‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Интернет и журналистика

Ну, конечно, интернет очень облегчил наш хлеб.

Ну, конечно, интернет очень облегчил наш хлеб.

И, глядя на сегодняшних раскормленных журналистов (не исключаю здесь и себя), как-то уже стыдно применительно к нам сказать: «Журналиста, как волка, ноги кормят». Кормит в основном интернет. Отсюда такой стремительный рост количества всякой высосанной из пальца «аналитики». Всевозможных журналистских «колонок» и «мнений». Но журналист все же должен рассказывать о том, что видел. И его взгляд профессионала не заменят всевозможные виртуальные блоггеры. Пиши о том, что видел, а не о чем прочитал. Используйте интернет как справочник. Как раньше использовали орфографические и другие словари. Но гоните его прочь от себя, когда он мешает, встает на пути к реальности. Эта виртуальная журналистика самый страшный враг нашей профессии. Чем меньше влияет на статью виртуалка, тем лучше. Постарайтесь, чтобы вас хоть немного кормили ноги. Это и для здоровья полезнее.

Конфликтная ситуация вокруг храма. Меня попросили вступиться, написать против местных склочников (склочниц). Знал я, что дело не ограничится лишь статьей — придется потом ходить по судам. Долго. Но сознательно согласился впрячься в борьбу за храм. Просто церковная журналистика в таких ситуациях не должна выбирать. Мы для того и имеемся, чтобы «лаять», когда к нам в церковную ограду лезет тать. Когда писали резкую, твердую статью, не жалея черных красок для «борцов с храмом», ничего не смягчая, я вдруг добавил одну красивую деталь. Оказалось, пятнадцать (или сколько там) лет назад знал я одну из этих склочниц. Она даже пробовала к нам устроиться на работу. И тогда — добавил я в статье совершенно искренно — была она симпатичной молодой девушкой (подразумевалось: во что превратилась сейчас… И … сердце ее дрогнуло. В суд она нас неожиданно не потянула. Я нашел смягчающую деталь.

И не погрешил против истины при этом.

В самом критическом материале, в самой конфликтной ситуации найдите хотя бы одну черту положительную даже и во врагах. Дайте им повод не идти до конца. Не озлобляйте врагов окончательно. Ведь не с чикатилами же имеете дело. С обычными, хоть и заблуждающимися в чем-то людьми.

А по судам ходить у меня нет времени.

За 21 год ни разу не был в суде я. Один раз был иск против нас, но до суда и там не дошло. Противник выбросил белый флаг еще до начала судебного разбирательства.

Но и бояться судов не нужно.

Бог потребует — пойду и на суд. Самому только не нужно нарываться.


Виртуальное, это значит ненастоящее…

В магазине встретились две сменщицы-продавщицы. Одна, помоложе, с похвалой говорит другой: 

— У меня недавно был день рождения. И меня в интернете поздравили более ста друзей «В Контакте»! Это так здорово! Целый вечер отвечала на их поздравления. 

Вторая продавщица, которая постарше, на это ответила:

— А когда у меня был день рождения, меня поздравили всего пять человек. Но зато какие подарки они принесли! Цветы, торт, книгу, духи, набор фужеров… А тебе что подарили твои виртуальные друзья?

Первая продавщица замешкалась с ответом.

— Они… подарили… виртуальные открытки… Целых сто виртуальных открыток… — промямлила молодая продавщица.

— Мои подарки зато настоящие! — ответила ей другая.

На этом они замолчали. Переглянулись и вдруг поняли, что их диалог стал похож на какую-то назидательную притчу из Православной книги. 


Картина маслом…

Бог не оставляет нас и в делах издательских. Надо только учиться слышать Его голос.

Весной 2012-го года я начал работу над своей книгой «В тихом дворе» — второй из серии «Капельки вечности». Начал с заглавия, а потом стал думать над обложкой. Когда представлял внешний вид книги, в памяти всплыла картина одного современного художника. Видел ее я в Москве, в Манеже, на выставке Православных живописцев где-то лет пять-семь назад. Мне этот художник — священник А., на всей выставке больше всего понравился. Я даже взял у него небольшое интервью, и потом в статье назвал его творческий метод — «исихастской живописью». Ему этот термин пришелся по душе. Еще бы!…

Тот художник был немолодой, служил и жил в Подмосковье. И вот спустя столько лет мне припомнилась одна его картина — город-храм, город-видение, словно бы сотканное из тонких предутренних снов… Вот какую работу хотел бы я видеть на обложке своей книги!…

Тут же залез в Интернет, и через пять минут уже нашел и сведения о художнике, и репродукции его работ. Вот и ее нашел — ту картину, она называлась «Вечерняя молитва». Картина, в общем, не разочаровала. И я уже хотел приступить к дизайну. Как вдруг…

Издатель моей книги, Максим А., вдруг тревожно спросил меня:

— А вы спросили согласие у художника?

— Нет… А надо? — замешкался я с ответом. Оказалось — необходимо! Ведь все-таки есть же авторское право. А книгу не спрячешь, какой бы ни был ее тираж. Я призадумался. Не люблю, вообще говоря, когда лезут в мои дела. А книга — это ведь «мое дело». И при чем здесь авторское право художника? Но я был настолько очевидно не прав, что решил исправлять ситуацию.

И снова стал шевелить интернет. Стал искать иголку в стогу сена — художника А., священника из Подмосковья. В этом мне помогала сотрудница редакции, Наталья.

Вскоре я уже получил телефон автора картины. Позвонил ему, представился. Художник меня припомнил. Поблагодарил за то давнее интервью. Поздравил с Пасхой. И конечно же дал разрешение использовать в книге его работу. Все!

Можно приступать к дизайну обложки.

Но в этот самый момент пришла Наталья и сообщила, что с тем художником не все гладко.

Как — так? — изумился я. Одно препятствие устранил, и вот, вылезло новое. Оказалось, она только что дозвонилась до школы искусств, в которой до недавнего времени преподавал художник. И директор сказала, что, да, знает такого — очень талантливый мастер, и педагог хороший. Но уже два года у них не преподает. А еще… Она что-то такое слышала… Ну, словом, что-то по духовной линии… Не совсем хорошее. Но точно ничего не сказала. Словно бы пожалела его. Только намек дала.

Я разозлился от этого всё усложняющего известия. И зачем только она туда звонила? И зачем я кому-то звонил? Но раз стало известно что-то непонятное, надо проверить. Хотя — скорее всего клевета. И даже непременно клевета на хорошего, на духовного, на талантливого человека. И вообще… Какое это имеет отношение к картине? И к моей книге, состоящей из опубликованных в газете «Капелек»?

Оказалось — имеет!…

Мы продолжали искать. Наталья вскоре дозвонилась чуть ли не до главы администрации того поселка, где живет художник.

И все, к сожалению, подтвердилось. Уже больше года назад этот отец А. ушел в раскол. Разорвал отношения со своим Архиереем. Стал служить у каких-то не то катакомбников, не то и вовсе «самосвятов».

И это уже не сплетни, а горькие факты.

В смутное время живем, раз даже с лучшими из нас бывают такие падения… А ведь кому многое дано, с того многое и спросится.

И я стал думать, как теперь быть. С одной стороны, какое мне дело до того, в какой юрисдикции находится художник? Я ведь не его взгляды «пропагандирую», а только картину на обложку ставлю. Тем более, картина эта писалась им до — а не после ухода в раскол. С другой стороны, все равно что-то такое во всем этом напрягало. Человек по каким-то причинам (каким — не знаю, и потому не берусь его строго судить, Бог ему судья) ушел из Церкви. Пусть не совсем ушел, а в какую-то другую юрисдикцию, может, к старообрядцам, может, к отколовшейся части «зарубежников». Может, он еще покается и вернется.

И тем не менее. Книга-то не для раскольников предназначена. И зачем мне людей вводить в соблазн? Если бы еще не знал я об этом, тогда простительно. Но ведь знаю. И — главное — вижу ясно, что и не мог не узнать! По Промыслу Божию все мне открылось… То-то мы так легко до всех дозванивались.

Но картина тут при чем?

… Как это при чем? Полотно (и тут прав наш Гоголь, прав даже сомнительный англичанин Уайльд) все-таки связано с тем, кто его написал. Часть своей души оставил художник на полотне. А ведь уже тогда, наверное, было в его душе и что-то такое, что позднее привело его туда, куда привело…

Мы ведь и к тем романам Льва Толстого относимся подозрительно, которые он еще до отлучения своего написал… А не только «после». Человек — един. И все, что с ним происходит — меняет все в нем. Даже его прошлое. Окрашивает его в новые тона. Это для нас есть время, но нет его для Бога и святых Его. Еще отец Павел Флоренский писал, что, например, в сновидениях время иногда течет в обратную сторону!… Оно вообще не линейно, если разобраться. И бывает во сне — целая длинная романтичная история с похищениями, свиданиями, пиратами, но кончающаяся обязательно каким-нибудь выстрелом пушки с пиратского фрегата! А это всего-навсего хлопнула форточка в твоей комнате. Время, так вот, бежит назад.

Но ведь я взял уже и благословение на то, чтобы поставить на обложку его картину? С этим как?

А люди, а читатели… Они на это благословение не брали. Как они бы отреагировали на это, если бы узнали то, что теперь знаю я? Плохо бы отреагировали — не сомневаюсь.

В общем, после каких-то недолгих колебаний я решил не мудрствовать лукаво. А просто отказаться от использования этой картины. Да, талантливо, да, подходит по теме. Но — другую найду. Более каноничную картину. А священнику А. желаю покаяния и возвращения. Он настолько талантлив, настолько духовно зрел, что сам всю пагубность своего решения со временем поймет.

Кстати уж, припомнилась мне одна притча, которую он сказал мне во время того давнего интервью. Речь шла о художниках. Об искусстве. Жил человек, молился, и вдруг увидел в откровении, что горы — это не совсем горы, и люди — не люди, а нечто совсем иное, освещенное потусторонним светом… Открылся для него Божественный план! И вот он снова молится несколько лет и вдруг видит: те горы и те люди, которых он для себя открыл несколько лет назад, оказались не те — а за ними скрываются ранее для него незримые Ангелы! А через несколько лет он в молитве постиг, что выше Ангелов — Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства… И проходит еще время, и он зрит Сияние Божества. И еще остается какое-то время ему пожить земле. И вдруг он видит, наконец, что горы — это горы. Люди — это люди, Ангелы — Ангелы, а Бог — это Бог!Тогда он и пришел в то состояние, которое угодно Богу. За давностью времени мог я что-то в притче напутать, но смысл такой вот, ручаюсь.

Надеюсь, что со временем поймет художник: раскол — всего лишь раскол. И более ничего. За ним — пустота и ослепление. Прелесть.

… Вскоре остановился я на другой картине на ту же тему. Может, не такая она изысканная, попроще, реалистичнее. Но зато уж радостная, ясная, Православная!… Вот какая картина мне нужна!

Писал ее Игорь Георгиевич Фролов. Слава Богу, жив он и здоров. Значит, и к нему можно обратиться за разрешением. Я было заколебался на мгновение: а вдруг и с ним что-то такое… не совсем хорошее… Но отогнал эти мысли. Вскоре уже дозвонился до него. Интернет и в этом помог… Представился, объяснил. Получил согласие немолодого уже, весьма заслуженного художника.

На этом бы и поставить точку.

… А он мне вдруг с такой болью, с такой надеждою говорит:

— Берегите Россию! Мы – старые. Мы свое дело уже сделали, как могли. Теперь ваш черед ее беречь…

Как рад я, что именно этот художник связал свое имя с моей новой книгой.

Я это все к чему рассказываю?

Вся эта маленькая история произошла пределах моего кабинета. Сегодня все можно выяснить, все решить — не выходя из-за стола…

Проверять надо! Не лениться. И заручаться согласием. Все надо делать правильно. И если что-то мучит, какая-то не вписывающаяся в общую картину деталь — остановись. Проверь еще раз. Или вовсе откажись от задумки. Их ведь много. Одна ушла — другая придет. Это только кажется, что нет других вариантов.

А Бог поможет, если доверишься Ему.

905
Добавьте в соц. сети:
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru