‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

Что такое честь?

На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Существует ли в Православии понятие: честь и достоинство личности? Если существует, то как к нему относиться с Православной точки зрения?
Как понимать заповедь: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лк. 14, 11)? Очень буду ждать ответ.

С уважением Павлова.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего глубже разобраться с самими понятиями — честь, достоинство, личность.
Слово «честь» объединяет в себе такие категории, как почитание, уважение, честность в отношении какого-либо человека. И здесь мы по опыту знаем, что есть такое понятие, как честь, так как человек, имеющий честь, сам должен быть и бывает честен во всех отношениях с людьми, его окружающими. Такие качества, как справедливость, доброта, щедрость, готовность к самопожертвованию, достойны почитания, уважения и чести.
Слово «достоинство» раскрывает нам понимание качеств, по большей части нравственных или профессиональных.  Такие выражения, как «достойный человек», «достойный муж», «достойный врач», всем понятны, и здесь не может быть разночтений.
Понятие «личность» является базовым понятием всего мироздания, так как источником всего сущего — видимого и невидимого — является Личность Живого Бога Вседержителя, Который по Своему Образу и Подобию сотворил человека как личность и дал ему Дух жизни. Создав человека личностью, Бог дал ему свободу быть или в чести, или не в чести — в зависимости от правильности (праведности) его жизни. А значит, человек сам своим поведением определяет достоинство своей личности — то есть чего он достоин, чести или безчестия. Поэтому можно сказать, что понятия чести и достоинства личности не только существуют, но и являются основными в понимании смысла жизни человека, ибо они при правильном Православном рассмотрении их дают ответ на вопрос, что же есть человек в этом мире и какова его ценность и предназначение.
К сожалению, в нашем мире, поврежденном грехом, все искажено и перепутано. Это и вследствие самого повреждения, и вследствие действия врага рода человеческого, который лукаво подменяет в сердцах и умах людей правильные понятия на ложные. Так и понятия «честь», «достоинство», «личность» воспринимаются порой не только искаженно, но и весьма уродливо вывертываются в свое противоположное значение, сохраняя при этом то же словесное обозначение. Сравним хотя бы понятие «честный человек» и «вор в законе». Первый действует по заповедям Божиим «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убий». Второй же действует совсем наоборот, хотя применяет к себе и к своей жизни суррогат некой «воровской чести». Искажается и достоинство личности, понятие которого часто заменяется в миру на самолюбование и право на эгоизм, право брать от жизни все «для себя, любимого». Ведь, как лукаво вещает нам реклама, — «вы этого достойны»…
Что же касается приведенной вами в вопросе заповеди Божией, то всякий, кто идет дорогой смиренномудрия, будет просвещен от Бога видением истинного своего положения, а значит, узрев погибельность состояния своего, прибегнет ко Спасителю. Тем самым возвысится в очах Божиих и приобретет утраченные честь и достоинство своей личности. Но это именно при смиренном понимании своего положения и праведном поведении. А тот, кто мечтает о себе и своих талантах, заслугах, выдающихся качествах, да при том еще и посмеиваясь над другими, — тот идет дорогой, ведущей его к утрате остатков чести и потере всякого достоинства в очах Божиих и перед людьми. Примеров первого пути великое множество в истории Церкви — это наши святые угодники Божии. Примерами второго пагубного пути изобилует и вся история человечества, и наша повседневная жизнь.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
09.06.2006
2847
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru