‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Любовь да пребудет с людьми!

Первую Пасху встречают насельницы нового женского скита.

Первую Пасху встречают насельницы нового женского скита.

Поехать в женский скит, недавно сложившийся в селе Брусяны Ставропольского района Самарской области, нас благословил благочинный Жигулевского благочиния отец Павел Красноярцев. Без благословения в дороге делать нечего: что бы ни задумали — все пойдет не так. Теперь же — будто кто-то взял нас за руки и повел.
Широко раскинулось над Волгой старинное село Брусяны. Издали виден изумрудно-зеленый купол храма во имя святых Космы и Дамиана. Когда-то, еще в ХiХ веке, стояла здесь деревянная церковь, да сгорела. На смену ей выстроили каменный храм — красивый, с чудесной акустикой.

При советской власти колокольню взорвали, а колокола повезли на переплавку. Да чудесным образом не дались они на поругание, упали с баржи и затонули. Теперь — если найдутся деньги — можно просить водолазов найти и поднять их со дна Волги.
Рядом с храмом — указывают нам сельчане — дом, где живут сестры.
Нам открывает двери совсем юная Машенька, с приветливой и в то же время будто не от мира сего — застенчивой улыбкой. Бежит спрашивать разрешения и тут же возвращается:
— Матушка просит.
Матушка — это старшая сестра скита монахиня Феофания. Она принимает нас в просторной гостиной, где на столе уже ждут своего часа нарядные куличи и изукрашенные яйца.
Конечно, первый вопрос о том, как образовался скит.
— Произошло это в августе 2005 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, — рассказывает матушка. — В ту пору в скиту поселились шесть сестер, сейчас нас восемь. Есть и еще желающие прийти сюда, однако пока нет возможности принять всех — с жильем у нас несвободно. Сначала мы жили на квартире, а потом приобрели этот дом. Одной из духовных сестер неожиданно начислили деньги за акции, и мы смогли внести залог.
Что такое скит? Это как маленький монастырь. Когда наберется число сестер, появится у нас хозяйство — свое поле, скот, мы сможем прокормить себя сами, — тогда приедет из Самары игумения Иоанна, все внимательно осмотрит и, если сочтет все достойным, подаст прошение правящему Архиерею, чтобы скит был переименован в монастырь.
Пока же мы еще как младенцы, нам восемь месяцев всего, все только начинается. Однако дело это большое и нужное. У нас в Ставропольском районе нет женского монастыря. Когда он появится, сюда смогут приходить женщины из Жигулевска, Тольятти, окрестных сел.

Хозяйство наше уже складывается. Сельчане подарили кур, гусочек. У одной женщины корова родила телочку, да такую красивую! Сестры ходят, подкармливают ее. Скоро ее нам передадут, ждем.
Одну из сестричек послали на курсы водителей — станет она у нас водить машину.
Большую помощь оказывает нам благочинный, отец Павел. Помню, приехал он и говорит: «Матушка, вам будет очень трудно, но Господь вас не оставит».
— Почему же женщины приходят сюда, матушка?
— В основном приводит их сюда призвание, желание посвятить свою жизнь Господу. Бывает, что есть у женщины дети, да уже выросли они. Муж или умер, или оставил семью — и женщина уходит в монастырь, чтобы молиться за близких. Да ведь это не сразу: пришла — и на другой день стала монахиней. Нет! Сначала послушница, потом рясофорная послушница, инокиня, монахиня, схимонахиня — так все идет. Послушницами обычно бывают года по три — как отцами заведено, потом уже начинается путь выше.
— Как проходит день в скиту?
— Встаем мы в половине шестого утра. Знаете, говорят, что сперва Бога славят монахи, а потом — птицы. В шесть часов начинается правило. Полунощница, чтение Акафиста, молитвы, в которых обращаемся к Господу за помощью, поминаем за здравие и за упокой. Молимся и за тех, кто умер без покаяния.
Потом на послушание все идут. Кто варит, кто шьет, кто убирает, кто за хозяйством смотрит, а я все больше в разъездах. То письма нужно отвезти, то за документами съездить.
В полдень, а то и позже, мы в первый раз кушаем, потом в четвертом часу дня чаю можно попить, а в половине восьмого у нас ужин и вечернее правило. Малое повечерие, каноны, молитвы. В 11 часов спать ложимся.
— Матушка, у вас, наверное, есть опыт монастырской жизни?
— Да, пять лет я в Иверском, в Самаре была. Игумения Иоанна меня с детства знает, когда я решила в монахини идти, она меня пригласила, я и приехала.
— Можно ли сестрам смотреть телевизор, пользоваться какими-то другими современными вещами?
— Можно смотреть видеокассеты духовного содержания, слушать музыку и читать духовные книги. Есть у нас пианино, синтезатор, под эту музыку проводим спевки. Постоянного телефона у нас нет, но у меня есть сотовый.
— Вы здесь живете так уединенно. Получается — отойти от мира?
— Да, уединение в Брусянах большое, это помогает духовному росту. В город уедешь — вернешься вся такая рассеянная. Но родные к сестрам приезжают. И хотя в кельях их принимать не положено — только в гостиной, — мы идем на такое послабление. Мало нас пока, живем одною семьей — как же не показать близким свою келью?
Священник наш — игумен Гермоген, настоятель Воскресенского монастыря в Тольятти, мы под его духовным окормлением.
— Местные жители приходят в храм?

— Да, но пока немного их. Летом, когда приезжают дачники, на службах людей больше. Мы надеемся на помощь верующих. Вот, например, тут есть источник Космы и Дамиана — приезжие паломники спрашивают, как к нему пройти. Но источник следует прежде всего расчистить, привести в порядок. Много и другой работы, мы со всем не справляемся. Если хочет кто потрудиться во славу Божию — ждем. Только жить придется в селе, у нас пока негде. Впоследствии хотели бы, чтобы один дом был для сестер, а другой для гостей.
Первая же нужда — дом для священника приобрести. Пока он у нас квартиру снимает, тяжело это. Без священника монастырь не может существовать. В молитвах всякий день просим, чтобы Господь решил эту проблему.
Бывают перебои с водой — хотелось бы со временем свою скважину иметь. В селе есть богатые люди, которые провели в свои дома газ, а бедные на нас надеются — вот скит проведет себе, и мы подключимся. Без газа плохо. Зима была лютая, сестрички топили по очереди — углем, дровами.
Матушка говорит о трудностях, но улыбка не сходит с ее лица, вся она будто светится радостью — живет-таки скит, молятся и трудятся сестры, служат Господу.
— Все у нас будет. Москва не сразу строилась, — повторяет матушка Феофания.
Мы спрашиваем позволения посмотреть дом и хозяйство.
— Сейчас я их предупрежу, — и матушка спешит по крутой лестнице. — Сестрички! К нам гости!
Возвращается с улыбкой:
— Переполох у них. К нам ведь редко приезжают, а сейчас еще и разгар работ — к Пасхе готовимся.
Уборку сделали и пасочки напекли. Я две ночи не спала — днем ведь некогда печь. Сперва сахару не доложила, пришлось переделывать, на этот раз получилось. Цветы приготовили. В Великую Субботу во время службы сестры выйдут со свечечками и цветами. Священник будет переоблачаться в праздничные одежды, храм сменит траурное убранство Великого Поста — на нарядное, пасхальное. В полночь торжественно будет провозглашено: «Христос Воскресе!» И пойдем мы на Крестный ход.
— Дружно вам живется в скиту?

— Сестры у нас разных возрастов — есть молоденькие девочки, есть пожилые женщины. Конечно, бывают мелкие столкновения — как без этого? Главное — если что случилось, сразу попросить прощения, не таить гнев и обиду, с миром отойти ко сну.
Живут сестры на втором этаже, по две-три. В кельях по-особенному чисто, на стенах образа. А самая светлая комната с окнами на Волгу отведена под швейную. Хорошо сидеть за пяльцами, время от времени подымая глаза на безкрайние волжские дали!
Очень нарядно в доме: скиту подарили много комнатных цветов. Из трапезной доносится вкусный запах горохового супа. Сестра Нонна готовит обед. Есть среди сестричек и медсестра, и бывшая начальник отдела снабжения. Хотя о прошлой жизни сестер расспрашивать не принято. Но в одном случае я все же не удерживаюсь:
— Машенька, а вам сколько лет?
— Двадцать два.
— Родители не против были, что вы в скит ушли? У вас есть еще братья, сестры?
— Нет, я одна у мамы, меня мама растила.
Радуется нашему приходу дворовый черный пес, прыгает перед Машенькой, лижет ей руки. Вальяжно ходят по двору куры. Будет и сеновал, и хозяйственные постройки. Одна из сестер умеет доить — в Тихвинском монастыре на послушании выучилась.
Посажены уже овощи: помидоры, лук, чеснок, щавель, петрушка. А для души — розы, пионы и гиацинты.
— Матушка, что вы мирянам пожелаете в преддверии великого праздника?
— Пожелаю от нашего скита, чтобы с Воскресением Господа воскресли души всех людей и настала бы Пасхальная радость, которой не было бы конца. Мир, любовь в Воскресшем Христе да пребудет со всеми людьми!

Татьяна Свичкарь
г. Жигулевск
23.04.2006
849
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru