‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Благословение старца

…спасло жизнь юного Кузьмы Калугина.

…спасло жизнь юного Кузьмы Калугина.

Неожиданный отклик получил очерк "
Подземный монастырь", опубликованный в № 21 газеты "Благовест" за прошлый год. Супруга клирика Петропавловской церкви г. Самары протоиерея Михаила Фролова матушка Елена Кузьминична припомнила, как в детстве — жили они в Оренбуржье — слышала рассказы о Покровском монастыре и его прозорливом старце-игумене.

И вот что рассказала матушка Елена:
— Мой дедушка Аким Яковлевич Калугин — это еще какие годы были — 1917-й, 18-й годы, — всегда ездил в Покровский монастырь, чем мог помогал. Монастырь быстро строили, торопились — видимо, игумен обители старец Зосима тогда уже знал, что монастырь недолго просуществует. И из всех окрестных деревень в Покровку везли яйца — для раствора: раньше ведь строили на века, и для прочности в раствор добавляли яйца. И уж как быстро строили, а отец Зосима все торопил: "Быстрее, быстрее!" — чтобы сколько Господь даст, успеть помолиться в обители.
Мой папа лет с тринадцати каждый год на все лето ездил туда, трудился на разных послушаниях, в основном на земле. И так по душе ему пришлась монашеская жизнь, что он и не хотел возвращаться в мир, думал в монастыре и остаться. Но игумен Зосима сказал: "Нет, Кузечка, ты езжай домой. Здесь тебе оставаться нельзя". — "Да как же, я хочу в монастырь!.." — "Нас скоро разгонят и монастырь закроют, всех поубивают… Нет, Кузечка, ты должен вернуться домой. Монастыря не будет". И действительно, монастырь закрыли в 1923 году, — а этот разговор был в 1920-м.
Приехал он домой, сколько-то месяцев прошло, и дедушка говорит: "Ну что, Кузя, тебе уж восемнадцать лет, пора тебя женить. Поеду к батюшке Зосиме, попрошу благословить тебя на женитьбу". Приезжает — а старец Зосима не дает благословения: "Нет-нет-нет, ты Кузечку не жени, его невеста еще не выросла!" Как — не выросла? Вроде та, которую хотели усватать, в самом возрасте была. Ну что же, раз нет благословения, сватовство отложили…
Через год папе девятнадцать лет исполнилось. Время тяжелое, 1921 год, голод. Дедушка поехал в монастырь, еще не доехал, видит — старец Зосима в поле трудится. Он дедушку издали увидал и кричит:
— Аким Яковлевич, Аким Яковлевич! А ты Кузечку жени!..
На ком, спрашивается, — жени? Невесты-то теперь уж и нет.
Дед мой подъехал к старцу, благословился. И говорит:
— Кузя в Среднюю Азию хочет ехать. Их собралось двадцать человек — на хлебные заработки… Благослови поехать!
— Нет, ты Кузечку не пускай в Среднюю Азию! Ты его жени.
Вернулся дед и говорит:
— Ты, Кузьма, никуда не поедешь — старец Зосима не велел. Он тебя благословил жениться!
Вот тут все и задумались: кого же сватать, где для Кузечки невеста выросла?
Раньше ведь как — стали всей семьей молиться, просить Бога. Я уж не знаю, что они читали; вечером долго все вместе молились, чтобы Господь дал кому-то из них какое-то видение или еще как подсказал, к кому идти свататься.
И вот наутро папин брат Петр — он постарше был — рассказывает свой сон:
— Приснилось мне, будто заходим мы во двор к Шестопаловым. И во дворе три девочки — одна из них постарше, две вовсе маленькие, играют в мячик. На том сон и закончился. Видно, старшенькая и есть Кузина невеста…
Пошли они сватать. Приходят — а во дворе, точно как в том сне, три девочки играют в мячик. Старшей, Федосье, еще не было и шестнадцати лет. Эх и плакала она, эх и рыдала! Не хотела замуж выходить, ей бы еще в куклы играть… Но смирилась, послушалась родителей. Свататься пришли вскоре после Пасхи, а 11 июня маме исполнилось 16 лет. И в этот же день, как только она достигла совершеннолетия, их повенчали. Вот так по предсказанию и благословению старца Зосимы мой папа и женился.
— Долго они вместе прожили?
— Долго! 57 лет. В 21-м году они поженились, папа умер в 78-м году. Раньше они жили в деревне в Оренбургской области, а потом в Сорочинске. В пятидесятых годах папа — уже в возрасте — стал дьяконом, а потом и священником. Служил в Сорочинске, церковь была во имя Михаила Архангела. В Сорочинске и умер. Мама после него еще семь лет прожила. Когда папы не стало, мы ее уже сюда привезли, в Самару — что она там одна бы жила.
А из тех двадцати сельчан, которые уехали в Среднюю Азию, ни один не вернулся. Ни писем от них не было, ни весточки. Девчонок еще, может быть, узбеки замуж взяли, увезли в глухие аулы, и ребят могли забрать как работников, а может — и убили, или по дороге погибли… Уж наверное, хоть кто-то дал бы о себе знать, если остались бы живы. И папа говорил: "Если бы не благословение старца Зосимы, я бы тоже с ними погиб, не вернулся бы домой".
Еще один случай произошел тоже в папиной семье. Семья была большая, дети один за одним подряд все шли. И через год пришло время другому брату жениться, Василию. Невесту выбрали. Ну, говорят, поедем за благословением к старцу Зосиме! Было это в Петров пост 1922 года.
Приезжает дедушка к старцу Зосиме и говорит:
— Батюшка, мы надумали Василия женить. Вот как только пост отойдет, сразу после Петра и Павла свадьбу и сыграем. Благослови!
А тот отвечает:
— Нет, Аким Яковлевич, ты его сейчас не жени. Он на Илию Пророка сам женится.
И опять непонятно: как это Василий сам женится!
В день накануне праздника Илии Пророка Василий работал в поле. Время страдное — уж не помню, то ли сено, то ли солому скирдовали. Он с собой в поле взял младшую сестренку Василису, ее все Васенкой звали — было ей лет восемь или девять. И вдруг Василию стало так плохо. Он позвал сестру: "Васена, ты подержи верблюда, мне больно плохо…" Она надулась: "Ну вот, заставляет меня работать — я же маленькая, не умею…" Василий лег — и встать не может. Позвали дедушку Акима. Он уложил сына на телегу, отвез домой. И дома Василию не полегчало, а на следующий день, 2 августа, в самый праздник Илии Пророка, он умер.
— Вот и — "женился сам"…
— Да, так и сбылось и это предсказание старца Зосимы о нашей семье.
А папа долго все тосковал по монастырю. Так хотелось ему поехать туда. Ну машины не было, поехать не на чем. Потом уж в Сорочинске жили, собрались и поехали туда. Вернулся расстроенный: там уж и следа не осталось от монастыря. Все поломали, поругание одно…
— В вашей семье все пошли по духовной линии?
— Мой брат протоиерей Михаил Калугин — он на восемь лет меня старше — служит в Петропавловской церкви. Отец Варфоломей — тот на одиннадцать лет старше меня — в Загорске, в Лавре. Только вчера звонил… На пост прощения просил. И сестра — она в монашестве, живет у брата, отца Михаила. А вообще нас было одиннадцать человек, я самая последняя. Семеро в младенчестве умерли. В ту пору ведь которые покрепче, те и выживали. Зато и народ был крепкий. Раньше особенно-то и не лечили болезни. Чай с малиной, мед, баня — вот и все лечение.
Если бы тетя Васена жива была, она умерла пять лет назад, — вот она много знала. Она бы много что рассказала и о монастыре, и о старце Зосиме. Главное, что она говорила: без благословения в нашей семье ничего не начинали. Кого женить, или еще какое важное дело — только по благословению! Все, все в монастырь, в Покровский.
— Архангельская церковь в Сорочинске после революции сохранилась?
— Закрывалась… Мама вспоминала, что в церкви безбожники танцы устраивали. А какой был храм! Огромный! Храм — красавец. Сейчас таких в Сорочинске и близко нет! Дивный храм, старинный! Резонанс такой — заслушаешься… И этот храм отдали под клуб… Потом уже в Сорочинске молитвенный дом открыли, папа в нем служил. А храм вновь открыли лет семь назад.
— Были в нем?
— А как же! Ну, конечно, те великолепные росписи, что в нем были, утрачены. Но заходишь — и все вспоминается, как встарь…
…А мне припомнился не вошедший в ту публикацию о подземном монастыре рассказ настоятеля Покровской церкви иерея Анатолия Чернецова:
— Одному уроженцу Покровки, теперь он живет в Оренбурге, за десять лет до открытия пещер было видение. А рассказал он мне об этом недавно. Приехал в Покровку — добродушный, здравый человек, лет под пятьдесят — простой человек, в духовных вопросах вообще не разбирается. Говорит мне:
— Батюшка, я вот сейчас войду в пещеры, но я в них уже был! Как-то, в девяностых годах, я собрался в Покровку ехать. Лежу, вспомнился родник этот, как потом загубили его…
И — сплю или не сплю — вдруг оказался на горе, и на этом месте, где вы открыли пещеры, стоит столп лазурно-небесный, весь переливающийся, до самого неба. А на вершине столпа Распятие, и Христос. Такой у Него добрый Лик…
Словно кадры меняются за кадром — оказываюсь я в подземелье, и передо мной монах в черном одеянии. Он не говорит ни слова, но я знаю, что мне надо идти за ним. Иду по подземным коридорам, на стенах факелочки (так он по-мирскому воспринял лампады, — пояснил отец Анатолий), свечи. Заходим в большую комнату — и там факелочки и свечи, иконы очень красивые стоят. И этот монах ничего не говорит, но молча показывает мне все это. Смотрит на меня, и лицо такое… как у Ангела! — оно и сейчас передо мной стоит… Небесное… А глаза — такое в них добро, красота глаз неземных. Я вот сейчас рассказываю, а у меня душа плавится.
И потом другой кадр. Мы стоим где-то в пещере вместе, где источник, и в воде родника три креста лежат. Монах берет крест, им благословляет воду и меня благословляет. И я вижу — на его лицо свет пролился с неба…

На снимке: Матушка Елена с супругом, протоиереем Михаилом Фроловым.

Ольга Ларькина
16.07.2004
1210
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru