которая подняла архивы и нашла много интересного и поучительного о старце Данииле. Очевидно, где-то на территории монастыря находятся его мощи.
Отец настоятель несколько лет назад благословил нам вырыть пещерку в глинистом склоне близ святых источников Божией Матери, Иоанна Рыльского, священномученика Ипполита, там раньше схимники жили в таких пещерах, возможно, это Киево-Печерская древнейшая традиция. Пещерка эта напротив источника Святителя Николая. Бесноватые кричат, когда в нее входят. Многие исцеляются, в том числе от безплодия, или если беременность тяжело протекает. Глина в пещере целебная. А на источниках совершаются евангельские чудеса: недавно много лет парализованная женщина вышла из святой воды сама, без посторонней помощи. Все это происходит по молитвам старцев — и ныне здравствующего отца Ипполита, и многих в Бозе почивших, неведомых нам, но ведь у Бога все живы. Являлся на своем источнике не раз и сам Святитель Николай.

— Что такое Православное старчество? Как правильно относиться к духовным советам лиц, которые являются духовниками, старцами?
— Я всегда людям говорю: по вере вашей будет вам. Под лежачий камень вода не течет, какой бы ни был духовный старец. Если человек не хочет, чтобы ему помогли, ему вряд ли смогут помочь. Хотя Господь, конечно, все равно помогает нам, даже если мы этого не хотим. Старец — это человек, достигший духовной высоты, обладающий дарами Божими: молитвой, даром исцеления, прозорливостью. Если человек приходит к старцу с уже готовым ответом в сердце, то, как правило, он и получает тот ответ, который сам заранее приготовил себе. А если приходит узнать волю Божию, то, естественно, получает через старца ответ от Бога. Но очень часто воля Божия не совпадает с нашими личными мнениями, поэтому бывает тяжело перебороть себя. Бывает, люди спрашивают: а что, Господь не слышит мою молитву? Слышит, конечно, но разница заключается в том, что мы-то стоим под горой, а духовный старец стоит на горе. Мы кричим вверх. Но кого быстрее Бог услышит: того, кто под горой или того, кто на горе? Своим образом жизни, своим поведением, смирением и любовью старцы достигают такой высоты, что Господь их слышит быстрее, чем нас. И по их вере, по их молитве происходят чудеса и исцеления души и тела.
Отец Ипполит-младший духовно и даже внешне очень похож на своего наставника — старца, каким он был в молодости. Принимает людей по благословению отца настоятеля, дает духовные советы в различных жизненных ситуациях, люди ему доверяют. Интересуюсь, как он познакомился со старцем Ипполитом.
— Я приехал из Курска в Рыльск, когда в моей семье произошло чудо по молитвам Архимандрита Ипполита. Сестра моя очень сильно болела и на протяжении двух лет ездила сюда, в монастырь, на лечение, потому что лечение у врачей не помогало. И вот, когда она исцелилась, я приехал посмотреть, просто из интереса. Переночевал здесь, сердце прикипело, приехал пожить на неделю, остался на две, а потом — была весна 1996 года — на всю жизнь. Постриг принял в 1997 году в этом монастыре. Рукополагали в сан священника на первой службе в Свято-Николаевском храме, когда там еще не было даже иконостаса, в праздник Николая Чудотворца.
— За много лет общения со старцем Ипполитом вы наверняка стали свидетелем чего-то необычного, неповседневного.
— Конечно. Но это очень трудно выразить словами, это внутреннее ощущение внутренней радости. Часто обращаюсь я к нему со многими вопросами, и вот один взгляд, одна улыбка старца — и вопросы эти решаются сами собой, на таком тонком духовном уровне. Он уже знает, что я хочу спросить. Самое главное — это его молитва за нас, а нас за него, насколько нам это возможно. Многим людям он помог в беде лишь только словом, иногда полунамеком, за который человек хватался как за спасительную соломинку. Батюшка очень добрый, любвеобильный человек, этим он похож на своего учителя, старца Андроника (Лукаш). Отошедший год назад ко Господу схиархимандрит Макарий (Болотов) как об отце Ипполите сказал? Если б таких людей в России было сто человек, Россия бы с корнями поднялась на Небо. В первую очередь его отличает любовь к Богу и ближнему, батюшка у нас любящий, он полностью вместил в себе эту евангельскую любовь — и как же, живя рядом с ним, мы можем этому не учиться. Ну, а где много добра, там много нечистой силы. Искушений у нас гораздо больше, чем в других обителях, и люди приезжают разные, и ломаются чаще. Но когда задают вопрос, почему мы всех принимаем, мы отвечаем, что Господь дает шанс всем, и мы не вправе этот шанс отнять, а кто как им воспользуется, это уже личное дело каждого. Но за людей надо бороться.
— Я сам обращаюсь к Святителю Николаю, в основном через батюшку, — делится своим духовным опытом иеродиакон Димитрий, насельник обители. — И многие так поступают. Святитель Николай — Игумен нашего монастыря, это так сам батюшка говорит. Однажды один послушник во сне принял горделивый помысел, дескать, я здесь все могу, и тут является ему Николай Чудотворец и говорит: «Не ты здесь хозяин, а я». А к отцу настоятелю можно обращаться и мысленно, когда его нет или ты на послушании, или в отъезде, ответ приходит в сердце. Так он и руководит монастырем. По послушанию. Знаете, проблема Церкви в том, что нам сейчас тяжело становиться на путь старческой традиции. «Оскуде преподобный», послушников мало, все стали горделивы, а через это попадают в рабство к своим помыслам, страстям, греху. Десять лет воцерковления России минуло, а устояли только те, кто стал на рельсы нелицемерного покаяния и послушания, всех остальных раскидало кого куда. Мы спасаемы маленькими подвигами самоотвержения. Бывает, хочешь сделать так, но помолившись Богу, обратишься к брату за советом, а он тебе совсем не то, что у тебя на сердце, говорит. Принимаешь волю Божию от брата, значит спасешься, нет — погибнешь. Миром ведь движут помыслы, но мы должны обуздывать свой ум. Если человек нелукаво ищет волю Божию, Господь обязательно даст вразумление, даст ответ. Как и через кого? На то Его Святая воля. И тогда душа без попечения может чисто молиться. Господь за намерения спасает людей, намерения наши целует, но дела наши свидетельствуют о том, что мы погибаем, потому что нет послушания. Многие ищут исцеления только тела, а не духа. Приезжают на вычеты (отчитка болящих и бесноватых у нас проводится каждый день по благословению старца) пять-шесть автобусов из Москвы, а батюшка к ним не выходит. А приезжают из Курска, на вычет опоздали, но все с тяпочками, чтобы монастырю помочь, батюшка радостный к ним выходит, каждого благословляет. Приехали на послушание. И Господь решает все их проблемы.

На послушании у древних стен Свято-Николаевского монастыря корчевали пни. Когда-то здесь была дубовая роща, прославленная исцелениями. Но с тех пор много воды в реке Волынке утекло. В советские годы здесь расстреливали людей. Из-под корня одного из пней выползла змея и зашипела, как шипели бесноватые на вычете.
— Не льстите себе, что она вас укусит, и вы сподобитесь умереть на послушании, да еще в Светлую седмицу, — грустно пошутила одна из послушниц. — Царство Божие нудится, батюшка любит это повторять.
Тихо подошел к послушникам Архимандрит Ипполит, посмотрел на пни, мягко улыбнулся, поднял с земли большую кость и спросил: «Человеческая?..».
Когда мне представился удивительный случай спросить отца Ипполита об очень важном, я задал такой вопрос: «Скажите, кто такие старцы?».
— Много званных, да мало избранных. А еще — не судите, да не судимы будете, — светло посмотрел он на меня и вновь улыбнулся.
— Батюшка, есть два типа пророчеств. По одним все должно скоро сгинуть, а по другим все непременно расцветет. Чему нам верить?
Он вздохнул.
— Все только начинается. Все только начинается…— был ответ.
Он далеко отбросил камень из-под ног. И зашагал своей неповторимой старческой походкой к Никольскому храму монастыря.

Евгений Муравлев, г. Курск

Фото Дмитрия Фомичева


24.05.2002
1551
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru