На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Как относиться к соевым продуктам. которых сейчас множество: соевые майонез, фарш, молоко и т.д. Можно ли их вкушать во время поста?
Наталия.
Вопрос очень интересный. Однако сама его постановка говорит о непонимании смысла поста, о полном забвении той цели, которую мы ставим перед собой, вступая в это благодатное время.
Вводя нас в пост, Святая Церковь предлагает нам на время забыть о земном для встречи с небесным. Ее цель не запретить нам что-то есть, а, наоборот, предложить нам другую пищу, неизмеримо более важную — пищу духовную.
В этом отношении показателен один рассказ из древнего патерика о том, как постились настоящие постники.
Один старец пришел к другому старцу; тот сказал ученику своему: свари нам немного чечевицы. Он сварил и размочил хлеб. Они пробыли в беседе о духовных делах до шестого часа следующего дня. Старец говорит опять ученику своему: «Чадо, свари нам немного чечевицы». — «Я вчера еще сварил», — отвечал ученик. И вставши, они начали есть.
Видите, занимаясь более важными вещами, пустынники забыли даже о столь скудной пище. А вот еще об одном настоящем постнике.
Ученик аввы Сисоя часто говаривал ему: «Авва, встань, потрапезуем!» Старец отвечал: «Ужели мы не ели, сын мой?» — «Нет, отец». — «Если не ели, принеси, — поедим».
Занимаясь молитвенным созерцанием, старец без лукавства занимался именно тем, для чего он удалился в пустыню.
Вот с этой позиции давайте поразмыслим о соевых продуктах. Прежде всего скажем, что соевые продукты — растительного происхождения, поэтому формально церковный устав не запрещает их употребления в пост. Если, зайдя в магазин, я случайно увидел банку соевого майонеза, я ее куплю и буду есть без всякого смущения, в простоте душевной, совершенно не нарушая поста. Если же с началом поста я начинаю охоту за соей, заботясь лишь о том, чтобы моя постная пища ничем не отличалась от скоромной, то я — лукавый раб, пост у меня украден, я занимаюсь не тем, чем нужно заниматься в пост.
Пост — время покаяния, очищения себя для встречи с Божественной святыней. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Авва Серапион говорит: «Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями».
Пост — время дел милосердия. Святые отцы советовали вопрошающим о посте поститься так, чтобы сэкономленные деньги от пищи раздавать нищим. Много ли мы экономим, ходя по соевым магазинам?
Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?(Ис. 58:3–6). Так пишет пророк Исаия о посте.
Поздравляю всех с наступившим Рождественским постом.
Помогай вам Господь!
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru