‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

Нужно ли любить деньги?

На вопросы читателей отвечает священник Александр Шантаев.


В одной из газет, адресованных пожилым людям, опубликована статья "Чтобы деньги вас любили", в которой читателям предлагают… "искренне полюбить деньги" — и ради этого избавиться от "психологии бедности". Даже, казалось бы, добрые нравственные установки — преодолеть зависть, сознательно растить в себе доброжелательное отношение к людям, всегда быть честными и т.д. — в статье обусловлены корыстным мотивом добиться желанного результата в овладении "психологией богатства"…
Эта статья привела меня в смущение и тревогу. Не является ли сказанное в ней грехом? Как следует Православным правильно относиться к деньгам?
Валентина Макеева,
г. Самара.


В статье, вызвавшей тревогу читательницы, речь очевидно идет о том, как преодолеть "психологию бедности" и, посредством ряда сознательных установок, настроить себя на овладение "психологией богатства". Уже как минимум два десятилетия подобные принципы и методики можно слышать на всевозможных бизнес-семинарах, курсах, психологических практикумах, часто прикрывающих фасады пирамид по выкачиванию денег из населения. Суть остается примерно одинаковой, варьируясь ссылками на авторитеты, — Д. Карнеги, Б.Франклина, или Васи Пупкина.
Скрывается ли за этим какой-то подтекст, на который бы стоило обратить внимание Православного христианина? — Да, безусловно. Если забираться совсем глубоко, истоки этих установок нужно искать в реформационных идеях Лютера и в позднейших протестантских и кальвинистских течениях и сектах. Но в протестантском учении, хоть и превратно, наличествует христианское, евангельское начало; в любом случае мир, — творение Божие, а "христианин-избранник существует для того…, чтобы осуществлять в своей мирской жизни заповеди во славу Всевышнего". Любовь к ближнему проявляется в социальной деятельности, прежде всего, в выполнении профессионального долга, для чего необходимо проявлять доброжелательность, воспитывать честность, порядочность, скрупулезность в делах — и тогда твои усилия будут угодны Богу и вознаграждены богатством и благополучием. Следование добродетелям есть средство к преуспеянию и угодно Богу, даже если на наш Православный взгляд преуспеяние весьма смахивает на любостяжание.
Но в современном мире, уже "перешагнувшем" Христианство как пережиток, этические добродетели: быть "доброжелательным", "честным", "старательным" и т.п. хотя и остались, но в странном виде, ничего общего не имеющем с Христианством, а их религиозное основание как цель и источник, т.е. — Бог, оказалось отторгнуто. Любовь к ближнему пережила поистине убийственную метаморфозу. Любовь к ближнему, проповедуемая вплоть до телерекламы, сегодня заключается в том, чтобы доброжелательно и вежливо не позволить сократить расстояние между собой и ближним; чтобы ничему и никому не дать нарушить границы своего эгоизма. Если для сбережения внутреннего комфорта и здорового пищеварения выгодно проповедовать моральные добродетели — а в проповеди их есть прямая корысть, — следовательно, их будут проповедовать. В сухом остатке мы имеем такие теории или учения, где целью является не Бог, а Маммона — "богатство", "темное благо", в Новом Завете, как имя злого духа, покровительствующего любостяжанию. "Любостяжатель, — говорит апостол Павел, — есть идолослужитель, который не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф. 5,5).
Нет никакой особой "психологии бедности", или "психологии богатства", а есть сведение человека как творения Божьего — к потребителю, к элементарному биологическому организму, осуществляющему свою жизнедеятельность под девизом "ты этого достоин (достойна)", или, иначе говоря, — если ты и был для чего-то создан, то ради этой последней марки пылесоса. Звучит цинично, но логика потребительства сводится именно к этому, именно она лежит в основании продвижения товара на рынок.
Деньги (не зря же они именуются "денежные знаки"), — только условная единица, символ, необходимый для осуществления взаиморасчетов между людьми в приобретении товаров и услуг в данном обществе. Деньги — это не плохое и не хорошее средство удовлетворения потребностей, которое само по себе ни зло и не добро. Чтобы они (деньги) проявили себя в том или в другом качестве, необходим человек, а точнее, как и во всем прочем, — направленность его воли. Отношение к деньгам, обращение с ними, — все это открывает многое о самом человеке, даже то, что он не подозревает в себе, или, напротив, хотел бы всеми способами скрыть. В вопросе денег, как и во всех вопросах бытия, мы неизбежно приходим к тому, в чем полагает человек цель своего существования, что определяет его смысл. Никогда за всю предшествующую историю человечества деньги не значили так много, как сейчас. И никогда прежде, вплоть до новейших технологических революций, деньги не открывали таких возможностей, как сейчас. И никогда они не были столь абстрактны и условны, как сейчас. И никогда мир, во всяком случае близкий нам, европейский христианский мир, не утрачивал столь глубоко чувства Бога. В мире, почти потерявшем живые истоки христианской метафизики, деньги, а не Дух "животворят" сущность человека, но "животворят" до омертвения, до гибельности, обставленной со всем подобающим комфортом.
…Разговор о деньгах, конечно, не может свестись к набору противопоставлений, как и всякий разговор о духовном совершенствовании. Несомненно, что должное отношение христианина к деньгам должно проистекать из деятельного постижения принципов христианской аскетики.

Священник Александр Шантаев.

19.03.2004
888
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru