‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Материнский обет»

Отклик священника на публикацию в газете.

Отклик священника на публикацию в газете.

Здравствуйте, раба Божия Лидия!
Прочитал статью с вашим трудным вопросом, как быть и как вам поступить теперь.
«В то время я ничего не знала и не читала о монашестве», — пишете вы. То есть, по сути, обет с вашей стороны был неосознанным и о чем идет речь, вы до конца не понимали, и к тому же вы сами не совсем поняли, как этот обет промелькнул в вашем сознании, и вам «это трудно объяснить».
Как оценить мысли, которые постоянно крутятся в наших головах, вопрос достаточно сложный, особенно для человека, который делает к Церкви первые шаги. Только подвижник-аскет может правильно вести мысленную брань. Так что же есть такое обет или даже, если проще сказать, наше решение? Попытаемся подумать.
Даже в обычной жизни, прежде чем подойти к начальнику, директору, мы прежде всего четко и ясно обдумываем, что будем просить, что будем говорить, и уж если спонтанно вбежать в кабинет и что-то произнести на горячую голову, то поймут ли нас, добьемся ли мы того, что ищем?! Тем более когда Самому Господу молимся в трудные минуты, эмоции, душевные переживания заглушают молитву и мы сами не понимаем, что по-настоящему нам надо, какую помощь подаст нам Господь, в чем мы по-настоящему нуждаемся. Вполне возможно, это и произошло в вашем случае.
Бывало, сам наблюдал: вот молодой человек приходит к вере, возгорается желанием послужить Богу, поступает в семинарию, всерьез задумывается о монашестве, уже и монашеское молитвенное правило на себя взял, клобук потихоньку примеряет… А потом встречает девушку, и в итоге образуется вполне счастливая Православная семья, со здоровыми детишками. Вот и получается, что парнишка искал монашества, а Господь подыскал ему супругу — значит, Он лучше знал, что для человека будет спасительней.
Теперь по поводу обета «за других». Вернемся к нашим обычным житейским примерам. Сколько пролито слез, сколько переломлено судеб, сколько священник на исповеди слышит рассказов: «Батюшка, я вышла замуж не по любви, у меня-де мама настояла, чтобы я вышла за него», — или: «Батюшка, я любила крепко одного юношу, но моя семья была против», «Вышла замуж по послушанию, прожили шесть лет, родили двоих детей, но его я терпела, он человек хороший, но видеть его не могу». И в итоге любви настоящей нет, но постоянно мысль: «А все могло бы быть иначе, жизнь могла сложиться счастливей», — есть только ропот и сетование на предрешенную родителями судьбу. Как в поговорке: без меня меня женили.
Есть такой красивый Христианский образ: наша душа — невеста, а Христос — жених, Который от каждой души ждет ее свободного произволения, желания; любовью, а не карой влечет Он к Себе. В чине монашеского пострига есть слова, где постригаемого спрашивают, по своему ли желанию и не от какого-нибудь принуждения человек хочет сподобиться Ангельского образа. И Ему не нужно вынужденного, выдавленного из себя признания, тем более сделанного кем-то заочно, Он ждет личного радостного ответа: «Да, Господи, Ты знаешь, люблю Тебя».
Вам, наверное, тяжело было бы присутствовать на такой свадьбе, где родители «обо всем договорились», тем более что постриг есть тоже образ свадьбы. Можно, конечно, «запрограммировать» невесту Христову, внушить, что кругом — грешный, падший мир, все кругом плохо и лишь где-то есть «град Китеж», где только и можно обрести спасение, счастье, где все хорошо и кругом понимающие сестры и братья. Мирская жизнь, духовная жизнь — это зависит от того, на что в повседневной жизни ставит акцент человек. И это не зависит от его чина, звания, положения.
Не стоит забывать, что монастырь — это больница и монашество — сложная хирургическая операция. И в нашей обычной человеческой жизни, в зависимости от болезни, не сразу, едва чихнув, ложатся на хирургический стол. Ведь можно прийти в поликлинику лечиться амбулаторно. А у Христа — Врача душ и телес — лекарств много. И для одних операция может быть, наоборот, противопоказана, а другим полезна. И, будучи в монастыре, не будет ли ваша дочь думать, что счастливей жилось бы ей в миру, радуясь детям?! Поэтому, как говорил известный самарский подвижник протоиерей Иоанн Букоткин (я лично не раз сам это от него слышал): «И в миру можно спастись, и в монастыре погибнуть». У святых отцов: «Спасает не место, а произволение».
Монашество — сложный подвиг, это передовая духовной войны, и, может быть, человек, трудясь «в тылу», способен ничем не меньше спасти свою душу, любя свою вторую половину, воспитывая детей, заботясь о престарелых родителях. Решение о монашеском постриге должен принимать лично сам человек, оно должно зачаться в его душе, это решение он должен взвесить, вынашивать не один год, дать ему окрепнуть. И, возмужав духовно и телесно, уже выходить на эту передовую.
По поводу различных снов и видений — об этом заочно трудно говорить. По поводу мироточения — вряд ли это тоже связано с неким «напоминанием». Представьте, каким кошмаром стало бы, если бы каждый вечер в двери вашей квартиры барабанил жених, с которым вы договорились о замужестве вашей дочери, и требовал: «Где моя невеста?» Или, как в том детском фильме: царю, пришедшему на рыбалку, высунувшаяся из воды рука грозила пальчиком: «Должок»… Нет, не таков наш Господь. Скорее, мироточение — это просто по вашей вере и не всегда бывает связано с каким-либо предстоящим событием или случаем. Поэтому хотелось бы порекомендовать вам: самое главное — воспитать, показать веру девочке своим примером, научить молитве, вырастить просто Православной Христианкой, чтобы она в переходный возраст смогла сохранить веру.
Не говорите ей ничего о ваших безпокойных предположениях, чтобы потом, если она выйдет замуж, в трудных житейских ситуациях ее не терзали сомнения: «Это мне за то, что я не исполнила обет матери».
Обязательно для облегчения ваших сомнений совести из-за возможного греха придите на исповедь. Там есть молитва, где священник произносит следующие слова о кающихся: «…или под свою анафему падоша, или под клятву ведошися, Сам яко благ и незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, прощая им и свою их анафему, и клятву по велицей Твоей милости», — то есть чин разрешения от клятвы.
У нас в современной Православной жизни есть предрассудок, что в настоящей Христианской семье муж должен работать при храме сторожем, жена — петь в хоре, дети — учиться в семинарии, а сами мы при этом жалуемся, плачем, что кругом этот грешный мир безбожный. А откуда же там верующим взяться, когда мы сами от мира отстраняемся?! Попытайтесь вашей дочери дать высшее образование, пусть будут и в университетах сначала Православные студенты, а потом и инженеры, и директора, и бизнесмены.
Не торопите время. Господь большей частью творит чудеса незаметно, неявно. Придет время, и ваша дочь получит свое утешение.

См. также

Священник Антоний Вахрушев
клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери, пос. Мехзавод г. Самары.
04.11.2005
807
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru